Как влияют мультики на развитие ребенка в дошкольном возрасте

Эльвира Ильиных
Влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема «дети и мультфильмы» имеет огромное значение, как у родителей, так и у педагогов и врачей. Сегодня почти для у каждого ребенка есть возможность самостоятельно выбирать какой мультфильм можно посмотреть. Потому что практически у каждого ребенка есть либо компьютер, либо планшет и телефон. Внутренний мир ребенка еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то,что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и мультфильмы. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.

Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на развитие их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских).

Всемирная Организация Здравохранения четко ограничила возраст – до 3-х лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть мультфильмы. Родители, к сожалению, сегодня доверят полностью телевидению и детским каналам. И здесь роковую роль еще играет новый закон позволяющий смотреть мультфильмы с «0+» – вы только подумайте, не «3+», а «0+»! О чем это говорит родителю? С «0+» можно смотреть, значит все хорошо. Родителей успокаивает этот «+0». И это, конечно, огромный вред. Это абсолютно безграмотно с точки зрения законодателей.

Возьмем, к примеру, современный мультфильм «Monster High» который в открытом доступе показывают по телеканалу «Карусель», возрастное ограничение данного мультфильма +6, но как показывает практика, что не все смотрят на данное ограничение. Создатели анимации не скрывают, что персонажи созданы под влиянием фильмов ужасов и историй о чудовищах. Героини мультфильма — это дочери Дракулы, Франкенштейна, зомби, оборотня, мумии, морского монстра, медузы Горгоны.Выглядят они устрашающе: например, у Лагуны Блю голубая кожа и сине-зелёные волосы, у Клодин Вульф — вампирские зубы и волчьи уши, тело Френки Штейн собрано из трупов и т. д. Всё здесь перекликается с загробным миром (гробы, черепа, оторванные конечности и пр.). Понятно, что ничему хорошему юные зрители не научатся — у детей может лишь пробудиться нездоровый интерес к теме смерти, игровое отношение к покойникам. Кроме того, девушки-героини хотя и учатся в школе монстров, но на самом деле их интересуют только развлечения, мальчики и вечеринки. А, как известно, маленькие девочки часто стараются подражать экранным персонажам.

Возьмем к примеру другой мультсериал «Винкс». Мультфильм девчонок подружек-волшебниц из школы магии, которые постоянно сражаются показывают что добро побеждает зло борясь с ним. Родитель в курсе что почти в каждой детсадовской группе можно наблюдать стайку маленьких девочек, играющих в «Винкс». Все хотят быть Блум, и никто — Техной.

Проведя небольшой анализ данного мультфильма, можно сделать вывод, что феи практически всегда действуют сообща, показываят, что только соединив все способности каждой в единую мощь, они могут противостоять врагу. Девочки из разных социальных слоев сумели найти общий язык — дочка короля запросто дружит с девочками из простых семей.

Но давайте обратим внимание на внешний вид персонажей, откровенные до вульгарности наряды, длинные ноги, обутые в туфли на платформе, огромные глаза и губы.А их одежда: девочек подросткового возраста носит юбку с разрезом от бедра это отрицательный пример для подражания.

Как известно, чересчур яркие, насыщенные цвета, сверкающие, взрывающиеся, грохочущие спецэффекты очень сильно влияют на детскую психику, а все выше перечисленное наблюдается в данном мультфильме.

Так же в донном мультфильме большое множество отрицательных эмоций, явных или мягко выраженных. Девочки подружки постоянно обижаются друг на друга, а если не получают то чего хотят, наказывают друг друга, используя волшебство, манипулируют друг другом с помощью магических чар и тому подобное.

Не стоит показывать детям дошкольного возраста данный мультсериал, он больше подойдет девчонкам 10–12 лет.

А теперь подведем итог, работа зрительного восприятия у детей дошкольного возраста во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотре любых мультфильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит — восприятие не может полноценно развиваться.

При просмотре мультфильмов подобного рода у ребенка происходит накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы (представления) и графически (рисунки) в мозгу. Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей — если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.

Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивированные», то есть неукрепившиеся благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи («миелин» — жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса).

При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольникне может устанавливать новые связи потому что:

1) не работают основные виды восприятия;

2) зрительное восприятие пассивно;

3) информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров);

4) мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно;

5) при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.

Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность.

При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции.Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.

