Какое значение для развития ребенка имеют минеральные вещества

Какое значение для развития ребенка имеют минеральные вещества thumbnail

Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей ребенка. Они необходимы для правильного роста и развития костной, мышечной, кроветворной и нервной систем, участвуют в процессах обмена веществ, входят в состав очень большого числа различных ферментов и гормонов.

Минеральные соединения являются одним из основных регуляторов важнейших процессов обмена на клеточном уровне. При недостаточном поступлении в организм тех или иных веществ возникают тяжелые нарушения различных видов обмена.

В зависимости от количества минеральных веществ в тканях организма их делят на макро- (содержание более 0,01%) и микро- (менее 0,01%) элементы. К макроэлементам относится кальций, фосфор, калий, натрий, магний; к микроэлементам – железо, медь, марганец, фтор, йод и др.

Роль отдельных минеральных веществ в жизнедеятельности растущего организма ребенка еще окончательно не определена, однако значение большинства из них выяснено довольно полно. Для детского организма особенно важно снабжение кальцием, фосфором, железом, магнием.

  • МинералыКальций принимает активное участие в образовании костной ткани и зубов. На долю костной ткани приходится 99% кальция. Кальций входит в состав клеточных мембран, необходим для правильной деятельности нервной и мышечной систем, функции паращитовидных желез. Участвует в процессах свертывания крови. На усвояемость кальция большое влияние оказывает витамин D. При недостаточном содержании кальция в пище возникают недоразвитие скелета, остеопороз, кариес зубов. Кальций в больших количествах находится в молоке и молочных продуктах.
  • Фосфор необходим ребенку для нормального роста и развития костной ткани. Кроме того, он содержится в мышечной и мозговой тканях. Фосфор принимает участие в сложных процессах обмена, в частности в обмене белка и жира, стимулирует процессы кроветворения, участвует в регуляции всасывания жиров. Содержится в сыре, печени, желтке.
  • Магний также необходим для образования костной ткани, на долю которой его приходится 50%. Магний участвует в обмене веществ, оказывает влияние на активность ферментов, работу сердца, нервно-мышечную возбудимость. Содержится в основном в продуктах растительного происхождения – крупах, овощах, фруктах. Кальций, фосфор, магний тесно связаны между собой в обменных процессах. Нарушения фосфорно-кальциевого обмена влекут за собой рахит, остеопороз, изменения со стороны зубов.
  • Железо играет большую роль в процессах кроветворения, являясь составной частью гемоглобина, участвует в окислительно-восстановительных процессах, интенсивно протекающих в растущем детском организме. Необходимо для синтеза ряда железосодержащих тканевых ферментов. Основными источниками железа являются мясо, печень, субпродукты.
  • Натрий регулирует водно-солевой обмен, участвует в процессах регуляции кислотно-щелочного равновесия, в образовании соляной кислоты желудочного сока. Содержится в основном в продуктах животного происхождения.
  • Калий участвует в регуляции осмотического давления в биологических жидкостях организма, кислотно-щелочного равновесия. При недостатке калия в организме развивается мышечная слабость, нарушается сердечная деятельность, моторика кишечника. Содержится в продуктах растительного происхождения – картофеле, капусте, моркови, петрушке, кураге, бананах и др.
  • Хлор регулирует водный обмен, является источником образования соляной кислоты желудка.
  • Марганец участвует в процессах кроветворения, является составной частью ряда ферментов. Повышает интенсивность использования жиров в организме и препятствует отложению избытка жира в печени. Содержится в яйце, субпродуктах, овсяной крупе, бобовых и др.
  • Цинк способствует процессам кроветворения, регуляции углеводного обмена, продукции ряда гормонов. При недостатке цинка нарушаются процессы роста. Содержится в мясе, птице, твердых сырах, крупе, бобовых и др.
  • Медь также принимает активное участие в процессах кроветворения, входит в состав многих ферментов, содержится во всех тканях организма. Содержится в крупах, бобовых, ржаном хлебе, картофеле, мясе, рыбе, печени, яйцах.
  • Кобальт играет большую роль в процессах кроветворения, способствуя образованию гемоглобина и созреванию эритроцитов, участвует в синтезе белков и витамина В12, активизирует действие ряда ферментов. Содержится в свекле, моркови, печени, яйце, горохе и др.
  • Йод является основной составной частью гормона щитовидной железы. При его недостатке возникает заболевание щитовидной железы – эндемический зоб. Содержится в продуктах моря – кальмарах, крабах, креветках и др., а также в рыбе и рыбных продуктах.
  • Фтор участвует в образовании костной ткани и зубной эмали. При недостатке фтора развивается кариес зубов. Содержится в ржаном хлебе, говядине, молоке, листьях петрушки, капусте, морской рыбе и др.

