Калина роль отца в психическом развитии ребенка читать
Калина Олег Геннадьевич
Роль отца в психическом развитии ребенка : монография / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. — 2-е изд., стереотип. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 112 с. — (Научная мысль). — Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/982668 читать
978-5-00091-522-6
Предлагаемая книга — первое в отечественной психологической литературе систематическое изложение факторов влияния личности отца и его образа на психическое развитие, описанных в рамках основных психологических концепций и выявленных в современных исследованиях. Впервые выделены устойчивые и относительно независимые от конкретных исторических условий и культуры аспекты значимости отца для психического развития; описана динамика изменения образа отца в подростковом возрасте; представлены современные, включая авторское, исследования влияния отцовских фигуры и образа на уровень эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков разных половозрастных групп; рассмотрены возможности психодиагностики образа отца.
Книга предназначена студентам-психологам, социологам, культурологам, специалистам в области психологии развития, психологии личности, детским и семейным психотерапевтам, практическим психологам, работающим в образовательной и социальной сферах, педагогам, социальным работникам, всем, кто интересуется вопросами психического развития.
Калина Олег Геннадьевич
Роль отца в психическом развитии ребенка : монография / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. — 2-е изд., стереотип. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 112 с. — (Научная мысль). — Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/947804 читать
978-5-00091-522-6
Предлагаемая книга — первое в отечественной психологической литературе систематическое изложение факторов влияния личности отца и его образа на психическое развитие, описанных в рамках основных психологических концепций и выявленных в современных исследованиях. Впервые выделены устойчивые и относительно независимые от конкретных исторических условий и культуры аспекты значимости отца для психического развития; описана динамика изменения образа отца в подростковом возрасте; представлены современные, включая авторское, исследования влияния отцовских фигуры и образа на уровень эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков разных половозрастных групп; рассмотрены возможности психодиагностики образа отца.
Книга предназначена студентам-психологам, социологам, культурологам, специалистам в области психологии развития, психологии личности, детским и семейным психотерапевтам, практическим психологам, работающим в образовательной и социальной сферах, педагогам, социальным работникам, всем, кто интересуется вопросами психического развития.
Калина Олег Геннадьевич
Роль отца в психическом развитии ребенка : монография / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. — 2-е изд., стереотип. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 112 с. — Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/762360 читать
978-5-91134-973-8
Предлагаемая книга — первое в отечественной психологической литературе систематическое изложение факторов влияния личности отца и его образа на психическое развитие, описанных в рамках основных психологических концепций и выявленных в современных исследованиях. Впервые выделены устойчивые и относительно независимые от конкретных исторических условий и культуры аспекты значимости отца для психического развития; описана динамика изменения образа отца в подростковом возрасте; представлены современные, включая авторское, исследования влияния отцовских фигуры и образа на уровень эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков разных половозрастных групп; рассмотрены возможности психодиагностики образа отца.
Книга предназначена студентам-психологам, социологам, культурологам, специалистам в области психологии развития, психологии личности, детским и семейным психотерапевтам, практическим психологам, работающим в образовательной и социальной сферах, педагогам, социальным работникам, всем, кто интересуется вопросами психического развития.
Калина Олег Геннадьевич
Роль отца в психическом развитии ребенка : монография / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. — 2-е изд., стереотип. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 112 с. — (Научная мысль). — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1077617 читать
978-5-00091-522-6
Предлагаемая книга — первое в отечественной психологической литературе систематическое изложение факторов влияния личности отца и его образа на психическое развитие, описанных в рамках основных психологических концепций и выявленных в современных исследованиях. Впервые выделены устойчивые и относительно независимые от конкретных исторических условий и культуры аспекты значимости отца для психического развития; описана динамика изменения образа отца в подростковом возрасте; представлены современные, включая авторское, исследования влияния отцовских фигуры и образа на уровень эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков разных половозрастных групп; рассмотрены возможности психодиагностики образа отца.
