Как выбрать программу развития ребенка
Занимаясь с ребенком с первых месяцев жизни, каждая мама стремится сделать его развитие более гармоничным и полным. Зачастую родители в домашнем воспитании затрагивают такие основные направления развития детей, как развитие речи, логики, памяти и внимания, творческих способностей, чувства эстетики, воображения, сенсорики и т.д. Но охватить все сферы раннего развития ребенка самостоятельно очень трудно. В детском саду, где образование носит комплексный характер, обязательно используется определенная программа развития. И тем родителям, которые хотят заниматься с детьми дома, будет очень полезно тоже ею воспользоваться.
Программа раннего развития
Прежде всего, давайте разберемся, что же из себя представляет такое понятие, как программа раннего развития? Это комплексный план интеллектуального развития малыша, объединяющий в себе описание способов развития у ребенка сенсорных, психических, умственных и физических способностей. На сегодняшний день существует огромное количество методик раннего развития детей, на основе которых в каждом конкретном случае может быть создана особая программа раннего развития ребенка. На нашем сайте Вы можете найти множество интересной информации относительно различных школ в педагогике, которые исповедуют разные принципы работы с детьми, а также предлагают особые направления развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Каждая из этих методик ориентируется на свою возрастную категорию, а также устанавливает главенствующую роль в воспитании малыша — родителей или педагогов. Все программы развития и воспитания детей выделяют свои основные направления развития, которым в ходе занятий будет уделяться особое внимание. Это может быть речь, логика, креативность, свобода мышления, творчество, музыкальность, физическое воспитание, самостоятельное принятие решений и т.д.
Программы развития детей раннего возраста
Для того чтобы Вы могли создать свой неповторимый комплекс занятий с ребенком, включающий самые разные элементы и затрагивающий наиболее важные аспекты его развития, предлагаем Вам ознакомиться с шестью наиболее часто применяемыми методиками развития малышей, по опыту которых создаются многие программы развития детей раннего возраста.
1.Методика Марии Монтессори
Суть методики: программа индивидуального развития ребенка на основе совершенствования логического мышления и восприятия малыша через развитие его сенсорных способностей.
Начинать занятия можно в возрасте: 8-9 месяцев.
С ребенком преимущественно занимается: педагог.
Основные направления развития:
- мелкая моторика;
- логика;
- мышление;
- восприятие;
- самообслуживание.
Плюсы методики:
- развитие речи и мышления путем сенсорного развития;
- развивает самостоятельность, аккуратность и ответственность ребенка;
- отсутствие оценок, принуждения, соперничества;
- подходит для активных и подвижных детей.
Минусы методики:
- отсутствие творчества;
- не учит общению и взаимодействию с детьми;
- сложность в занятиях дома;
- не подходит для тихих и скромных деток.
2. Методика Глена Домана
Суть методики: программа раннего развития ребенка, основаная на стимуляции центральной нервной системы и мозга крохи с помощью осязания, зрительного и слухового восприятия. Предпочтение отдается чтению и математике, а также физической и двигательной активности ребенка.
Начинать занятия можно: с самого рождения.
С ребенком преимущественно занимаются: родители.
Основные направления развития:
- энциклопедические знания в самом раннем возрасте;
- ускоренное развитие мозга.
Плюсы методики:
- ранние физические упражнения способствуют быстрому развитию мозга;
- широкие познания в разных областях.
Минусы методики:
- участие ребенка в процессе обучения только как пассивного слушателя;
- не учит систематизировать, творчески осмысливать информацию;
- не учитываются стадии развития детей младшего возраста.
3. Методика Рудольфа Штайнера – Вальдорфская школа
Суть методики: программа творческого развития детей, предполагающая воспитание креативной личности с неограниченным потенциалом.
Начинать занятия можно в возрасте: 3 года.
С ребенком преимущественно занимается: педагог.
Основные направления развития:
- творческое;
- эмоциональное;
- этическое воспитание.
Плюсы методики:
- обширная программа по искусству (музыка, танцы, театр для детей);
- отсутствие оценки, принуждения;
- акцент на творческое самовыражение.
Минусы методики:
- не воспитывает лидерские навыки;
- отсутствие связи с реалиями современного мира;
- несхожесть с программой обучения в традиционных школах.
4. Методика Сесиль Лупан
Суть методики: программа эмоционального развития детей, по принципам которой дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители, в результате чего родители и ребенок становятся друзьями.
Начинать занятия можно: с первых дней жизни.
С ребенком преимущественно занимаются: родители.
Основные направления развития:
- раннее физическое развитие;
- аккумулирование энциклопедических знаний.