Источник

В последнее время одним из самых распространенных занятий детей дошкольного возраста стал просмотр мультфильмов. Но мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую-то поучительную познавательную идею, то сейчас тематика мультфильмов озадачивает. А телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир.

Как влияют негативные сцены мультфильмов на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка?

Сцена – агрессия. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».

Последствия просмотра сцены. Проявление жестокости, безжалостности, немотивированной злости и агрессии ребенком в реальной жизни.

Сцена – девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев. Нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. Плохие герои остаются безнаказанными, так как нет объяснения что хорошо, а что плохо.

Последствия просмотра сцены. Закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Формируется стереотип вседозволенности. Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми.

Сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, повторять которые в реальной действительности глупо, нецелесообразно и опасно.

Последствия просмотра сцены. Склонность к подражанию. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, порога чувствительности к опасности, что может привести к травме.

Сцены, где герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей.

Последствия просмотра сцены. Неадекватное формирование у ребенка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной идентичности.

Сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.

Последствия просмотра сцены. Негативное общение с близкими взрослыми и сверстниками: циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость, безжалостность. Развивается бездуховность, эгоизм, бездушие и жестокость.

Использование несимпатичных, а порой даже уродливых героев. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные – наоборот. Часто встречается, что все персонажи ужасны, уродливы и страшны вне зависимости от их роли.

Последствия просмотра сцены. У ребёнка нет четких ориентиров для оценки поступков героев.

Целующиеся принц и принцесса — это немного перебор для формирующейся психики ребенка. Герои целуются, фамильярничают и всем своим видом намекают на сексуальный подтекст. Мультипликаторы с каждым годом все больше и больше «раздевают» принцессу, чтобы сделать ее образ неимоверно притягательным.

Последствия просмотра сцены. Девочки формируют на основе такого образа стандарты своей фигуры и расстраиваются, если не получается быть похожими на свою любимую героиню-красавицу. Последствия могут быть самыми плачевными – девочки замыкаются в себе, комплексуют, а мальчики влюбляются только в заветных красавиц.

Безопасно ли смотреть современные мультфильмы с точки зрения сохранения психологического здоровья?

Исследования показали, что:

•быстрые с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывают гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к педагогу;

•яркие (с использованием контрастных, выделяющихся, «кислотных», неестественных цветов) мультфильмы впоследствии вызывают сильные переживания у детей;

•анализ рисунков, выполненных после просмотра современных популярных мультфильмов, показывает определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.

Вот некоторые специальные приёмы, часто используемые в зарубежных мультфильмах (в особенности японского и американского производства, способные ввести маленького зрителя в состояние гипноза:

а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и психика дошкольника;

б) такое же замечание следует отнести и к звуковым эффектам;

в) новизна и необычность также привлекает к экрану ребёнка, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;

г) показ крупным планом лица мультипликационного героя является особо действенным фактором гипнотизации потому, что смотря на человеческое лицо маленький телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением, и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране;

д) эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением – этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в различных рекламных и программных заставках, а также в теле и кинофильмах;

е) прерывание мультфильмов на самом трагическом месте побуждает ребенка с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения;

ж) видеокомпьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов;

з) определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека: следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти, а после – снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации;

и) телевизионная съемка и последующий монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, то есть можно обратить правду в ложь, ложь в правду.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребенка последствия.

Следует задуматься, если взрослый человек не в состоянии противостоять влиянию СМИ, то какую же опасность эта информация оказывает на детей. Дети открыто верят тому, что видят по телевизору, особенно дошкольники, ведь они верят в сказки. Мультфильмы, где кот издевается над мышкой, люди-роботы захватывают Землю; реклама алкогольных напитков и табачных изделий – все это пагубно влияет на формирующуюся личность. В фильмах часто используется ненормативная лексика, развратные сцены в любое время суток. Мозг при многократном повторении информации привыкает к ней.

Получается, что часто телевизор становится первым воспитателем наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей. Поэтому к выбору телепередач и мультфильмов надо подходить крайне осторожно:

– выбирать те мультфильмы и передачи, которые были бы ребенку не только интересны, но и полезны;

— заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных передачах, мультфильмах;

– при выборе мультфильмов учитывать возраст ребенка;

– каждый раз находить время, чтобы обсудить с ребенком то, что он посмотрел;

– необходимо помнить, что общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю;

– следить, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд;

– не позволять детям смотреть телевизор в плохо освещенной комнате и с близкого расстояния;

– не разрешать смотреть телевизор лежа и во время приема пищи.

