Как влияет психическое состояние ребенка на его развитие
Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт — это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт — значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:
— дать ребенку возможность быть самим собой;
— корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
— предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
— научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;
— познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок — ребенок», «ребенок -взрослый».
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции — «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно — волевой сфере личности ребенка. Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека. В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов.
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это — важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
— Понимание — умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
— Приятие — безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
— Признание — это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.
Источник
10 Ноябрь 2014
admin
Просмотров:
1799
Чтобы успешно воспитывать, надо знать, кого воспитываешь. Именно поэтому педагогика настаивает на индивидуальном подходе к ребенку, требует, чтобы воспитатель обязательно учитывал его особенности. Ученик получает посредственные отметки, но мы видим, что он старается, и не упрекаем его. Лентяй за те же отметки заслуживает строгого порицания. В данном случае мы принимаем во внимание более или менее устойчивые черты личности детей, например способности или характер. Но только ли это надо учитывать?,
Психические состояния детей: что это такое и от чего зависят
Наша повседневная жизнь представляет собой смену так называемых психических состояний. Они преходящи, вызываются различными причинами.
Все знают, что такое самочувствие, настроение. Часто оно зависит просто от того, насколько человек здоров (так, многие болезни начинаются с плохого самочувствия; еще не знаешь, где и что болит, но уже знаешь, что заболел). В течение дня у человека самочувствие может меняться. Сидел долго в закрытой, плохо проветренной комнате — появилось нехорошее самочувствие; вышел на воздух, погулял — самочувствие улучшилось. Каждому знакомо состояние повышенной работоспособности— подъема, вдохновения, энтузиазма — и состояние пониженной работоспособности — утомления, апатии, скуки. Все, что мы называем настроением, относится к психическим состояниям. Но многие психические состояния, например рассеянность, неряшливость, замешательство, нельзя назвать настроениями.
Психические состояния у детей имеют разную продолжительность: есть мимолетные настроения, есть и такие, которые длятся несколько часов, а иногда и суток. Но все равно они временны и своей временностью отличаются от индивидуальных особенностей личности, имеющих известную устойчивость. Раздражительность может быть временным состоянием у обычно нераздражительного человека.
Психические состояния часто определяют возможности человека: способен ли он в данное время выполнить работу, считает ли он себя готовым ее выполнить. В житейском обиходе употребляются выражения: «Я не в состоянии это выполнить», «В состоянии ли он продолжать работу?» и тому подобные.
Психические состояния у детей не возникают сами по себе; они вызываются определенными внешними или внутренними воздействиями (состояние здоровья, окружающая обстановка, приятные или неприятные обстоятельства, природа, люди).
Иногда человек не отдает себе отчета, почему у него такое психическое состояние: очень часто оно вызывается рядом ничтожных и незамеченных причин. Каждая из них в отдельности не могла бы повлиять на наше психическое состояние, однако, взятые вместе, эти причины оказывают известное воздействие на психику человека. Бывает, что человек стесняется признаться даже самому себе в причине, вызвавшей данное психическое состояние. Мальчик не понимает, почему у него плохое настроение, а дело в том, что его приятель пошел на каток не с ним, а с другим товарищем. Мальчику же стыдно признаться, что он находится в зависимости от своего приятеля.
Если мы обратимся к литературе, то увидим, что художественное, психологически достоверное повествование основано на проникновении писателя в психическое состояние героев. Вспомним, как правдиво описаны в рассказе Антона Павловича Чехова дети, занятые игрой в лото. У всех детей общее психическое состояние приятного возбуждения, заинтересованности, но оно выражается по-разному, в зависимости от индивидуальности ребенка. Такое возбужденное состояние, состояние своеобразного «азарта» сменяется безразличием, а потом приходит и сон. У Чехова же в рассказе «Тоска» обрисовано состояние отца, потерявшего единственного сына и имеющего острую потребность с кем-то поделиться своим горем, чтобы облегчить тяжесть переживания.
