Какие аспекты образовательной среды для развития ребенка отражает фгос
1)
предметно-пространственная развивающая
образовательная среда;
2)
характер взаимодействия со взрослыми;
3)
характер взаимодействия с другими
детьми;
4)
система отношений ребенка к миру, к
другим людям, к себе самому.
2.9.
Программа состоит из обязательной части
и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части
являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации требований
Стандарта.
Обязательная
часть Программы
предполагает
комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях (пункт 2.5
Стандарта).
В
части, формируемой участниками
образовательных отношений,
должны быть представлены выбранные
и/или разработанные самостоятельно
участниками образовательных отношений
Программы, направленные на развитие
детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или
культурных практиках (далее — парциальные
образовательные программы), методики,
формы организации образовательной
работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
2.11.
Программа включает три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный,
в каждом из которых отражается обязательная
часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
2.11.1.
Целевой раздел включает в себя
пояснительную записку и планируемые
результаты освоения программы.
Пояснительная
записка должна раскрывать:
цели
и задачи реализации Программы;принципы
и подходы к формированию Программы;значимые
для разработки и реализации Программы
характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей раннего
и дошкольного возраста.
Планируемые
результаты
освоения Программы конкретизируют
требования Стандарта к целевым ориентирам
в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений,
с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий (индивидуальных
траекторий развития) детей, а также
особенностей развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе
детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными
возможностями здоровья).
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный
раздел Программы должен включать:
а)
описание образовательной деятельности
в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти
образовательных областях, с учетом
используемых вариативных примерных
основных образовательных программ
дошкольного образования и методических
пособий, обеспечивающих реализацию
данного содержания;
б)
описание вариативных форм, способов,
методов и средств реализации Программы
с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики
их образовательных потребностей и
интересов;
в)
описание образовательной деятельности
по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа
предусмотрена Программой.
В
содержательном разделе Программы должны
быть представлены:
а)
особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик;
б)
способы и направления поддержки детской
инициативы;
в)
особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников;
г)
иные характеристики содержания Программы,
наиболее существенные с точки зрения
авторов Программы.
Часть
Программы, формируемая участниками
образовательных отношений,
может включать различные направления,
выбранные участниками образовательных
отношений из числа парциальных и иных
программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная
часть Программы должна учитывать
образовательные потребности, интересы
и мотивы детей, членов их семей и педагогов
и, в частности, может быть ориентирована
на:
специфику
национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;выбор
тех парциальных образовательных
программ и форм организации работы с
детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам
детей, а также возможностям педагогического
коллектива;сложившиеся
традиции Организации или Группы.
Содержание
коррекционной работы и/или инклюзивного
образования
включается в Программу, если планируется
ее освоение детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Данный
раздел должен содержать специальные
условия для получения образования
детьми с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе механизмы адаптации
Программы для указанных детей,
использование специальных образовательных
программ и методов, специальных
методических пособий и дидактических
материалов, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий
и осуществления квалифицированной
коррекции нарушений их развития.
Коррекционная
работа
и/или инклюзивное образование должны
быть направлены
на:
1)
обеспечение коррекции нарушений развития
различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им
квалифицированной помощи в освоении
Программы;
2)
освоение детьми с ограниченными
возможностями здоровья Программы, их
разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей
и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
Коррекционная
работа и/или инклюзивное образование
детей с ограниченными возможностями
здоровья, осваивающих Программу в
Группах комбинированной и компенсирующей
направленности (в том числе и для детей
со сложными (комплексными) нарушениями),
должны учитывать особенности развития
и специфические образовательные
потребности каждой категории детей.
В
случае организации инклюзивного
образования по основаниям, не связанным
с ограниченными возможностями здоровья
детей, выделение данного раздела не
является обязательным; в случае же его
выделения содержание данного раздела
определяется Организацией самостоятельно.
2.11.3.
Организационный
раздел должен содержать описание
материально-технического
обеспечения Программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами
обучения и воспитания, включать распорядок
и /или режим дня, а также особенности
традиционных событий, праздников,
мероприятий; особенности организации
развивающей предметно-пространственной
среды.
2.12.
В случае если обязательная часть
Программы соответствует примерной
программе, она оформляется в виде ссылки
на соответствующую примерную программу.
Обязательная часть должна быть
представлена развернуто в соответствии
с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если
она не соответствует одной из примерных
программ.
Часть
Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, может быть
представлена в виде ссылок на
соответствующую методическую литературу,
позволяющую ознакомиться с содержанием
выбранных участниками образовательных
отношений парциальных программ, методик,
форм организации образовательной
работы.
2.13.
Дополнительным разделом Программы
является текст ее краткой презентации.
Краткая
презентация
Программы должна быть ориентирована
на родителей (законных представителей)
детей и доступна для ознакомления.
