Как выбрать школу развития для ребенка

Как выбрать школу развития для ребенка thumbnail

Выбор школы для ребенка – один самых ответственных моментов для родителей. Кто-то обращает внимание на место школы в рейтинге, кого-то интересует школа для одаренных или образовательная организация, имеющая статус международной.

О том, какому из вариантов отдать предпочтение, рассказывают эксперты бизнес-школы СКОЛКОВО Ольга Назайкинская и Галина Гурова.

1. Определите стратегию школы

Есть ли у школы свой замысел, можно понять по тому, как руководство и учителя школы ставят себе задачи, как они их описывают. Что школа подчеркивает в коммуникации с родителями – выполнение государственных нормативов, работу в соответствии со стандартами? Или же транслирует собственное понимание того, что нужно современным детям и важно в обучении?

Наличие собственной позиции вовсе не противоречит выполнению государственных требований, однако школы, руководство которых способно самостоятельно ставить цели и вырабатывать стратегию, как правило, могут предложить ученику больше, чем просто соответствие стандартам.

В чём состоит главная задача обучения: одни школы подчеркивают прагматические цели и учебные результаты (например, подготовку к будущей профессиональной деятельности, поступление в престижный вуз), а другие на первый план выводят гармоничное развитие личности и полноценное проживание ребенком школьного периода.

Школы, определяющие обучение в первую очередь как становление личности, стремятся развить любознательность ребенка, его мотивацию и опору на себя. Для них важнее не факт поступления в вуз или победы на конкурсе, а способность ученика делать выбор, адекватно себя оценивать, ставить важные лично для него цели и их добиваться.

Большинство «топовых» государственных школ можно отнести к первым, они ориентированы на глубокое освоение школьных предметов, часто предлагают узкую специализацию, желаемый результат для них – это учебные достижения, победы на олимпиадах и конкурсах.

В первой категории также большинство школ при университетах и школы, работающие по кембриджской программе: они целенаправленно развивают научное мышление и готовят учеников к академической карьере. Всё больше школ сегодня делают упор на развитии практических навыков через проекты и стажировки, социально полезную деятельность, участие в чемпионатах JuniorSkills.

Школы, определяющие обучение в первую очередь как становление личности, стремятся развить любознательность ребенка, его мотивацию и опору на себя. Для них важнее не факт поступления в вуз или победы на конкурсе, а способность ученика делать выбор, адекватно себя оценивать, ставить важные лично для него цели и их добиваться. Некоторые из таких школ делают упор на развитии творческих способностей, другие стремятся развить коммуникативные навыки, взаимоуважение, толерантность и способность к сотрудничеству.

Важную роль в таких школах играют психологи и тьюторы-наставники, при планировании занятий учитываются возрастные особенности детей.

Разумеется, многие школы признают значимость обеих целей – и высоких учебных результатов с последующим поступлением в университет, и гармоничного развития личности, – однако обычно одна из этих составляющих преобладает.

Кроме понимания целей и стратегических ориентиров школы, важно оценить её организационную культуру. Эксперты предлагают родителям обратить внимание на несколько параметров. Во-первых, насколько иерархичными выглядят отношения в школе? Поощряются ли вопросы и критическое обсуждение, стиль общения «старших по званию» выглядит скорее авторитарным или демократическим, в проблемных ситуациях они стремятся оказать поддержку или больше рассчитывают на меры контроля?

Это относится и к взаимодействию сотрудников школы с руководством, и к манере общения школьных работников с родителями, и к отношениям учителей и учеников, – в школьной культуре всё взаимосвязано. Кроме того, оцените, насколько вариативна образовательная программа, придется ли ребенку делать выбор, или структура обучения задана заранее? Присмотритесь к соотношению свободы и дисциплины в школе. Насколько строго соблюдаются школьные правила?

По всем названным параметрам нет «желательных» или «нежелательных» вариантов, но важно понять культуру школы, чтобы оценить, будет ли в ней хорошо именно вашему ребенку и соответствует ли это вашему представлению о его будущем.