Вода: источник жизни

Вода

Вода принимает участие во всех обменных процессах. Благодаря растворению в ней многих химических веществ, вода осуществляет транспорт к тканям и клеткам необходимых для их жизнедеятельности веществ и уносит из клеток продукты обмена, вместе с растворимыми в ней минеральными веществами обеспечивает постоянство внутренней среды организма.

При недостаточном поступлении в организм ребенка воды наступает торможение выработки пищеварительных соков, снижается аппетит, нарушаются процессы пищеварения и обмена веществ, происходит сгущение крови. Избыток воды также вреден для организма, так как при этом увеличивается выведение минеральных солей.

Наверх

Источник

1.        Какое значение для развития ребенка имеют белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и вода?

Питание подрастающего поколения заслуживает пристального внимания со стороны родителей и педагогов. При неполноценном и несбалансированном питании невозможно обеспечить здоровое состояние головного мозга, сердца, органов дыхания и костно-мышечной системы.

Для достижения высокой психической и двигательной активности малыша в режиме питания должны преобладать продукты, снабжающие организм достаточно количеством энергии. В ежедневном рационе питания должны присутствовать питательные вещества всех типов, а именно: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и вода.

Белок – это один самых важных питательных веществ, необходимых для здорового функционирования всех систем в организме ребенка. Это строительный материал, без которого невозможно полноценное развитие костно-мышечной системы, зубов, волос и ногтей. Универсальным поставщиком белка считаются мясные продукты, рыба, яйца, молоко, бобовые, крупы, хлеб и овощи. Низкое потребление белковой пищи задерживает нормальное развитие и рост, снижает иммунную защиту организма, а также повышает восприимчивость ко многим инфекционно-воспалительным заболеваниям. В суточном рационе каждого ребенка должны быть белковые продукты!

Для того, чтобы белок правильно и быстро усваивался тканями и клетками подрастающего организма, необходимо придерживаться точного соотношения при сочетании с питательными веществами других типов. Наиболее оптимальным сочетанием считается употребление 1 г белка с 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры оказывают благоприятное влияние на состояние кожи и эластичность мышц. Однако, лучше отдать предпочтение растительным жирам, которые в универсальных пропорциях содержатся в овощах, фруктах, бобовых и яйцах. Особенно полезным для ребенка 3-7 лет считаются жиры, входящих в состав орехов и сухофруктов. Высокое содержание жиров можно обнаружить в растительном и сливочном масле, в твороге, сметане, в рыбных и мясных продуктах. Но употреблять такие продукты в больших количествах не рекомендуется, так как это может привести к нарушению обмена веществ и быстрому набору веса у ребенка.

Углеводы дают подрастающему поколению энергию и силы, необходимые для нормального восприятия любых умственных и физических нагрузок, с которым сопряжены школьные года. Большое количество углеводов содержится в сахаре, сладких фруктах, молочных продуктах, хлебе, крупах и кондитерских изделиях. Углеводы особенно необходимы детям, которые занимаются активными физическими упражнениями.

Минеральные соли и микроэлементы.

Организм ребенка в период своего активного развития испытывает острую необходимость в микроэлементах и минеральных солях. Они играют роль важного строительного материала, который участвует в формировании органов, систем органов, тканей и клеток. Более того, минеральные соли принимают активное участие в водном обмене и выступают в качестве регулятора ферментной активности в организме.

Минералы подразделяются на 2 группы: минеральные соли (калий, кальций, натрий, магний, фосфор, сульфаты, хлориды и прочие элементы) и микроэлементы (медь, цинк, железо, хром, йод, фтор, селен и марганец). Общая масса минеральных солей в организме составляет до 1000 г. Содержание микроэлементов не должно превышать нескольких сотен мг.

Вода. 

У дошкольников электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса.

 Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости.

Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

2.        Почему для питания ребенка обязательны витамины?

