Какую роль в диагностике развития ребенка играют игровые ситуации

Елена Владимировна Боровкова (Шентякова)
Диагностика игровой деятельности, последовательность действий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе.
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. В игре основное – субъективная удовлетворенность от самого процесса.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
В сюжетно-ролевой игре происходит социально-личностное развитие ребенка (тематика игр – семья, магазин, почта и пр.). Основным содержанием сюжетно-ролевой игры в данном возрасте являются социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности: замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный; дети совместно обсуждают замысел игры, намечают общий план; также присутствует планомерность, согласованность, импровизация; роли содержательны; соблюдают правила.
Диагностика игровой деятельности детей предполагает наблюдение за детьми и беседу с ними:
1. Наблюдение за детьми.
Цель: выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
Критерии наблюдения:
— преобладающие виды игр, в которые играют дети;
— наличие сюжетных игр;
— кто выступает инициатором игр;
— время, отведенное для игр;
— наличие самостоятельных игр;
— распределение ролей, характер игровых действий, развитие сюжета;
— использование атрибутов, предметов необходимых для организации игры;
— характер взаимодействия детей в игре;
— самостоятельное создание новых сюжетов;
— самостоятельная организация игрового пространства;
— продолжительность игрового действия;
— тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
— действия, направленные на построение игрового сюжета;
— действия, направленные на выполнение роли или создания образа игрового персонажа в режиссерской игре;
— все обращения детей друг к другу, эмоциональный фон общения, адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением тем игры, аргументация замыслов и предложений для партнеров.
2. Беседа с детьми.
Цель — выявление удовлетворенности ребенком участием в игровой деятельности.
Вопросы к детям:
— Любишь ли ты играть?
— У тебя есть любимые игры? Назови их?
— Ты начинаешь игры сам?
— Ты придумываешь новые игры?
— Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
— Нравиться ли тебе играть с другими детьми? Почему?
— Кем ты чаще бываешь в играх?
— Кем бы ты хотел быть?
— В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удается? Почему?
— Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
На основе анализа беседы с детьми и наблюдения можно определить уровни развития позиции субъекта игровой деятельности детей:
1 уровень, низкий: использование игрушки, в качестве партнера по игре, вместо общения со сверстниками. Построение сюжета на основе предметно-действенного замещения. Контактов между играющими нет.
2 уровень: дети, которые играют в сюжетно-ролевые игры и отражают в них традиционные бытовые, профессиональные темы. Используются замещающие и изобразительные игровые действия. Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует. Дети копируют действия друг друга. Ролевые диалоги короткие с обозначением игровых событий. Характерно разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре.
3 уровень: построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор. В игре появляется замысел. Широко представлен ролевой диалог. Роли постоянно меняются, что позволяет разворачивать сюжет. Переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской, слияние этих игр. Появляются различия в играх и мальчиков и девочек. Часто выдвигается лидер-организатор. Недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре.
4 уровень: появление предварительного обозначения не только темы игры, но и 1-2 игровых событий. Снижение числа конфликтов внутри игровых объединений. Согласованность в игровой деятельности своих интересов с интересами партнеров. Дети умеют объяснить замысел и адресовать обращение партнеру.
Комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Цирк».
• Обогащение жизненного опыта детей. Цель: создать основы для развития и обогащения игры. Поход в цирк. Беседа о цирке. Рисование на тему «Я в цирке». Чтение книг и рассматривание иллюстраций («Каштанка», стихи Маршака и т. д.). Совместная организация пространства, изготовление атрибутов игры. Конструирование из бумаги весёлых атрибутов (колпачки, носы и т. д.).
• Обогащение игрового опыта детей. Цель: развивать умения детей передавать жизненный опыт в условиях игры. Имитационные игры, типа «Изобрази животное», экспериментирование с природным материалом (для проведения «фокусов» в условиях игры, физические игры-упражнения, типа «Удержи равновесие», «Кто быстрей, кто сильней, кто выше» и т. п.
• Проектирование предметно-игрового пространства. Цель: создание условий, соответствующих уровню развития игровых умений детей, содержанию игр. Создание билетов, программ выступления, афиши и т. д.
• Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.)
