Карта диагностики и развития способностей ребенка доу

Карта диагностики и развития способностей ребенка доу thumbnail

Муниципальный проект

«Выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей дошкольного возраста в ДОУ г. Новочебоксарска»

КАРТА ДИАГНОСТИКИ

И

РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

ДОУ № _____

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Ф. И.О. ребенка___________________________________________

Дата рождения_____________________________________________

Домашний адрес____________________________________________

Пол ребенка ______________________________________________

Дата поступления в группу__________________________________

Научный руководитель проекта — , академик Российской академии проблем качества, к. х.н., профессор Чебоксарского политехнического института (филиала) МГОУ; e-mail:*****@***ru

Чебоксары – 2010

Карта диагностики и развития способностей ребенка / Пособие. – Чебоксары, ЧПИ (ф) МГОУ, 2010. – 28 с.

ã , 2010

ã ЧПИ (ф) МГОУ, 2010

Наше будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Наше будущее – дети. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развить их задатки и наклонности в способности и таланты. Поиск возможностей ребенка и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство и сила страны.

Творческие возможности человека могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе и уже в дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены еще до поступления ребенка в школу, что создает предпосылку для последующего обучения и активного творческого развития. Поэтому забота о развитии способностей наших детей, а все дети талантливы от рождения, это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России завтра. Уже существуют способы выявления задатков и наклонностей детей, вырабатываются программы помощи им в реализации и развитии своих способностей. Однако проблема диагностики и развития способностей детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками и наклонностями для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения совместно с хорошим педагогом. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой по его саморазвивающейся деятельности, а также определили бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы.

Психологи признают известную роль природных, биологических факторов как природных предпосылок развития способностей. Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки – некоторые, заложенные генетически, врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.

Жизнь и практика работы с детьми позволяют, постоянно и внимательно наблюдая за ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам. Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как малыш ведет себя в разных ситуациях, как и решает разного рода задачи. Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от одного года до трех-четырех лет. Наклонности ребенка можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.

Около четырех лет практически почти все имеющиеся у ребенка с рождения задатки, так или иначе, проявляют себя. Правда, в меньшей степени это относится к логико-математическим и творческо-креативным врожденным задаткам, которые могут начать раскрываться с 12-14 лет. Поэтому, заботясь о развитии задатков ребенка, об их как можно более скором превращении в способности, необходимо активно приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях задатков.

Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не начав своевременно заниматься много и настойчиво соответствующей деятельностью. Известно, что даже при отсутствии уникальных задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных успехов, пусть и не став при этом выдающимся или гением. Следует помнить, что способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для данной деятельности умениями.

Способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Все специальные способности человека – это, в конце концов, различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.

Например, в семье с большим количеством музыкальных дарований музыкальные родители не только передают своим детям определенные гены, но и оказывают влияние на развитие своих детей. Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразложимое единство. Люди очень значительно разнятся не только по врожденным задаткам, но и по формированию своих способностей – как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях – продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности. Способность развивается на основе эффективности воздействия комплекса различных психофизических функций и психических процессов.

Развитие специальных способностей является сложным процессом. Каждая способность имеет свой путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно, по-иному, специфично ставится и вопрос о роли природных предпосылок; для людей творческого типа, например, природные предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических способностей в области науки.

Проблема формирования способностей – это качественная проблема. Первый, основной вопрос – это вопрос о том, каковы способности человека, к чему у него способность и в чем их своеобразие. Но эта качественная проблема имеет свой количественный аспект. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. У различных людей наблюдаются одни и те же способности, т. е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться. Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».

Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Например, Аристотель, Леонардо да Винчи, Р. Декарт, , .

На основе одних и тех же задатков могут выработаться разные способности. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движения, могут в зависимости от условия жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным пальцам скрипача. На основе художественного типа могут сложиться способности актера, и писателя и художника, и музыканта, на основе мыслительного типа – способности и математика, и лингвиста, и философа.

Когда-то велись ожесточенные споры о происхождении таланта – дар ли это природы, генетически обусловленный, или же дар обстоятельств. Потом нашли компромиссную формулу: играют роль и генотип, и среда. Но в такой формулировке проблема решается лишь качественно. Необходимо выяснить, что же именно наследуется, а что прививается воспитанием.

Выделяются два вида одаренности: специальная одаренность, создающая возможность успеха в определенной деятельности, и общая одаренность, которая, в отличие от специальной, обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.

Родителям и воспитателям ДОУ, внимательно изучающим детей, для правильной организации учебно-воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно изучать и видеть, к чему обнаруживает наклонности каждый ребенок, и в какой мере выражены его задатки. О возможностях развития способностей дошкольника можно будет судить, наблюдая его проявления в ходе выполнения конкретной деятельности. А делать возможные выводы о развитии его способностей можно по совокупности следующих показателей:

1) по быстрому продвижению (позитивная динамика) ребенка в практическом овладении инструментами соответствующей деятельности;

2) по качественному уровню его достижений в сравнении с другими одногодками;

3) по сильной, действенной и устойчивой склонности дошкольника к занятиям этой деятельностью.

Одни только задатки и наклонности, не сочетающиеся с соответствующим развитием личностных качеств и эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям. Для успеха в деятельности, кроме наличия задатков, интересов и склонностей, необходимы черты характера, такие как, трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям. Формирование способностей тесно связано с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, особым интересом к ней, почти физиологической склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности.

По утверждению условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

1. Наличие общества, социально-культурной воспитательной среды, созданной трудом многих поколений людей.

2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.

3. Необходимость участия в различных высокоорганизованных видах человеческой деятельности.

4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки.