Одна школа по своей культуре будет ближе к корпоративному миру, в ней ребенок с детства привыкнет ориентироваться в иерархии и работать в рамках правил и стандартов. В другой школе ему придется чаще самостоятельно планировать свою деятельность, договариваться, принимать решения, – такая культура будет больше соответствовать предпринимательской деятельности. Третья школа напомнит по духу научную организацию, четвертая – дизайнерскую студию, и так далее.

2. Оцените возможности вашего ребенка

Обучение детей в начальной школе и после неё существенно отличается, поэтому, как правило, родителям приходится выбирать школу больше одного раза. На сайтах многих школ можно найти информацию о специфике обучения на каждой ступени, в этом случае стоит почитать, чем начальные классы в понимании этой школы отличаются от средних и старших. Если в тех школах, которые вы рассматриваете для своего младшеклассника, большинство уроков ведет классный руководитель, то очень важно выбрать именно класс и учителя. От личности учителя будет зависеть, какая в классе сложится культура и как будут расставлены приоритеты в обучении. Есть и школы, которые в принципе предлагают только начальное обучение – например, те, которые работают по методике Монтессори.

К десятилетнему возрасту ребенка, когда встает вопрос выбора обучения на следующей ступени, вводных становится больше. После нескольких школьных лет вы уже лучше можете оценить, какой стиль обучения у вашего ребенка, насколько ему комфортно в «обычной школе», какие нагрузки он выдерживает, какие у него амбиции.

Высокий конкурс при поступлении не всегда подразумевает конкурентную среду внутри школы – эти два параметра нужно оценивать отдельно.

Есть несколько важных позиций относительно характера, интереса и способностей ребенка, которые стоит обдумать при выборе средней школы.

Во-первых, это самостоятельность, организованность и готовность делать выбор. Ребенок хочет и может сам выбирать, что учить, предпочитает сам планировать своё время, или же ему комфортнее в заранее определенном расписании, под контролем взрослых, и именно в таких условиях он сможет раскрыться?

Во-вторых, подумайте о том, подойдет ли вашему ребенку конкурентная среда. Он любит соревноваться, или, наоборот, постоянные сравнения и рейтинги для него – большой стресс? Выдержит ли он многомесячный марафон подготовки и поступления в рейтинговую школу? Здесь важно отметить, что высокий конкурс при поступлении не всегда подразумевает конкурентную среду внутри школы – эти два параметра нужно оценивать отдельно. Наконец, при выборе школы взвесьте увлеченность вашего ребенка учебой и его умение заводить друзей. Будет ли ему интересно углубленное изучение школьных предметов и подготовка к олимпиадам? Легко ли он устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми? Оцените, насколько вы и школа сможете помочь ребенку адаптироваться к новой среде, в чем ему больше всего понадобится поддержка.

Помимо индивидуальных особенностей в обучении, важный фактор – социальное окружение семьи, семейные профессии и то, какое профессиональное будущее вы видите для своего ребенка, с учетом его талантов и предпочтений. Если он захочет получать высшее образование и жить за рубежом, обрадует ли вас такой сценарий? А может быть, вы хотите развить его предпринимательские качества? Или планируете, что он будет работать в крупной корпорации? А может быть, это будет научная карьера или творческая специальность?

Каждому из этих вариантов соответствует определенный тип школы. Не только с точки зрения того, чему и как там учат, но и – какие ролевые модели и какие потенциальные связи появятся у ребенка. К примеру, 19 выпускников Итонского колледжа стали премьер-министрами Великобритании. А среди выпускников знаменитого московского лицея «Вторая школа» немало ученых с мировым именем.

Не менее важно понять, как формат обучения вашего ребенка повлияет на остальные его занятия и на образ жизни семьи.

Например, если вам кажется, что наилучший вариант – семейное обучение, трезво оцените, что оно потребует столько же времени и усилий от одного из родителей, сколько обычно уходит на работу. Если вы к такому не готовы, может быть, лучше выбрать маленькую «альтернативную» школу или присоединиться к группе других родителей, практикующих семейное обучение.

При всей важности школы, успешность, развитие и благополучие ребенка складывается из многих факторов. Даже в самой, казалось бы, подходящей школе могут возникнуть сложности. К счастью, сегодня немало образовательных возможностей помимо школы, с помощью которых можно скорректировать или дополнить обучение ребенка, если есть такая необходимость.

