Какие стихи учить с ребенком 5 лет для развития памяти

Заучивание детьми стихов — один из самых важных развивающих, воспитательных и обучающих моментов. Детские стихи для заучивания наизусть мелодичны, они не просто легко заучиваются, но и пробуждают интерес малыша к книге. Проза для них несколько монотонна. Не случайно многие детские писатели (С. Маршак, Б. Заходер, С. Михалков, К. Чуковский) писали большинство своих произведений именно в рифмованной форме. Короткие и легкие для запоминания стишки, смешные, добрые и веселые, тренируют память, развивают речь и помогают в дальнейшем при обучении чтению. Малыши прекрасно запоминают стихи для заучивания наизусть, как дома, так и в садике, а затем с удовольствием демонстрируют свое умение взрослым. Выучить их очень просто: достаточно прочесть несколько раз, и ребенок повторяет строки без единой ошибки. В статье собраны самые хорошие стихи для детей от младшего до старшего дошкольного возраста. Они пригодятся как для занятий с малышом дома, так и для развивающих занятий в детском саду.

Какие стихи учить с ребенком 5 лет для развития памяти

Короткие и легкие стихи для заучивания наизусть детям 2-3 лет

Типичная ошибка многих родителей — убежденность в том, что, пока ребенок не умеет читать, знакомить его с миром литературы еще рановато. Но чем больше сказок и стишков вы читаете ребенку с самого раннего возраста, тем быстрее развивается его интеллект. Стихи для детей 2-3 лет короткие и легкие для заучивания наизусть. Секрет прост: ребенок, услышав новое для себя слово, непременно заинтересуется им. Таким образом, вы постепенно и ненавязчиво расширяете кругозор крохи, помогаете ему активно познавать мир.

Короткие стишки для детей 2 лет

Что же ты, мишка-шалунишка,
Перепачкал все штанишки?
За обедом баловался
И кефиром обливался.

***
Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок — в уголок,

А потом обратно.
Вот как мы денек
Провели приятно!

***
Очень любят обезьяны
Кушать сладкие бананы.
Мы на обезьян похожи,
И бананы любим тоже.

***
Наша кошка полосата,
Словно зебра, как матрос.
Долго думал я, ребята,
Разгадал секрет полос.

Видно, даром не теряла
Время бабушка ее —
Внучке-кошечке пошила
Полосатое белье.

***
Разноцветный грузовик
По дороге напрямик
Целый день все едет-едет
И везет игрушки детям:
Куклу, красивого мишку,
Мячик, кубики и книжку.

***
За шнурок через ковер
Грузовик ведет шофер,
Не боится он работы,
Хоть ему всего два года!

Веселые и смешные стишки для трехлеток:

***
Бегемоту в грязной луже
Никакой курорт не нужен.
Он в грязи купаться может.

Грязь ему смягчает кожу,
Заменяет крем и мазь.
Замечательная грязь!

***
На комод забрался ежик.
У него не видно ножек.
У него, такого злючки,
Не причесаны колючки,
И никак не разберешь –
Щетка это или настоящий еж?

***
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вниз, ручки вверх!
Кто поднимет выше всех?

***
Колечки деревянные —
Цветные и блестящие.
Давай построим башенку,
Совсем как настоящую!

Наденем мы на палочку
Колечки друг за дружкой
И шляпку желто-красную
На самую верхушку.

И получилась башенка-
Нарядная, красивая:
Зеленая, и красная,
И желтая, и синяя.

Давай колечки вместе
С тобой пересчитаем
И башенку на место
На полочку поставим!

***
Бедный зонтик мой промок
С головы до самых ног,
Потому что он полдня
От дождя спасал меня.

Чтобы он не заболел,
Я воды ему нагрел,
А потом попарил в ванне,
В полотенце завернул.

Тихо! Посмотрите, на диване
Он пригрелся и уснул!

