Как влияет физическое развитие на речь ребенка

Как влияет физическое развитие на речь ребенка thumbnail

Елена Смирнова
Консультация для педагогов МДОУ «Влияние физических упражнений на развитие речи»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка — желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему — движение.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение — это преграда любой болезни.

Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.

Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.

Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражнения проводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа

Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.

Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.

Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по

развитию связной речи.

Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Литература:

1. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

Источник

citymoms.ru

Пишем о том, что интересно и важно для сознательных родителей (особенно мам). Естественное родительство, ЗОЖ, психология, интервью с успешными мамами. Подписка на дайджест самого интересного за неделю — внизу статьи.

Физическое развитие и речь: как они связаны?Малыш неуклюже спускается с лестницы, не умеет ловить мяч, а на горку его не пускает заботливая мама. Чем грозит слабое физическое развитие и почему недостаток двигательной активности может негативно повлиять на речь ребёнка?

Логопеды знают: дети с речевыми нарушениями зачастую слабо владеют своим телом, плохо бегают и прыгают. Порой даже залезть на лестницу или пнуть мячик для них невыполнимая задача. Почему так происходит?

Движение развивает речь

Крупная моторика (бег, прыжки, перемещения в пространстве, ощущение собственного тела), мелкая моторика (мелкие точные движения) и артикуляционная моторика (речь) прочно связаны между собой. Одно тянет за собой другое, и если в каком-то из звеньев этой цепочки появились проблемы, стоит внимательно понаблюдать за малышом. Если он поздно научился переворачиваться, а потом плохо прыгает, не бегает и во всех крупных движениях отстаёт от сверстников, то с большой долей вероятности речь тоже запоздает, хотя не обязательно.

Верно и обратное: ребёнок, которого не ограничивали в движении, которому давали познавать мир и себя в нём, заговорит раньше. Хорошо развитая общая моторика поможет развитию мелкой и артикуляционной моторики. Если малыш много гуляет, прыгает, бегает, ездит на беговеле или катается с горки, то он, скорее всего, заговорит вовремя и будет развиваться сообразно возрасту.

Интересное по теме: «Мультфильмы: польза или вред?».

Физическое развитие в городе

«Мозжечковая стимуляция», «сенсорная стимуляция» — эти новомодные методы развития с успехом реализовывали ещё наши бабушки и дедушки в деревне. Залез на дерево, почувствовал кожей шершавую кору, выпрямился и поймал равновесие. Спрыгнул с ветки, точно рассчитав траекторию приземления на мягкую траву, а не на камни. В таких упражнениях мозг работает на полную мощность, получая сильнейший толчок к развитию.

В наше время не у всех ребят есть возможность целыми днями бегать на улице, а мы, мамы, часто слишком опекаем детей. Вот и растёт ребёнок, не зная, что такое упасть, удариться, почувствовать опасность или радость преодоления трудностей, понять границы способностей своего тела. Подобная опека тормозит развитие общей моторики, а значит, и речи.

Интересное по теме: «Развитие речи и грудное вскармливание».

Управляемая опасность

Конечно, маме спокойнее, когда ребёнок сидит смирно, играет на одном месте, не ползает и не прыгает. Но, как мы уже говорили, это не лучший выход. Недаром сейчас всё больше детей с речевыми проблемами. Для правильного развития нужно поощрять активные игры, чтобы позволить малышам падать, набивать шишки, справляться с трудностями, изучать пределы своих возможностей.

Пусть мы не можем отпустить малыша целый день бегать по улице и лазать по деревьям, но и в квартире есть множество способов развить общую моторику. Позвольте ребёнку самому подняться по лестнице, даже если это отнимет чуть больше времени, или скатиться с кровати на коврик — так он почувствует край матраса и поймёт, что такое высота. Дайте маленькому исследователю залезть на горку или шведскую стенку, незаметно подстраховывая его. Для ребёнка движение — естественная потребность, важное условие развития его способностей в целом и речи в частности.

Связь мелкой моторики (пальчиковой гимнастики, лепки, рисования, игры с небольшими предметами) и речи давно известна. Все знают, как важно развивать мелкую моторику, особенно у плохо говорящих малышей. Но общая моторика имеет не меньшее значение. Позвольте крохе бегать, прыгать, играть в мяч. Всё это поможет малышу заговорить вовремя.

Источник

Анастасия Герасимова
Взаимообусловленность речевого и физического развития дошкольников

«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина.)

Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Поэтому, в целях повышения эффективности речевого и физического развития, считаю важным взаимосвязь занятий по речевому развитию и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию коммуникативной, познавательной и двигательной деятельности.