3. Как принять окончательное решение

Приведем примеры, как названные факторы складываются в выбор школы для ребенка. Например, для самостоятельных и общительных детей, которые терпеть не могут зубрежку, может подойти демократическая модель школы, в которой программу обучения формируют сами дети (вдохновитель этой школьной модели – Александр Нилл и его школа «Саммерхилл» в Великобритании, но сегодня такие школы есть и в России).

Демократические школы могут объединять в учебные группы детей разного возраста, в соответствии с их учебными запросами; поощряют инициативность и уважение чужих интересов. Они работают по принципу: хорошо узнать можно только то, что сам захотел изучить, а проходить всё сразу «потому что так принято» – бессмысленно. Также они, как правило, требуют значительного участия родителей в жизни школы.

Из опыта зарубежных демократических школ известно, что их выпускники часто реализуют себя в творчестве и в благотворительных проектах, и в принципе стремятся не столько к социальному успеху, сколько к самореализации и балансу разных сторон жизни.

Другой пример: школы, предлагающие программы «международного бакалавриата», как правило подразумевают довольно большую учебную нагрузку, особенно в старших классах. Чтобы успешно учиться в такой школе, ученик должен быть достаточно организованным, обладать академическими способностями. «Международный бакалавриат» прививает ценности западной культуры и даёт выпускникам возможность поступать в международные вузы. Также большое внимание эта учебная программа уделяет развитию критического мышления и полезному вкладу учеников в общество: для этого в расписание старших классов включены специальные курсы, что ещё увеличивает нагрузку. При этом ответственность за обучение ложится именно на ученика.

Интересный вариант для тех, кому наиболее важны доброжелательная атмосфера и индивидуальный подход, и при этом привлекает четкая структура образовательного процесса с освоением всех традиционных предметов, предлагают государственные и частные школы с акцентом на инклюзивное обучение. Такие школы позиционируют себя как «школа для разных детей», как правило, у них есть классы с этнокультурным компонентом или для детей с особыми потребностями, и ожидается, что все – и учителя, и ученики – относятся друг к другу с уважением и готовностью оказать поддержку.

Образовательная программа в таких школах предполагает значительную вариативность и маленькие учебные группы, в том числе предоставляя более способным ученикам возможности углубленного изучения предметов. Ошибочно приравнивать эти школы к «коррекционным»: это школы нового формата, в них сильные учителя и с удовольствием учатся действительно разные дети, а в рейтингах эти школы занимают достаточно высокие места. Например, такой формат обучения предлагают государственная московская Гимназия 1540 или частная школа «Ковчег-XXI».

Разнообразие вариантов школьного обучения сегодня больше, чем когда-либо.

Информацию о «нестандартных» вариантах можно найти на сайтах объединений альтернативных и семейных школ, ассоциаций негосударственных образовательных организаций.

Среди государственных школ выделяются «авторские», известные по фамилиям своих директоров, – но и «обычные» государственные школы сейчас активно меняются. Чтобы понять специфику конкретной школы, изучения рейтингов и отзывов в интернете недостаточно: постарайтесь посетить школу, пообщайтесь с её руководством и сотрудниками, найдите через знакомых и социальные сети выпускников этой школы и других родителей, чьи дети там учатся. А когда выбор сделан – не забывайте, что у вас, как у родителей, в течение всего обучения есть возможности влиять и на школьный опыт своего ребенка, и на жизнь «вашей» школы в целом.

Источник

Через месяц школы начнут принимать заявления о зачислении в первый класс. И хотя к начальной школе у нас много вопросов, без неё всё равно сложно обойтись. Директор школы № 2101 Дмитрий Модель и психолог Ольга Хохлова из службы «Со_Действие» — о том, как понять, готов ли ребёнок к школе, не ошибиться с выбором учебного заведения и за один год пройти программу двух классов.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Как понять, готов ли ребёнок к школе?

Окончательное решение, пора ему идти в школу или нет, принимаете только вы. Можно сколько угодно советоваться с психологами, но никто не знает характер ребёнка так хорошо, как родители. Ориентируйтесь на его особенности. Кому-то сложно находиться в большом коллективе или уйти из дома на целый день. Есть те, кто быстро перевозбуждается. Есть любопытные и самостоятельные дети, которые хотят поскорее научиться считать и писать. Все это нельзя оставлять без внимания, когда вы собираетесь отдавать ребёнка в первый класс.