Книга предназначена студентам-психологам, социологам, культурологам, специалистам в области психологии развития, психологии личности, детским и семейным психотерапевтам, практическим психологам, работающим в образовательной и социальной сферах, педагогам, социальным работникам, всем, кто интересуется вопросами психического развития.
Калина Олег Геннадьевич
Роль отца в психическом развитии ребенка / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. — М.: Форум, 2011. — 112 с.: 84×108 1/32. (обложка)
ISBN 978-5-91134-486-3 — Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/220292 читать
978-5-91134-486-3
Источник
Монография «Роль отца в психическом развитии ребенка» является первым и наиболее полным на сегодняшний момент в отечественной психологической научной литературе систематическим изложением факторов влияния отцовской фигуры и его образа на психическое развитие ребенка и подростка, описанных в рамках основных психологических концепций и выявленных в современных психологических исследованиях.
Проблема значения отцовской мужской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных не только в России, но и во всем мире. Современные исследователи связывают с недостаточной представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы современного человека: диффузность идентичности, в том числе половой и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение. Однако, несмотря на значимость реальных отношений с отцом, многочисленные теоретические предположения и клинические наблюдения позволяют сделать вывод о значимости “внутреннего отца”, представленного в психике, его образа, формирующегося под воздействием различных условий.
В данной работе впервые выделены устойчивые и относительно независимые от конкретных исторических условий и культуры аспекты значимости отцовской фигуры для психического развития, описана динамика изменения образа отца в подростковом возрасте, представлены современные, включая авторское, исследования влияния отцовской фигуры и его образа на уровень эмоционального благополучия и формирование полоролевой идентичности у подростков разных половозрастных групп, рассмотрены возможности психодиагностики образа отца.
Практическое значение исследований образа отца, приведенных в данной монографии, связано, прежде всего, с проблемами воспитания и психологической помощи детям и их родителям. Вместе с тем авторам хотелось бы подчеркнуть важность как интра-, так и интерпсихических аспектов взаимодействия ребенка с миром, т.е. как складывающихся у него образов этого мира (прежде всего образов значимых фигур), так и реальных взаимодействия в семье и более широком социумом. Перечисленные в книге теоретико-эмпирические представления о роли отца достаточно редко используются психологами в психологической консультации. Тем не менее, мы полагаем, что изложенные в этой книге факты и соображения необходимы для более эффективной психотерапевтической и консультативной работы с семьей и ребенком, независимо от того психологического направления, в рамках которого она проводится.
В первой главе раскрывается положение фигуры отца в культурно-историческом контексте. Рассматривается значение отцовской фигуры в западном, восточном, российском обществах. Проводится анализ динамики социокультурной ситуации, влияющей на изменение позиции отца в семье. Особое внимание уделяется позиции отца в российской истории, причем авторы обращаются не только к историческим данным, но и к анализу некоторых произведений художественной литературы, в которых показан типичный образ отца того времени.
Во второй главе анализируются представления о роли отца и его внутрипсихических репрезентаций в психическом развитии в различных психологических концепциях: психодинамической (З. Фрейд, Ж. Лакан, Р. Бриттон, М. Таргет, П. Фонаги, Х. Кохут и др.), теории привязанности (Д. Боулби, К. Гроссманн и др.), в системном подходе (М. Боуэн, Г. Бейтсон и др.), в отечественных исследованиях (И. С. Кон, Б. И. Кочубей и др.). Некоторые положения иллюстрируются примерами из консультативной практики. При этом рассматриваются не только реальные отношения с отцом, но и особенности его образа у ребенка и подростка, что позволяет расширить представления о значении отца для психического развития. Это позволяет авторам монографии выделить четырехаспектную модель значимости отцовской фигуры для развития ребенка. В ней доказывается, что роль отца сводится к совокупному выполнению им следующих важных задач: содействию перестройке первоначально эмоционально слитных отношений ребенка с матерью; открытию ребенку новых, качественно иных способов взаимодействия; содействию развитию у ребенка представлений о семейной иерархии, и формированию у ребенка представлений о себе как о потомке двух родов: не только материнского, но и отцовского.
