Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка
Роль педагога в формировании личности ребенка
Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс обучения и воспитания. В то же время непосредственное воздействие учителя на формирующееся мировоззрение ребенка – один из основных факторов развития личности.
В истории человеческого общества можно выделить известных философов, государственных деятелей, полководцев, ученых, наставниками которых были выдающиеся личности. Подтверждением этой мысли служит плеяда древнегреческих мыслителей: Сократ – Платон – Аристотель. Платон считал себя учеником Сократа, он записал его основные идеи и теории, Аристотель является учеником Платона, создавшим не менее глубокие и значимые философские трактаты, чем его учитель. Сам же Аристотель является наставником прославленного полководца Александра Македонского. Не случайно дальновидные правители выбирали в учителя своим наследникам ярких и талантливых людей, понимая, что учитель в жизни человека играет важную роль не только при формировании системы знаний, отношений к миру, но и в личностном становлении.
Постоянно развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе образования основывается на достижениях компетентностного подхода [2]. Учение не рассматривается как прямая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. А потому задача педагога – создавать условия для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики. Создавать условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способность объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем новое знание. Создавать постоянную мотивацию к учению, умение общаться. Формировать чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.
Учитель должен обладать профессиональными качествами, быть компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества, должен осознавать, что каждый ребенок – это индивидуальность и помогать ему в его развитии. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях [1].
Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Учитель должен способствовать формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей [3].
Учитель должен учить быть успешным в современном развивающемся обществе, чтобы развивать духовно-нравственные качества детей, способствовать их саморазвитию и самосовершенствованию. Учителю надо начать с себя и не бояться трудностей, перестроить свое мышление, овладеть деятельностным подходом в обучении школьников. Педагог, организующий социальное становление личности в современном обществе, должен обладать рядом профессионально-личностных качеств: активной гражданской позицией, ответственностью, умением вести диалог и уважать позицию учащегося [4]. Педагог должен быть специалистом-профессионалом в своей образовательной области, но не замкнутым лишь на своей программе, а имеющим направленность на выполнение социально-педагогических, социально-воспитательных функций.
Роль учителя в прогрессивном развивающемся мире значима тем, что он воспитывает подрастающую молодежь, формирует поколение, которое должно продолжить дело старших, но уже на более высоком, культурном уровне развития общества. Сферой педагогической деятельности является образование, обучение и воспитание. Несомненно, можно утверждать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Именно поэтому во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в формировании личности ребенка.
Педагог – человек преданный своему делу, своим ученикам. Педагоги должны помочь выявить лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы он получал радость от полученных знаний, учить быть хорошим человеком и истинным гражданином своей страны.
Роль педагога существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности. В современной школе учитель больше не лектор, повторяющий одно и то же из года в год, а наставник. Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, искренний интерес по-прежнему слагаемые успеха педагога.
Список литературы:
1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. – 214 с.
2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / Л.К. Гребенкина, Н.А. Жокина, О.В. Еремкина. – Рязань, 2009. — 156 с.
3. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 48-51.
4. Сластенин В.А., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
Источник
В начальной школе у ребенка закладывается фундамент на всю последующую жизнь, и от личности и профессионализма первой учительницы, взаимоотношений в треугольнике «учительница-первоклассник-родители» зависит правильность и прочность этого фундамента.
Школа – первая для ребенка модель общества, в которой принято выполнять не только задания, но и следовать определенным социальным нормам. И первая учительница для ребенка – это первый представитель этого общества, наделенный большими полномочиями и влиянием. Поэтому, перед родителями первоклассника возникают 2 основных вопроса.
1. Каково влияние первой учительницы на ребенка (по статистике, более 90% учителей начальной школы – женщины среднего возраста), и почему ее роль настолько важна, что часто является определяющей в обучении и развитии ребенка.
2. Что сами родители могут сделать для того, чтобы установились правильные и хорошие отношения между их ребенком и первой учительницей.
Влияние первой учительницы на процесс обучения
Влияние первой учительницы на первоклассника кажется (и обычно является) практически безграничным. По образному выражению немецкого психолога и специалиста по обучению детей проф. П. Штрука «Если первая учительница говорит, что мяч должен быть угловатым, то все остальные с утверждением, что мяч круглый, не имеют никаких шансов». Фактически это отражает готовность первоклассника оказать полное доверие своей первой учительнице и говорит о том, что влияние первой учительницы на процесс обучения ребенка очень велико.
Любовь и восхищение первой учительницей являются причиной, по которой дети воспринимают «обучение» только от «своей» учительницы и эта мотивация имеет глубокие эмоциональные и личностные корни. Первоклассники почти безоговорочно принимают первую учительницу как неоспоримый авторитет при старте в новую, школьную жизнь, полную неопределенностей и незнакомых опасностей.
Более того, в процессе пробуждения интереса у первоклассников к различным явлениям (например, природным, социальным) влияние первой учительницы играет решающую роль для дальнейшего обучения и выбора призвания. Если первой учительнице удается инициировать и укрепить успехи первоклассника, то ребенок приобретает сильную мотивацию для всего дальнейшего обучения в школе.