Объединяя в нужном сочетании элементы развития речи, физического развития в одну динамическую паузу, воспитатель может удержать интерес детей максимально долгое время, причем детей разного темперамента и способностей.

Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей коммуникации, познания и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться, очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах физических минуток. Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры – эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т. д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал ребенка.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенка, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки, пение, речевые игры.

Работая с детьми ясельного возраста я каждый день вижу, как детям тяжело сидень на занятии длительное время. Поэтому при планировании каждого занятия, особую роль я уделяю выбору физминуток. Благодаря им развивается и речь детей, так как они повторяют за воспитателем отдельные фразы, и одновременно с этим проходит развитие основных двигательных процессов. Дети с большим удовольствием выполняют движения, с речевым сопровождением.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

Таким образом становится ясно, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приводят к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.

Источник

Марина Хохлова
Физическое развитие детей с нарушениями речи

С каждым годом колличество детей с нарушениями речи увеличивается. Речь — важнейшая психическая функция на основе которой формируются и развиваются психические процессы. В ходе эволюции человека в процессе филогенеза речь возникла одной из последних. Поэтому, как «молодая» функция, она наиболее ранима, наиболее чувствительна и подвержена воздействиям внешним среды и эндогенным факторам. Неблагоприятная экология, значительное повышение повседневного психоэмоционального напряжения, поток огромной и разнообразной информации при наличии еще небольшого словарного запаса негативно сказывается на сформировавшейся нервной системе ребенка. У детей усиливается страх перед собственной речью, развиваются речевые дефекты, которые ведут к формированию неврологических реакций, проявляющихся в затруднении общения со сверстниками, формируется замкнутость и отчужденность.

Задержка речевого развития приводит к задержке психического развития, к отставанию в двигательной сфере, недоразвитие моторики, неуверенность в выполнении упражнений, затрудняет познавательную деятельность, ухудшает психоэмоциональное состояние.

У детей с речевой патологией при выполнении физических упражнений наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения, отсутствие плавности и четкости, дети с речевой патологией отстают от здоровых сверстников по таким проявлениям как сила, быстрота, выносливость и ловкость, им свойственна неуверенность, боязнь, низкая мотивация, неумение создать образ упражнений, а затем выполнить его.

Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи. У плохо говорящих детей формируется комплекс неполноценности, появляются поведенческие отклонения, характерно недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Двигательная активность в дошкольном возрасте является главным фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка.

Общие особенности физического развития детей с речевыми нарушениями:

*Нарушение дыхания и голосообразования;

*Нарушения общей и мелкой моторики;

*Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

*Повышенная утомляемость;

*Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

*Нарушение темпо-ритмической организации движений;

*Нарушение оптико-пространственного праксиса;

*Неустойчивость внимания;

*Расстройство памяти (особенно слуховой);

*Несформированность мышления;

*Задержка развития воображения.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками по типам нарушений

*При моторной функциональной дислалии –сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики.

*При ринолаллии имеются нарушения общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания; физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, снижение мышечного тонуса, нарушение темпа и ритма движений.

*При эфферентной моторной алалии отмечается скованность, неловкость моторики, нарушение координации, переключаемости, общих движений, тонкой произвольной моторики рук, пальцев.

*При афферентной моторной алалии имеются общие, ручные, пальчиковые, мимические нарушения моторики. Дети проявляют неуравновешенность и суетливость в поведении, двигательно беспокойны, невнимательны.

*У детей с сенсорной алалией происходят нарушения двигательной сферы — общее двигательное беспокойство.

*У дизартриков двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения. Чем сложнее движение, тем заметнее моторная недостаточность. Характерны синкинезии, гиперкинезы, дискоординация движений, тремор, наличие нередуцированных рефлексов.

*При афазии нарушается двигательная сфера – неспособность перехода от одной артикуляционной позы к другой.

*У заикающихся имеются свои особенности нарушения моторики: общая напряжённость мышечной системы; особенно в процессе речи, нечёткость координации движений; уловки, вспомогательные движения; расхождение в моторике и речи.

Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОО:

— развитие общей и мелкой моторики;

— дыхательная и зрительная гимнастики;

— массаж и самомассаж;

— использование элементов су-джок и кинезиотерапии;

— утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультурные занятия;

— артикуляционная гимнастика;

— плавание, ритмика и т. д.

Для поддержания интереса детей актуально использовать:— музыкально-ритмические движения (придающие физкультурной деятельности увлекательный характер) поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений;

— развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;

— развивать двигательные способности детей – логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

Источник