Какие изменения произошли в развитии ребенка

Весь процесс взросления ребенка можно разделить на несколько больших периодов. От самого зачатия и до 16-18 лет происходят колоссальные изменения. Каждый из этапов содержит свои ключевые моменты и важные детали.
Родители должны понимать, что часто поведение ребенка на той или иной стадии развития обусловлено внутренними изменениями. Человек растет, меняется физически и психологически. Все возрастные этапы развития ребенка приносят в его жизнь глобальные перемены. Меняются возможности, интересы и увлечения, а также и потребности ребенка. Родители должны помочь своему малышу пройти весь путь взросления.
Возрастные этапы
Развитие ребенка начинается сразу после момента зачатия. Клетки начали делиться — началась жизнь и развитие крохи. Выделяется 7 больших этапов в жизни каждого человека. Стоит отметить, что чем старше мы становимся, тем медленнее протекают все процессы. Например, интенсивность развития в первый период самая высокая. Встречаются две крошечные клетки, а через 5-6 дней уже получается зародыш. За этот период произошел колоссальный рост и усложнение организма.
А всего за 9 месяцев из крошечного неоформленного зародыша получается ребенок. Все его внутренние органы готовы сразу же начать функционировать. Пройдет еще 2 года — ребенок уже может ходить, бегать, говорит простыми фразами, понимает речь взрослых. Он испытывает эмоции, обладает способностью общаться, умеет что-то делать самостоятельно.
В самом начале для перехода на новый этап развития требовались всего лишь часы и дни. Далее этапы физического и психического развития занимают месяцы, годы. Чем старше ребенок, тем медленнее проходят изменения. Считается, что основное взросление идет до 16-18 лет. Затем настает уже взрослая жизнь.
Внутриутробный период
Занимает в среднем 280 дней. От момента зачатия и до самого конца — родов. Этот первый этап является чрезвычайно значимым. От того, как протекает беременность, зависит вся дальнейшая жизнь человека. Здесь важно все:
- наследственность;
- состояние здоровья матери;
- течение беременности (был ли сильный токсикоз, травмы, кровотечения);
- питание матери;
- как прошли роды.
Как только кроха появляется на свет, начинается совершенно новый возрастной этап.
Неонатальный этап
Возможно, этот возрастной период самый трудный. Сейчас очень важно, чтобы первый месяц за малышом был правильный уход. Это те самые 4 недели после рождения. Обязательно важно соблюдать режим питания. Кроха кушает каждые 2-3 часа и днем, и ночью. Сейчас он лишь спит, ест, плачет. Организм набирается сил, получает максимум питательных веществ из маминого молока.
Это незаметно, но идет активное психическое развитие. Кроха впервые видит предметы, людей, цвета. Он ощущает запахи, слышит голоса, привыкает к ним. Все это анализируется и усваивается во сне. Сейчас нужно обеспечить для крохи комфортные условия:
- оптимальная температура в комнате +22 С;
- часто проветривайте помещение;
- свет в комнате крохи должен быть неярким;
- 2 раза в день (утром и вечером) нужно купать кроху в проточной теплой воде;
- следите за состоянием кожи (нет ли покраснений, сыпи, опрелости).
К вам будет приходить врач или медсестра для проверки состояния малыша. В этот период лучше всего, если рядом с крохой будут находиться только родители и ближайшие родственники. Его иммунная система пока очень слабая – даже легкая простуда может стать серьезной угрозой для него.
Грудничковый период
Проходит с начала 5 недели (30-го дня) и до 1 года. Сейчас ваш ребенок стремительно меняется. Он растет каждый месяц на 2-3 сантиметра, прибавляет в весе. Происходит изменение его тела: вытягиваются ручки и ножки, увеличиваются внутренние органы. Пальчики становятся подвижными и ловкими. К 3-4 месяцу начинают резаться зубки.
Кроха сам себя тренирует. Все вокруг такое интересное – нужно скорее научиться держать головку. Сначала всего на пару секунд, затем 2-3 минуты. Шейка крепнет. Затем малыш делает попытки сесть. Так изучать мир гораздо проще. Далее – ползание. Уже к 1 году многие малыши могут легко вставать на ножки, ходить, держась за ручку мамы.
Происходят изменения в его эмоциональном развитии. К 3-4 месяцу кроха уже будет одаривать маму с папой своей улыбкой. Его лепет становится все более эмоциональным, разнообразным. Малыш узнает родных и знакомых людей. Он любит играть, у него появляются любимые игрушки, с которыми не хочется расставаться.
Ясельный период
От 1 года до 3 лет. Главная задача этого периода — подготовить малыша к походу в садик. Конечно, не все пойдут в него, но суть в том, чтобы сделать ребенка чуть-чуть самостоятельнее. Сейчас он уже может кушать более взрослые блюда. Меняется внешний вид крохи: уходит детский жирок, тело принимает более взрослые очертания.
Повышается сопротивляемость организма к инфекциям. К 3 годам все основные прививки уже сделаны. Это значит, что иммунная система работает гораздо эффективнее. Дети становятся очень активными, подвижными. Они проводят за играми практически все время. Чем старше кроха, тем более сложными становятся игры.
