Какие игрушки и в каком возрасте покупать для развития ребенка
Для того чтобы грамотно подобрать игрушку, нужно знать возрастные особенности развития ребенка. Рассмотрим список игрушек для каждого возраста.
Игрушки для ребенка от 0 до 6 месяцев.
Поначалу малыш слабо реагирует на окружающий мир. Для него важнее тактильные ощущения и запахи, исходящие от его мамы. Постепенно, малютка реагирует на звуки и яркие предметы, находящиеся в непосредственной близости от него. Малыш начинает гулить, что является звукоподражанием услышанных им звуков. Чем больше и чаще мама с ним разговаривает, тем раньше и активнее начинается гуление.
Ближе к трем месяцам жизни, ребенок впервые пробует схватить интересующий его предмет и подтянуть поближе к себе. Все, что ему удается ухватить, неизменно оказывается у него во рту. Это потребность попробовать на вкус является одним из способов познания мира малышом. Наиболее активные дети уже с трех месяцев жизни начинают активно двигаться: переворачиваться, пытаться ползти.
В 4 месяца малютка активно манипулирует игрушками и любыми другими предметами, оказавшимися от него в непосредственной близости. Ребенок с радостью узнает себя в зеркале. В этом возрасте появляются первые слоги. Малыша начинает беспокоить зуд в деснах, от прорезывания зубов.
Ближе к 5 месяцам ребенок с интересом разглядывает книжки. Особенно его интересуют лица.
К 6 месяцам некоторые детки уже умеют сидеть, активно ползают по-пластунски и начинают ползать на четвереньках. Они переходят в более активный этап своей жизни.
Весь этот период и большую часть следующего, для малыша большое значение имеет интимно-личностное общение с близкими ему людьми. Поэтому все игрушки для малютки являются лишь способом общения с любимым человеком.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Погремушки.
- Носочки со вшитыми в них «шуршалками», погремушками.
- Мобиль.
- Книжки-«шуршалки» и книжки-пищалки.
- Подвесные игрушки.
- Книги из твердого картона с крупными изображениями. Особенно хороши в этом возрасте книги-глазастики.
- Книги с музыкальным сопровождением или с различными звуками (машинки, животные)
- Прорезыватели разных форм и размеров.
- Неваляшки.
- Колокольчики, свистульки, трещотки.
- Развивающий коврик.
- Игрушки для ванны: пищащие резиновые уточки.
Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года
С 6 месяцев начинается ввод прикорма — ребенок осваивает ложку. В связи с этим, более активно развивается мелкая моторика.
В 7 месяцев большинство детей самостоятельно присаживаются и встают на четвереньки. Активное ползание позволяет детям увеличивать пространство исследования. Малыши открывают и закрывают шкафы и ящики, достают оттуда вещи.
В 8 месяцев многие детки пытаются встать на ноги и пойти вдоль опоры. К 9 месяцам, особо торопливые исследователи уже начинают ходить самостоятельно. Дети продолжают изучать свойства предметов, активно манипулируют ими.
В последующие месяцы малыши оттачивают свое умение ходить. К году, большинство детей делают свои первые шаги. Многие дети начинают произносить свои первые слова: папа, мама, баба.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Мячики разных размеров.
- Легкие разноцветные кубики.
- Пирамидки.
- Сортеры.
- Пупсы.
- Картонные книги с яркими рисунками и веселыми потешками.
- Книжки-раскраски, красящиеся с помощью воды.
- Ходунки — каталка.
- Игрушки-каталки на палке.
- Музыкальные игрушки: игрушечное пианино, ксилофон, телефон со звуками.
- Игрушки в виде реалистично изображенных животных, которых удобно держать в руке.
- Машинки разных размеров.
- Игрушки, одевающиеся на руку, на пальцы.
- Игрушки-качалки.
- Игрушечная посуда: ложки, вилки, тарелки, кастрюли.
- Водяная мельница.
- Пальчиковые краски, мягкий пластилин, восковые карандаши, мелки.
- Мыльные пузыри.
Игрушки детям от 1 года до 2 лет
Малыш начинает ходить и с каждым месяцем делает это все более уверенно. Со временем, он осваивает сложные движения: бег, скачки, присаживание на корточки.
Ребенок самостоятельно ест с помощью вилки и ложки, пьет воду из кружки.
После 1,5 лет многие малыши начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации.
В этом возрасте преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Ближе к двум годам, ребенок способен самостоятельно собирать пирамидку, строить башню из кубиков, уверенно держать в руке карандаш.