Пища, в которой имеется достаточно белков, жиров, углеводов и минеральных веществ, не будет полноценной для ребенка, если она не содержит витаминов. Потребность в витаминах в период роста особенно велика. Витамины являются важной составляющей, необходимой для нормального функционирования детского организма. Они играют роль универсального природного регулятора биохимических и физиологических процессов, обеспечивающих нормальную работу всех органов и систем в организме.

Витамины делят на две группы: растворимые в воде (водорастворимые) и растворимые в жирах (жиро¬растворимые) . К водорастворимым витаминам относятся аскорбино¬вая кислота, тиамин, рибофлавин, ниацин, пиридоксин, цианокобаламин, фолиевая и пантотеновая кислоты, биотин.. К жирорастворимым витаминам относятся ретинол, эргокальциферол, токоферол.

Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.

 Дефицит витаминов может вызвать ряд нежелательных осложнений, к числу которых относятся: замедленный рост, ослабленный иммунитет, выпадение волос, высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям, повышенная нервная возбудимость, упадок сил, быстрая утомляемость, низкая физическая активность, нарушение сна и т.д. Именно поэтому так важно обеспечить полноценный контроль над оптимальным содержанием витаминов в ежедневном рационе детей.

В некоторых случаях ребенок нуждается в повышенном употреблении витаминов и продуктов, в состав которых они входят:

  • во время активного роста;
  • при неблагоприятной климатической и экологической ситуации;
  • при повышенных физических нагрузках;
  • в период сильных стрессов и умственных нагрузок;
  • при воспалительно-инфекционных процессах в организме;
  • при наличии внутренних заболеваниях.

         Потребность детей дошкольного возраста в витаминах мало отличается от таковой школьников и взрослых людей. Она также зависит от питания, климатических условий и работы.

Однако нужно помнить, что некоторые витамины при хранении и кулинарной обработке разрушаются. Особенно неустойчив при длительном хранении и тепловой обработке витамин С. Поэтому в зимний и зимне-весенний период, когда овощи беднее витамином С, когда отмечается недостаток в свежей зелени и фруктах, следует употреблять настой шиповника, концентраты и препараты витамина С, выпускаемые пищевой промышленностью.

При правильно построенном питании можно обеспечить ребенка всеми необходимыми витаминами.

Источник

Минеральные вещества входят в состав органов и тканей и играют большую роль во всех физико-химических процессах, протекающих в организме. Часть минеральных веществ содержится в клетках, другая часть находится во взвешенном состоянии в виде ионов в крови, лимфе и тканевой жидкости, многие из них являются составными частями гормонов, ферментов и сами по себе влияют на биохимические процессы. Минеральные вещества необходимы организму ребенка для построения скелета, правильного развития органов и систем, нервной, мышечной и костной ткани. Основными элементами, необходимыми для жизнедеятельности организма человека, являются кальций, магний, калий, фосфор, хлор, сера.

Потребность в кальции как главном строительном материале костной ткани у детей особенно велика, так как у них происходит интенсивное формирование костей. Кальций содержится в продуктах молочного происхождения, в овощах и фруктах.

Для строения костей, кроме кальция, необходим и фосфор. Около 80% от всего количества фосфора, необходимого ребенку, входит в состав костной, около 10% —в состав мышечной ткани. Достаточное количество фосфора в организме нормализует углеводный обмен и укрепляет нервную систему. Содержится фосфор в мясе, молоке, рыбе, зерновых (овес, просо) и бобовых растениях.

Железо входит в состав гемоглобина — сложного белкового соединения, находящегося в эритроцитах; оно содержится во фруктах, овощах, мясе, яичном желтке. Суточная потребность в железе у детей раннего возраста составляет 7-8 мг.

