Как влияет физическое развитие на речь ребенка
Елена Смирнова
Консультация для педагогов МДОУ «Влияние физических упражнений на развитие речи»
Видеть красивого, умного, здорового ребенка — желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему — движение.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение — это преграда любой болезни.
Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.
Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.
Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.
Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.
Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражнения проводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.
Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.
Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.
Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по
развитию связной речи.
Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).
Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Литература:
1. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
Источник
Пишем о том, что интересно и важно для сознательных родителей (особенно мам). Естественное родительство, ЗОЖ, психология, интервью с успешными мамами. Подписка на дайджест самого интересного за неделю — внизу статьи.
Малыш неуклюже спускается с лестницы, не умеет ловить мяч, а на горку его не пускает заботливая мама. Чем грозит слабое физическое развитие и почему недостаток двигательной активности может негативно повлиять на речь ребёнка?
Логопеды знают: дети с речевыми нарушениями зачастую слабо владеют своим телом, плохо бегают и прыгают. Порой даже залезть на лестницу или пнуть мячик для них невыполнимая задача. Почему так происходит?
Движение развивает речь
Крупная моторика (бег, прыжки, перемещения в пространстве, ощущение собственного тела), мелкая моторика (мелкие точные движения) и артикуляционная моторика (речь) прочно связаны между собой. Одно тянет за собой другое, и если в каком-то из звеньев этой цепочки появились проблемы, стоит внимательно понаблюдать за малышом. Если он поздно научился переворачиваться, а потом плохо прыгает, не бегает и во всех крупных движениях отстаёт от сверстников, то с большой долей вероятности речь тоже запоздает, хотя не обязательно.
Верно и обратное: ребёнок, которого не ограничивали в движении, которому давали познавать мир и себя в нём, заговорит раньше. Хорошо развитая общая моторика поможет развитию мелкой и артикуляционной моторики. Если малыш много гуляет, прыгает, бегает, ездит на беговеле или катается с горки, то он, скорее всего, заговорит вовремя и будет развиваться сообразно возрасту.
Интересное по теме: «Мультфильмы: польза или вред?».
Физическое развитие в городе
«Мозжечковая стимуляция», «сенсорная стимуляция» — эти новомодные методы развития с успехом реализовывали ещё наши бабушки и дедушки в деревне. Залез на дерево, почувствовал кожей шершавую кору, выпрямился и поймал равновесие. Спрыгнул с ветки, точно рассчитав траекторию приземления на мягкую траву, а не на камни. В таких упражнениях мозг работает на полную мощность, получая сильнейший толчок к развитию.
В наше время не у всех ребят есть возможность целыми днями бегать на улице, а мы, мамы, часто слишком опекаем детей. Вот и растёт ребёнок, не зная, что такое упасть, удариться, почувствовать опасность или радость преодоления трудностей, понять границы способностей своего тела. Подобная опека тормозит развитие общей моторики, а значит, и речи.
Интересное по теме: «Развитие речи и грудное вскармливание».
Управляемая опасность
Конечно, маме спокойнее, когда ребёнок сидит смирно, играет на одном месте, не ползает и не прыгает. Но, как мы уже говорили, это не лучший выход. Недаром сейчас всё больше детей с речевыми проблемами. Для правильного развития нужно поощрять активные игры, чтобы позволить малышам падать, набивать шишки, справляться с трудностями, изучать пределы своих возможностей.
Пусть мы не можем отпустить малыша целый день бегать по улице и лазать по деревьям, но и в квартире есть множество способов развить общую моторику. Позвольте ребёнку самому подняться по лестнице, даже если это отнимет чуть больше времени, или скатиться с кровати на коврик — так он почувствует край матраса и поймёт, что такое высота. Дайте маленькому исследователю залезть на горку или шведскую стенку, незаметно подстраховывая его. Для ребёнка движение — естественная потребность, важное условие развития его способностей в целом и речи в частности.
Связь мелкой моторики (пальчиковой гимнастики, лепки, рисования, игры с небольшими предметами) и речи давно известна. Все знают, как важно развивать мелкую моторику, особенно у плохо говорящих малышей. Но общая моторика имеет не меньшее значение. Позвольте крохе бегать, прыгать, играть в мяч. Всё это поможет малышу заговорить вовремя.
Источник
Анастасия Герасимова
Взаимообусловленность речевого и физического развития дошкольников
«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина.)
Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Поэтому, в целях повышения эффективности речевого и физического развития, считаю важным взаимосвязь занятий по речевому развитию и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию коммуникативной, познавательной и двигательной деятельности.