Большинство детей к концу второго года жизни начинают активно говорить. В словарном запасе малыша может быть около 50 слов. Дети, к этому возрасту, знают разницу между большим и маленьким, могут назвать около 5 цветов.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Матрёшки.
- Геометрические пирамидки.
- Крупные пазлы.
- Конструкторы с крупными деталями.
- Рамки-вкладыши.
- Игрушки со шнуровкой.
- Мольберты для рисования.
- Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, плей-до, кинетический песок.
- Книжки с наклейками.
- Раскраски.
- Магнитная азбука.
- Говорящая азбука.
- Горка.
- Качели.
- Красивый горшок.
- Крупные игрушки на колесиках. Толокары.
- Игрушки-прыгуны.
- Беговелы.
- Самокаты.
- Кукольные коляски, санки.
- Игрушки для песочницы: ведерки, формочки, лопатки, грабельки.
- Большая лопатка для снега, щипцы для лепки снежков.
Игрушки для детей от 2 до 3 лет
В этом возрасте ребенок становится еще более активным. Он может бегать, прыгать, взбираться по шведской стенке, ходить на носках и пятках, выполнять одновременно два сложных действия (хлопать в ладоши и топать ногами). Навыки владения собственным телом позволяют ему осваивать новые виды транспорта, такие как велосипед. С этого возраста можно начинать ставить ребенка на коньки, ролики, лыжи.
До трех лет у ребенка все еще преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Малыш запоминает названия различных геометрических фигур, может найти предмет по его характеристике. Мелкая моторика развивается настолько, что ребенок способен разорвать бумагу, слепить из пластилина простую фигуру.
Ребенок активно разговаривает: может рассказать о том, что он делал в течение дня, пересказать сюжет небольшой сказки.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Мебель для творчества: стол и стул.
- Цветная бумага, ножницы с закругленными концами, трехгранные карандаши.
- Штампы для печати.
- Световой стол.
- Лото, с изображением простых и понятных рисунков (животные, растения, транспорт).
- Крупная мозаика.
- Конструкторы (Лего).
- Кубики с буквами, с картинками.
- Красочные счеты.
- Спортивный уголок (шведская стенка, канаты, подвесные кольца).
- Фитбол с рожками.
- Куклы разных размеров: говорящие, поющие, с подвижными частями тела.
- Одежда для кукол.
- Мебель и инвентарь для кукольных игр (детская посуда, кухня, игрушечная мебель, кукольный дом).
- Машины специальной техники (трактор, экскаватор, грузовик, бетоновоз, пожарная машина).
- Трехколесный велосипед.
- Палатка или вигвам.
- Уличный батут, бассейн.
- Большие мелки, для уличного рисования.
- Маскарадные костюмы, маски.
Игрушки для детей от 3 до 6 лет
С трех лет для малыша начинается новый этап развития. Самое главное изменение в ребенке этого возраста — он начинает осознавать себя как личность.
Меняется ведущая деятельность ребенка. Теперь малыша все больше занимает сюжетно — ролевая игра. Активно развивается воображение. Ребенок способен к продолжительной игре наедине с собой. Но одновременно, он начинает сильно тянуться к общению со сверстниками.
Вместе с этим, он начинает задавать большое количество вопросов. Его интересуют все вокруг, а словарный запас, наконец, позволяет обсудить это с родителями. Малыш отлично воспринимает любую информацию, которую преподносит ему взрослый.
Ребенок способен к разделению предметов по их предназначению, форме, объему, цвету.
Дети приобретают навыки самообслуживания: сами одеваются и раздеваются, выполняют правила личной гигиены, способны поддерживать порядок в своих вещах.
К шести годам ребенок подходит к возрасту подготовки к школе. Ребенок уже знает все буквы и цифры, умеет читать, знает счет до 100, способен понимать время. В этом возрасте как никогда повышаются способность к обучению, увеличивается время произвольного внимания, улучшаются социальные навыки.
Ребенок очень хорошо владеет своим телом, развивает ловкость и гибкость, учится играть в активные командные спортивные игры.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Игрушки для ролевых игр по профессиям (инструменты врача, плотника).
- Игрушки для ролевых игр по бытовому хозяйству (утюг, кухня, стиральная и швейная машина, пылесос, веник с совком).
- Игрушки в виде продуктов питания (овощи, фрукты, бутерброды, курица, колбаса), которые можно разрезать на части с помощью ножа.
- Книжки со сказками.
- Азбука, прописи, книжки с интересными заданиями.
- Головоломки.
- Инструменты для творчества: ножницы, цветная бумага, клей, пластилин, гуашь, акварель.