К пяти годам у ребёнка должна появиться познавательная мотивация

Это значит, что он способен учиться, не обращая внимания на внешние факторы. Но бывает, что у некоторых первоклассников игровая мотивация все ещё сильнее познавательной. Это не значит, что не нужно идти в школу. Просто учитывайте, что ребёнку пока комфортнее в атмосфере большей свободы и уделяйте время играм, не делайте пока упор на умственную нагрузку.

Обратите внимание, как ребёнок взаимодействует с социумом: переносит шум и суету, относится к конкуренции и скуке, как быстро утомляется. Попросите ребёнка одеться самостоятельно перед выходом на улицу — это кажется смешным, но даже школьники не всегда могут сделать это сами. Если он не знает, как взаимодействовать с большим количеством людей и находится в состоянии постоянного стресса, то он не сможет нормально сосредоточиться на учёбе в школе.

Как выбрать школу развития для ребенка

Очень важно отношение самого ребёнка к учебе.Прислушайтесь к тому, что он думает о школе. Обсудите, как он представляет себе школу и уроки, что нового хотел бы на них узнать.

Признаки хорошей готовности к школе

  • Желание идти в школу и учиться.
  • Наличие познавательной и игровой мотивации.
  • Умение осознавать себя и говорить о своих потребностях.
  • Любопытство к другому — сверстнику, учителю, предмету.
  • Умение слушать и сосредотачивать внимание.
  • Умение выполнять простые последовательности действий — это важно, чтобы выполнять инструкции учителя в классе.
  • Готовность родителей помогать ребёнку с адаптацией в школе и новым образом жизни. Здесь важно не переусердствовать, но и не оставаться в стороне.

2. Как выбрать хорошую начальную школу?

Среди родителей существует миф, что выбирать нужно не школу, а первого учителя. В большинстве случаев это просто невозможно: классы формируются по мере наполнения. Вместе со школой вы выбираете систему управления, и именно в её зоне ответственности находится подбор персонала. Если у родителей возникает какая-либо претензия, то педагогов защищает законодательство, иначе бы их просто растерзали.

Не стоит игнорировать рейтинг школы. Но не забывайте, что он не сортирует на плохие и хорошие, а показывает вклад в качественное образование. Оно зависит прежде всего от размера учебного заведения. У большой школы вклад больше, у маленькой — поменьше, но это вовсе не значит, что школа плохая. На отзывы следует опираться очень осторожно, потому что у всех родителей разные требования.

Если вы хотите отдать ребёнка в определённую школу, но не поступили туда с первого раза, есть смысл подождать ещё год. Особенно если ребенку ещё нет семи лет. Попробуйте свои силы в следующий раз, а этот год уделите развивающим играм.

3. А на что в первую очередь обратить внимание?

Сходите на день открытых дверей, пообщайтесь с учителями, директором, посмотрите на школьные стены. Зайдите в туалет и оцените — он нормально выглядит или это помойка, куда неприятно зайти? Это только один из маркеров. Посмотрите, как висит расписание. Если оно висит на уровне роста ребенка, то это хорошая школа. Ведь оно для ученика, а не для учителя.

Школа может не подойти вам с первого раза, и это нормально.В семь лет интересы ребёнка ещё не сформировались, поэтому в этом возрасте важно познакомить его с разными формами обучения, а не пытаться дать какие-то твёрдые знания. Учебное заведение должно подходить ребёнку и его потребностям, а не соответствовать чьим-то соображениям о престиже. Выбирайте по принципу «школа для ребёнка», а не «ребёнок для школы».

Можно остановиться на обычной школе с государственной программой или выбрать экспериментальную или международную систему обучения. Например, эффективная начальная школасокращает обучение на год. В течение первого года обучения дети проходят программу первого и второго класса, но к такой интенсивной программе нужно быть психологически готовым. Её стоит попробовать, если вы уверены, что вашему ребёнку не требуется дополнительных усилий для адаптации.