Звучные и простые стихи для заучивания наизусть детям 3-4 лет по программе Васильевой

Детский сад для малыша (если он действительно хороший) становится вторым домом. Здесь ребятишки получают первый опыт взаимоотношений в коллективе, приобретают необходимые навыки, обзаводятся друзьями. Программа М. А. Васильевой пользуется популярностью среди родителей и воспитателей. Сущность ее в следующем: правильно организованное обучение приводит к гармоничному развитию ребенка. Программа включает элементы умственной, физической подготовки, привитие культурных навыков, приучение к труду. Мы включили в подборку несложные стихи для заучивания наизусть детьми 3-4 лет.

***
Пять зелёных лягушат
В воду броситься спешат —
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
Агния Барто «Лягушата»

***
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.
Агния Барто «Резиновая Зина»

***
Маленький бычок,
Рыженький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
— Где же стадо? Му-у-у!
Ску-у-учно одному-у-у!
Валентин Берестов «Скучно одному»

***
Ходит Оленька, вздыхая.

— Что с тобою?

— Я плохая!

Я ногой толкнула кошку,
На пол бросила картошку,
Кашу манную не ела.

Быть хорошей надоело!..
Не пора ли Оле спать,
Чтоб опять хорошей стать!
Зинаида Александрова «Плохая девочка»

***
В лесу недолго до беды,
Но заяц — не простак,
Умей запутывать следы —
Вот так!

Туда, сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок!
Валентин Берестов «Заячий след»

***
В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,

Занавеску на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на травку.
Валентин Берестов «Коза»

***
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Валентин Берестов «Курица с цыплятами»

***
Я — учёная Лисица,
Медицинская сестрица.
Уважаемый больной,
Успокойтесь, вы — со мной!

Я с врачом детей лечу
В белом кабинете.
Чтобы смело шли к врачу
Маленькие дети!

Я весёлая Лисица,
Медицинская сестрица.
Разрешаю вам, больной,
Поиграть чуть-чуть со мной!
Валентин Берестов «Лисица-медсестрица»

***
Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!

***
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

***
День настал. И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
Валентин Берестов «Снегопад»

Несложные стихи для заучивания наизусть детям 4-5 лет по программе Васильевой

Программа М. А. Васильевой включает чтение малышам произведений отечественных и иностранных поэтов. Объем для заучивания наизусть несколько больше. Впрочем, малыши отлично справляются с этой задачей.

***
Комарики неумные,
Неумные и шумные,
Столпились в целый рой,
Повисли над водой.

Весёлая летуньица,
Касатка-щебетуньица,
Пропела комарам:
«Жужжать уж будет вам,

Любезные сударики,
Комарики-макарики,
Довольно вам летать», —
И стала их глотать.
Константин Бальмонт «Комарики-макарики»

***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
Константин Бальмонт «Осень»

***
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришёл двадцатый век
Сел в машину человек.

Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин
Мчатся тысячи машин.

В паровые тихоходы
Забирались пешеходы.
И могли они в пути
На ходу легко сойти.

А теперь под стук колёс
Нас везёт электровоз.
Не успел двух слов сказать
Смотришь: надо вылезать!

Корабли такими были —
Как игрушечные, плыли.
Плыли месяц, плыли год…
Появился пароход!

А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.

Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!

Миновал за годом год…
Появился самолёт!
В кресло сел, завтрак съел.
Что такое? Прилетел!

Ну, а это, ну, а это —
Кругосветная ракета!
От кареты до ракет!
Это чудо или нет?
Сергей Михалков «От кареты до ракеты»

***
«Расскажи, мотылёк,
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День-деньской всё порхать?»

«Я живу средь лугов,
В блеске летнего дня;
Ароматы цветов —
Вот вся пища моя!

Но короток мой век —
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!»
Лев Модзалевский «Мотылёк»

***
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Читайте также:  Центр развития ребенка абвгдейка в красноярске

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин «С добрым утром!»