Плюсы методики:
- стимулирование органов чувств;
- развитый интеллект;
- обучение путем игры;
- тесный контакт ребенка с родителями.
Минусы методики:
- большие затраты времени для родителей;
- много подручного материала (карточки).
5. Методика Бориса и Елены Никитиных
Суть методики: программа развития ребенка до года, которая объединяет два принципа – «от простого к сложному» и «самостоятельно и по способностям».
Начинать занятия можно: с самого рождения.
С ребенком преимущественно занимаются: родители.
Основные направления развития:
- закаливание, спорт;
- счет, логика;
- аналитическое мышление.
Плюсы методики:
- гармоничное развитие ума и тела;
- задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
Минусы методики: большие временные затраты для родителей.
6. Методика Николая Зайцева
Суть методики: программа интеллектуального развития детей, обучение чтению, письму, счету с использованием естественной потребности ребенка в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, перемещаться от таблиц к кубикам, прыгать, хлопать в ладоши, топать ногами) – это обязательное условие занятий.
Начинать занятия можно в возрасте: 2 года.
С ребенком занимаются: педагоги и родители.
Основные направления развития:
- чтение;
- счет;
- языки.
Плюсы методики:
- быстрое запоминание слогов и слов;
- быстрое обучение чтению и математике за счет участия всех органов чувств.
Минусы методики:
- необходимость переучиваться в школе, где сначала учат буквы, а потом слоги и слова;
- полное отсутствие развития творческого потенциала ребенка.
Ну вот, дорогие родители, информации к размышлению у Вас теперь предостаточно. Выбирайте ту методику, которая Вам больше по душе и которая максимально учтет все особенности Вашего малыша. И помните, что на данный момент для Вас приоритетным является процесс обучения, а не обязательно блестящий результат. Радуйтесь любым достижениям крохи и мягко стимулируйте его к достижению новых вершин.
Источник
Ранее развитие детей – модное нынче веяние. Специальные программы и центры раннего развития детей множатся с огромной скоростью. И многие родители готовы заплатить немалые деньги за то, чтобы вырастить ребенка-вундеркинда.
Естественно, в связи с этим, появляется немало центров раннего развития, предлагающих некачественные услуги или даже откровенно обманывающих людей. Чтобы не попасть в ловушку к мошенникам, необходимо знать, как выбрать центр раннего развития детей и на что стоит обратить внимание при осуществлении этого выбора.
Нужны ли детям центры раннего развития?
Логично, что центр раннего развития детей создан для того, чтобы развивать как базовые навыки и умения детей разного возраста, так и скрытые способности ребенка. Именно для этого в хороших развивающих центрах занятия подбираются с учетом возраста и склонностей малышей.
Между тем, оказывается, что родители водят детей в центры раннего развития по разным причинам. Это могут быть и как вполне логичные и реальные причины, например:
— развитие способностей ребенка, его мелкой моторики, памяти, речи и т.д.,
— социализация (особенно, если малыш не посещает детский сад),
— желание научиться у педагога некоторым полезным методикам, чтобы потом заниматься с ребенком дома,
так и слегка необычные причины, например, для престижа, для того, чтобы вырастить вундеркинда или для дополнительного общения с другими мамочками.
Наверное, не стоит объяснять всю утопичность посещения Вашим ребенком центра раннего развития детей из соображений престижа. Общение с другими мамочками можно получить на детской площадке, Интернет-форумах и т.д. Так что, заставлять ребенка заниматься, если он того не хочет, и бессмысленно тратить деньги ради расширения круга общения – не лучшая идея.
Такой же странной идеей является надежда мамы вырастить из своего ребенка второго Эйнштейна с помощью центра раннего развития детей. Какими бы ни были Ваши честолюбивые задумки, Вы должны помнить, что Ваш «объект инвестиций» еще РЕБЕНОК! И ведущая деятельность его в раннем возрасте – игра. А мамы, мечтающие о гениальном ребенке, при входе в центр раннего развития обычно говорят своим детям именно так: «Ты сюда учиться пришел, а не играть».
Теперь поговорим о логичных причинах записи ребенка в центр раннего развития. Родителям стоит понимать, что занятия в центре не должны заменять повседневных занятий дома. Ребенок в первые годы жизни развивается постоянно, поэтому и направлять это развитие необходимо также постоянно. Совместное чтение книжек, беседы во время прогулки, создание аппликаций и «скульптур» из пластилина – все эти методики не только сблизят вам, но и разовьют Вашего ребенка не хуже занятий в центрах раннего развития детей. А ходить куда-то специально и платить деньги при этом не надо!
