Как узнать отстает ли ребенок в развитии в 2 года
В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media рассказывает о правильном развитии детей. На прошлой неделе мы затронули очень важную тему – отставание в развитии детей до года.
Сегодня поговорим об отставании в развитии детей 1-3 лет. Разобраться в том, как определить, отстает ли в развитии ребенок и что с этим делать, нам помогли детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.
Напомним, при поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет», которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.
Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских педагогических чтениях.
ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет», которые можно оставить в комментариях.
Ранее детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова рассказала Kaktus.media, что с самого рождения у ребенка должно быть медицинское и других специалистов, по возможности, сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики и другие специалисты были оснащены стандартами развития ребенка. Родители же должны обращаться к специалистам.
Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.
Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.
Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.
Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то в первую очередь ребенка с серьезной умственной отсталостью необходимо научить базовым вещам: гигиене (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно научить всему, что не сделает его обузой для тех, с кем он живет. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку, чтобы он морально не напрягал. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.
Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?
При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).
Ребенок 1-2 года
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Имеет плохой аппетит.
- НЕ ходит самостоятельно в 18 мес.
- НЕ может сохранять равновесие, когда он сидит, стоит или ходит.
- НЕ удерживает предметы, которые ранее удерживал.
- НЕ следит за движущимися предметами.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ отвечает на свое имя.
- НЕ реагирует на других, не смотрит им в глаза.
- У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- НЕ знает и не использует функций общедоступных предметов (чашки, телефона и т.п.) к 24 месяцам.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ произносит названия знакомых предметов к 18 месяцам (даже по-своему, не точно).
- НЕ слышит и не понимает обращенную к нему речь.
Ребенок 2-3 лет
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ играет в подвижные игры.
- Неуверенно двигается, часто падает.
- НЕ может брать и удерживать маленькие предметы.
- Плохой аппетит.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ отвечает на свое имя.
- НЕ общается с детьми и взрослыми.
- Ребенок сосет большой палец руки.
- У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
- НЕ различает проявление эмоций близкими людьми, не выражает разнообразных эмоций сам.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- Отсутствует интерес к играм с игрушками и предметами-заместителями.
- НЕ реагирует на других.
- НЕ понимает и не объясняет простые причинно-следственные связи.
- НЕ задаёт вопросов об окружающем мире.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ способен говорить фразы из нескольких слов.
- НЕ способен понимать обращенную к нему речь.
- НЕ отвечает на простые вопросы.
- НЕ выражает словами свои потребности и желания.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ от 1 года до 3 лет
Эмоции:
- Давайте ребенку возможность самостоятельно что-либо делать и радуйтесь за него, если у него это получается. Это разовьет в нем уверенность в себе.
- Он может рассердиться и ему может стать досадно, если не получит то, что захотел. Расскажите ему о его чувствах.
- Он научится правилам быстрее, если их будет немного и они будут четкими и постоянными.
- Он хочет делать все по-своему, упрямится. Иногда он ведет себя как младенец, иногда как повзрослевший. Отнеситесь с пониманием к этой фазе в развитии: возьмите его на руки, когда он хочет быть как младенец, и давайте ему больше независимости, когда ведет себя как взрослый. Этим самым вы окажете ему незаменимую услугу.
Общение:
- Этот возраст важен для постановки речи и понимания значения слов. Стимулируйте обучение, наблюдая за его действиями и сопровождая это речью. Используйте каждую возможность, чтобы поговорить с ребенком (например, во время кормления, купания или занимаясь своими делами рядом с ним).
- Задавайте простые вопросы и отвечайте на вопросы ребенка и поддерживайте разговор. Поощряйте малыша повторять слова. Слушайте слова ребенка, обращайте внимание на его жесты, это будет стимулом для ребенка вести разговор с вами. Игры на подражание, книги, песни, стихи, рассказы, игры с чередованием ролей внесут разнообразие в развитие ребенка.
Движение:
- Он начинает чаще и более умело пользоваться ведущей рукой. Давайте возможность пользоваться той рукой, которую «выбрал» мозг. Он может практиковаться, когда самостоятельно кушает, одевается, рисует, выводит каракули, играет с водой, играет с предметами, которые он может собирать или складывать, класть или вытаскивать из емкости.
- Выходите на улицу, где он может бегать, прыгать, карабкаться. Это укрепит его физически.
© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии
Источник
Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?
Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.
Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.
Почему происходит задержка в развитии?
По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.
Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.
При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.
Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.
Когда нужно срочно посетить специалиста?
Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:
- ребенок плохо ест без видимой причины;
- к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
- часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
- не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
- не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
- не играет в подвижные игры.
При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:
- малыш не реагирует на свое имя;
- не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
- его поведение и настроение постоянно резко меняются;
- у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
- он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.
О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.
Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:
- не слышит и не понимает обращенную речь;
- не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
- не может составить фразу из двух-трех слов;
- не отвечает на простые вопросы;
- не выражает словесно свои потребности.
Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?
В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,
- Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
- Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
- Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
- Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.
Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?
- Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
- Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
- Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
- Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.
Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.
Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?
Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.
Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.
Источник
Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.
Типы задержки развития
Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.
- Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
- Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
- Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
- Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.
Причины
Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания
На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.
- Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
- Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
- Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
- неправильная эмбриональная закладка органов;
- наследственные патологии;
- прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
- перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
- применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
- травмирование живота при падении во время беременности;
- сильный токсикоз;
- родовые травмы, в частности головы, гипоксия.
Как определить отставание
В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии
Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.
- Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
- Отсутствует реакция на звуки.
- Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
- Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
- Карапуз старше трех месяцев не улыбается.
- Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
- У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
- У карапуза не получается учить буквы, читать.
- У дошкольника фиксируется дисграфия, дискалькулия.
Лечение
Правильное питание — важная составляющая успешной терапии
Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:
- оздоровительные мероприятия;
- занятия по коррекции определенных навыков;
- медикаментозную терапию.
К общим оздоровительным мероприятиям относят:
- правильный режим дня;
- здоровое питание;
- нормированные физические нагрузки.
Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.
Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.
Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.
К какому врачу обратиться
Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.
Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.
- К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
- Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
- Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
- Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.
Специальный детский сад
Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.
Источник