В третьей главе анализируются механизмы формирования образа отца, способы его психодиагностики и эмпирические исследования влияния отца на психическое развитие ребенка, как зарубежные, так и отечественные. Предлагается несколько авторских оригинальных валидных психодиагностических методик, позволяющих диагностировать особенности представлений об отцовской фигуре даже в случае проживания ребенка в неполной семье. Подробно рассматриваются эмпирические исследования влияния отцовской фигуры и его образа на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков. Представленные данные обсуждаются с точки зрения рассмотренных в предшествующих главах теоретических положений различных психологических школ. Приводятся результаты оригинального исследования авторов данной монографии. Среди них следует отметить следующие, наиболее важные:
— существуют как устойчивые и универсальные связи между качеством отцовского образа и психическим развитием ребенка, так и изменяющиеся при переходе от одной половозрастной группы к другой;
— отсутствие в семье отца не обязательно приводит к нарушению эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков. Наиболее неблагоприятным является совпадение двух факторов: отсутствие в семье отца и его эмоционально негативный или амбивалентный образа у подростка. Это особенно негативно сказывается на эмоциональном благополучии младших подростков-мальчиков, развитии маскулинности у младших и старших подростков-мальчиков и феминности у младших подростков-девочек. Иначе говоря, существует сложное взаимодействие фактора наличия или отсутствия в семье отца с фактором качества отцовского образа, которые могут совместно влиять на психическое развитие ребенка.
Монография пользуется большой популярностью не только среди ученых, практиков, но и людей, не знакомых с научной психологией, но заинтересованных в возвращении отцу его заслуженного места в семейной системе.
Источник
Предлагаемая книга первое в отечественной психологической литературе систематическое изложение факторов влияния личности отца и его образа на психическое развитие, описанных в рамках основных психологических концепций и выявленных современных исследованиях. Впервые выделены устойчивые и относительно независимые от конкретных исторических условий и культуры аспекты значимости отца для психического развития; описана динамика изменения образа отца в подростковом возрасте; представлены современные, включая авторское, исследования влияния отцовской фигуры и его образа на уровень эмоционального благополучия и формирование полоролевой идентичности у подростков разных половозрастных групп; рассмотрены возможности психодиагностики образа отца. ОглавлениеВведение … 3 Глава 1. Фигура отца в культурно-историческом контексте … 8 1.1. Фигура отца в культуре западной цивилизации … 8 1.2. Фигура отца в культуре латинских, восточных и мусульманских стран … 11 1.3. Фигура отца в российской культуре … 14 Глава 2. Устойчивые аспекты значения отца для психического развития ребенка … 20 2.1. Обзор основных теорий развития, рассматривающих роль отца … 20 2.2. Отец как третий … 27 2.3. Отец как мужчина … 30 2.4. Отец как муж матери ребенка … 35 2.5. Отец как родной человек … 39 Глава 3. Влияние фигуры и образа отца на психическое развитие ребенка … 42 3.1. Механизмы формирования образа отца … 42 3.2. Психодиагностика образа отца … 48 3.3. Эмпирические исследования особенностей образа отца у подростков … 59 3.4. Эмпирические исследования влияния фигуры отца и его образа на эмоциональное благополучие детей и подростков … 64 3.5. Эмпирические исследования влияния фигуры отца и его образа на формирование полоролевой идентичности детей и подростков … 76 Заключение… 94 Литература … 97 Приложение. Бланк опросника PBI … 108 ПредисловиеМать и отец – самые главные и незаменимые люди в жизни любого человека. Счастлив тот ребенок, который родился в полной семье, родители которого были рядом с ним с самого рождения, радовались его появлению на свет, относились к нему с уважением и вниманием, поощряли его активность и инициативу, могли воспринимать его как отдельного