Международный бакалавриат позволяет учиться на иностранном языке у его носителей и получить аттестат, который будет признаваться зарубежными вузами. В Москве по программе международного бакалавриата работают меньше тридцати частных школ. Но ЕГЭ и ОГЭ сдавать всё равно придётся, даже если ребёнок учится не по российской программе.

Как выбрать школу развития для ребенка

4. Почему ребёнка могут не взять в школу?

По закону единственная причина, почему ребёнка не могут принять в школу по прописке, — в ней по каким-то причинам уже нет мест. Если он уже учится на дошкольном отделении, обычно от родителей требуется только заявление с просьбой перевести ребёнка в первый класс. Если после дошкольного отделения вы поступаете в другую школу или идёте в первый класс после детского сада, заявление можно подать на официальном сайте мэра Москвы.

5. Сколько человек может максимально учиться в одном классе?

Санитарную норму, что в одном классе должно учиться не более 25 человек, отменили почти три года назад. Теперь это внутреннее дело каждой школы. Как правило, количество учеников в одной комнате зависит от объективных факторов, например, метража, размера учебного класса. Но не секрет, что сегодня многие школы переполнены и учат в два-три раза больше детей, чем могут вместить, особенно в регионах.

6. Стоит ли отдавать ребёнка в школу, которая находится далеко от дома?

Детское время очень ценно: если тратить час или полтора в день на дорогу, то меньше останется на дополнительные занятия и отдых, а у ребёнка будет накапливаться психологическая усталость. С другой стороны, если вам не внушают доверия школы, которые находятся по соседству с домом, лучше отдать его в более хорошее, но отдалённое учебное заведение. Психологический комфорт ученика и семьи в любой ситуации должен быть на первом месте.

Проверить, насколько вам подходит та или иная школа, можно на дне открытых дверей. Например, если школьное расписание висит на уровне роста ребёнка, а не взрослого, то сразу понятно, для кого оно предназначено и как в этой школе относятся к ученику.

Как понять, что ребёнок нормально адаптируется в школе

  • Спросить у него, как идут дела в школе, понаблюдать, хочет ли ребёнок вообще отвечать на этот вопрос.
  • Узнать у учителя, что ему удаётся лучше всего — это поможет наладить коммуникацию с педагогом.
  • Следить, как меняются отношения в классе. У ребёнка должен быть прогресс в общении с одноклассниками.
  • Обратить внимание, рассказывает ли ребёнок о своих трудностях в школе. Если да, то адаптация проходит нормально.

7. Как поддержать ребёнка, который только пошёл в школу?

Оставьте ребёнку свободное время

В начальной школе у ребёнка должно быть много свободного времени — на игры и, проще говоря, безделье. Увеличивать нагрузку вчерашнего дошкольника нужно очень постепенно. Некоторые думают: «Всё, 1 сентября, вот тебе учебник, домашнее задание — вперёд». Нет, так не бывает. Не стоит жёстко структурировать время ребёнка с первого учебного дня. Только если вы не уверены, что без вашей помощи он никак не сможет спланировать своё время.

Помогите ему освоиться

Любая проблема — это навык, который можно освоить. Например, вам нужно научить ребёнка сидеть ровно и спокойно на одном месте. Объясните ему, для чего это может пригодиться, и предложите отпраздновать момент, когда он успешно справится. Не обязательно обещать материальное поощрение. Можно приготовить вместе любимое блюдо или позвать в гости друзей.

Как выбрать школу развития для ребенка

Давайте ребёнку обратную связь

Обязательно говорите ему, если вы довольны, как у него получается то или иное занятие. Нельзя перехвалить ребёнка, если вы хвалите его за конкретные вещи. И никогда не сравнивайте его достижения с успехами других детей — это болезненно и травматично для обеих сторон. Научитесь принимать негативные эмоции ребёнка. Лучше не ругать, а сказать: «Я тебя понимаю».

Проводите больше времени вместе

Нередко после того, когда ребёнок идет в школу, из совместных занятий с родителями остаётся только выполнение домашнего задания. Старайтесь проводить с ребёнком больше времени, не связанного с учёбой и школой. Играйте вместе: через игру легче понять, что беспокоит ребёнка.

Иллюстрации: Shutterstock (Shtonado)

Источник