- Раскраски.
- Переводные картинки.
- Наборы бумажных кукол, к которым нужно вырезать одежду.
- Наборы для декоративного раскрашивания.
- Наборы для оригами.
- Наборы для рукоделия.
- Сложные конструкторы (с винтиками, ключами).
- Настольные игры.
- Набор солдатиков.
- Машины с дистанционным управлением.
- Дартс.
- Бадминтон.
- Двухколесный велосипед.
- Футбольный мяч.
- Баскетбольное кольцо.
- Скакалка.
- Обруч.
- Лыжи.
- Коньки.
- Ролики.
- Шашки и шахматы.
Для сохранения у малыша интереса к игрушкам, можете периодически их прятать. Помните, что с каждым новым этапом развития, игрушки, перечисленные в предыдущем этапе, могут быть не менее актуальны. Поэтому не спешите отдавать их. В покупке игрушек всегда ориентируетесь на интересы вашего ребенка.
Источник
Первые друзья
Сколько игрушек нужно грудному ребенку и какими должны быть эти игрушки? Такой вопрос задают себе многие молодые родители. Попробуем ответить на него, учитывая потребности растущего ребенка. Предпочтения в игрушках в течение первого года жизни меняются: малыш растет, что-то становится для него непривлекательным, а прежде не интересовавшие игрушки вдруг переходят в разряд любимых. Поэтому не может быть строгих ограничений по количеству необходимых игрушек для крохи того или иного возраста. Хорошая игрушка должна соответствовать уровню развития ребенка – быть не слишком сложной, чтобы не вызывать у него досады и разочарования, но и не примитивной. Рассмотрим, какие игрушки целесообразно приобрести для вашего малыша, исходя из его возраста.
Елена Федорова
педагог-психолог,
преподаватель кафедры
педагогики и сихологии детства УрГПУ
От О до 3 месяцев
На этапе адаптации ребенка к окружающему миру целесообразно предлагать игрушки и предметы для зрительного и сенсорного восприятия. Это могут быть следующие игрушки:
Погремушки. Погремушки разных размеров и форм, контрастных цветов, изготовленные из разнообразных материалов (дерево, пластмасса, ткань), пожалуй, являются самыми первыми игрушками в жизни малыша. Это не случайно, поскольку игра с такими предметами как раз способствует зрительно-слуховому сосредоточению крохи, привлекает его внимание и учит выделять из множества окружающих звуков «голос» погремушки. Можно приобрести около 10 погремушек при условии, что все они будут отличаться друг от друга разнообразием материалов и цветов, тембром звучания, формой и размерами.
Мобиле,музыкальнаякарусель
Мелодичное звучание музыкальной карусели вызывает у малыша приятные слуховые ощущения, развивая слуховое восприятие. Кроха с интересом будет наблюдать, как вращаются яркие игрушки мобиле. Одновременно задействованы два способа восприятия – зрительное и слуховое. Достаточно купить 1 мобиле со съемными игрушками и время от времени заменять их новыми.
Резиновые игрушки
Как правило, это игрушки, изображающие животных, птиц, персонажей мультфильмов и сказок, а значит, они знакомят младенца с окружающим миром. Кроме того, при сжатии игрушка пищит – этот звук малыш безошибочно выделяет из других звуков: прислушивается, направляет свое внимание на источник звука. Количество резиновых игрушек может быть от 5 до 10.
Игровой центр (турничок)
Он состоит из множества игрушек разной направленности:
панель с кнопочками, на которые можно нажимать – и видеть или слышать производимые этим нажатием эффекты;
безопасное зеркальце, в котором малыш может рассматривать свое отражение;
погремушки, колокольчики;
элементы-пищалки;
яркие подвесные игрушки, до которых крохе нужно дотянуться, чтобы поймать их и потрогать.
Играть ребенок может в положении лежа на спине, на специальном коврике или в кроватке. Одного такого центра будет достаточно, чтобы надолго увлечь вашего кроху и задействовать работу всех органов чувств, тем самым тренируя и развивая их.
Музыкальные игрушки
Они способствуют тренировке органов чувств, развивают слуховое восприятие и сосредоточение, ориентировку в пространстве в поисках источника звука. Количество игрушек зависит от предпочтений вашего крохи: купите 2-3 такие игрушки «на пробу». Крохе нравится? Пополняйте запас, соблюдая следующие условия: игрушки должны быть изготовлены из материалов разной фактуры и иметь различное звучание.
