Как влияют занятия с логопедом на развитие ребенка
Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.
Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи
Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:
- если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
- заменяет один звук на другой;
- знает мало слов относительно нормы своего возраста;
- в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
- ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
- если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
- если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
- если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
- в словах буквы и слоги меняются местами;
- в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
- к 7 годам заметны проблемы с письмом.
Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.
Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:
- Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
- Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
- Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.
В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда
Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:
- К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова.
- К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
- В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
- В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
- К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
- Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании).
С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.
Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.
В каких случаях нужна консультация невролога
В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.
Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения
Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:
- Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
- Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
- Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
- Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
- Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
- Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.
В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.
Как проходят занятия и какие инструменты используются
Из чего состоит обычное логопедическое занятие:
- Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
- Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
- Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
- Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.
Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.
Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.
Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры
Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.
Примерные занятия по изучению звуков:
- Четко произнести тот или иной звук.
- Выяснить, как при этом работают язык, губы.
- Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
- Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.
Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:
- Растягивать губы в улыбку.
- Улыбнуться, показать зубы.
- Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
- Вытянуть губы в трубочку.
- Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
- Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
- Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
- Толкать язычком щеки изнутри.
- Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.
Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.
Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.
Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.
Какие домашние задания дают логопеды
Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.
Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:
- гимнастику для языка;
- упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
- подбор соответствующих наклеек или рисунков;
- лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
- обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
- составить предложение и рассказ по серии картинок.
Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Расскажите о вашем опыте занятий с логопедом. В каком возрасте занимались?
Источник
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.
У заботливых родителей море вопросов:
Почему ребёнок молчит?
Правильно ли развивается речь у моего сынишки или дочурки?
Нужно ли беспокоиться или нам ещё рано?
В чём причина нарушения речи?
Почему дети стали плохо говорить? Ведь раньше к логопеду обращались единицы? – вспоминают бабушки.
Как помочь ребёнку?
Во всем этом поможет разобраться учитель-логопед.
Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:
слварный запас;
фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.
Набор детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Дети с выявленными нарушениями речи направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, по итогам которой зачисляются в логопедическую группу на один или два года. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Основные задачи коррекционного обучения:
формирование правильного произношения (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
развитие навыков связной речи.
Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители!
Залогом успеха коррекционной работы являются:
медикаментозное лечение (по показаниям врача);
четкое выполнение рекомендаций логопеда;
регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);
выполнение домашних заданий;
контроль за речью ребенка.
Дорогие родители, помните! Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием.
Поэтому:
старайтесь сделать ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными;
поощряйте каждый правильный ответ ребенка, и будьте терпимы к его ошибкам;
не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие;
тем не менее, заниматься следует систематически — 2-3 раза в неделю;
дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.
Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.
Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе.
Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок. Родители! Вы – первые учителя родного языка для своего ребенка! Семья – первая школа!
Без помощи взрослых ребенку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребенком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Говорите и отвечайте на все его вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.
Не подражайте неправильной речи ребенка, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням-ням» или «бобо». Этим Вы задерживаете правильное развитие речи ребенка.
Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте ребенка говорить неторопливо, четко, выразительно, правильно произносить звуки и слова.
Не перегружайте ребенка речевым материалом. Не давайте детям младшего возраста заучивать длинные стихотворения.
В случае заикания и задержки речи у ребенка сразу обращайтесь к логопеду
Источник: https://dou54.aprec.ru
Источник
У моего сына Андрея большие проблемы с речью, невролог нам ставит ЗРР, а логопед — моторную алалию. Почти четыре месяца мы ходили к логопеду на индивидуальные занятия, речь запустилась, но вместе с этим Андрей стал отказываться от занятий. Логопед больше не видела смысла в такой работе, поэтому нам пришлось искать другого специалиста. В этой статье я расскажу о том, как прошло наше первое занятие.
К сожалению с предыдущим логопедом сын заниматься отказался, поэтому нам пришлось искать другого специалиста
Я впервые присутствовала на индивидуальном занятии (с предыдущим логопедом – Андрей занимался самостоятельно). И считаю, что это правильно.
Ознакомительное занятие должно быть в присутствии родителя, так как родитель может что-то подсказать для более лучшего контакта ребёнка с педагогом. Так получилось и у нас.
В начале занятия мы сели напротив зеркала, и логопед говорит Андрею: «Давай я покажу тебе картинки, какую-нибудь сказку». Тут я и подсказала: «А у Вас репка есть?» («Репка» — любимая сказка Андрея). Естественно сын заинтересовался, но говорил тихо-тихо, если слышно, то ли стеснялся, то ли ещё какие-то причины были. Вместе с логопедом Андрюша рассказал сказку по картинкам. Затем педагог предложила: «А давай я тебе буду показывать персонажа, и если ты согласен, что это он – говори: «ДА-ДА-ДА», а если не согласен: «НЕТ-НЕТ-НЕТ». И показала на дедушку, спрашивая: «Это бабушка?». Андрюшка с заданием справился на 100%.
Затем были карточки с простыми слогами -звукоподражаниями (например, нарисована лягушка, а рядом написано «ква-ква-ква»). Логопед спрашивала – кто это и как говорит. Затруднение у нас вызвала пушка. В наших книжках я не помню, чтобы была пушка, и, скорее всего, Андрей видел её впервые. После чего педагог перевернула карточки (их всего было 8), показывала на одну из них и спрашивала: «Андрюша, помнишь, что тут нарисовано?» Андрей почти всё угадал! «Хорошая, память», — похвалила педагог. Потом логопед предложила поиграть в «Ночь». Настала ночь, Андрюша закрыл глазки ладошками, педагог спрятала одну из карточек, и Андрею надо было угадать какую. Опять почти всё получилось угадать.
Репка — это любимая сказка сына
А вот следующее задание вызвало затруднение. Андрею предложили выбрать любую игрушку из корзинки, он взял мишку. Логопед говорит: «Положи мишку на стол». Андрей «поплыл». Я очень удивилась, почему это задание вызвало у сына замешательство. Дома он без проблем выполняет подобные бытовые просьбы.
Но потом подумала, дома обычно я прошу отнести предмет на его «постоянное местонахождение». Например: «Отнеси стакан на кухню, и поставь на стол» — тут можно и догадаться. На стул и на ковёр он тоже не смог мишку посадить, а вот на коленки маме посадил (видимо уже дошло, что от него хотят). Затем педагог взяла маленького попугая и просила сказать, где он сидит. Птицу садила на голову, на ушко, на плечо и т.д. Андрея — тут сын тоже не смог ничего сказать. Хотя все части тела он знает прекрасно.
Если занятие проходит хорошо, то логопед поощряет ребёнка наклейкой
Закончилось занятие небольшой артикуляционной гимнастикой. В принципе уроком я довольна, логопед тоже сказала: «Приходите ещё». Единственное, о чём я подумала уже дома – нам не дали домашнее задание. Хотя я и так увидела проблемные моменты, будем пробовать мишку/кубик/мячик класть на кровать/стол/стул и т.д.
Если Вам понравилась статья — ставьте лайк, а если Вам интересна тема развития речи — то подписывайтесь на мой канал
В этой статье я рассказываю, как проходило наше первое занятие с предыдущим логопедом
А в этой расскажу чем закончилось последнее
Источник