Карпова психология речевого развития ребенка

Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения
до семи лет).—М., 1960. (Психическое развитие ребенка в раннем
возрасте (от 1 года до 3 лет): 93—137.)
II
Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства
у детей.— М., 1964. (Формирование восприятия пространства с рождения
до конца раннего детства: 63-92.)
Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии
активности.— М., 1966.
(Моторное развитие ребенка от рождения до двух лет: 138—147.)
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Гамезо и др.—
М., 1984.
(Психология детей раннего возраста: 64—67.)
Возрастная психология /Под ред. А. В. Петровского.— М., 1979.
(Ранний возраст: 41—49.)
Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие.—
Минск, 1987.
(Развитие представлений у детей в раннем возрасте: 24—43.)
Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка.—
Ростов-на-Дону, 1987. (Проблема овладения дошкольниками
фонематической стороной речи: 5—27.)
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.— М., 1986.
(Развитие общения у детей в первые семь лет жизни: 75—103.
Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми: 106—120.)
Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая
подготовка детей к школе.— Кишинев, 1987.
(Генезис общения у дошкольников: —43.)
Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов
педагогических институтов.—М., 1985.
(Развитие детей в раннем детстве: 73—114.)
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989.
(Самоконтроль в раннем детстве: 83—86.)
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.—
(Развитие речи у детей раннего возраста: 57—99, 119—145.)
82
Эльконин Д. Б. Психология игры.—М., 1978.
Возникновение игры в онтогенезе ребенка (от рождения до 3 лет): 151—
168.) то
II
Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка.
Ростов-на-Дону, 1987.
(Неорганизованный процесс овладения ребенком фонематической
стороной речи: 27 — 49. Организованный процесс овладения ребенком
фонематической стороной речи-49—88.)
Новоселова С. А. Развитие мышления в раннем возрасте.— М., 1978.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.— М.,
1985.
(Влияние эмоционального общения на возникновение первых слов у
детей: 99—118.)
Глава 5.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Краткое содержание
Предметная деятельность и игра. Игра как ведущий вид деятельности
дошкольника. Развитие игр в течение дошкольного детства. Начальный этап
элементарной трудовой и учебной деятельности. Особенности предметных и
сюжетных игр младших дошкольников. Появление ролевых совместных игр и
игр с правилами у детей данного возраста. Роли, воспроизводимые
дошкольниками в сюжетно-ролевых играх в среднем и старшем дошкольном
возрасте. Развитие символических игровых действий. Значение игрового
сотрудничества для развития детей. Конструкторская деятельность и
художественное творчество в дошкольном возрасте. Особенности дошкольного
детского рисунка. Интерес детей к занятиям музыкой. Комплексное развитие
дошкольников в различных видах познавательной и творческой деятельности.
Восприятие, внимание и память дошкольника. Развитие восприятия у
детей в возрасте от трех до семи лет. Включение мышления в форме анализа и
синтеза сенсорной информации в процесс восприятия. Совершенствование
перцептивных действий и операций. Улучшение восприятия контуров и
структуры предметов. Переход от внешних, практических перцептивных
действий к внутренним, умственным. Сенсорные эталоны и их роль в развитии
восприятия ребенка. Участие ориентировочно-исследовательских действий и
операций в восприятии. Основные этапы развития восприятия в дошкольном
детстве. Совершенствование внимания у детей от трех до семи лет. Переход от
непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи. Главные
изменения в памяти детей, происходящие в течение дошкольного детства.
Разделение оперативной и рабочей памяти в мнемической деятельности. Связь
Источник
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.- 1986.-Т. II.
(Развитие произвольных движений: 5-233. Роль речи в формировании и осуще нии произвольных движений: 146-188.)
Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей. Минск, 1 (Развитие представлений у детей дошкольного возраста: 43-60.) Карпова С. №., Труве Э. И. Психология речевого развития ребеН Ростов-на-Дону, 1987. ; (Проблема овладения дошкольником фонематической стороной речи: 5-27.) Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольни Киёв, 1971.
(Волевое поведение дошкольника: 51-78. Особенности волевых усилий у Д< ников: 121-145. О волевой готовности детей к школьному обучению. Вол? ведение первоклассников: 161-187.)
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: пси ческая готовность к школе.-М., 1987. (Готовность к школе: 37-59.)
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В? М» 1983.-Т. 1. «1 (Психологические основы дошкольной игры: 303-323.) ) Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и псиа ческая подготовка детей к школе. Калинин, 1987.