Объединяя в нужном сочетании элементы развития речи, физического развития в одну динамическую паузу, воспитатель может удержать интерес детей максимально долгое время, причем детей разного темперамента и способностей.
Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей коммуникации, познания и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться, очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах физических минуток. Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры – эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т. д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал ребенка.
Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенка, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки, пение, речевые игры.
Работая с детьми ясельного возраста я каждый день вижу, как детям тяжело сидень на занятии длительное время. Поэтому при планировании каждого занятия, особую роль я уделяю выбору физминуток. Благодаря им развивается и речь детей, так как они повторяют за воспитателем отдельные фразы, и одновременно с этим проходит развитие основных двигательных процессов. Дети с большим удовольствием выполняют движения, с речевым сопровождением.
Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.
Таким образом становится ясно, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приводят к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.
Источник
Марина Хохлова
Физическое развитие детей с нарушениями речи
С каждым годом колличество детей с нарушениями речи увеличивается. Речь — важнейшая психическая функция на основе которой формируются и развиваются психические процессы. В ходе эволюции человека в процессе филогенеза речь возникла одной из последних. Поэтому, как «молодая» функция, она наиболее ранима, наиболее чувствительна и подвержена воздействиям внешним среды и эндогенным факторам. Неблагоприятная экология, значительное повышение повседневного психоэмоционального напряжения, поток огромной и разнообразной информации при наличии еще небольшого словарного запаса негативно сказывается на сформировавшейся нервной системе ребенка. У детей усиливается страх перед собственной речью, развиваются речевые дефекты, которые ведут к формированию неврологических реакций, проявляющихся в затруднении общения со сверстниками, формируется замкнутость и отчужденность.
Задержка речевого развития приводит к задержке психического развития, к отставанию в двигательной сфере, недоразвитие моторики, неуверенность в выполнении упражнений, затрудняет познавательную деятельность, ухудшает психоэмоциональное состояние.
У детей с речевой патологией при выполнении физических упражнений наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения, отсутствие плавности и четкости, дети с речевой патологией отстают от здоровых сверстников по таким проявлениям как сила, быстрота, выносливость и ловкость, им свойственна неуверенность, боязнь, низкая мотивация, неумение создать образ упражнений, а затем выполнить его.
Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи. У плохо говорящих детей формируется комплекс неполноценности, появляются поведенческие отклонения, характерно недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Двигательная активность в дошкольном возрасте является главным фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка.
Общие особенности физического развития детей с речевыми нарушениями:
*Нарушение дыхания и голосообразования;
*Нарушения общей и мелкой моторики;
*Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
*Повышенная утомляемость;
*Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
*Нарушение темпо-ритмической организации движений;
*Нарушение оптико-пространственного праксиса;
*Неустойчивость внимания;
*Расстройство памяти (особенно слуховой);
*Несформированность мышления;
*Задержка развития воображения.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками по типам нарушений
*При моторной функциональной дислалии –сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики.
*При ринолаллии имеются нарушения общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания; физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, снижение мышечного тонуса, нарушение темпа и ритма движений.
*При эфферентной моторной алалии отмечается скованность, неловкость моторики, нарушение координации, переключаемости, общих движений, тонкой произвольной моторики рук, пальцев.
*При афферентной моторной алалии имеются общие, ручные, пальчиковые, мимические нарушения моторики. Дети проявляют неуравновешенность и суетливость в поведении, двигательно беспокойны, невнимательны.
*У детей с сенсорной алалией происходят нарушения двигательной сферы — общее двигательное беспокойство.
*У дизартриков двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения. Чем сложнее движение, тем заметнее моторная недостаточность. Характерны синкинезии, гиперкинезы, дискоординация движений, тремор, наличие нередуцированных рефлексов.
*При афазии нарушается двигательная сфера – неспособность перехода от одной артикуляционной позы к другой.
*У заикающихся имеются свои особенности нарушения моторики: общая напряжённость мышечной системы; особенно в процессе речи, нечёткость координации движений; уловки, вспомогательные движения; расхождение в моторике и речи.
Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОО:
— развитие общей и мелкой моторики;
— дыхательная и зрительная гимнастики;
— массаж и самомассаж;
— использование элементов су-джок и кинезиотерапии;
— утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультурные занятия;
— артикуляционная гимнастика;
— плавание, ритмика и т. д.
Для поддержания интереса детей актуально использовать:— музыкально-ритмические движения (придающие физкультурной деятельности увлекательный характер) поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений;
— развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;
— развивать двигательные способности детей – логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.
Источник