Мультфильмы могут быть нашим союзником и активным помощником, а могут превратиться в неотвратимое зло, которое мы сами пустили в свой дом. Никакой мультфильм не заменит ребенку живого общения со взрослыми, в котором он так нуждается. Необходимо помнить об этом!

По материалам: www.maam.ru

Рекомендуем всем родителям ознакомиться со списком хороших мультфильмов для детей разных возрастов и брошюрой “Детство под угрозой: вредные мультфильмы”.

Источник

Костылева Елена Владимировна

Воспитатель,

МБОУ АСОШ №2 Детский сад «Вишенка», Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское

Влияние современных мультфильмов  на развитие детей

В  современном мире телевизор, интернет, гаджеты — стали частью нашей жизни и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками».  Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в разнообразную медиа-среду. Одним из активных представителей медиа-среды является мультипликационный фильм. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности у детей это игра.  Именно в ней дети с наибольшим успехом усваивают нормы поведения и общения, познают неизвестное. Мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Ребенок смотрит мультик, как бы оказывается в центре событий, он переживает те же эмоции, что и главные герои, сочувствует им, испытывает вместе с ними страх или радость. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим [3] .

В сознании взрослых людей мультфильм это то, что предназначено именно для детей, но в последнее время, многие родители озадачены важным вопросом: что смотрят их дети и как это влияет на их развитие. Очень часто родители, чтобы отвлечь от себя внимание ребенка, занять его чем-нибудь и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. Разнообразие современных мультфильмов очень велико, среди них есть и очень хорошие развивающие, которые помогают детям познавать мир («Семья Почемучек», «Фиксики», «Малышарики», «Грузовичок Лёва», некоторые серии «Лунтик»). Но есть и  абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии психики и интеллекта малыша, из-за содержания которых зачастую создается неправильное представление о нравственных поступках. Это такие мультфильмы как «Маша и Медведь», «Барбоскины», «Винкс», «Монстр Хай», «Губка Боб квадратные штаны» [1].

В возрасте 3-4 лет, ребенок еще не осознает и не понимает разницу между реальностью и вымыслом, он не понимает, что мультфильм — это не настоящий мир и какое-то время, он проживает в этом волшебном мире говорящих животных, сказочных принцесс и добрых фей, злых чародеев и колдунов. Л.М. Баженова, Р.Н. Ильин, О.Ф. Нечай подчеркивают, что любой эмоционально значимый объект не может быть нейтральным для психики дошкольника: он либо разрушает ее, либо влияет положительно [2].

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра мультипликационных и других телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса составляет 30 минут. Но, следует отметить, тот факт, что по последним данным ЮНЕСКО на практике более 90 % детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов и более.

Мультфильм сочетает в себе  слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух, т.к. мышление у детей дошкольного возраста наглядно-образное, то мультфильм является эффективным наглядным материалом. А  если к этому еще добавить совместный анализ увиденного в сюжете мультипликационного фильма, то он становится мощнейшим воспитательным инструментом.

В современном мире  невозможно запретить просмотр мультфильмов. Но можно сделать его полезным и не травмирующим психику ребенка.  Как же выбрать мультфильм, который можно разрешать смотреть ребенку непродолжительное время, чтоб не навредить ему, и помочь в формировании нравственных качеств, определенного представления об окружающем? Работу с мультфильмом  можно построить по принципу сочетания наглядного материла и слова педагога или родителя. Например, педагог или родитель, говорит о том, что сейчас  дети будут смотреть мультфильм о… (высказывает общую мысль сюжета) или ставит проблему, после идет показ мультфильма. Далее беседа, вопросы детям, обсуждение и выводы. Задача – получение нового знания. После провести игру или упражнение. Важно: после просмотра при возникновении определенной подобной ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку [1].

Итак, если подходить к просмотру мультфильмов научно, анализируя педагогические возможности и результаты их воздействия, то можно поставить анимационные фильмы на службу  нравственному воспитанию детей.

Список литературы

1. Бурухина А.Ф. Мультфильмы  в воспитательно-образовательной работе с детьми.   // Воспитатель. 2012. — № 10. – С.60-71.

2.  Казакова Р.Г., Ж.В. Мацкевич Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

3. Козачек О.В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. 2007.-№ 3. -С. 24-25.

Источник