Какие есть виды в развитии ребенка

Виды развития ребенка
Физическое — такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:
-Зарядка под музыку.
-Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
-Ходьба по наклонной доске.
-Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
-Ходьба по разложенной на полу веревке.
-Прыжки на двух ногах с места вперед.
-Спрыгивание с небольших возвышенностей.
-Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
-Подвижные игры с несложными правилами.
-Преодоление полосы препятствий.
-Танцы.
-Фитнес с мамой.
-Плавание.
-Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
-Езда на велосипеде.
Познавательное — данный вид развития помогает изучить ребенку окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме ребенок изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет.
Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:
-Ищем цвета по названию и по образцу.
-Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
-Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
-Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
-Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
-Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
-Складываем картинку из 2 частей.
-Играем с мозаикой и лото.
-Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
-Ищем целую картинку по ее детали.
-Изучаем понятие правый-левый.
-Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
-Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
-Изучаем цифры.
-Ищем тень картинки.
-Подбираем заплатки.
-Добавляем недостающие предметы.
Сенсорное — такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой ребенок улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу.
Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:
-Определение фактуры предметов.
-Определение геометрических фигур на ощупь.
-Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
-Игры с сенсорными мешочками и коробками.
-Угадывание предметов по запаху.
-Угадывание продуктов питания по вкусу.
Музыкальное — данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.
Развивать малыша можно с помощью таких занятий:
-Пение.
-Игра на музыкальном инструменте.
-Прослушивание музыки с разным ритмом.
-Угадывание звуков бытовых предметов.
-Угадывание песен.
-Танцы.
-Музыка фоном.
Речевое — для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с дошкольником. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции.
С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:
-Разучивать песенки и стихи.
-Обсуждать сюжетные картинки.
-Рассказывать по картинкам сказку.
-Обсуждать прочитанное.
-Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
-Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
-Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
-Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
-Выполнять артикуляционную гимнастику.
-Изучать гласные.
Мелкая моторика — развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития ребенка, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону.
Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:
-Пальчиковая гимнастика.
-Игры с песком и крупами.
-Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
-Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
-Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
-Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
-Игры с водой.
Творческое — к занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные.
С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:
-Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
-Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
-Закрашивать рисунок.
-Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
-Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
-Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
-Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
-Вырезать детскими ножницами.
-Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
-Инсценировать сказку.
-Играть с кукольным театром.
Социальное — трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.
Занятия, направленные на социальное развитие ребенка, будут такими:
-Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
-Изучение слов вежливости.
-Складывание одежды перед сном.
-Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
-Изучение правил поведения за столом.
-Посильная помощь по дому.
Источник
Типы возрастных изменений
Развитию детей свойственны следующие типы преобразований:
- Эволюционный тип. Отражает сравнительно медленные количественные и качественные преобразования.
- Революционный тип. Показывает глубокие перемены, происходящие быстро и стремительно. Обычно связаны с кризисами возрастного развития, которые возникают во время переходных периодов.
- Ситуационный тип. Связан с воздействием социальных ситуаций, методами организации обучения и способами воспитания.
Замечание 1
Процесс развития детей происходит одновременно в различных видах его деятельности и общения. Значительную роль в процессе развития играет ведущая деятельность или ведущий вид общения.
Виды развития ребенка
В психологии существует система взаимосвязанных видов деятельности и ведущих форм общения.
Рассмотрим основные виды развития ребенка:
- Первый вид связан с эмоциональным и непосредственным общением ребенка со взрослыми, которое осуществляется за рамками предметной деятельности с момента рождения до наступления 1 года.
- Второй вид развития связан с предметно-манипулятивной деятельностью ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. При этом используются игрушки и окружающие предметы без активного участия взрослых.
- Третий вид развития связан сюжетно-ролевой игрой.Сочетание игры с общением, имитируя конкретные социальные ситуации и свойственные формы поведения в ней. Соответствует детям дошкольного возраста 3-7 лет.
- Четвертый вид развития составляет учебно-познавательная деятельность. Включает в себя учебную деятельность и межличностное общение, которое определяет познавательное развитие. Свойственна младшему школьному возрасту от 7 до 11 лет.
- Пятый вид развития связан с профессионально-личностным общением. Отражает общение и совместную групповую деятельность по интересам, при этом служит подготовкой детей к специализированной работе в будущем. Характерно для возраста от 11 до 15 лет.
- Шестой вид развития связан с морально-личностным общением.Характеризуется личностными темами интимного и специфического характера у старшеклассников, в возрасте 14-17 лет.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Замечание 2
Виды деятельности и общения во время развития ребенка постепенно переходят на более высокий уровень развития, при этом меняется качество каждого вида и появляются новые показатели.
Факторы развития детей
Они показывают качественные и количественные изменения, происходящие в психике ребенка во время перехода из одной возрастной группы в другую.
Данные изменения подвержены влиянию постоянных факторов: физиологического созревания, интеллектуального и индивидуального развития , а также факторов психического развития.
Физиологическое развитие детей, формирование его наблюдательных процессов, проявление уникальных качеств характера и поведения тесно связаны друг с другом . Они проявляют психофизическое совершенствование ребенка.
Факторами психического развития являются движущие силы индивидуальности, педагогическое влияние и закономерности общего психического развития.
К факторам развития относится фактор педагогического воздействия. Данный показатель является совокупностью методик и средств воспитания, программы обучения и уровни педагогического профессионализма учителей. Благодаря этим факторам происходит активация или сдерживание развития ребенка, ускорение или замедление этого процесса.
Законами психического развития определены закономерности, описывающие психическое развитие ребенка. Учитывая их влияние можно воздействовать и управлять развитием.