Стихи для заучивания в средней группе по ФГОС: о детском садике, природе и не только…

Подросшие малыши из средней группы с удовольствием заучивают на память небольшие стихотворения. Дети с удовольствием рассказывают выученное в детском саду взрослым членам семьи. Такие мини-выступления помогают малышу преодолеть застенчивость, чувствовать себя увереннее. В дальнейшем это пригодится в школьной жизни.

Несколько стишков о садике

***
Собралась девчушка в сад,
С мамой выбрала наряд –
Платье с желтой полосой
И оборкой кружевной,

Поясок с зеленой брошкой,
Туфли белые с застежкой.
Обе в зеркало глядят:
Очень нравится наряд.

Глазки сразу заблестели,
Щечки нежно покраснели,
Участился пульс у крошки,
Заспешили тут же ножки:

– Я готова в сад идти…
Время восемь – без пяти!
Мне опаздывать нельзя –

Ждут меня в саду друзья:
Оля, Лена и Андрей …
Мама, в сад пошли скорей!
Ольга Матыцина «Собралась девчушка в сад..»

***
– Не хочу в детский сад! –
Плачет громко Вова.
– Не хочу в детский сад! –
Плачет громко снова.

– Не хочу в детский сад! –
Громко он рыдает.
Всё равно его тут
Мама оставляет.

Вот неделя прошла,
А потом другая.
И опять, и опять
Мальчик тот рыдает.

– Не хочу я домой! –
Как понять такого?
Полюбил детский сад
Очень мальчик Вова.

Детский сад!
Детский сад!
Ох, привык он к драмам.
– Ничего! Всё пройдёт! –
Говорит он мамам.

Детский сад!
Детский сад!
Да, уходят дети.
Детский сад слёзы льёт,–
Что держать в секрете.

Детский сад,
Детский сад
Вы не забывайте!
А уйдёте, детвора,
После вспоминайте!

В детский сад,
В детский сад,
Дети, приходите!
А потом сюда своих
Деток приводите!
Татьяна Шапиро «Детский сад»

Детские четверостишия для заучивания наизусть о природе

Стихи для заучивания наизусть детям не обязательно должны быть длинными. Замечательные четверостишия о природе можно выучить к тематическим утренникам. Важно, чтобы сам процесс доставлял ребенку удовольствие.

***
Листья кружатся, летят,
Улететь все они хотят!
В далекие-далекие края,
Их дружно провожает ребятня!
А после по лужам все прыгают
И ножками весело дрыгают!

***
Загорелась осенью листва,
Выцвела на дворике трава!
Лужами покрылись все дорожки,
Бегают по ним в сапожках ножки!

***
Летит по улицам листва,
Радуется наша детвора:
Осень пришла золотая,
В лужицах все играют!

***
Вот по мостику и к речке
Маленькие побежали человечки!
Смотрят, как листва плывет
И уносится на целый год!
Это осень к нам спешит
С ветром, тучами летит!

***
В саду осеннем, у дорожки,
Осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе
Её ладошки покраснели.

***
Кричит ворона в небе:
— Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нем поселилась осень.
Е. Интулов «Осень»

***
Золотая рыбка чешуей сверкает:
Ах-ах-ах, ах-ах-ах.
Хвост, как из вуали,
Нежно распускает
Так-так-так, так-так-так.
Машет плавниками, еле шевелит.
Не спит, не спит, не спит.
В водорослях спрятаться
Поскорей спешит.
Спешит, спешит, спешит.

***
Мы – лягушки-кваксы,
Ночь чернее ваксы…
Шелестит трава. Ква!

Разевайте пасти –
Больше, больше страсти!
Громче! Раз, два! Ква!

Красным помидором
Месяц встал над бором.
Гукает сова… Ква!

Под ногами кочки,
У пруда – цветочки.
В небе – синева. Ква!

