Какое значение имеет прс для развития ребенка
нина шубина
Консультация «Значение предметно-развивающей среды в ДОУ»
Предметно-развивающая среда в жизни ребёнка имеет важное значение, так как это «среда обитания» ребёнка — дошкольника, в которой он находится значительную часть времени. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены. Они должны быть доступными, для того чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог взять понравившуюся игрушку, пополнив тем самым арсенал игровых средств. Я считаю, что проблема развивающей среды сегодня актуальна. В своей группе стараюсь её развивать и обогащать. Жизненное пространство в группе обеспечивает свободную творческую деятельность детей, в соответствии с их желаниями и склонностями. Интересы и предпочтения детей 5-7 лет в значительной степени отличаются от интересов младших дошкольников, следовательно, и насыщение группового пространства должно претерпевать существенные изменения. Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребёнок получает в непосредственном общении со взрослыми. Другим источником развития ребёнка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребёнка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов. Практикой проверено, что после двух месяцев функционирования вновь созданной среды, ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Предметная среда группы должна способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. В группе должно быть несколько зон и центров для разных видов деятельности, где дети, не мешая друг другу, могли бы заниматься интересным для себя делом. Функция педагога заключается в том, чтобы используя предметно-развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что в нём заложено, поэтому предметно-развивающая среда имеет большое значение в жизни ребёнка.
Публикации по теме:
«Значение работы по обогащению развивающей среды». Консультация для родителей
Игра — основное занятие детей, их работа. Единственный правильный путь, ведущий к познанию, состоит в применении методов обучения, способствующих.
Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе.
«Предметно – развивающая среда» — это система условий, обеспечивающая развитие ребенка. Предметно-пространственная среда выполняет по отношению.
Характеристика предметно-развивающей среды
Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер,.
Изменение предметно-развивающей среды к 9 мая
2 младшая группа. Первый день с изменениями в предметно- развивающей среде к 70- летию Победы. Уже сейчас в нашем детском саду «Теремок»,.
Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды
Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.
Организация предметно-развивающей среды
Главная роль в становление личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить.
Организация предметно-развивающей среды на участке
опрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.
Консультация «Экологизация предметно-развивающей среды в ДОУ»
Для решения задач экологического воспитания и образования в нашем детском саду организуется система взаимосвязанных компонентов: организация.
Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка
О. Н. Кузнецова ГБДОУ детский сад № 45 Адмиралтейского района Санкт-Петербург «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС до
Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -_нравственных.
Источник
Значение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Дошкольное детство — короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру — главнейшее условие психического, социального, физического его развития.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого — совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.
Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен — все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д. В ДОУ этот мир представляет развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Все игровые центры должны расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому среда в ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
Источник
Оксана Солодская
Сценарий викторины по созданию предметно-развивающей среды «Счастливый случай»
Сценарий викторины
«Счастливый случай».
Цель: выявить уровень эрудиции воспитателей в области создания предметно-развивающей среды.
Оборудование:
1. Медали (золотая, серебряная)
2. Звёздочки
3. Карточки-ребусы
4. Приз (связанная долька арбуза)
5. Листочки белые, ручки.
Ведущий:
Хорошо когда с утра Взрослым хочется играть
Начинается игра! Да нужно меру соблюдать.
Смех, веселье, беготня, Но сегодня день особый,
Когда играет ребятня. Собрались мы неспроста,
Позавидуешь детишкам: И у взрослых, и у взрослых,
И девчонкам и мальчишкам. Начинается игра!
В правили игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Не скучайте, е ленитесь
И в игру нашу включитесь!
Сегодня мы с вами проведём викторину «Счастливый случай». Именно счастливый случай свёл нас сегодня всех вместе, чтобы ещё раз подумать, поразмышлять о таком вопросе как организация развивающей среды в группе.
Но сначала проведём весёлый тренинг:
Проверим вашу смекалку.
-Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)
-Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и на ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
-Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)
-Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
-Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
-Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
-Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
-Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
-Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?
-Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?
Что ж друзья встречать пора команда «» и команда «Всёзнайка».
А чтобы конкурсы начать,
Надо нам жюри созвать,
Клятву с них мы не берём,
Справедливости лишь ждём!
Судить наше соревнование будет представительное жюри в составе заведующей Фетисова Н. А., воспитателя Оберняк Л. В. и учителя-логопеда Браун О. А.
Итак, у нас образовались 2 команды. 1 команда – это команда «Смелые-умелые», и 2 команда – команда «Всезнайки».
А сейчас пришло время приветствия.
Слово предоставляется команде «Смелые-умелые».
Наш девиз:
С вами мы сразимся и так просто не сдадимся!
Слово предоставляется команде «Всезнайки».
А мы команде «Смелые-умелые» шлем пламенный привет
И от души желаем знать правильный ответ!
Мы соревнование начинаем, состязанье открываем.
1 конкурс: «Вопрос-ответ».
— Дайте определение понятию «Предметно-развивающая среда» (среда – это совокупность условий окружающих человека и взаимодействующих с ним)
— Какое, по вашему мнению, значение имеет ПРС для развития ребенка-дошкольника?
