Каким может быть уровень актуального развития ребенка

Диагностика уровня актуального развития включает в себя:
§ Общая осведомленность ребенка. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число факторов, определяющих уровень интеллекта, и представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из различных источников. Общую осведомленность еще называют эрудицией, кругозором;
§ Темп работы и работоспособность. Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка — это возможность узнать насколько они готовы к предстоящим школьным нагрузкам и смогут ли справляться с заданным темпом учебы без вреда для здоровья и психики;
§ Характеристика моторики. Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.Навыки мелкой моторики используются для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее;
§ Характеристика внимания. Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные; способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент; обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности; для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти; для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
§ Характеристика мышления. Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.
§ Особенности запоминания (памяти). Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
§ Особенности речевого развития. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
§ Сформированность пространственных представлений. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.
§ Характеристика интеллектуального развития. Интеллект – это способность к обучению; интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.
§ Характеристика мотивационно-волевой сферы. Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.
§ Эмоционально-личностные особенности. Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные особенности людей, которые и делают каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида. В эту сферу относят все то, что является глубинным, стабильным, и влияющим на остальные особенности человека. Сюда можно отнести и темперамент, и мотивы поведения, и психологический характер, и стремления, и личностная идентичность. Личностные особенности человека позволяют оказывать влияние на психологические особенности: при стремлении и воле для человека не составит труда развить в себе те способности, которые ему нужны.
§ Характер межличностных отношений. Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств. Общий фактор в этих отношениях — это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения.
Источник
Уровень актуального развития
— характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно.
Словарь-справочник по педагогической психологии.
М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева.
2001.
Смотреть что такое «Уровень актуального развития» в других словарях:
уровень актуального развития — Условимся <…> называть уровнем актуального развития ребенка ту степень зрелости, которой достигли функции ребенка <…> [5.1, 127] Условимся называть <…> уровнем актуального развития ребенка тот уровень, которого ребенок… … Словарь Л.С. Выготского
Уровень актуального развития — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно … Словарь по педагогической психологии
Зона актуального развития — (гр. – пояс, область) – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Зона ближайшего развития — термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей то помощью. * * * уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Зона ближайшего развития — потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого – учителя … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
зона развития — ближайшего (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под … Большая психологическая энциклопедия
зона развития ближайшего — (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под… … Большая психологическая энциклопедия
зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В… … Большая психологическая энциклопедия
Опережающее обучение — Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия
Источник

Л. С. Выготский, выдающийся советский психолог, разработал одну из наиболее важных и фундаментальных теорий в отечественной психологии — концепцию о закономерностях психического развития ребенка. Данная концепция гласит о наличии двух уровнях формирования психики, а именно: уровень актуального развития и уровень потенциального (ближайшего) развития. Уровень актуального развития – это способность ребенка самостоятельно выполнять определенные задачи. Уровень ближайшего развития заключается в способности ребенка обучаться и развиваться в процессе совместной деятельности с окружающим его социумом.
Зона потенциального развития ребенка
Зона ближайшего или потенциального развития является естественным процессом, возникающим в процессе формирования высших процессов психики, которые развиваются вследствие сотрудничества с окружающими ребенка людьми. Обучение и развитие под руководством родителей и педагогов и есть зона ближайшего развития. Вследствие сформированности конкретного навыка в зоне ближайшего развития, он переходит на следующий уровень – уровень актуального развития.
Непосредственно обучение возможно благодаря «интеллектуальному подражанию». Данный термин ввел также Л. С. Выготский, под которым понимается осмысленное повторение ребенком действий, демонстрируемых взрослыми.
Все действия, которые ребенок выполняет при поддержке взрослых, составляет область ближайшего развития. В процессе взросления ребенка, полученные знания из ближайшего этапа развития переходят на следующий, — уровень актуального развития, сменяясь другими актуальными умениями.
Зона актуального развития ребенка
Данный уровень развития представляет собой этап формирования сложных психических процессов индивида, позволяющий применять собственные умения и навыки, а также умственные способности в решении определенных задач без помощи и участия взрослых. Иными словами, для того чтобы ребенок смог овладеть новыми навыками, ему необходима поддержка взрослых. Только тогда, когда он сможет выполнять действия самостоятельно, он будет находиться в области потенциального развития, потому как усвоенные умения являются фундаментом для последующего обучения и развития.
Что общего между ближайшим уровнем развитием и актуальным
Зоны ближайшего и актуального развития находятся в тесной взаимосвязи, т.е. одно не может существовать без другого. Важно учитывать, что зона ближайшего развития всегда ограничена и непостоянна. Ограничивает ее область формирования актуальных навыков, которая постоянно находится в процессе расширения за счет овладения ребенком новых умения, ограниченных конкретной «ближайшей» ситуацией.
За рамками ближайшего развития всегда присутствует актуально недоступный навык, который на определенном уровне не возможен даже при поддержке взрослого. Например, ребенок научился выговаривать некоторые слоги, но в силу своих возрастных особенностей он еще не может полноценно говорить. Звукоподражание – это ближайший отработанный навык, полноценная речь – это зона актуально недоступного действия.
Многочисленные неотработанные умения и навыки, входящие в область ближайшего развития, по мере сформированности переходят в область актуального развития, на смену которым приходят новые несформированные, ранее актуально недоступные способности. Кроме этого, в зону ближайшего развития входят исключительно интеллектуально осознанные навыки, для формирования которых потребуется участие взрослого.
В перечень актуально недоступных, относятся те навыки, которые ребенок, в силу своего возраста не может осознать и осмыслить даже с участием взрослого. К примеру, годовалый ребенок может брать в руки кубики с буквами – данное действие уже отработано и входит в зону актуального развития. Он может держать кубик, бросать или ставить его на поверхность. При помощи взрослого он может попытаться совершить другие действия, это и будет область ближайшего развития. Но составление определенного, осознанного слова, будет входить в область актуально недоступного навыка.
Отличия между зоной актуального и потенциального формирования ребенка
Расстояние между актуальным и ближайшим уровнем развития всегда находится в рамках от начала выполнения действия под руководством педагога или родителя и до момента самостоятельного решения поставленной задачи, где индивидуально выполненное задание – это зона актуального развития.
Находясь в зоне актуального развития, ребенок не будет испытывать затруднений, его действия организованы и упорядочены, он уверен в правильности своих действий. Что касается зоны ближайшего развития, то здесь ребенок может чувствовать замешательство, ему придется прикладывать определенные усилия и без вмешательства взрослых он не сможет выполнить задачу.
Для того чтобы ребенок благополучно переходил из одной зоны в другую, ему потребуется помощь взрослого человека. Для отработки необходимого навыка ребенку потребуется:
- Собственный пример взрослого.
- Совместное выполнение задачи ребенка со взрослым.
- Контроль над деятельностью ребенка.
- Совместная работа с двумя детьми, где у одного ребенка данный навык уже выработан, а у другого нет. В данном случае не допускается сравнение двух детей, их способностей и уровней развития. При такой работе отработка навыка будет протекать быстрее и успешнее.
Источник
Картинка взята с сайта smartprogress.do
Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.
Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.
Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.
Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.
Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.
Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может «прыгнуть выше головы». Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.
Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.
Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.
Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.
Источник