Месяц лезет выше.
Тише-тише-тише,
Чуть-чуть-чуть – едва:
Ква-ква, ква-ква-ква!
Саша Чёрный «Лягушки»

***
Налетит сердитый ветер,
Зашумит, задышит бор
И послышится скрипучий
Деревянный разговор.

Ох, ах, ах, ох,
До чего я стар и плох!
Молча слушают осинки,
Им, осинкам, невдомёк,

Что когда-то
Был ветвистым,
молодым, зеленолистым
Этот дряхлый и горбатый
Лысый дедушка Пенёк!
Надежда Подлесова «Деревянный старичок»

***
Баю-баю-баюшки,
Голубые варежки.
Мама шила, вышивала,
Где с трудом, а где легко.

Крепкой ниткой пришивала
Настенькино имечко.
Баю-баю-баюшки,
Именные варежки.
Александр Прокофьев «Голубые варежки»

***
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

Красивые стихи для заучивания в подготовительной группе детского сада (по ФГОС)

Дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать вполне «взрослые» художественные произведения. Стихи для заучивания наизусть в подготовительной группе детского сада учат ребенка сопереживать героям, развивают фантазию и воображение, формируют навыки владения словом.

***
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась,
Из чужого края.

Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…»
Константин Льдов «Весенняя гостья»

***
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..
Елена Благинина «Посидим в тишине»

***
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
Георгий Виеру «Вот подснежник на поляне»

***
Пять маленьких щенят
Хоть им тепло в соломе,
Как детям в зимнем доме.
Но всё они пищат.

Я знаю почему:
Когда их мать ласкает,
Она их называет,
Но как — я не пойму.

У них одно желанье:
Чтоб дали им прозванье –
Светляк, Любимчик, Скок,
Шалунья и Снежок.
Сергей Городецкий «Пять маленьких щенят»

***
Поезжай за моря-океаны
и над всею землёй пролети.
Есть на свете различные страны,
но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,
широка и привольна земля,
и гремят, не смолкая, заводы,
и шумят, расцветая, поля.
Михаил Исаковский «Поезжай за моря-океаны»

***
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.
Александр Сергеевич Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»

***
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Алексей Плещеев «Осень»

***
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Иван Суриков «Детство»

Стихи для заучивания для тренировки памяти

Рифмованные строки не только замечательно воспринимаются. Ежедневное заучивание наизусть тренирует память, формирует новые нейронные связи и когнитивные способности.
• Развитие речи. Словарный запас ребенка постоянно пополняется, речь обогащается новыми «книжными» выражениями. Постепенно малыш учится свободно и красиво выражать свои мысли.
• Улучшение дикции. Проговаривание выученного вслух развивает речь, помогает общению как со сверстниками, так и со взрослыми.
• Приобщение к миру книг. Как правило, родителям, чьи малыши знают много стихов, незнакомы проблемы, связанные с тем, что ребенок не любит читать.
Заучивание стихов — это первый шаг к формированию культурного багажа и личностному росту.

Читайте также:  30 неделя беременности развитие плода вес и шевеление ребенка в животе

Стихи для детей до 4 лет

***
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде.
Мама дома посидит.
Никуда не улетит.

***
Ох, и модница овечка,
Вся в кудряшках,
Вся в колечках.
Даже рожки впереди
Завила на бигуди!

***
Здравствуй, маленькая тучка!
Наверху одной не скучно?
Хочешь, вместе поиграем?
Хочешь, сказки почитаем?
Хочешь, попинаем мяч?
Только, будь добра, не плачь!

Стихи для детей от 4 до 6 лет

Мелькают крылья ласточки
Мелькают крылья ласточки
На солнце серебром;
Луга цветами убраны,

Леса шумят кругом.
Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным

Вся голубая высь.
Поля кругом раскинулись, —
Конца им не видать.
Рожь поднялась, волнуется, —
Простор и благодать!
Иван Белоусов «Летом»

Стихи для детей от 6 лет

***
Кукушкин крик последний
Как осени звонок.
Увянет скоро летний
Ромашковый венок.

Но в сердце, как в ромашке,
Мы увезем домой
Июльские ромашки —
Пусть светят нам зимой.
Татьяна Литвинова «Июль»

***
Бежит тропинка через луг
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Иван Суриков «На лугу»

***
Солнце золотое
Колесом скатилось,
Ласковое солнце
В маму превратилось,

Миленькая мамочка,
Мама, улыбнись!
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!