• Развитие навыков общения со сверстниками. Цель: Развитие у детей навыков общения со сверстниками. Беседа с детьми о том, что они видели в цирке, что знают о нем. Игра-имитация «Волшебные слова» для развития навыков культурного общения.
• Игровое сотрудничество родителей и детей. Цель: педагогическое просвещение родителей. В вечернюю прогулку совместная игра детей и родителей. Беседа с родителями на тему «Мир игры — мир ребенка».
3. Организация сюжетно-ролевой игры «Цирк».
Первое знакомство.
Показ и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми. Беседа, для чего они предназначены.
Организация игры.
Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.). Воспитатель исполняет роль конферансье, если вводится роль кассира, воспитатель берет ее на себя, демонстрирует ее проигрывание. В процессе освоения игры детьми возможно поменяться ролями.
Вопросы по ходу игры (Как ты купишь билет? Что нужно отдать кассиру? Как поблагодарить артистов за понравившееся выступление)
Помощь в затруднительных ситуациях, напоминание.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ
Старшая группа
Сюжетно-ролевая игра
1) Ф. И. ребенка
2) Уровень развития игры как деятельности:
• Умеет самостоятельно выбирать тему для игры
• Развивает сюжет на основе полученных знаний
• Самостоятельно распределяет роли
• Способствует установлению в игре ролевого взаимодействия
• Принимает участие в изготовлении необходимых атрибутов в игре
3) Уровень взаимоотношений
• Умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре
• Умеет объективно оценивать действия партнеров
• Стремится к выполнению правил в совместной игре
• Устанавливает дружеские взаимоотношения
• Совместно планирует игру
4) Уровень развития творческих способностей
• Создание и использование условий
• Создание новых персонажей (новые роли)
• Придумывание новых сюжетов
• Ярко выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса
Источник
Валерия Блохина
Методы диагностики игровой деятельности детей
В литературе можно найти различные методики диагностики игровой деятельности дошкольников. Так, по Д. Б. Эльконину можно выделить следующие уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры.
1. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.
Наблюдение проводят в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет. Анализ протоколов проводят по следующей схеме.
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника,
возникает по инициативе самого ребенка и т. д.? Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения? Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры? Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре? Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?
Содержание игры. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми? Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?
Сюжет игры. Насколько разнообразны сюжеты игр? Какова устойчивость сюжета игры, то есть насколько ребенок следует одному сюжету? Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет? Насколько развернут сюжет? Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет? Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры? Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д. ?
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры? Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика? Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру? Передает ли и как передает характерные особенности персонажа? Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет — главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли? Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение? Есть ли у ребенка любимые роли, и сколько он может выполнять ролей в разных играх?
Игровые действия и игровые предметы. Использует ли ребенок в игре предметы — заместители и какие? По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре? Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает? Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру? Использует ли в игре образные игрушки и как часто? Есть ли у ребенка любимые игрушки? Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий? Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами?
Игровые правила. Выполняют ли правила, функцию регулятора игры? Сознается ли правило ребенком? Как соотносит ребенок выполнения правила со взятой на себя ролью? Следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре? Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?
Достижение результата игры. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре? Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом? Какими средствами достигается реализация замысла?
Особенности конфликтов в игре. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т. д.? Каковы способы разрешения конфликтов?
Игровая среда. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры? Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как?
Роль взрослого в руководстве игрой. Обращается ли ребенок ко
взрослому в процессе игры и по поводу чего? Как часто обращается? Предлагает ли принять взрослого в игру?
Полученные результаты соотносят с таблицей и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.
2. Изучение взятия ребенком на себя роли.
Подобрать сюжетные игрушки для игр, например в «детский сад», «семью», «больницу». Затем проводится три экспериментальных серии игр с детьми 3-7 лет.
1 серия. Серия состоит из трех взаимосвязанных ситуаций:
Ситуация. Экспериментатор организует игру в «детский сад», но так, чтобы каждый из ее участников оставался самим собой: воспитатель -воспитателем, а дети — детьми. Если дети согласны, воспитатель передает управление игрой, при необходимости спрашивает: «Что надо делать?» — и выполняет указания.