В
краткой презентации Программы должны
быть указаны:
1)
возрастные и иные категории детей, на
которых ориентирована Программа
Организации, в том числе категории детей
с ограниченными возможностями здоровья,
если Программа предусматривает
особенности ее реализации для этой
категории детей;
2)
используемые Примерные программы;
3)
характеристика взаимодействия
педагогического коллектива с семьями
детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Людмила Кириллова
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (в соответствии с внедрением ФГОС ДО)
Предметно- развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Из «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДО, стр. 11, п. 3.3.1:
«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
С точки зрения психологии, среда – это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. (Источник: Психолого-педагогические основы организации предметно- развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении/З. П. Красношлык// Актуальные задачи педагогики: материалы Ш междунар. науч. конф. / г. Чита, февраль 2013 г. / — Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2013, стр. 16).
Понятие «базовые ценности» так определены в ФГОС ДО в разделе
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, п. 2.6, стр. 5.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности…».
К базовым ценностям относятся:
• Патриотизм
• Гражданственность
• Семья
• Труд и творчество
• Литература
• Природа
• Духовность
• Человечество
Из ФГОС ДО, стр. 11, п. 3.3.3:
«Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
— реализацию различных образовательных программ;
— в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
— учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
— учет возрастных особенностей детей».
Из ФГОС ДО, стр. 5, п. 2.6.:
«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Методический комплект «Формирование структуры и содержание игровой поддержки развития детей в дошкольном образовательном учреждении» П. В. Быстрова включает в себя «Перечень целевых комплектов игровых средств» (ЦКИС) и пособие, где дано обоснование структуры и содержания основных направлений и задач игровой поддержки детей дошкольного возраста. В методическом пособии автором раскрываются основные требования к оборудованию для дошкольных образовательных учреждений. Пособие состоит из трех разделов. Я остановлюсь немного подробнее на втором разделе «Целевые комплекты игровых средств (ЦКИС)».
Автор выделил в «Перечне…» 7 программных направлений развития, которые обеспечиваются 20 комплектами с их описанием и подробной характеристикой каждого из направлений игровой поддержки.
1. Развитие движений рук.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие речи.
4. Развитие мышления.
5. Развитие представлений об окружающем мире.
6. Социально-эмоциональное развитие.
7. Эстетическое развитие.
Ответить на вопросы: «Какие ниши среды (содержание и наполнение ЦКИС) ДОУ наиболее актуальны?». Можно ли так ставить вопрос? Почему?
Во время пребывания детей в дошкольном учреждении ими осваиваются следующие образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентированные на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. («От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010, с. 6). Далее — Примерная ООП ДО «От рождения до школы».
Нельзя назвать какое-то направление или область наиболее важной или главной или актуальной. Так вопрос ставить не корректно. Педагоги целенаправленно используют интегративный подход при организации образовательного и воспитательного процесса в дошкольном учреждении и в их работе задействованы все образовательные области.
Градация ниш среды с наполнением ЦКИС в списке взята узко:
— для продуктивной деятельности;
— для экспериментальной деятельности;
— для трудовой деятельности;
— мебель для групповых помещений;
— спортивные залы;
— бассейны;
— музыкальные залы;
— художественные студии;
— оборудование помещений для релаксации;
— оборудование детских площадок на улице;
— кабинеты специалистов ДОО.
Мебель должно только соответствовать росту и возрасту детей. Непонятно зачем она попала в этом список. Кроме того, не во всех ДОУ имеются бассейны, художественные студии и помещения для релаксации. В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451их нет, но в каждой группе имеются уголки для релаксации и всего один кабинет для специалиста – педагога-логопеда.
При сравнении этого списка с образовательными областями в ФГОС ДО, очевидно, что предметно- развивающая среда представлена здесь гораздо шире:
Из ФГОС ДО, стр. 5, п. 2.6:
«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие».
Из ФГОС ДО, стр. 6, п. 2.8:
«Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
? Задание: приведите примеры к пункту «4». В чем выразится содержание среды? Вспомните о феноменах «полифункциональности», «интегративности» среды.
Содержание среды к пункту «4» должно отражать формирование целостной картины мира, к другим людям, к себе самому.
В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451 это: Методические пособия из серии: «Ребенок и окружающий мир», «Предметный мир как источник познания социальной действительности», «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» в разных возрастных группах детского сада, а также «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения», «Экологическое воспитание в детском саду», «Гендерное воспитание: мальчики и девочки» и др.
Методические пособия, детская литература, материалы для творчества, развивающее оборудование, дидактические игры «по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Продолжать развивать представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).
Развивать осознание ребенком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах… Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами».
(Примерная ООП ДО «От рождения до школы», стр. 180).
Полифункциональность предметно-пространственной среды открывает множество возможностей, обеспечивающих все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной. Трансформируемость среды, которая связана с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметно- развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
В дошкольном учреждении «наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса», т. е. соблюдается принцип интеграции образовательных областей. (Примерная ООП ДО «От рождения до школы», стр. 10).
ФГОС ДО заявляет о формировании «социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей».
ФГОС ДО рассматривает среду как:
систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.
ФГОС ДО определяет предметно- развивающую среду как
полифункциональную.
? Задание: во ФГОС ДО вводится понятие «образовательная среда». Объясните своими словами это понятие.
Образовательная среда – основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Источник