Мама – как волшебница,
Если улыбается,
Каждое желание
У меня сбывается!

Поцелует мама –
Плохое забывается.
Новый день, веселый день
Сразу начинается!

Стишки про сказки выучите наизусть для тренировки памяти

***
Все сказки в мире непохожи,
Всегда присниться сказка может.
Но в детстве, говорю вам я,
Есть сказки наяву, друзья!

Да неужели жизнь – не сказка?
А быль? Природы красота
Не может сказкой называться?
И сказка – это доброта!

Она нас всех отучит злиться,
Научит всех людей дружить…
Кто сказки в жизни сторонится,
Тому на свете скучно жить!

***
Говорят: под Новый год
Что ни пожелается —
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.

Не лениться, не зевать,
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение.

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается —
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать
Скромное желание —
На «отлично» выполнять
Школьные задания.

Чтобы так ученики
Стали заниматься,
Чтобы двойка в дневники
Не смогла пробраться!
Сергей Михалков «Под Новый год»

Источник

Некоторые родители рассказывают своим крохам самые разные стихи и потешки с самого рождения, другие же ждут, когда ребенок станет старше и сам начнет проявлять интерес к стишкам и их заучиванию. Какой из вариантов верный?

Память маленького ребенка – чистый лист. И именно родители должны заниматься тем, чтобы этот «лист» заполнялся нужными и полезными знаниями. Важно понимать, что память, как и мышцы, можно тренировать и от того, насколько качественно вы будете это делать вместе со своим ребенком, зависит то, насколько быстро он будет запоминать информацию, в том числе стихи.

Как быстро учить стихи с ребенком: практические советы

  • Решать когда начинать, конечно же, только родителям, однако, нужно понимать, что чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем проще и быстрее он будет запоминать и учить стихотворения.
  • Многие родители отмечают, что постоянно рассказывают деткам потешки, пробуют заинтересовать их, привлечь к заучиванию, но все безрезультатно. Почему так происходит? Потому что учить малышей запоминать стихи нужно правильно, следуя определенным правилам

Педагоги и другие специалисты предлагают применять родителям такие практические советы по изучению стишком со своими детьми:

  • Выбирайте стихи в зависимости от возраста вашего ребенка. Каким бы умным и развитым не был ваш кроха, в 2 года он не может выучить большущий «взрослый» стих и с чувством, с толком рассказывать вам его. Не стоит утруждать маленьких деток огромными и серьезными произведениями, выбирайте такие стихи, которые были бы интересны и понятны крохе в его возрасте.
  • Совсем маленьким детям отлично подходят потешки, например, излюбленные «Гуси, гуси га-га-га», «Сорока-ворона», «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы». Более взрослым деткам выбирайте стишки пообъемнее, однако, также учитывайте, что они должны быть им понятны.
  • Объясните ребенку все непонятные слова. Этот совет касается не только изучения стихов с детьми. Представьте на секунду, что вам нужно выучить что-либо на иностранном языке, которого вы не знаете. Такое заучивание займет кучу времени, при этом, как только вы расскажете выученное в нужное время (например, на выступлении), вы практически сразу его забудете, поскольку не понимаете, о чем говорили, какой смысл был в рассказанном и т. д. Другое дело, когда вы объясните себе значение слов, текста. У вас сразу начнут работать ассоциации, рассказывая стих, текст, вы будете представлять, и понимать о чем говорите.
  • Для ребенка любой язык изначально чужой и непонятный, поэтому даже простое слово, значение которого для взрослого 100% понятно, малышу, скорее всего, неизвестно.