Ситуация. В случае отказа детей от игры в «самих себя» или по ее окончании, если игра возникает, взрослый предлагает играть иначе: один ребенок будет воспитателем (называя при этом имя воспитателя группы, а воспитатель с другим ребенком — детьми. В дальнейшем педагог участвует в развертывающейся игре в роли одного из детей.
Ситуация. Воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем группы, а дети будут играть роль кого-либо из товарищей своей же группы. При этом он или сам называет имена тех, кого будут изображать играющие, или предлагает детям выбрать самим.
В каждой из организованных таким образом игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп детского сада.
2 серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребенком роли. Организовывают роли с хорошо известным детям содержанием: «в детский сад», «в больницу», «в семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое, а потом суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп.
3 серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль становится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать две ситуации:
Ситуация. С детьми развертывается ролевая игра «трамвай»: предлагается сумка для денег, билеты, подготавливается место для вожатого. После того как игра разворачивается, детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а кондуктор вести вагон. Когда измененная игра начинается, экспериментатор, играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовет начальник депо;
Ситуация. Развертываются игры с правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лисы и зайцы». Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы — лису и волка, мыши,- кота.
Обработка данных.
В первой серии определяют, что, прежде всего, выделяет ребенок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами действия или общественного поведения.
Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется, как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения.
На основе данных первой и второй серий определяется уровень развития игры для каждого ребенка (по приведенной ниже таблице). В третьей серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д. Б. Эльконину)
Показатель I уровень II уровень III уровень IV уровень
Основное
содержание
игры Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам Выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры
Характер игровой роли Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций в игре дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношений Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные неигровые отношения Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер
Характер
игровых
действий Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций Логика действия определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ярко выделены действия, направленные к другим персонажам игры
Отношение
к правилам Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить непосредственное желание в случае конфликта. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны. Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.
Источник
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. распределение ролей,
2. основное содержание игры,
3. ролевое поведение,
4. игровые действия,
5. использование атрибутики и предметов-заместителей,
6. использование ролевой речи,
7. выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет,
Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.
3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет псуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
6) Использование ролевой речи
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
7) Выполнение правил
1 уровень — отсутствие правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормысформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить раоту воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.
«Поликлиника»:
Цель игры:
. Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах (на примере поликлиники).
. Вызвать интерес к профессии врача, стремление больше узнать о медицинских работниках.
. Дать дошкольникам представление об устройстве человеческого организма.
. Довести до сознания детей необходимость бережного отношения к своему здоровью.
Подготовка к игре:
С экспериментальной группой была проведена предварительная работа:
Беседы с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Чтение художественной литературы.
Приобретение и изготовление атрибутов для игры.
Художественная литература:
К. Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр».
С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки».
Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра ».
Атрибуты:
Медицинские карты, белые халаты, коробочки из-под лекарств, набор «Больница» и т.д.
Роли:
Медицинская сестра регистратуры.
Медицинская сестра кабинета.
Лаборантка.
Процедурная медсестра.
Врач — ЛОР.
Врач — окулист.
Врач — терапевт.
Фармацевт.
Гардеробщица.
Пациенты.
Игровые действия (их последовательность):
Для пациента: снять верхнюю одежду и сдать в гардероб, в регистратуре получить медицинскую карту, по приглашению врача войти в медицинский кабинет, выслушать рекомендации доктора, в аптеке купить нужное лекарство.
Для врача: выслушать жалобы больного, посмотреть его медицинскую карту, прослушать сердце и легкие, проверит зрение, осмотреть горло, уши, кожу; выписать рецепт, пожелать больному здоровья.
Обучающая игра, которая ознакомит детей с действиями врачей различных специальностей.
Ход игры:
Представьте, что мы с вами, сидя в поезде, самолёте или на корабле, уезжаем всё дальше от дома, и вдруг у нас заболел зуб, горло, ухо, поднялась температура. Конечно, мы можем взять с собой лекарства. Но лучше отправляться в путь здоровым. Для этого надо показаться врачу — пройти медицинский осмотр.
Есть одна хорошая загадка. Попробуйте отгадать её:
Кто у постели больного сидит
И, как лечиться, ему говорит.
Больному он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
(Врач)
Итак, нам нужно пройти медосмотр.
Где это можно сделать?
Кто работает в поликлинике?
Кто из вас хотел бы работать в поликлинике?