маленького человека, имеющего собственные побуждения, желания, чувства. К сожалению, на долю российских семей в XX веке выпали тяжелые и трагические испытания – политические репрессии, Великая Отечественная война – в результате которых целое поколение детей было лишено возможности полноценного общения со своими отцами, мужчинами. Очень точно описал эту «дефицитарность» общения с собственным отцом и ее последствия для воспитания следующего поколения писатель Николай Крыщук в литературном эссе «Дневник отца»: «Так или иначе, момент для короткого общения старшего с младшим был утерян. И в этом тоже виновата война. Когда мои старшие братья были маленькими, отец оставил семью в деревне и уехал в Ленинград. Семью забрать не успел, потому что тут же началась Финская война. Потом перевез семью в Ленинград и снова ушел на фронт. Когда вернулся, дети уже выросли. У него не было навыка отцовства (тут еще сказалось, вероятно, и то, что детство он прожил с суровым отчимом). Я был, в сущности, первый ребенок, который рос на его глазах. Он растерялся. Когда у меня появились свои дети, выяснилось, что в наследство мне остался не опыт, который я мог бы перенять, а только эта растерянность отца» (Крыщук Н. П., 2007, с. 313). После войны тоталитарный режим не позволял реализовывать многим талантливым ученым, специалистам, деятелям культуры свой творческий потенциал. Требовались и культивировались покорность, подчинение. Неизбежными последствиями сложившейся культуральной ситуации стали существенный рост алкоголизации мужского населения страны, падение авторитета мужчин, значительное сокращение продолжительности их жизни и увеличение числа мужских суицидов. Беспрецедентный рост числа разводов и неполных семей (каждый седьмой российский ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье, и в 94 % случаев это семья, с которой отец не живет), увеличение количества социальных сирот привели к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка и подростка (Алешина Ю. Е., Волович А. С., 1991; Кон И. С., 2006; Калина О. Г., Холмогорова А. Б., 2006; Смирнова Н. С., Холмогорова А. Б., 2008). И опять вспоминается реконструкция этой ситуации в искусстве – проникновенное и полное трагизма осмысление темы российского отцовства в фильме режиссера А. П. Звягинцева «Возвращение». Дети, выросшие без отца и внезапно ворвавшийся в их жизнь чужой жесткий мужчина, которого мать почему-то называет их отцом, не могут встретиться, у них нет слов, чтобы выразить свои чувства, чтобы пробиться навстречу друг друга, их отношения обречены. В конце фильма отец погибает, погибает нелепо, в мирное время. Символический смысл утраты – утраты внутреннего отца, мужского начала – возвращает к первому эпизоду фильма: дрожащий от ужаса подросток на вышке для прыжков в воду не находит в себе сил ни прыгнуть, ни уйти под улюлюкание дружков. Выводит его из оцепенения, целуя и прижимая к груди, перепуганная, прибежавшая на выручку мать. Возникает вопрос, что же принесла мальчикам, героям фильма, короткая и полная тяжелых конфликтов встреча с отцом, смерть которого также внезапна, как и его появление? Нужна ли была эта встреча? А действительно, нужен ли вообще ребенку отец, если его все равно часто нет рядом? Похоже, что нужен! 80 % детей от восьми до пятнадцати лет хотели бы, чтобы их отцы проводили с ними больше времени, а семьи, в которых отец отсутствует, страдает алкоголизмом или вообще устраняется от воспитания ребенка, не может установить для него необходимые правила и запреты, чаще всего обращаются в психологические консультации. Вместе с тем, проблема значения отцовской мужской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных не только в России, но и во всем мире. Современные исследователи связывают с недостаточной представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы современного человека: диффузность идентичности, в том числе половой и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение (Боуэн М., 2005; Target M., Fonagy P., 2002; Cabrera N. и др., 2000; Rohner R., 1998; Lamb M., Tamis-Lemonda C., 2004; Phares V., Compas B., 1993; Захаров