Источник
Все родители знают, насколько важно следить за развитием ребенка и регулярно проверять, соответствует ли оно возрастным нормам. Однако далеко не всем известно, что именно включает в себя понятие «развитие» и какие типы развития ребенка существуют.
Разумеется, деления развития на типы (виды, компоненты и пр.) довольно условно, ведь в организме человека все взаимосвязано. Однако определенная классификация все же существуют. Глобально развитие ребенка можно разделить на физическое и психическое.
Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма ребенка. Основными его параметрами являются рост и вес, а также их соотношение, пропорции тела, осанка, жизненная емкость легких, развитие мускулатуры и т. п.
У детей до двух лет показателем физического развития также является прорезывание молочных зубов, у детей первого года жизни — двигательные умения (от умения самостоятельно держать голову до самостоятельной ходьбы).
Основные показатели физического развития оценивает педиатр во время регулярных осмотров, однако когда ребенок становится взрослее, частота медицинских осмотров снижается, поэтому родители тоже должны следить за физическим развитием их ребенка.
Психическое развитие — это развитие психических процессов. Говоря о психическом развитии, обычно в первую очередь имеют в виду познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, внимание, память.
Несмотря на то что во всех таблицах развития ребенка каждому психическому процессу отведена отдельная графа, следует понимать, что все психические процессы взаимосвязаны; так, память невозможна без восприятия (и наоборот), а внимание невозможно без мышления. Также психическое развитие взаимосвязано с физическим; к примеру, ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи.
Также стоит упомянуть эмоциональное развитие ребенка. Под развитием эмоциональной сферы подразумевается умение управлять собственными эмоциями и распознавать эмоции других людей. Этот процесс может показаться простым, однако умению распознавать эмоциональное состояние, «считывать» мимику, жесты, позы и интонации людей нужно учиться.
Развитие волевой сферы — это третья составляющая психического развития. Воля проявляется в способности человека сознательно управлять своей психикой и поступками, ставить цели и преодолевать препятствия на пути их достижения. К развитию волевой сферы можно отнести развитие таких качеств, как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, решительность.
Важно помнить, что развитие ребенка — процесс непрерывный. Деление на возрастные периоды необходимо для того, чтобы удобнее было оценивать прогресс развития, а также в связи с тем, что в определенные моменты жизни развитие ребенка более интенсивно. Однако развитие не прекращается ни на минуту: каждому «прорыву» в развитии предшествует «подготовительная работа», часто незаметная для стороннего наблюдателя.
Задача родителей — не просто следить за темпами развития ребенка, а способствовать этому развитию. Есть масса специальных игр и упражнений, способствующих физическому и психическому развитию ребенка. А для эмоционального развития еще очень важно, чтобы родители уделяли своему ребенку достаточно внимания и поддерживали дружелюбную атмосферу в семье.
Однако не стоит переусердствовать и пытаться опередить естественные нормы развития: всему свое время. Не пытайтесь «вылепить» из ребенка гения, дайте ему пройти путь в удобном для него темпе. Идите рядом, при необходимости помогая ребенку, а не тащите его за собой.
Источник
Александра Веселова
Виды детской деятельности
Виды детской деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Поэтому главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
.На первом месте стоит — игровая деятельность, так как она обусловлена самой природой человека. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, а также создание условий для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений.
Игровой вид детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
Познавательно-исследовательская организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача – формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, и способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
Двигательная деятельность организуется при проведении физических занятий, при проведении режимных моментов, в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Самообслуживание и элементы бытового труда. Данный вид деятельности включает в себя: самообслуживание, бытовой труд в помещении, бытовой труд на улице.
Изобразительная деятельность направлена на формирование эстетической стороны окружающей действительности. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Музыкальная деятельность направлена на развитие способности эмоционально воспринимать музыку.Направления работы: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах.
Восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.Реализуется через: чтение книг, обсуждения прочитанного, разучивание стихов, ситуативный разговор. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
В процессе своей деятельности ребенок сталкивается с трудностями, когда у него возникает затруднение, он обращается к взрослым, его окружающим. Схема развития любого вида деятельности такова:
1. Самостоятельная деятельность ребенка
2. Затруднение
3. Совместная деятельность со взрослыми и со сверстниками
4. Совместная деятельность со сверстниками
5. Самодеятельность
Важным показателем развития ребенка- является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Помогают ребенку на этом этапе воспитатели дошкольного образования, которые в свою очередь должны уметь организовывать ведущие виды детской деятельности, а также организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Источник
Елена Улевич
Виды детской деятельности по ФГОС
Виды детской деятельности по ФГОС.
Воспитатель 1 КК Улевич Е. В.
Деятельность определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.
Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов еёразвития:
1. Самостоятельная деятельность.
2. Затруднение.
3. Совместная деятельность со взрослыми (вместе, а потом рядом) и со сверстниками.
4. Совместная деятельность со сверстниками.
5. Самодеятельность
Каждому педагогу приходиться по нескольку раз в день настраивать ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности. При этом он использует весь багаж методических приёмов. Всёзависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приём.
Главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5 образовательных областей ФГОС, реализуются через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
ФГОС выделяет 9 видов деятельности:
1. Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции.
2. Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений для достижения общего результата.
3. Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
4. Восприятие художественной литературы — форма активности ребенка, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
5. Самообслуживание — форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть.
6. Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
7. Изобразительная деятельность — форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.
8. Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции слушателя, исполнителя, сочинителя.
9. Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
Источник