(Дети по желанию выбирают себе роли и занимают рабочие места, остальные — пациенты).
А теперь давайте вспомним, какие правила необходимо выполнять в общественных местах, например, в поликлинике:
Нельзя кричать и бегать. Почему?
Почему нужно хранить номерок?
Что нужно сделать, войдя в поликлинику?
(Дети имитируют раздевание. Получают номерок и вежливо благодарят).
Куда мы идём из гардероба? Правильно! В регистратуру, чтобы взять медицинскую карту. Для этого надо назвать своё имя, фамилию и адрес, а ещё год рождения.
(Дети называют свои данные и получают карту).
Теперь можно идти к врачу. Как отыскать нужный кабинет? В этом вам помогут эмблемы. Например, на кабинете у офтальмолога эмблема — глаза, у отоларинголога — ухо, у педиатра — ребёнок, у процедурной сестры — шприц. Кого ещё вы можете назвать?
Сначала мы идём в кабинет офтальмолога.
Это какой врач?
Какие болезни он лечит?
Лучше, если эту роль возьмёт на себя один из воспитателей и начнет с беседы:
— Ребятки, для чего нужно проверять зрение?
А если глазам необходима помощь, что можно сделать? (Выписать очки, капли).
Какие бывают очки?
(Солнечные — для защиты глаз от солнца. Очки для подводного плавания, защищающие глаза от речной и морской воды. Велосипедные или мотоциклетные — для защиты глаз от пыли). Глаза — очень важный и нежный орган.
Какие части тела защищают глаза? (Брови, ресницы, веки).
В течение дня глаза устают. Как можно помогать глазам?
·В помещении должно быть хорошее освещение.
·За столом надо сидеть прямо, слегка наклонив голову.
·Меньше смотреть телевизор.
·Свет должен падать слева.
·Делать зарядку для глаз.
Врач (воспитатель) имитирует проверку зрения по известной всем таблице, закрывая то левый, то правый глаз пациента специальной лопаточкой. Проверив зрение, проводит с ребёнком зарядку для глаз.
Анализ
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задачДети экспериментальной группы наиболее активно обсуждают замысел, у них появляется длительная перспектива игры. Плановость игры сочетается с импровизацией. А дети контрольной группы больше молчат.2. Содержание игрыСодержание игры у детей первой группы наиболее разнообразное.3. Сюжет игрыУ детей экспериментальной группы наиболее полно проявляется умение совместно строить, творчески развивать сюжет игры. Например, заболел один из членов семьи, надо идти с ним в поликлинику к врачу или нужно взять анализ крови в лаборатории.4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игреВсе дети передают характерные особенности персонажей, но особенности ролевого диалога наблюдаются у детей экспериментальной группы. Используются соответствующие медицинские термины.5. Игровые действия, игровые предметыВсе дети используют в игре предметы-заместители. Например, карандаши вместо пробирок, счетную палочку вместо иголки для взятия крови и т. д. В игре дети используют игрушки. 6. Игровые правила Дети экспериментальной группы наиболее ясно осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли. Они следят за выполнением правил другими детьми.7. Особенности конфликтов в игреУ детей контрольной группы чаще возникают конфликты при распределении ролей и выполнении правил.8. Роль взрослого в руководстве игройДети экспериментальной группы предлагают взрослому принять участие в игре в роли врача, лаборанта и т. д. Дети контрольной группы чаще обращаются к взрослому просьбой о помощи. Например, «А что я буду делать в регистратуре?», «А кто такой офтальмолог?» и т. д.
Итак, анализируя наш эксперимент по обучению дошкольников подготовительной группы сюжетно-ролевой игре «Поликлиника», можно сделать вывод, что наиболее свободно и уверенно чувствуют себя в самостоятельной организации игры дети экспериментальной (подготовленной) группы. Эффективность сюжетно-ролевой игры зависит от предварительной работы воспитателя с детьми. А дети контрольной (неподготовленной) группы в связи с недостатком знаний по этой теме вели себя растеряно и неуверенно, чаще вступали в конфликт, нарушали правила игры и чаще обращались за помощью к воспитателю. Детям контрольной группы сложно строить диалоги, поэтому необходимо обращать внимание на диалогическую речь.
Источник