Учим

Объяснять значение слов нужно ребенку любого возраста, однако, большее внимание этому процессу стоит уделить тогда, когда стих вы учите с ребенком 4 лет и старше:

  • Для начала прочтите стих вслух самостоятельно, пусть малыш послушает его.
  • Далее спросите, понимает ли ребенок, о чем этот стишок. Задавайте простые вопросы, вроде: «Про кого этот стишок?», «О ком идет речь в этом стишке?». Если вы уверены, что ребенок не знает значение какого-то слова, но при этом он говорит, что знает, сами корректно задайте вопрос и сразу предложите рассказать, показать: «А ты знаешь, что такое громоотвод, сачок и т. д.? Давай я расскажу тебе/пойдем спросим у папы/бабушки». Ребенок сможет быстро и качественно учить стихотворения только в том случае, если он будет понимать, о чем он рассказывает.
  • По возможности разучивайте только те стишки, которые нашли отклик в сердце малыша, давайте ему возможность самостоятельно выбрать для себя произведение. Ну, а если такой возможности нет, например, нужно выучить стих на утренник, который воспитатель сам выбрал для ребенка, постарайтесь заинтересовать кроху, сделать так, чтобы стишок ему понравился.

Для этого воспользуйтесь такими способами:

  • Прочтите стишок и покажите малышу, что он вам очень понравился, что произведение веселое и забавное.
  • Читайте стих с интонацией, выразительно, подключите актерскую игру. Например, если речь в произведении идет о зверьках, показывайте крохе их, пытайтесь показать, что делают эти животные. Главное, не бойтесь быть смешным.
  • Предложите ребенку перевоплотиться в зайчика/котика и т. д. из стишка. Например, наденьте на него маску животного, нарисуйте усики, сделайте из подручных средств хвостик и т. д.
  • Если ребенок достаточно взрослый, объясните, чем именно вам нравится произведение, поделитесь своим опытом, возможно, это же стихотворение вы когда-то тоже учили.
  • Если учите стих с маленьким ребенком, предлагайте ему выучить его, например, в подарок для мамы/бабушки/деда Мороза и т. д., но ни в коем случае не манипулируйте чувствами ребенка, если малыш отказывается учить его, не настаивайте. Нельзя говорить крохе что-то вроде: «Ты что не любишь папу? Если любишь – учи», «Ты что не хочешь подарок? Если не выучишь стих, дед Мороз не принесет тебе его» и т. д. Для большинства малышей выучить стих для кого-то большая радость, но есть и другие детки, поэтому учитывайте этот факт.
  • Если крохе трудно дается заучивание строк, попробуйте изобразить их на бумаге. Просто попробуйте нарисовать каждую строку на бумаге, рисовать нужно то, о чем идет речь в строчке. Далее пробуйте рассказывать стих с ребенком, используя эти рисунки как подсказки.
  • Не забывайте о том, что детям все очень быстро надоедает и приедается, поэтому не стоит требовать от них изучения стиха за 2 дня. Учите каждый день по небольшому отрывку, если речь идет о малыше 2-3 лет, достаточно пары строчек. Как только видите, что ребенок начинает скучать, сразу же постарайтесь привлечь его внимание, например, предложите ему посмотреть и послушать, как вы рассказываете этот стишок.
Читайте также:  Творческое развитие ребенка это процесс

Пусть ребенку будет весело

  • Если ребенок так ведет себя из-за усталости, предложите заняться чем-то другим, поиграть, полежать, возможно, посмотреть любимые мультики. Чуть позже снова вернитесь к изучению произведения. Лучше всего делать это в ненавязчивой форме, то есть, не надо усаживать ребенка на стул, класть перед ним книгу и 100 раз заставлять слушать и повторять стих.

Пользуйтесь свободным временем, когда одеваетесь куда-то, едете в лифте, стоите в очереди, купаете малыша. Учитесь совмещать изучение стихов с другими делами.