5. Отсутствие у ребенка жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов и возможность формирования психики под влиянием обучения и воспитания.

Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, уникальные способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду. говорил, что высокий уровень достижения – это награда за каторжный труд. А. Эйнштейн однажды заявил в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало “упрямство мула и страшное любопытство”.

Показателем одаренности может служить и время проявления способностей: раннее их проявление – при прочих равных условиях – служит одним из симптомов значительности дарований. Однако обратное заключение не обосновано: из того, что в раннем возрасте способности не выявились сколько-нибудь ярко, никак нельзя делать отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего их развития. История науки и искусства знает немало случаев, когда люди, ставшие крупнейшими учеными, писателями, художниками, в раннем возрасте не проявляли исключительных способностей.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития каждого конкретного ребенка. Поэтому, вместо одномоментного тестирования на одаренность, мы будем применять комплексную систему непрерывного мониторинга, выявления задатков и поэтапного развития способностей детей в процессе их ежедневного воспитания в детском саду или по специальным индивидуальным программам совместно с педагогами дополнительного образования.

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать

Отец

ФИО

Возраст

Образование

Место работы

Должность

Брак (первый/второй, другой) ______________________

Другие дети в семье: количество ____ пол/возраст: муж.___ жен.____

Язык общения родителей друг с другом_________с ребёнком____________

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕБЕНКА

(заполняется воспитателем со слов родителей)

Наличие у родственников ребенка наследственных особенностей/болезней

Мать:_____________________________________________________________ Отец:_____________________________________________________________

Бабушка мамы_________________________________________________________________

Бабушка отца_________________________________________________________________

Дедушка мамы_________________________________________________________________

Дедушка отца_________________________________________________________________

Особенности нарушения протекания беременности и родов с этим ребенком (токсикоз, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции, тяжелые роды) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания

(тяжелые заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги)

До года_____________________________________________________________

____________________________________________________________________

После года:________________________________________________________

__________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать голову______________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть______________________________(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить______________________________(в норме с 11-12 мес.)

Когда появилась связная речь___________________(в норме с 18-24 мес.)

Достижения/способности родителей и ближайших родственников

Вспомните и опишите прямых родственников ребенка (мать, отец и прародители) с уникальными способностями, дайте примеры как их достижения были признаны родными, знакомыми и обществом

(заполняется воспитателем со слов родителей)

Интеллектуальные (уникальная наблюдательность; исключительная память; знает такие научные и книжные премудрости, о чем некоторые взрослые и не представляют; умеет убеждать и хорошо излагать свои мысли; постоянно и охотно, несмотря на возраст, читает и анализирует научные книги; занимается и интересуется новым; считается самым мудрым и является настоящим авторитетом у всех знакомых)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логико-математические (легко и свободно оперирует большими и сложными числами; быстро и точно вычисляет в уме; обладает крепкой памятью на любые числа, сложные математические формулы и уравнения; с удовольствием, но отрешенно от бытовых дел занимается математикой и измерениями) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Естественнонаучные (говорит на «одном языке» с животными; имеет легкую руку – что ни ткнет в землю – все цветет и колосится; постоянно и с любовью экспериментирует с растениями и животными; предчувствует и внимателен к природным изменениям; интересуется вопросами жизни во всех ее видах)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческого мышления (часто и независимо от обстоятельств и авторитетов делает все по-своему; изобретателен, предлагает необычные решения и сумасшедшие идеи, которые дают хороший результат; является автором нового в различных отраслях человеческой деятельности, чего до него никто не делал)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Двигательные (обладает с детства уникальными физическими способностями; является, по мнению всех и даже профессионалов, самым-самым быстрым, сильным, ловким в каком-нибудь виде спорта; является победителем спортивных/танцевальных турниров; поддерживает свою форму тренировками)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Музыкальные (любит и может играть на различных музыкальных инструментах и даже без всяких нот; лучше всех поет и готов все время музицировать; с удовольствием участвует в концертах; для него музыка не просто хобби, а смысл жизни; с радостью принимает свет рампы, аплодисменты и поклонников)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Художественно-изобразительные (быстро и очень точно может изобразить простым карандашом движение дикого животного, настроение чужого человека, состояние природы; его картины отличает четкая, яркая композиция, неожиданное цветовое решение; его работы хочется видеть не только дома, на работе, но и в музеях; он является участником авторских выставок и членом Союза художников)

_________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лидерско-коммуникативные (в течение всей жизни является непререкаемым лидером независимо от должности и места работы; способен быстро разрешать конфликтные ситуации в своем коллективе; пользуется признанным уважением у подчиненных и руководителей других организаций; авторитетен, но не авторитарен; ради людей и дела готов пожертвовать своими личными интересами и временем)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лингвистическо-филологические («артист» в хорошем понимании этого слова; обладает богатым словарным запасом и «за словом в карман не лезет»; душа компании, т. к. знает бесчисленное множество анекдотов, стихов, тостов, которые употребляет чаще всего к месту; легкое овладение иностранными языками; умеет пародировать различные звуки и известных люде; нравится быть в центре внимания)

_________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Родительские приоритеты (1-8) качеств при воспитании ребенка

мать

отец

дед/м

дед/о

баб./м

баб./о

доброта, нежность, забота о ближних и чужих

выносливость, мужество, защита слабых и больных

порядочность, дисциплина и ответственность за порученное дело

аккуратность в делах и порядок в своем уголке и в доме

деятельное лидерство и принятие решений

самостоятельность и независимость в делах и суждениях

владение трудовыми навыками и технологиями

командная работа и активное общение с партнерами

Самооценка родственниками ребенка СВОИХ основных качеств

Карта диагностики и развития способностей ребенка доу

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6

Источник