(Генезис общения у дошкольников: 5-43.)
Ухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.-М., 1986.
(Достижения шестилетнего ребенка в умственном развитии: 5-18. Индивидуальные различия шестилетних детей: 45-66. Игра у детей шестилетнего возраста: 67-78.) ‘Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.-Л., 1989. (Самоконтроль у,дошкольников: 86-90.) Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста-М., 1989-
(Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту: 4-II. Развитие символической функции у детей 6-7-летнего возраста: 66-77.)
Отстающие в учении школьники. Проблемы психического разви-тия.-М» 1986.
(Особенности мышления шестилетних детей: 25-32.) Панько .Е. А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. Минск, 1984.
(развитие ощущений и восприятия дошкольника: 3-39. Развитие памяти в дошкольном возрасте: 40-58. Развитие воображения в дошкольном возрасте: 58-75: Развитие мышления у дошкольника: 75-101.)
Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.-М., 1977. (формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 112-123. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников: 162-237.)
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект — М., 1987.
(Формирование у дошкольников предметно-игровых действий и взаимодействия:
Формирование у детей способов построения сюжета игры: 97-128.) Поскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника.- Киев, 1985.
(Формирование у дошкольников сенсорных и мыслительных действий: 21-38. Обучение дошкольников решению познавательных задач: 38-73. Психологическая готовность к обучению в школе: 85-110.)
Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении.-М., 1988. («биотическая функция .как показатель готовности детей к школе: 169-210.)
III
«»ческие проблемы социальной психологии.-Минск, 1985. ечь дошкольников: 88-100. Дети-шестилетки (общение): 110-122.) «» С. Н., Труве Э. И. Психология .речевого развития ребенка-Ростов-на-Дону, 1987. ‘
27-«изованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: рецц. «Рнизованный процесс овладения ребенком фонематической стороной
Детства.-М» 1987.
Цс1,у » ‘»»-ЛИ. Ютовность к школе: 228-254.) «»»»вистика: Сборник статей.-М» 1984.
РВОГ»‘» » характер: 23-25. От чего зависят способности: 25. Достижения Рэзвити «° ни: 63-80. Приобретения раннего детства: 82-97. Умственное Умствен » Р»» Детстве: 110-120. Развитие речи от трех до шести лет: 161-173. Кольни воспитание дошкольников: 173-186. Нравственное воспитание до-Пси, ‘-201- Готовность к школе: 228-254.)
(Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников: 241-259.) Развитие логической памяти у детей. М., 1976.
(Память дошкольников: 22-71. Самоконтроль в мнемических процессах у дошка ников: 187-247.)
Источник
Карпова, Софья Николаевна
(1920 г.р.)
Российский психолог, доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1950), аспирантуру философского факультета МГУ (1954), работала преподавателем в МГУ (1954-1992) — ассистент (с 1954), ст. преподаватель (1959), доцент (1964), профессор (1972), заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (1983-1989).
Специалист в области возрастной психологии. Основные проблемы научных исследований: психология развития речи и мышления, развитие личности. К. проведено изучение закономерностей речевого онтогенеза в детском возрасте. Исследована роль деятельности (игры, учебной деятельности, предметно-орудийной деятельности) в развитии форм и функций речи ребенка. Установлены психологические условия осознания речевой действительности ребенком и формирования теоретической позиции ребенка по отношению к речи («Осознание словесного состава речи дошкольниками,1967; «Психология речевого развития ребенка«, 1987).
Исследована роль игры (роль игровых и реальных отношений между партнерами) в нравственном развитии ребенка («Игра и нравственное развитие дошкольников«, 1986.). К. внесла важный вклад в разработку общей концепции университетского курса «Возрастной психологии», основанного на развитии идей Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца.
Кто есть кто в российской психологии.
2011.
Смотреть что такое «Карпова, Софья Николаевна» в других словарях:
Рыжова, Варвара Николаевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рыжова. Варвара Рыжова … Википедия
Лауреаты Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде — Список лауреатов Содержание 1 1975 2 1976 3 1977 4 1978 5 1979 6 … Википедия
Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1980—1991) — Содержание 1 1980 2 1981 3 1982 4 1983 5 1984 6 1985 … Википедия
Список народных артистов РСФСР — Ниже приведён список народных артистов РСФСР по годам присвоения звания … Википедия
Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства — (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 … Википедия
Список народных артистов СССР — (1006 человек) Ниже приведён список народных артистов СССР по годам присвоения звания. Содержание 1 1936 1939 годы (46 человек) 1.1 1936 год (14 чел) 1.2 1937 год (21 че … Википедия
Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства (1947) — Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия в области литературы и искусства … Википедия
ЦЕЛЬ ЕГО ЖИЗНИ — «ЦЕЛЬ ЕГО ЖИЗНИ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1957, ч/б, 89 мин. Драма. Герой ленты Алексей Костров проходит сложный путь через удачи и поражения к заветной цели стать летчиком испытателем. В ролях: Всеволод Сафонов (см. САФОНОВ Всеволод Дмитриевич), Людмила … Энциклопедия кино
Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения — Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия
Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы — Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия
Источник
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. / Ю.Е. Алешина. — М., 1993. — 175 с.
2. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. — СПб.: Наука и техника, 2007. — 272 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. — М.: Просвещение, 1994. — 94с.
4. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте / Т.А. Божович. — М., 2002.
5. Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. — Калинин, 1979. — с.88-94
6. Бюлер К. Возрастная психология.
7. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов. Психолингвистика. / Дж. Брунер. — М., 1984. С.21 — 50.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. — М.: Прогресс, 1997. — 195 с.
9. Вальдорф: да или нет? Ася Штейн. // «Мой ребенок» июнь 2009г, 98с.
10. Возрастные особенности психического развития детей / отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. — М.: Просвещение, 1992. — 164с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — М., 1999.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003.
13. Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до шести: советы психолога / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: Наука, 2002. — С.42-47.
14. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 2006.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. — М., 1991. — С.163-164.
16. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. / В.П. Глухов. — М., 1998.
17. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. — Минск: Университетская, 1997. — 237с.
18. Елагина, М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи детей/ М.Г. Елагина // Вопросы психологии. — 1997. — №2. — С.135-142.
19. Женщина новой России. Какая она? Чем живет? К чему стремится? / Аналитический доклад. — М.: Институт социально-психологических исследований РАН, 5 декабря 2001.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / А.В. Запорожец. — М., 1986.
21. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н. Карпова. — М., 2001.
22. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И. Туве. — Ростов-на-Дону, 2007.
23. Кон. И.С. Ребенок и общество. / И.С. Кон. — М., 1988.
24. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М., 2007.
25. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте: избранные психологические труды / А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1983. — 304с.
26. Леонтьев А.А. Слово о речевой деятельности. / А.А. Леонтьев. — М.: Наука, 1965.
27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. — // Под ред.А.Г. Рузской. — М.: «Институт практической психологии», 1997. — 384с.
28. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. — М., 2003.
29. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. — М., 2006.
30. Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа. — 2000. — N6. — С.98-105
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. — М.: Изд. Центр Академия, 1999. — 456с.
32. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1995. — 198с.
33. Обухова Л.Ф. Детская психология. Учебник. / Л.Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство. 1996. — 374 с.
34. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М. — Л., 2007.
35. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. — М., 2006.
36. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. — М., 2005.
37. Развитие ребенка / под ред. А.В. Запорожца. — М., 1998.
38. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2007. — 335с.
39. Розенгард-Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.И. Розенгард-Пупко. — М., 2001.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: «Питер», 2002.
41. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Под ред.Е.Г. Силяевой. — М.: ACADEM’A, 2002. — 192 с.]
42. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. — М.; ТЦ Сфера, 2009. — 256с.
43. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. — М.: Владос, 2005. — 158с.
44. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. / О.И. Соловьева. — М.: Просвещение, 1966 г.
45. Степанов С. Ответственная роль. // Школьный психолог. — 2000. — №17
46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: кн. для воспитателей / Е.И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1991. — 159с.
47. Тихомарицкая, О.А. Социальная психология: Хрестоматия / О.А. Тихомарицкая. — М.: Просвещение, 2000. — 139с.
48. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. / Д.Н. Узнадзе. — М.: «Наука», 1969. — 450 с.
49. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.:. Владос, 1995. — 296с.
50. Ушакова Т.Н. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал, 1999. — С.59-69.
51. Ушакова Т. Н Речь: истоки и принципы развития. / Т.Н. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2004. — 256 с.
52. Чуковский К.И. От двух до пяти. / К.И. Чуковский. — М., 1966. — 245 с.
53. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — С.181-201.
54. Шнейдер Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Д. Шнейдер. — М.: Апрель-пресс, 2000. — 512 с
55. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.3-е изд. / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. — С-Пб.: ПИТЕР, 1999. — 656 с.
56. Эльконин Д.Б. Детская психология.
Источник