Как быстро учить стихи с ребенком: основные методики

Несмотря на возраст ребенка, с которым вы будете учить стих, изначально вам нужно определиться, какую методику вы будете использовать. Выделяют 4 основные методики:

  1. Визуальная. Заключается данный способ заучивания стихов в том, что произведение будет визуализироваться. Лучше всего прибегнуть к рисованию. Для этого изначально зачитайте ребенку стих, а после изобразите каждую строчку на бумаге. Такой рисунок будет служить для вашего крохи подсказкой.
  2. Двигательная. Есть детки, которые лучше всего запоминают стихи во время двигательной активности. Что это может быть? Собирание пирамидки, складывание шариков в корзинку, нанизывание бусинок на нитку и т. д. Как это работает? Все очень просто. Сначала зачитайте стих вслух вместе с ребенком. После начинайте игру-обучение. Вы зачитываете 1 строчку и бросаете мячик в корзинку, далее ребенок повторяет эту строчку и тоже бросает шарик в корзинку. После того, как малыш уже немного выучит стихотворение, пусть не повторяет строчку за вами, а называет следующую после вашей и т. д.
  3. Слуховая. Некоторым малышам гораздо проще учить стихи на слух. Для этого не нужно ничего рисовать, играть во время процесса и т. д. Вы просто зачитываете стихотворение, а после просите малыша повторить то, что он запомнил. Продолжайте читать с того места, на котором малыш остановился. Таким образом и происходит весь процесс заучивания.
  4. Логическая. Иногда используют и такую технику заучивания стихов. Для этого нужно рассказать ребенку произведение и попросить его повторить за собой. Объясняйте ребенку все, что происходит в стихотворении и причинно-следственные связи в нем, но, конечно же, простым языком. Как только ребенок забывает строчку, попросите подумать, вспомнить ассоциации и ваши объяснения.

Импровизируйте

С какого возраста учить стихи с ребенком?

Начинать учить стихи с ребенком можно в разном возрасте, все зависит от вашего желания и конечной цели. Конечно же, ребенок в возрасте 1 года вряд ли выучит стихотворение, даже если вы сильно будете этого хотеть и приложите максимум усилий – этот фактор естественно нужно учитывать.

  • Начинайте рассказывать короткие стишки, потешки, прибаутки малышу с рождения. Это будет приучать кроху к ритмически организованной информации, и развивать память.
  • Более того такие чтения и рассказы дадут ребенку понять, что это весело и забавно, следовательно у малыша будет приятный опыт и он будет в более сознательном возрасте без проблем изучать произведения.
  • Что касается осознанного запоминания текста, специалисты утверждают, что лучший возраст это 3-5 лет. Связано это с тем, что в таком возрасте ребенок уже понимает, что он делает, получает от этого удовольствие и т. д. Также именно в возрасте 3-5 лет наша память развивается быстрее и лучше всего, поэтому малышу будет очень просто разучивать стихи, даже весьма длинные.
  • Обратите внимание, что все детки разные, поэтому сильно привязываться к указанному возрасту не нужно. Если видите, что кроха проявляет интерес к изучению и чтению стишков раньше, начинайте заниматься раньше. Если даже в 5 лет малыш категорически отказывается учить стихи, не заставляйте, возможно, желание появится немного позже или не появится вообще – так бывает редко, но бывает.
  • В таком случае попробуйте найти другое занятие, которое ребенку будет по душе

Как учить стихи с ребенком 2-3 лет: полезные советы по работе с детьми, особенности заучивания стихотворений, примеры

Учить стихи с ребенком очень важно и нужно, однако, делать это стоит правильно, чтобы малыш получал от процесса удовольствие, а произведения заучивались быстро и легко.

Учить важно как с малышами, так и постарше

Для того чтобы достичь положительных результатов в этом, порой нелегком деле, воспользуйтесь следующими советами:

  • Если вашему крохе 2-3 года. Нужно понимать, что ребенок такого возраста не всегда хочет и может заучивать огромные стихи, более того, такое занятие может не прийтись ему по душе.