А. И., 2000; Видра Д., 2000; Кочубей Б. И., 1993; Обухова Л. Ф., 2004; Прихожан А. М., 2000; Соколова Е. Т., 1986; Калина О. Г., Холмогорова А. Б., 2007; Калина О. Г., 2008; Холмогорова А. Б., Смирнова Н. С., 2008; Холмогорова А. Б., Воликова С. В., Полкунова Е. В., 2005; Холмогорова А. Б., Иванова Е., 2007; Туманова Е. В., Филиппова Е. В., 2007). Однако несмотря на значимость реальных отношений с отцом многочисленные теоретические предположения и клинические наблюдения позволяют сделать вывод о значимости «внутреннего отца», представленного в психике, его образа, формирующегося под воздействием различных условий (Davids M., 2002; Marks M., 2002; Britton R., 2000). Так, в теории объектных отношений и теории привязанности предполагается, что качество репрезентаций отца, формирующихся в ранние годы жизни человека, важно на протяжении всего процесса его развития. Если же образ отца диффузен и недостаточно четок, это может привести к возникновению у подростка, а впоследствии и у взрослого различных психических нарушений (Grossmann K. и др., 2002; Blos P., 1970; Тайсон Ф., Тайсон Р., 1998). Предлагаемая книга – первое в отечественной психологической литературе систематическое изложение факторов влияния отцовской фигуры и его образа на психическое развитие, описанных в рамках основных психологических концепций и выявленных в современных психологических исследованиях. Впервые выделены устойчивые и относительно независимые от конкретных исторических условий и культуры аспекты значимости отцовской фигуры для психического развития, описана динамика изменения образа отца в подростковом возрасте, представлены современные, включая авторское, исследования влияния отцовской фигуры и его образа на уровень эмоционального благополучия и формирование полоролевой идентичности у подростков разных половозрастных групп, рассмотрены возможности психодиагностики образа отца. В первой главе раскрывается положение фигуры отца в культурно-историческом контексте. Рассматривается значение отцовской фигуры в западном, восточном, российском обществах. Проводится анализ динамики социокультурной ситуации, влияющей на изменение позиции отца в семье. Во второй главе анализируются представления о роли отца и его внутрипсихических репрезентаций в психическом развитии в различных психологических концепциях: психодинамической (З. Фрейд, Ж. Лакан, Р. Бриттон, М. Таргет, П. Фонаги, Х. Кохут и др.), теории привязанности (Д. Боулби, К. Гроссманн и др.), в системном подходе (М. Боуэн, Г. Бейтсон и др.), в отечественных исследованиях (И. С. Кон, Б. И. Кочубей и др.). Это позволяет авторам данной работы выделить устойчивые, относительно независимые от культуры аспекты значимости отцовской фигуры. При этом рассматриваются не только реальные отношения с отцом, но и особенности его образа у ребенка и подростка, что позволяет расширить представления о значении отца для психического развития. Некоторые положения иллюстрируются примерами из консультативной практики. В третьей главе анализируются механизмы формирования образа отца, способы его психодиагностики. Подробно рассматриваются эмпирические исследования влияния отцовской фигуры и его образа на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков. Представленные данные обсуждаются с точки зрения раскрытых в предшествующих главах теоретических положений различных психологических школ. Приводятся результаты оригинального исследования авторов данной книги. В приложении представлены бланки методик и ключи к тестам для диагностики образа отца у подростков различных половозрастных групп. Смотрите также: Книги
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде. Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки. Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях. | Новости психологии11.03.2020 23:32:00 MGPPULIB — Новые поступления 13.02.2020 «Каждый важен» — концепт-презентация всероссиского антибуллингового проекта Центра толерантности 22.01.2020 Первое заседание регулярного семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление» МедиатекаВсе ролики ПартнерыИнформационные партнеры |
Источник