Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка
Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома — говорит и говорит, напевает песенки.Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»
Правильно ли поступает мама Наташи?
Ответ
Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя малыш и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего его мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того ребенка, с которым мало разговаривали в начальном периоде его развития.
Просмотров: 7794
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология ребенка
Другие новости по теме:
Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
—
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так — свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.
Источник
♦ «суперлегкими», то есть создающими обстановку чрезмерной опеки во всем.
! Родители своим отношением к ребенку задают для малыша определенную ситуацию его развития.
1.19
Ситуация. Мама Наташи (1 месяц) все время – и на прогулке, и дома – разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»
2 Правильно ли поступает мама Наташи?
2 Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
Решение. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того малыша, с которым мало разговаривали в начальный период его жизни.
! Слуховой анализатор ребенка развивается раньше, чем его речедвигательный анализатор.
1.20
Ситуация. Молодая мама мало разговаривает с трехмесячной дочкой. Ей подсказывают: «Ты молчишь, и она не научится говорить».
? Какова связь между речью матери и перспективой развития речи младенца?
? Как мама должна беседовать с дочкой?
Решение. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший его лепет, тем интенсивнее развиваются способности младенца к овладению речью.
Существуют два типа общения взрослого с малышом. Первый тип: взрослый как бы говорит сам с собой, вслух комментируя все, что делает в данный момент для ребенка («Вот мама (папа) наливает в бутылочку молоко…» и т. д.). Второй тип общения: взрослый реагирует на то, что делает ребенок, тоже вслух комментируя, но только действия малыша («Ты ударил по воде, смотри: водичка разлетается…» и т. п.).
Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется – надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или лепечет, нужно стараться отвечать ему – повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла – тебе нравится так сидеть»). Можно играть словами («Полетели–полетели, на головку сели!»). Необходимо чаще декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.
! В общении с ребенком учитывайте его потребности.
1.21
Ситуация. Психологи рекомендуют с первых дней жизни младенца чаще брать его на руки так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.
? Что это дает для психического развития младенца?
Решение. Взрослый должен выяснить, как смотрит на него младенец: сосредоточенно, изучающе, с готовностью или «глаза в глаза» (зрительный контакт). От этого зависит то, каким образом будет развиваться ориентировочная реакция малыша. К 6 месяцам он, сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и восторга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, рассказывая о них. Если же у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, то взгляд его будет безразличным, «пустым», а это уже может служить поводом для обращения к невропатологу.
! Сосредоточенное внимание ребенка – объективный показатель его заинтересованности объектом познания.
1.22
Ситуация. Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.
? Почему это случилось?
Решение. Все необычное, новое или известное, знакомое, но в непривычной (неопределенной) ситуации (например, внешнее изменение взрослого – форменная, фуражка, вуалетка, закрывающая лицо, и т. д.) может вызвать у малыша острое тревожное состояние, сильное волнение – и ребенок начинает плакать.
! Не забывайте готовить ребенка к восприятию новых, необычных ситуаций.
1.23
Вопрос. В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями?
? Назовите приемы формирования действий с предметами.
Ответ. Предметные действия ребенка основаны на совершенствовании рефлекса хватания. Руки направляются к предмету, глаз постоянно следует за рукой. Предмет «учит» руку. Рука «учит» глаз. Глаз «учит» руку. Полезно предлагать ребенку игрушки разной формы для их захватывания, манипулирования. Важно класть их на разном расстоянии от ребенка, менять их расположение в пространстве. Предметы должны быть интересными и иметь разные свойства. Впечатления от предметов превращаются в образы восприятия, что является основой для развития мышления малыша.
! От предметных действий ребенка лежит путь к развитию его мышления.
1.24
Ситуация. В некоторых семьях (и детских учреждениях) у детей младенческого возраста наблюдается задержка в умении действовать с предметами.
? Чем это можно объяснить?
Решение. Задержка в умении действовать с предметами может быть вызвана отсутствием условий для этого и ошибками в воспитании.
1.25
Ситуация. Речь – наиболее выразительный показатель умственного развития малыша. С самого рождения мама должна развивать речь ребенка. С этой целью она наклоняется над кроваткой так, чтобы ребенок видел ее рот, и произносит сначала простые звуки («гкх»), а потом более сложные («ага», «угу»).
? Какая цель ставится мамой в этот период развития речи ребенка? Предположите, к чему это приведет.
Решение. Задача мамы – побудить ребенка ответить, подражая и маме, и самому себе. Такой диалог не только совершенствует артикуляцию, но и приучает младенца слушать чужую речь, вслушиваться в нее – умение, которое так понадобится ему впоследствии.
! Чаще побуждайте ребенка к диалогу.
1.26
Вопрос. В какой последовательности развивается речь малыша?
? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?
Ответ. Речь младенца развивается следующим образом: «комплекс оживления» (2–2,5 месяца), гуление (2–4 месяца), лепет, подражание (5–6 месяцев), фонемы родного языка, понимание некоторых слов и речевой ситуации в целом (к 8 месяцам), произнесение первых слов к концу первого года жизни.
Причинами задержки речевого развития могут быть:
♦ недостатки развития анализаторных систем слуха и зрения, речедвигательного анализатора;
♦ боязнь ребенка, вызванная тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон;
♦ отсутствие достаточного речевого общения взрослого с ребенком.
1.27
Ситуация. В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, японские малыши уже не могут уловить разницы в звучании согласных «р» и «л».
? Каким образом можно использовать эти данные в воспитании ребенка?
Решение. Обучение чужому языку надо начинать рано. И легче всего это делать, когда дети растут в двуязычной среде.