Заводные игрушки
Как правило, такая игрушка заводится с помощью нескольких поворотов, ключа. Это сложное действие малышу осуществить пока не под силу, зато ему очень нравится наблюдать за движением игрушки.
Поскольку основной способ взаимодействия с такими предметами – наблюдение за их движением, хватит 1-2 игрушек подобного рода.
От 3 до 6 месяцев
Пассивное разглядывание ребенком окружающих предметов уступает место его активному взаимодействию со ср¬дой. Малыш тянется к игрушкам, пытается схватить, ощупать, потрогать, выполнить несложные действия. Начало целенаправленного пользования рукой необходимо поощрять и стимулировать.
Мягкие игрушки
Такие игрушки изготовлены из мягкой, приятной на ощупь ткани (флис, велюр, искусственный мех, трикотаж, бархат, плюш и т.д.). Взаимодействие малыша с такими игрушками развивает восприятие фактуры материа¬ла, мелкую моторику, умение ассоциировать получаемые ощущения с их источником. Важное умение крохи – совершать ощупывающие движения рукой – также можно развивать с помощью мягких игрушек. Понадобится 5-10 подобных игрушек, отличающихся друг от друга размерами, разнообразием персонажей. Рассматривая с ребенком мягких зайчиков, кошечек и собачек, полезно, называя их, произносить звуки, имитирующие «речь» того или иного зверька. Например: «Это лягушка, она квакает: «ква-ква», а это мышка – она тоненько пищит: «пи-пи-пи». Позвольте малышу потрогать игрушку, потеребить ее шерстку, схватить, пожевать или погладить.
Мячи
Детские мячи изготовлены из мягкой, легкой и прочной резины, имеют разнообразную окраску, рисунки. Достаточно на первое время иметь 2-3 легких резиновых мяча разных размеров. Полезно для развития мелкой моторики приобрести мячик с резиновыми «колючками». Покажите крохе, как катится мяч, как подпрыгивает от удара о пол. Можно рассмотреть нарисованные на нем картинки, рассказать небольшой стишок про мяч.
Книжки для младенцев
Их выпускают из специального прочного материала: картона, дерматина, клеенки, ткани. Такие книжки имеют различные дополнения: приспособления, издающие звуки; мягкие или резиновые части; музыкальные устройства; шнурочки, кармашки, вкладыши. Их очень удобно «читать»: рассматривать яркие разноцветные иллюстрации; получать разнообразные ощущения, прикасаясь к различным по фактуре материалам; прислушиваться к разным звукам, приводя в действие музыкальный механизм или используя звуковыеприспособления.Развивающие возможности такой игрушки очень широки: с ее помощью кроха совершенствует осязание, слух и зрение. Количество книжек невозможно ограничить. Начните с покупки 2-3 подобных книг, в дальнейшем ориентируясь на интерес малыша к рассматриванию картинок.
Куклы
Грудной малыш еще не умеет играть в куклы, зато ему очень нравится их рассматривать, тянуться к ним, чтобы потрогать глазки, носик, одежду. Для показа подойдут 2-3 большие выразительные куклы (высотой от 30 см), изготовленные из разных материалов – пластиковые, тряпичные, резиновые и даже фарфоровые. Желательно, чтобы пропорции фигуры и черты лица были приближены к человеческим, а выражение кукольного личика выглядело нейтральным или жизнерадостным. После 6 месяцев можно добавить в игровое поле 1-2 пластиковых пупса-голыша, высотой 10-20 см), очень удобных для захвата и удерживания в маленьких ручках.
Неваляшка
Может стать одной их любимых игрушек малыша в 6-7 месяцев. Игра с такой куклой необычайно увлекательна: можно слушать, как она звенит, ползти за ней, с интересом наблюдать за настоящим чудом –как уложенная на пол кукла возвращается в вертикальное положение без посторонней помощи и смешно раскачивается. В игровом арсенале достаточно иметь 1 неваляшку – малыш долго не утратит к ней интерес.
6-9 месяцев
Во втором полугодии жизни малыш старательно изучает любой попавший в ручки предмет: подносит предмет ко рту, чтобы обследовать его с помощью языка и губ, переворачивает и разглядывает под разными углами зрения, ощупывает, трогает пальчиками детали. На этом этапе развития игрушка должна легко захватываться, иметь гладкую или шероховатую фактуру материала, неровности поверхности.
Общение со взрослым становится «деловым»: малышу нужны не только ласковые слова и внимание взрослого, но совместные игры.