Социализация малыша, даже если он не ходит в детский сад, может происходить на детской площадке, при общении с детьми Ваших друзей или родственников. Поэтому исключительно с этой целью тоже не имеет смысла ходить в центр раннего развития детей.
А что касается полезных методик, то их всегда можно найти в Интернете, поэтому для этого совсем не обязательно специально записывать ребенка в центр раннего развития и ходить вместе с ним на занятия.
Все вышеперечисленное было сказано лишь для того, чтобы донести до Вас мысль: центры раннего развития детей не необходимы для всестороннего развития Вашего ребенка. Все необходимые методики можно взять в Интернете, да и, по правде говоря, классические развивающие игры ничем не хуже новых модных методик.
Тем не менее, если у Вас есть деньги и Вы нашли хороший центр раннего развития детей, до которого удобно добираться и в котором работают прекрасные педагоги – почему бы и нет? Посещение такого центра будет полезно Вашему ребенку. Тем более, что в центрах раннего развития дети обычно занимаются по специально составленной программе, представляющей собой продуманный комплекс упражнений с закреплением навыков и умений.
В каком возрасте начинать водить ребенка в центр раннего развития?
Минимальный возраст, которого должен достигнуть ребенок, чтобы посещать стандартный центр раннего развития детей, это полтора года. Конечно, встречаются центры для детей до года – но их очень мало, а необходимость таких центров достаточно сомнительна. Все-таки маленькие дети должны играть и находиться рядом с мамой, а не учиться и соблюдать какую-никакую дисциплину.
Как выбрать центр раннего развития детей?
Чтобы правильно выбрать центр раннего развития детей, необходимо придерживаться ряда правил:
1. Обращайте внимание на разнообразие курсов и методик
В хорошем центре раннего развития детей можно увидеть большое разнообразие различных курсов и методик для детей всех возрастов. Обращайте внимание на то, чтобы курсы разных профилей вели разные педагоги – раннее развитие детей не та область, где достаточного одного специалиста «по всему».
2. Имейте представление об особенностях занятий в центрах раннего развития детей
Необходимо понимать, что центры раннего развития детей обычно не следуют строго той или иной системе. Например, если заявленная методика центра – система Монтессори, то дети будут познавать не только окружающий мир, но и выполнять творческие задания. Это необходимо для всестороннего развития ребенка.
Если центр раннего развития детей многопрофильный – Вы можете самостоятельно выбрать ту методику развития, которая кажется Вам наиболее подходящей. Тем не менее, даже в этом случае Вам должны предложить четкую программу развития.
3. Серьезно подходите к выбору педагога
В хороших центрах всегда есть возможность предварительно посетить пробное занятие выбранного Вами педагога, чтобы понять, как он общается с детьми и насколько ярко и интересно подает материал.
Хороший педагог должен не только владеть необходимой информацией, но и уметь найти общий язык с детьми, заинтересовать их и доходчиво подать материал.
4. Умейте отличать обучающее заведение от центра раннего развития
Вы должны понимать, чем отличается развитие и обучение. Развитие проходит в игровой форме, а обучение – это все-таки больше похоже на школу с ее дисциплиной и строгим распорядком. Но, согласитесь, трехлетнему ребенку рановато знакомиться со школьными привычками? Поэтому при выборе центра раннего развития детей обязательно обратите внимание на то, в какой форме проходят занятия и каков внутренний распорядок учреждения. Как правило, в хороших центрах раннего развития детей нет строгой дисциплины и ребенку не мешают свободно проявлять свои эмоции.
5. Узнайте о возможности Вашего присутствия на занятиях
Уважающие себя центры раннего развития позволяют родителям присутствовать на занятиях со своими детьми. Это очень удобно, так как Вы сможете понаблюдать за своим ребенком и увидеть, как педагог общается с детьми.
6. Обратите внимание на комплексную характеристику центра раннего развития детей
Как только Вы выберете понравившийся Вам центр в Интернете или услышите о нем от знакомых – отправляйтесь прямо в это заведение, чтобы оценить его комплексно. Обратите внимание на удобство расположения, материальную базу, персонал, пособия, пообщайтесь с педагогами, узнайте о продолжительности занятий (30-40 минут). Очень хорошим знаком будет наличие психолога и логопеда в детском центре.
Численность группы также имеет важное значение – в группе должно быть не более 6 детей. Оптимальное время для занятий в центре раннего развития детей – утренние часы или время после дневного сна.
От правильного выбора центра раннего развития детей зависит его психологический комфорт и, конечно, правильное развитие. Поэтому не стоит относиться к этому вопросу легкомысленно.
Источник