Особенность заучивания потешек и стишков с детьми 2-3 лет заключается в следующем:

  • Нужно выбирать небольшие произведения, которые будут интересны и понятны вашему крохе. Для младшего возраста отлично подойдут произведения А. Барто «Игрушки», Д. Хармса «Кораблик» и т. д.
  • Желательно чтобы в стихе описывались те животные, предметы, вещи, которые ваш малыш уже знает и различает, так ему будет гораздо проще представить, о чем этот стих.
  • Для маленьких детей выбирайте стихи и потешки с явно выраженной рифмой, они учатся гораздо проще и быстрее других. Изначально предлагайте малышу заканчивать строчку словом, которое рифмуется, затем рассказывайте по очереди строки и только после предлагайте крохе рассказать произведение целиком.
  • Превращайте процесс заучивания стихов в игру. Например, рассказывайте потешку и тут же показывайте, о чем идет речь. Для примера возьмем известный, пожалуй, всем стих А. Барто «Идет бычок, качается». Вы можете изобразить того самого бычка, показать как он идет, качается. На моменте «…вздыхает на ходу», вздохните, возьмитесь за голову. То есть изображайте все, о чем рассказывается в стихотворении. Так ребенок будет запоминать строки еще проще и быстрее, а главное, это не будет ему надоедать, поскольку все будет восприниматься как игра.
  • Не заставляйте ребенка слишком долго учить стишок, так как это начнет нервировать его и быстро наскучит. Старайтесь повторять строки каждый день, но в разное время.

МалышамК Новому годуМалышамЛегкиеСписок

Как учить стихи с ребенком 4-5 лет: полезные советы по работе с детьми, особенности заучивания стихотворений, примеры

С детками 4-5 лет процесс заучивания стихотворений выглядит немного иначе. Таких ребят стоит приучать к тому, что иногда стихи нужно учить и для этого нужно соблюдать хоть и не строгую, но дисциплину:

  • Детям среднего дошкольного возраста нужно ставить задачу по заучиванию произведений. Лучше всего для такого процесса выделять какое-то определенное время, но занятие должно длиться не более получаса, чтобы ребенок не уставал и не терял интерес.
  • Выбирайте более объемные стихи, со смыслом, но такие, которые будут доступны в понимании ребенку 4-6 лет.
  • Старайтесь учить стих целиком, а не по строчкам. Именно таким образом ребенок будет лучше понимать, о чем рассказывается в произведении и соответственно будет лучше его запоминать.
  • Не забывайте деткам такого возраста так же, как и более маленьким, объяснять значение новых и непонятных для них слов.
  • Не требуйте от ребенка точного запоминания стиха, да еще и в короткий срок. Изучение 1 стиха, состоящего из 2-х четверостиший, может занять несколько недель. Зато после ребенок будет рассказывать его осознанно, с живыми эмоциями и интонацией.
  • Также можно проводить обучающий процесс в виде игры, например, используя мяч. Для начала несколько раз прочитайте вместе с ребенком стих, который вы будете учить. Далее зачитывайте строчку и бросайте ребенку мяч. Как только мяч окажется в его руках, он должен повторить строчку, которую вы рассказали (сначала с вашей помощью, если нужно). Таким образом вы будете изучать стих в непринужденной обстановке.
  • Когда ребенок более-менее запомнит текст, предложите играть немного иначе. Мяч у вас в руках, вы говорите 1-ю строчку произведения и бросаете мяч крохе. Ребенок уже не повторяет эту строчку, а по памяти рассказывает следующую и так по очереди. Этот метод заучивания произведений пользуется большим спросом и является действенным.

От 3 летДеткамПостарше

Как видите, выучить стих с ребенком не так уж сложно, однако, для этого нужно потратить немало времени и сил. Главное в этом деле не торопиться, с пониманием относиться к своему крохе и не требовать от него невозможного.

Для маленьких и большихДля деток постарше

Видео: Учим ребенка быстро учить стихи

Источник