Матрешка
Этаумнаяигрушка вкладыш привлекает малыша своей пестротой, красочностью и способам манипулирования. Покажите крохе, как можно собирать и разбирать матрешку, сочините про нее какую-нибудь забавную историю и разыграйте перед ребенком представление-импровизацию. На примере матрешки малыш знакомится с на родными игрушками, приобщается к культурному миру традиций своего народа.
Вкладывая меньший элемент в больший, ребенок учится соотносить величину предметов, координируя действия рук и глаз. Кроме того, ваш малыш становится обладателем сразу целого семейства, состоящего из 4-7 кукол.
Кубики
Для самых маленьких подходят мягкие и легкие кубики – пластмассовые или из материи. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть кубики, а их количество меньше. Не стоит давать сразу весь набор – достаточно всего нескольких деталей, из которых малыш сможет что-нибудь построить. Для детей в возрасте до 1 года достаточно купить 2-3 набора кубиков из пластмассы, материи и дерева.
Пирамидка
Сборка пирамидки, сортировка ее колец по размеру или цвету способствует развитию интеллекта, совершенствует мелкую моторику и координацию движений ребенка. Первая пирамидка для сборки должна содержать не более 3-4 колец, ведь внимание и усидчивость малыша кратковременны, ему пока трудно кропотливо выполнять заданную последовательность действий. На первое время достаточно 3-4 таких игрушек, изготовленных из разных материалов.
8-12 месяцев
В этом возрасте ребенок изучает свойства игрушки. В этом возрасте детские игры становятся все более сложными и разнообразными: дети любят складывать предметы в емкости и высыпать их оттуда, рассматривать и приводить в действие движущиеся части игрушек, отвинчивать крышки, открывать и закрывать ящики и баночки, строить и разрушать примитивные конструкции из кубиков.
Вкладыши
Самым любимым действием малыша является вкладывание одних предметов в другие. Уже в конце первого года жизни младенцы с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаз. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребенка. Не менее 2-3 наборов вкладышей должны обязательно быть в игровом арсенале.
Коробка форм, сортер
Это еще один вариант вкладышей с прорезями разных форм и размеров, в которые вкладываются соответствующие детали. Для каждого отверстия нужно подобрать подходящую деталь и вставить внутрь.
Одного-двух подобных развивающих пособий будет достаточно. Важно только, чтобы формы были простыми и понятными для детей этого возраста (круг, квадрат, треугольник), а фигурки – удобны для захвата и манипулирования.
Юла
Кроха с удовольствием наблюдает за «танцем» этой игрушки, снова и снова приводя ее в действие, развивая мышцы рук. Ребенок учится соизмерять направление и мышечные усилия, чтобы игрушка кружилась и не падала. При вращении юлы слышно легкое гудение воздуха, внутри прозрачного корпуса могут передвигаться шарики, лошадки, человечки. Для игры подойдет одна яркая красочная игрушка, механизм которой малыш в состоянии самостоятельно запустить в действие.
Игрушки-каталки
Для малыша, недавно освоившего вертикальный способ перемещения, наиболее удобны каталки, которые движутся вперед. Кроха как бы опирается на ручку каталки, поддерживая равновесие при ходьбе. Для этой цели подойдут также кукольная коляска, тележка, лошадка. Для прогулок приобретите 1-2 каталки.
Машинки
Сначала кроха, перевернув машинку, крутит колесики, затем делает удивительное открытие: если машинку поставить на пол и подтолкнуть вперед – она едет, совсем как настоящая! Малышам, независимо от пола, очень нравится возить машинки по столу или полу, катать на них куклу. Кроме того, кроха знакомится с основными видами транспорта: автобус, автомобиль, трактор, самолет, поезд, грузовик. Поэтому коллекция машинок должна пополняться. На первое время купите ребенку 3-4 разные по размеру и материалам машинки.
Магнитный дисплей
Это приспособление обучает вашего малыша навыкам рисования. Магнитный экран, прикрепленный к нему карандаш, трафареты представляют готовый набор для юного художника. Рисунки можно легко стирать с помощью специального рычага и тут же рисовать новые. Художественные шедевры вашего малыша на первых порах будут состоять из хаотичных линий и непонятных загогулин. Игрушка имеет существенный «недостаток» – творения вашего крохи недолговечны.
Набор для песочницы
Маленькое ведерко, лопаточка, грабли, сито, формочки – стандартные составляющие такого набора. Игра в песочнице с этими предметами позволяет ребенку познать свойства сыпучего материала – песка, развивает мелкую моторику и координацию движений (малыш учится брать песочек лопаткой, насыпать в ведерко создавать с помощью формочек фигурки). Для игр с песком будет достаточно одного такого набора.
Источник