— Какие принципы ПРС вы знаете? (принцип индивидуальной комфортности, эстетичности и красоты, безопасности оборудования, зонирования, гендерного подхода, интеграции, разумности и целесообразности.
— Как часто должна менять и обновляться ПРС группы? Почему? (1 раз в три месяца, потому что ПРС не может быть построена окончательно, ребёнок самостоятельно изменяет ПС с позиции своих интересов)
— Кто принимает участие в создании ПРС группы? (дети, воспитатель)
— Требования каких нормативно-правовых документов необходимо соблюдать при создании ПРС группы? (СанПиН, ФГТ, реализуемая программа)
— Что является определяющим моментом при создании развивающей среды? (идея, цель)
— Через что осуществляется достижение этой цели? (реализацию выбранной образовательной программы её содержания, целей задач.)
-Что важно учитывать при организации ПРС? (возраст, интересы, склонности, способности, уровень развития, личностные особенности)
— Какие основные потребности есть у ребёнка дошкольного возраста? (в движении, общении, познании)
2 конкурс: «Работаем родителями».
— Подумайте и скажите какие бы вы предложили рекомендации родителям при создании ПРС дома?
Какие уголки создать?
И объясните их назначение?
Педагогам раздаются чистые листочки и ручки.
5 мин на размышление.
(играет спокойная музыка)
(«Уголок потерянных вещей» — он важен для воспитания собранности чтобы не было Маш-растеряш. Если кто из чл. Семьи увидит разбросанные вещи несёт в этот уголок. Он будет учить ребёнка аккуратно вешать вещи на своё место, а не разбрасывать.
«Мешочек добрых дел» — учить детей совершать добрые поступки.
«Ну-ку зеркальце скажи ….»— воспитывает ребёнка следить за внешним видом.
«Шкаф находок» — собирают найденные камышу, ракушки, коряги. Потом собираются семьёй и рассказывают чем понравился камушек…. Сочиняют рассказ про него и. д. У кого получиться самый интересный рассказ дарят приз, конфетку, поцелуй в щёчку.
«Уголок ребусов, головоломок».
3 конкурс: «Разгадывание ребусов».
Раздаются карточки с ребусами.
Даётся 5 минут на размышление
(играет спокойная музыка)
зашифровано слово «СРЕДА»
зашифровано слово «РАЗВИВАЮЩАЯ»
Мы и думали и веселились
И даже спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется, кончается игра,
Но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
Уважаемые коллеги, какие вы сегодня были умницами и теперь настало время подвести тоги, какая же из команд стала победителем нашей викторины «Счастливый случай».
Жюри подводит итоги. Победителю приз- связанная долька арбуза (для пополнения развивающей среды).
Источник
Светлана Басова
Консультация для воспитателей «Значение развивающей среды для физического развития детей»
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты — социальный, предметный компонент природы — оказывают развивающее воздействие. Данная проблема вызывает интерес у педагогов, которые исследуют влияние факторов среды на физическое и психическое развитие ребенка, на становление личности в целом.
В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. Принципы создания предметно-развивающей среды для дошкольников, выдвигаемые исследователями, — это принципы, облегчающие личностное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающие активное поведение дошкольников, проявление у них творчества и самостоятельности. Это принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой— его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства основного помещения, где пребывают дети, может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам. Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей. Очень важным является принцип открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Среда обитания ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении; она создает благоприятные условия для полноценного развития личности ребенка в процессе его обучения и самостоятельной деятельности.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Актуальность развивающей педагогики оздоровления обусловлена созданием в ДОУ эффективной здоровьесберегающей среды Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. Центр физического развития должен удовлетворять потребности детей в двигательной активности.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Здоровье — одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Функции требований к организации здоровьесберегающей среды:
— Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний.
— Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении.
— Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности
— Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.
— Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.
— Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.
— Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами.
— Ознакомление детей с видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием.
— Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического здоровья
Предметно-развивающая среда в группе должна содействовать полноценному физическому развитию детей. Она организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Моя задача, как воспитателя – создавать такую среду.
Для этих целей в моей группе оборудован спортивный уголок, в котором собрано традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни (гимнастическая стенка, тренажеры, горка, мишень, баскетбольное кольцо, гантели, разнообразные массажные коврики, пособия для профилактики плоскостопия, мешочки с песком, кегли, ленточки, мячи разных диаметров и т. д.).
Особое внимание в системе физического воспитания мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей. В своей работе я стараюсь добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществляя личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру непосредственно образовательной деятельности, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы.
Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада. На нашем участке имеется гимнастическое бревно, полоса препятствий, футбольная площадка, прыжковая яма. Важный элемент оздоровления – подвижные и динамические игры, которые являются частью не только физкультурного занятия, но и проводятся на прогулке. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных развлечениях, традиционно проводимых в нашем детском саду, показывая уровень своего физического развития, получая эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
В совместной работе детского сада и семьи я широко использую консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и стендах для родителей.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволит привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
У родителей и у нас теперь одна цель — воспитывать здоровых детей.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому мы должны оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам. В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.
Здоровье – категория педагогическая и задача педагогов – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников. Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
Источник