Обычно мы замечаем у себя только те психические состояния, которые чем-либо выделяются, подобно тому как мы обращаем внимание на свое здоровье только в тех случаях, когда или имеются в нем болезненные отклонения, или, напротив, у нас особенно хорошее физическое самочувствие. Иногда психические состояния бывают очень сложными, и мы стараемся лучше разобраться в них, чтобы правильнее действовать. Таково состояние человека, переживающего внутренний конфликт, когда, например, долг требует одного, а нас влечет к другому. Простой житейский пример: ученик знает, что сегодня ему необходимо много заниматься подготовкой уроков, чтобы исправить отметки, а друзья соблазняют идти в кино. Конечно, долг всегда на первом месте, но, признаемся, нередко следование долгу сопровождается огорчением, поскольку мы отказываемся от чего-то интересного.
Состояние повышенной возбудимости у ребенка
Как много ошибок в воспитании совершаем мы оттого, что не даем себе труда проникнуть в психическое состояние ребенка!
Примеры:
Между двумя мальчишками произошла ссора, перешедшая в драку. Они находятся в очень возбужденном состоянии. Отец, вместо того чтобы их успокоить, делает назидание, которого дети не понимают: оно просто не доходит до них и не может дойти, пока дети не успокоятся. Надо их сначала успокоить, а затем уж делать выговор.
В состоянии повышенного возбуждения дети нередко поступают необдуманно, например говорят дерзости старшим. Конечно, дерзости, как и все другие проявления неуважения к старшим, недопустимы. Но, к сожалению, бывает ведь и так, что сами старшие своим неумелым обращением с детьми приводят их в такое возбужденное состояние, при котором те теряют над собой контроль.
Мальчику хочется после обеда поиграть с друзьями в футбол. Приходят за ним друзья, а мать не пускает его: «Заиграешься и вовремя не придешь домой готовить уроки». Мальчик упрашивает мать, обещает не опаздывать, а мать в ответ на это начинает бранить футбол, которым, по ее словам, занимаются «бездельники». Мальчика это возмущает, он возбужден спором и говорит матери грубость. Матери следовало бы учесть, что интерес к футболу велик у ребят, и этот интерес, если его регулировать, ничего дурного собой не представляет. Если же у матери имелись серьезные основания не пускать сына играть, то, зная, как ему хочется пойти поиграть с друзьями, она должна была в чуткой форме, уважая интерес сына к футболу, сказать, что сейчас ему своим любимым спортом заниматься нельзя, пусть товарищи зайдут за ним в другое время.
Состояние повышенной возбудимости у детей, часто переходящее в то, что на житейском языке именуют «нервозностью», вызывается разными причинами.
Нередко это состояние возникает, когда ребенку предъявляются непосильные требования. В одной семье родители хотели, чтобы их дочь-шестиклассница была во что бы то ни стало «отличницей». Девочка эта очень старательная, требовательная к себе, но по разным причинам учение ей дается с большим трудом. Девочке хочется удовлетворить желание родителей, ей неприятно, что они делают ей замечание, когда она получает отметку не 5, а 4 и она начинает нервничать, перевозбуждается.
Другой случай. Отец в претензии на сына за то, что он не слушает его, а сын пришел из школы в возбужденном состоянии: в классе было бурное собрание, на котором он активно выступал. Он еще переживает это собрание и невосприимчив к словам отца.
Часто дети нервничают потому, что у них плохо организован режим дня, не хватает времени заниматься уроками или интересующими их развлечениями. Отсутствие должного порядка в домашних занятиях приводит к суетливости, неуверенности, раздражительности.
Когда ребенок очень возбужден — узнайте причину, постарайтесь, если можно, устранить ее. Воздержитесь от назидательных слов до тех пор, пока дети не успокоятся. Резкие слова, произносимые старшими в повышенном тоне, могут еще больше возбудить ребенка.
Есть и такое состояние возбуждения у детей, которое вполне допустимо и не требует устранения. Так, часто дети возбуждаются, ожидая какого-либо интересного, приятного для них дела, например готовясь к вечеру самодеятельности, соревнованию. Отличайте такого рода здоровое волнение ребенка от возбуждения, мешающего правильно думать и действовать.