Кроме перечисленных минеральных веществ, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и некоторые другие минералы. Они получили название микроэлементов, так как содержатся в пище в минимальном количестве (менее 1мг/%). Они входят в состав многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб при отсутствии йода, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д.; медь, кобальт, молибден, марганец и другие элементы имеют важное значение для кроветворения и предупреждения малокровия. Витамины — это группа биологически активных веществ, которые не являются строительным материалом или источником энергии, но необходимы организму для роста, развития, регуляции жизненных функций. Витамины играют важную роль в обмене веществ живого организма: без них нарушается нормальный обмен веществ, страдают пищеварение и кроветворение, падает работоспособность, снижается иммунитет и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Витамины широко распространены в природе. Они содержатся во многих пищевых продуктах и больше всего в продуктах растительного происхождения: овощах, фруктах, злаках, корнеплодах, ягодах. Некоторые витамины образуются в организме человека и животных под влиянием микрофлоры кишечника. Поэтому длительные расстройства функции пищеварительного тракта могут привести к различным нарушениям витаминного обмена. Так, нарушения микрофлоры кишечника (дисбактериоз) приводят к снижению образования витаминов в кишечнике, воспаление слизистой оболочки кишечника затрудняет их всасывание. В этих случаях явления витаминной недостаточности могут возникнуть даже при достаточном поступлении витаминов извне. Потребность человека в  витаминах зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности, бытовых условий, уровня физической нагрузки, климатических условий, физиологического состояния организма, пищевой ценности питания и других факторов. Она повышается при заболеваниях, проживании в холодных регионах, недостаточном пребывании на солнце, напряженной физической и умственной работе. Гиповитаминоз-недостаток какого-либо витамина в организме, может проявляться специфическими нарушениями со стороны нервной системы, кожи, зрения и других органов. Полное отсутствие в течение длительного времени какого-либо витамина может привести к развитию болезненного состояния, называемого авитаминозом. Полигиповитаминоз — одновременный недостаток различных витаминов. В этих случаях отмечается общая вялость, повышенная утомляемость, аппетита, замедление роста и прибавки веса. По физико-химическим свойствам витамины разделяются две большие группы.

Первая группа получила название водорастворимых витаминов: это витамины группы В, С, Р, фолиевая кислота. Эти витамины хорошо растворяются в воде, разрушаются при нагревании и в щелочной среде, хорошо сохраняются в кислой среде (например, во фруктовых и овощных консервах). Витамины этой группы не накапливаются в организме, их избыток выводится почками. Жирорастворимые витамины —A, D, Е, К, F—в воде не растворяются, но хорошо растворяются в жирах, устойчивы к нагреванию, кислой и щелочной среде. Витамины этой группы при их избытке могут накапливаться в организме, оказывая неблагоприятное влияние — в тяжелых случаях даже вызывая болезненные состояния (гипервитаминозы). Применение витаминов, особенно жирорастворимых, с лечебной и профилактической целью требует осторожности. Большие их количества могут искажать обмен веществ, поражать почки и сосуды, снижать аппетит, нарушать рост и развитие. В результате приема больших доз жирорастворимых витаминов, в частности  А и D, может развиться тяжелая интоксикация (отравление организма).

Вода — важнейшая составная часть живого организма. Общее содержание ее у ребенка грудного возраста —70-75%, а у взрослого —60-65% массы тела. Большая часть воды (40-45% массы тела) находится внутри клеток, меньшая (25%) —вне клеток: в межтканевой жидкости, лимфе, плазме. Все жизненные процессы, протекающие в организме человека, возможны лишь при достаточном количестве воды. Чем младше ребенок, тем с большей интенсивностью и напряженностью происходит его водный обмен и тем выше у него потребность в воде. Так, у новорожденного она составляет 150-200 мл/кг массы в сутки, у грудного ребенка —100-150, в два года —90-95, в пять лет —60, в 13 лет —40 мл/кг массы в сутки. Всасывание воды из желудочно-кишечного тракта в кровь происходит очень быстро, интенсивно идет обмен воды между кровью и тканями, так же быстро вода выделяется из организма. Из общего количества принятой ребенком жидкости в организме задерживается только около 1%, остальная ее часть после участия в обменных процессах выводится из организма (около 60% выводится почками, до 34% —кожей и легкими, 6% —с испражнениями). Чём меньше ребенок, тем менее устойчив у него водный обмен. На этот процесс оказывают влияние температура и влажность окружающего воздуха, характер пищи, одежда, поведение ребенка. У детей раннего возраста даже крик и плач нарушают водное равновесие между кровью и тканями тела и могут вызывать сгущение крови. Потребность в воде у детей удовлетворяется за счет питья жидкости и частично за счет плотной пищи, также имеющей в своем составе воду. Потребность в дополнительном питье может быть различной и зависеть от индивидуальных особенностей обмена веществ, от вида вскармливания (дети, находящиеся на искусственном вскармливании, обычно нуждаются в большем количестве воды), а также от температуры и влажности помещения, в котором находится ребенок.

Источник