! Не упускайте возможности в сензитивный период развивать речь ребенка.
1.28
Вопрос. Что делать маме, если ее малыш оказался молчуном?
Ответ. Речь не только отражает степень умственного развития, но и стимулирует формирование интеллекта ребенка. Поэтому мама, не отчаиваясь, должна всячески стараться разговорить малыша.
Можно подойти к нему и сказать что–то очень ласковое, доброе и, интонационно не завершив фразу, замолчать, выдержать паузу. Малыш станет смотреть на маму, ожидая продолжения, и заявит об этом, используя свои речевые возможности (за что нужно похвалить ребенка, в награду дать игрушку).
! Чаще устанавливайте контакты с ребенком, в которых он вынужден что–то отвечать.
1.29
Вопрос. Почему, только находясь среди людей, ребенок приобретает потребность в познании?
Источник
1.16
Вопрос. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения?
Ответ. Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительности: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности не в реальном мире, а в собственных грезах, сновидениях, переживаниях.
Отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка. Отношение последнего к действительности является с самого начала социальным ожиданием.
Вся жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы во всякой ситуации зримо и незримо присутствовал другой человек.
1.17
Ситуация. Во второй половине первого года жизни ребенка происходит развитие согласованной координации глаза и руки. В это время глаз «учится» у руки обследовать предмет. А рука, совершенствуя свою аналитическую функцию, «учит» глаз и способствует развитию нейрофизиологических процессов, сопутствующих взаимной координации зрения и манипуляции рук.
? Какое значение это имеет для психического развития ребенка?
Решение. При согласованной работе руки и глаза намного возрастает возможность когнитивного отражения окружающей действительности. Зрительное отражение ручных манипуляций усиливает процесс самосознания.
1.18
Вопрос. Можно ли прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: будет ли он расти покладистым, общительным, жизнерадостным или станет чрезмерно возбудимым, взрывным, импульсивным и т. д.?
Ответ. Знать новорожденного, конечно, надо. Но этого не хватит для прогноза его поведения в разных жизненных обстоятельствах. Очень многое зависит от его родителей как посредников отношений ребенка с окружающим миром. Родители могут быть:
¦ «легкими» (любящими, терпеливыми, спокойными), то есть создающими в доме теплую, доброжелательную обстановку;
¦ «трудными» (нервными, раздражительными, очень строгими и требовательными), то есть создающими в доме атмосферу напряженности;
¦ «суперлегкими», то есть создающими обстановку чрезмерной опеки во всем.
! Родители своим отношением к ребенку задают для малыша определенную ситуацию его развития.
1.19
Ситуация. Мама Наташи (1 месяц) все время – и на прогулке, и дома – разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»
2 Правильно ли поступает мама Наташи?
2 Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
Решение. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того малыша, с которым мало разговаривали в начальный период его жизни.
! Слуховой анализатор ребенка развивается раньше, чем его речедвигательный анализатор.
1.20
Ситуация. Молодая мама мало разговаривает с трехмесячной дочкой. Ей подсказывают: «Ты молчишь, и она не научится говорить».
? Какова связь между речью матери и перспективой развития речи младенца?
? Как мама должна беседовать с дочкой?
Решение. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший его лепет, тем интенсивнее развиваются способности младенца к овладению речью.
Существуют два типа общения взрослого с малышом. Первый тип: взрослый как бы говорит сам с собой, вслух комментируя все, что делает в данный момент для ребенка («Вот мама (папа) наливает в бутылочку молоко…» и т. д.). Второй тип общения: взрослый реагирует на то, что делает ребенок, тоже вслух комментируя, но только действия малыша («Ты ударил по воде, смотри: водичка разлетается…» и т. п.).
Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется – надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или лепечет, нужно стараться отвечать ему – повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла – тебе нравится так сидеть»). Можно играть словами («Полетели– полетели, на головку сели!»). Необходимо чаще декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.
! В общении с ребенком учитывайте его потребности.
1.21
Ситуация. Психологи рекомендуют с первых дней жизни младенца чаще брать его на руки так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.
? Что это дает для психического развития младенца?
Решение. Взрослый должен выяснить, как смотрит на него младенец: сосредоточенно, изучающе, с готовностью или «глаза в глаза» (зрительный контакт). От этого зависит то, каким образом будет развиваться ориентировочная реакция малыша. К 6 месяцам он, сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и восторга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, рассказывая о них. Если же у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, то взгляд его будет безразличным, «пустым», а это уже может служить поводом для обращения к невропатологу.
! Сосредоточенное внимание ребенка – объективный показатель его заинтересованности объектом познания.
1.22
Ситуация. Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.
? Почему это случилось?
Решение. Все необычное, новое или известное, знакомое, но в непривычной (неопределенной) ситуации (например, внешнее изменение взрослого – форменная, фуражка, вуалетка, закрывающая лицо, и т. д.) может вызвать у малыша острое тревожное состояние, сильное волнение – и ребенок начинает плакать.
! Не забывайте готовить ребенка к восприятию новых, необычных ситуаций.
1.23
Вопрос. В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями?
? Назовите приемы формирования действий с предметами.
Ответ. Предметные действия ребенка основаны на совершенствовании рефлекса хватания. Руки направляются к предмету, глаз постоянно следует за рукой. Предмет «учит» руку. Рука «учит» глаз. Глаз «учит» руку. Полезно предлагать ребенку игрушки разной формы для их захватывания, манипулирования. Важно класть их на разном расстоянии от ребенка, менять их расположение в пространстве. Предметы должны быть интересными и иметь разные свойства. Впечатления от предметов превращаются в образы восприятия, что является основой для развития мышления малыша.
Источник