Какие особенности раннего развития ребенка

Какие особенности раннего развития ребенка thumbnail

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Малыши всегда с удовольствием исследуют окружающий мир. И чем раньше они сталкиваются с различными понятиями, предметами и условиями, тем легче у них получается усвоить новую информацию. Именно поэтому развитие ребенка в раннем детстве очень важно, несмотря на то, что родителям кажется, будто кроха еще ничего не понимает. Существуют определенные особенности раннего развития детей. В сознании малыша закладываются определенные образы, которые становятся для него привычными. И в более старшем возрасте ребенок с легкостью осваивает всю программу обучения.

Раннее развитие детей дошкольного возраста предполагает получение навыков общения, базового логического мышления, а также их нормальное физическое развитие.

Раннее речевое развитие ребенка

Раннее речевое развитие ребенка очень важно. Родители, имеющие детей до года, ошибочно полагают, что заниматься развитием речи и изучением букв с таким крохой еще рано, сначала он должен заговорить. На самом деле, чем раньше малыш столкнется с буквами, словами и понятиями, тем легче ему будет научиться читать в будущем. А что самое главное, у него будет желание это делать, так как чтение с раннего детства станет привычной составляющей его повседневной жизни.

Как же начинать изучать буквы? Существует несколько действенных способов это сделать. Один из них – использование кубиков Зайцева, а второй – очень популярные среди многих родителей карточки со словами. Оба метода основаны не на заучивании, а на подсознательном запоминании слов в игровой форме. Поэтому они подходят для малышей с самого раннего возраста.

Кроме изучения букв прививайте ребенку любовь к чтению. Это сделать элементарно просто – читайте ему каждый день. Не нужно постоянно включать мультики на компьютере. Если Вы будете держать в руках книгу, а ребенок будет видеть в ней яркие картинки и при этом слышать Ваш голос, это, несомненно, вызовет у него желание повторять за Вами. А значит, он начнет осваивать чтение более охотно.

Точно так же Вы можете начать изучать числа. Просто каждый раз считайте по порядку ступеньки в подъезде – это самый простой способ обучить совсем еще маленького карапуза счету. Когда он освоит порядковый счет, переходите к количественным понятиям. Считайте игрушки, тарелки на столе и машины на парковке. Цифры учим точно так же, как и буквы, используя кубики или, например, магнитики на холодильник.

Не забывайте об иностранном языке. В любой европейской стране уже трудно найти человека, не владеющего английским языком хотя бы на разговорном уровне. В России люди разговаривают меньше. Но это временно. Можете быть уверены, что поколение наших детей уже будет вынуждено соответствовать общемировой тенденции. Поэтому лучше приучайте ребенка к иностранному языку с самого детства. Конечно, Вы вряд ли будете говорить с мужем на английском каждый день по полчаса, как советуют педагоги. Но зато Вы спокойно можете включать детские мультики на английском. Их очень много в интернете. При этом не нужно акцентировать внимание на том, что язык отличается. Все должно быть естественно, и тогда второй язык гармонично вольется в сознание ребенка и станет частью его жизни.

Когда малыш начинает разговаривать, он не сразу овладевает необходимой дикцией. Чтобы этому помочь, предлагайте ему игры, развивающие мелкую моторику ручек и пальчиков, — нанизывание бусинок, лепку из теста, собирание мозаики, пересыпание мелкого зерна. Чаще играйте с крохой во всеми любимую «Сороку-ворону». Мало кто знает, что активизация мелкой моторики стимулирует умственное развитие детей и ускоряет работу речевых центров. Ребенок начинает разговаривать намного раньше.

Занимаясь развитием речи, не забывайте также развивать логику. Предлагайте малышу игрушки разных цветов, отличающиеся по размеру и фактуре. Очень полезны для детишек пирамидки и конструкторы. По мере взросления подбирайте задания посложнее. Одной из самых популярных методик раннего развития детей является методика Монтессори, о которой Вы также можете прочитать на Bambino Story.

Особенности раннего развития детей

Существуют определенные особенности раннего развития детей. Кроме изучения базовых навыков, не забывайте о том, что психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает раскрытие в нем творческого потенциала. Не забывайте о поделках из различных подручных материалов, лепке и рисовании. Это не только способствует развитию мелкой моторики, но также способствует проявлению фантазии, и позволяет малышу получить представление о различных материалах, что немаловажно в период раннего развития.

Устраивайте музыкальные занятия. Пойте, танцуйте и обязательно давайте ребенку слушать классическую музыку. Особенно полезно совмещать прослушивание музыкальных произведений с творческим процессом. Это способствует укреплению нервной системы, а также стимулирует работу обоих полушарий головного мозга.

Как известно, лучше всего дети усваивают информацию во время игры. Но Вы не только должны проводить обучение в игровой форме, Вы должны делать любую игру ребенка познавательной. Грамотно подходите к выбору игрушек. Старайтесь, чтобы все они были различными по форме, размеру, цвету, а также и по их предназначению. Отдавайте предпочтение натуральным материалам и естественным образам.

Раннее физическое развитие детей

Раннее физическое развитие детей рассматривается в комплексе. Педиатр оценивает физическое развитие ребенка с самого рождения, измеряя его вес, рост, окружность грудной клетки, головки, а также оценивая своевременное появление рефлексов. Родители должны постоянно следить за всеми показателями, регулярно посещая доктора и выполняя все его рекомендации. Начиная с нескольких месяцев малышу можно делать массаж для новорожденных, а также специальную гимнастику. В возрасте 3 месяцев многие родители начинают заниматься с ребенком плаваньем. В более старшем возрасте можно начинать выполнять утреннюю гимнастику, а также задумываться о выборе спортивной секции. Кроме того, для здоровья детей очень важны регулярные прогулки на свежем воздухе не менее 2 раз в день.

Начинайте заниматься как можно раньше. Умственное развитие ребенка, а также его физическое здоровье во много зависят от Ваших усилий и стараний.

Источник

Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка.Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.

Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.

Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.

В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.

Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.

Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Источник