Противоположное состояние — вялость и пассивность
Противоположны возбужденности психические состояния вялости, пассивности, скуки. Такие состояния у детей нередко бывают тогда, когда они утомлены. Ученица приходит из школы очень утомленная, так как после шести уроков пришлось еще заниматься с подругами. У нее даже аппетита нет, а лишь одно желание — спать. Мать недовольна дочерью, называет ее «соней», старается как-то ее растормошить, А девочка прежде всего нуждается в отдыхе.
Скучают дети, когда им неинтересно. Мать читает своей пятилетней дочке монотонным голосом не очень занимательный рассказ. Девочка закрывает глаза от скуки и стремится к своим куклам.
Чувство страха тоже относится к таким психическим состояниям, которые понижают активность. Страх демобилизует детей, вызывает у них неуверенность в себе, сковывает их действия, подавляет инициативу. Страх перед физическим наказанием может дисциплинировать, но эта дисциплинированность не сознательная, а рабская. Ни в коем случае не старайтесь добиваться от детей чего-либо, запугивая их!
Как и состояния повышенной возбудимости, состояния пассивности, вялости, так называемой «заторможенности» детей, имеют разные причины.
Иногда причина пассивности, вялости — нездоровье. Нередко именно дети физически слабо развитые, малокровные, страдающие частыми головными болями обнаруживают вялость.
Вся обстановка жизни может способствовать развитию пассивности. В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» в главе «Сон Обломова» показано, как удручающая скука жизни в помещичьей усадьбе превращала живого и любознательного Илюшу в флегматичного, сонного, бездеятельного человека. В наше время такого барства не встретишь, но разве редки случаи, когда родители всеми силами стараются подавить активность детей, например отрицательно относясь к занятиям физической культурой и спортом, несправедливо ограничивая общественную деятельность детей, создавая дома такие «тепличные» условия, в которых дети в конце концов начинают скучать.
Как воздействовать на психические состояния детей?
Не следует смешивать временные психические состояния детей с чертами характера.
Примеры:
Первоклассница Оля упорно отказывается прочитать на домашней елке стихи, хотя хорошо знает их. Родители говорят ей: «Какая ты упрямая!» На самом деле девочка совсем не упрямая. Нежелание читать стихи — лишь временное психическое состояние упрямства. Оно вызвано тем, что девочка стесняется читать в присутствии взрослых, малознакомых ей людей.
Володя, шестиклассник, вообще не отличающийся упрямством, ведет себя упрямо только по отношению к старшему брату. Почему? Тот нечутко и слишком «начальственно» к нему относится.
«Какая воспитанная, вежливая девочка!» — говорят о маленькой Тане гости. Они не знают, что Таня вежлива только для вида. Ей хочется, чтобы гости пригласили ее поиграть с их детьми.
Надо быть крайне осторожным, приписывая ребенку ту или другую черту характера. Очень часто сказать ребенку, что он грубый или капризный, — значит внушить ему неверие в возможность исправления своего недостатка. «Что мне делать, если я уж такой грубый?» — оправдывается подросток Саша перед своими родителями, часто называвшими его грубияном. Даже в тех случаях, когда вы уверены, что у ребенка сложилась устойчивая отрицательная черта характера, лучше говорить с ним так, будто у него только временное отрицательное состояние.
— Сегодня ты рассеянная, Лида, — говорит мать своей дочери-пятикласснице. — Надо быть внимательной, какой ты можешь быть и часто бываешь.
Но и не перехваливайте ребенка, наделяя его положительными чертами, чтобы у него не развилось самомнение, мешающее быть самокритичным и работать над собой. Семикласснику Николаю родители часто говорили о его исключительных способностях, талантливости, и он так о себе возомнил, что стал меньше заниматься, рассчитывая на свои способности; у него появилось высокомерие.
Воздействие на психические состояния детей заключается в том, чтобы отрицательные состояния предупреждать, искоренять, а положительные — закреплять, делая их устойчивыми чертами личности.
Устраняя все поводы, которые могут вызвать у детей повышенную возбудимость, рассеянность, нетерпеливость или же, напротив, вялость, апатичность, леность, иногда сами родители подают детям дурной пример:
Мать говорят дочери-подростку: «Ты видишь, как я изнервничалась, — надо меня пожалеть». Впоследствии, выслушав упрек от матери за грубость, дочь говорит: «Я просто понервничала». Проявить при детях неуравновешенность, неумение владеть собой часто означает давать повод детям переживать такие же состояния, оправдывая их тем, что родители тоже от них не свободны. Конечно, родителям, как всем людям, свойственны разные настроения и состояния, в том числе и чувства гнева, печали, страха; но следите за собой, избегайте проявлять эти чувства при детях.