Меняется представление ребенка о себе. Теперь формируются многие личностные качества. Вы уже можете понять, какой характер будет у вашего крохи: может ли он идти на компромисс, станет ли отстаивать свое мнение. Потихоньку дети становятся все более самостоятельными. Главное — появляется желание научиться чему-то, действовать без помощи мамы. Все это очень пригодится ему в садике, а потом и в школе.
Стремительно развивается речь ребенка. Чтобы она была правильной, нужно чаще разговаривать с ним, читать сказки, книжки. От вас он перенимает произношение, артикуляцию. Важно следить за тем, что и как вы говорите. Кроха быстро учит новые слова.
Дошкольный период
Длится с 3 до 7 лет. Если кроха идет в садик, значит, для него уже началась «взрослая» жизнь. Это еще не школа, но тут можно многому научиться. В первую очередь, общаться с другими детьми и взрослыми. Дома ваш ребенок может диктовать некоторые правила:
- кушает то, что ему нравится;
- придумывает правила игры;
- всегда выбирает для себя те игровые роли, которые ему нравятся;
- почти всегда с ним соглашаются.
В садике ситуация другая. Там раскрывается социальная составляющая личности крохи. Сумеет ли он найти общий язык со всеми или же будет дружить только с определенными детьми? Станет лидером или будет следовать чужим правилам?
Общение, совместные игры стимулируют развитие мышления. Необходимо принимать решения, основываясь на своем опыте. Так происходит быстрое интеллектуальное развитие. Конечно, родители и воспитатели помогают, но основной прогресс дети делают самостоятельно. Сейчас очень важно поддерживать в них познавательный интерес ко всему.
Данный этап развития подготавливает ребенка к следующему: близится 1 класс и школа. Тут уже нужно быть полностью уверенным в своих силах. Ходит кроха в садик или нет, его необходимо приучать к самостоятельности. Ребенок должен:
- кушать сам;
- знать правила личной гигиены (как мыть руки, чистить зубы);
- знать, как правильно обращаться к взрослым;
- следовать правилам поведения.
Это все важно, особенно для правильного психического развития малыша. Если ограждать его от всех обязанностей, следовать лишь его желаниям, то вы получите инфантильного и эгоистичного ребенка. Это серьезно тормозит правильное интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Младший школьный возраст
Время с 7 до 13 лет. Укрепляются кости, меняются зубы. Сейчас ребенку необходимо потреблять достаточно кальция, фосфора, витаминов. Их можно получить через:
- фрукты: бананы, яблоки;
- мясо: говядина, нежирная свинина;
- молочные продукты: молоко, йогурты, творог, ряженка;
- крупы и орехи: гречка, геркулес, рис, фундук.
Ребенок заметно прибавляет в росте, вытягивается. Бывают потери веса, но это обычно связано с активной жизнью, постоянным движением.
Поход в первый класс — всегда стрессовая ситуация. Тут все новое, да еще появляется много обязанностей, уроков. Сейчас лучше не нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий. Чаще бывайте на свежем воздухе.
Период младшего школьного возраста связан с активным психическим развитием:
- совершенствуется память;
- появляются разносторонние интересы;
- улучшается внимание;
- повышается концентрация (ребенок может удерживать внимание на одной теме 30-40 минут).
Кроме того, малыш начинает смотреть на себя с социальной точки зрения. Какой он? Чем может заинтересовать других, чем понравиться? Дети в этом возрасте самокритичны, но их мнение часто меняется.
Старший школьный возраст
Этот этап очень важен. С 12-13 до 16-18 лет идет активное изменение организма. Пубертатный период приносит в жизнь ребенка радости и проблемы. Изменяется тело. Подросток может быстро похудеть или набрать вес. Тело становится немного непропорциональным. Сейчас время для активной работы эндокринной системы: надпочечники, гипофиз начинают выделять все больше гормонов. Какие-то вещества только-только поступают в кровь. Ребенок меняется, его организм становится все более взрослым. Из-за гормональных перепадов может сильно «скакать» настроение.
Сейчас организм переживает стресс – «гормональный бум». Ему нужна поддержка: витамины, правильное питание. Лучше всего исключить жирные и острые продукты, снизить потребление мучного. Включите в рацион больше свежих овощей и фруктов.
Очень важно то, что человек меняется психологически. Ребенок осознает свое место в мире, у него появляются долгосрочные планы. Теперь он начинает оценивать свое поведение со стороны, изменяются его ценности. Это говорит о том, что произошел качественный скачок интеллектуального и психического развития. Конечно, в 16-17 лет подростки еще не всегда готовы к самостоятельной жизни. Но они уже прошли огромный путь развития. Этот возрастной этап считается заключительным. Дальше — взрослая жизнь.
Источник
Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.
Что такое возрастной кризис
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:
- Кризис новорожденности
- Одного года (младенчества)
- 3-х лет (раннего детства)
- 7-ми лет (детства)
- 13-ти лет (подростковый)
- 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.
Кризис новорожденности
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.
Кризис одного года
Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину. Источник фото
Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).
Кризис 3-х лет
Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:
- Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
- Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
- Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
- Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
- Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
- Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
- Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.
Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.
Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.
Кризис семи лет
В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.
Источник фото
Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.
Кризис 13-ти лет
Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:
- Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
- Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.
Этому парню точно удалось выглядеть взрослее… Источник фото
- Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
- Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
- Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.
Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.
Кризис 17-ти лет
Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.
Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.
Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
19 февраля 2015
Источник