Влияние первой учительницы на личность ребенка
Влияние первой учительницы проявляется и в том, что именно она старается способствовать появлению у первоклассника уверенности в собственных способностях, отсутствию страха перед обучением, что достигается преимущественным поощрением усилий и старания ребенка, а не результатов.
Педагогические успехи первой учительницы в первую очередь связаны с ее подходом к ошибкам первоклассников. В современной педагогике существуют и применяются методики, имеющие научное (психологическое, нейрофизиологическое) обоснование и основанные на методе «поощрения ошибок». Суть этих методик связана с обучением детей через «ложные» (т.е. ошибочные) и окольные пути и достижением (к радости ребенка) правильного результата через осознание ошибок.
Простейший пример применения такой методики. Если ребенок в небольшом слове перепутал 2 буквы, то учительница указывает, что все буквы правильные, но 2 надо переставить. И он самостоятельно или с помощью других учеников, может достаточно быстро исправить ошибку. Положительное влияние первой учительницы здесь в том, что ребенок не будет испытывать чувство стыда и неловкости за ошибку и «провал задания» в присутствии своих товарищей, а наоборот, оценив ошибку и найдя правильный ответ, станет более уверенным в своих способностях к обучению.
Как родители могут повлиять на отношения между первой учительницей и ребенком?
Безграничное доверие первоклассника к своей первой учительнице и положительное влияние первой учительницы на него еще не означает установления с ней хороших отношений, поскольку взаимоотношения являются более широким понятием. Для того чтобы в треугольнике «учительница-первоклассник-родители» взаимоотношения учительницы и первоклассника были позитивными, родителям необходимо с самого начала соблюдать ряд простых правил.
Необходимо найти возможность подробно и откровенно информировать учительницу об особенностях своего ребенка (например, чего он боится, что ему нравится, чего он избегает и т.п.), чтобы влияние первой учительницы для малыша было только позитивным.
Необходимо находить возможности для регулярных бесед с учительницей, в которых она может получить ответы на свои вопросы по особенностям ребенка, правильной корректировке своего отношения к нему. Учительница, безусловно, оценит то, что родители не вступают в опосредованную (через ребенка) дискуссию, а обращаются к ней напрямую. Что для них на первом этапе важнее не оценки, а адаптация ребенка в школе.
Необходимо находить разнообразные возможности для укрепления влияния первой учительницы и ее поддержки, а также предлагать ей практическое содействие (например, при организации детских праздников, экскурсий и т.п.).
Разрешение напряженных моментов между первой учительницей и ребенком
Чаще всего напряженные и потенциально конфликтные моменты возникают, когда первоклассник полагает, что отношение к нему со стороны учительницы несправедливое. Такие случаи родителям нельзя оставлять без внимания в надежде, что они исчезнут сами собой. Конфликтные моменты с участием первой учительницы могут оставить глубокий след в сознании ребенка, и поэтому необходимо полностью прояснять проблему и решить ее. Каждый конфликт индивидуален и можно привести только общие рекомендации для родителей. Самое главное – нельзя отзываться об учительнице негативно в присутствии ребенка, необходимо щадить ее авторитет.
Если Вы видите, что влияние первой учительницы на ребенка оставляет желать лучшего, внимательно выслушайте малыша (вплоть до мелочей) и постарайтесь установить причину и обстоятельства, приведшие к напряженной ситуации. Лучше, если ребенок постарается самостоятельно установить причину напряженности.
Нельзя сразу вставать на чью-либо сторону, следует избегать преждевременных выводов о том, кто виноват и почему. Если родители чувствуют, что учительница допустила ошибку, то лучше это связать с особенностями ситуации, а не с недостатками учительницы как педагога или человека.
При подозрении на серьезный конфликт лучше всего обсудить и постараться уладить его вместе с ребенком и учительницей, но нельзя ругать ребенка в присутствии учительницы или позволять учительнице ругать ребенка в присутствии родителей (иначе ребенок перестанет чувствовать их защиту).
Никогда нельзя ставить под сомнение, что ребенок даже при серьезном конфликте с учительницей должен идти в школу.
Роли и влияние первой учительницы и воспитательницы в детском саду (если ребенок ходил в детский сад) принципиально различаются. Ребенок воспринимает воспитательницу обычно как «заместителя мамы» и ждет от нее, в первую очередь, доброго отношения. В школе первоклассник впервые сталкивается с ситуацией, когда он от первой учительницы в первую очередь и в основном ожидает справедливых оценок собственных успехов в обучении. Этот аспект взаимоотношений первоклассника и первой учительницы исключительно важен, а влияние первой учительницы проявляется в том, что их взаимоотношения — это прообраз (пока исключительно призрачный и туманный) будущих отношений с начальником и руководителем.
Детская поликлиника «Маркушка»
Наверняка, Вы помните, как в собственном детстве изо всех сил сопротивлялись родитель…
Продленка – явление, бытующее в школьных стенах уже довольно-таки давно. Дети работа…
Источник