Отец делает выговор сыну, находясь в весьма возбужденном состоянии, кричит, бьет кулаком по столу. «Что же ты молчишь?» — спрашивает он сына, а тот отвечает: «Да я не понял, о чем ты говоришь». Сын слышал шум и крик, видел озлобленное лицо отца; смысл назидания до него просто не дошел.
Мать убеждает дочь быть более аккуратной и точной, но говорит так вяло, будто произносит какие-то казенные слова, значением которых она сама не проникается. Такого рода унылое назидание обычно не приводит к цели.
Учить детей правильно переживать удачи и неудачи, радостные и печальные факты.
Пусть дети знают, что удача не должна вызывать состояния успокоенности и любования собой. Переживание радости от удачи вполне законно и хорошо, когда оно ободряет, вносит в работу нужный подъем. Ученик радуется, что у него за четверть нет ни одной тройки, и тут же решает: буду стараться теперь, чтобы пятерок побольше было. Это — радость активная.
Неприятности — то, что Михаил Иванович Калинин называл жизненными уколами, — естественно, вызывают плохое настроение. Научите детей быстро изживать такое настроение и, если они сами виноваты в его причине, — устранять эту причину. Сравним переживания двух шестиклассниц, получивших неудовлетворительные отметки:
Вера, придя домой, с плачем заявляет:
— Я только на один вопрос не ответила, а получила двойку. Сколько ни учи — ничего у меня не получается, особенно по этой противной алгебре.
У нее после неудач, как говорят, руки опускаются.
Катя, получив плохую отметку, заявляет родителям:
— Я постараюсь, чтобы больше двоек у меня не было. Мне стыдно.
Катя не столько говорит о своей двойке, сколько стыдится ее. Значит, она готова работать, не подавлена.
Положительные психические состояния поддерживайте и закрепляйте.
Николай, ученик 5-го класса, отличался леностью, небрежным отношением к занятиям. Классный руководитель, желая воспитать у него интерес к учению, применил два приема: ставил ему поощрительные отметки, сопровождаемые похвалой, когда Николай изредка отвечал неплохо, а также давал ему ответственные поручения лаборанта на уроках ботаники. Учитель правильно рассчитал, что надо ученику пережить новые для него чувства удовлетворенности и радости от успеха, и тогда он войдет во вкус и будет более прилежным. Действительно, пережив радость от хороших отметок и от доверия учителя, Николай захотел хорошо работать в школе, у него зародилась потребность в учении.
Чтобы ликвидировать у детей упрямство и капризность, полезно создать такие условия, при которых дети хоть один раз почувствовали бы всю нелепость и непозволительность этих черт.
Расплакавшаяся без особого повода капризная шестилетняя девочка посмотрела на себя в зеркало и рассмеялась: каприз кончился, он ей показался смешным. Научив детей стыдиться своих капризов, своего упрямства, видеть в них что-то заслуживающее осмеяния, можно успешно бороться с этими весьма отрицательными чертами характера.
Чтобы учитывать при воспитании детей их временные психические состояния, своевременно их замечайте. Это не всегда легко. У некоторых детей их настроение ярко выражается во внешнем облике, в поведении, у других оно скрыто, замаскировано. По продолжительности и силе плача не судите о тяжести переживания ребенком горя: есть просто плаксивые дети, которые плачут по пустякам, а есть и такие, которые стыдятся своих слез, и если плачут, то стараются это делать незаметно.
Мы воспитываем детей бодрыми, активными, жизнерадостными. Успех в большой мере зависит от того, в какой обстановке живет ребенок дома, какой пример подают ему старшие, наполнена ли его жизнь интересной деятельностью и, наконец, найден ли по отношению к нему индивидуальный подход, при котором требовательность сочетается с чуткостью.
По материалам статей профессора Н. Д. Левитова
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Источник