Как устранить недостатки в развитии речи ребенка

Какие бывают дефекты речи? К какому специалисту идти, чтобы исправить речевые нарушения? Как работать с дефектами речи в домашних условиях? Ответы на эти вопросы можно найти в этой статье. Также в конце статьи приводится таблица, по которой можно понять, соответствует ли норме речевое развитие ребенка.
Содержание:
- Причины возникновения дефектов
- Виды дефектов речи
- Когда обращаться к врачу
- Как исправить дефекты речи у детей
- Дефектолог или логопед?
- Что могут сделать родители
- Упражнения для устранения дефектов речи у детей
- Таблица нормы речевых навыков по возрастам
Причины возникновения дефектов речи
Этих факторов довольно много. Они могут быть как наследственные, так и приобретенные.
К причинам возникновения дефектов речи относят:
- негативное воздействие на плод во время беременности и родов (например, гипоксия — кислородное голодание);
- наследственность;
- родовые травмы головы или повреждения мозга у детей до 3 лет;
- особенности строения речевого аппарата (например, короткая подъязычная уздечка);
- недостаток общения;
- психические травмы, напряженная ситуация в семье;
- образец неверного произношения со стороны взрослых.
Какие бывают дефекты речи
Существуют дефекты письменной и устной речи. Кроме происхождения и влияния на детское развитие, они различаются и по степени тяжести.
Дислалия или косноязычие
Дислалия — это неверное произношение звуков, или замена их другими звуками.
Этот дефект довольно часто встречается в дошкольном возрасте. Ребенок может картавить или шепелявить.
Подобное отклонение означает, что у малыша хороший слух, но слабо развитый артикуляционный аппарат. То есть при систематической тренировке мышц языка, щек и губ можно научиться правильному произношению.
Дизартрия
Дизартрия возникает из-за неполноценной работы нервной системы и органов речи.
У детей с дизартрией нарушена подвижность губ, языка и неба. Таким ребятам сложно произносить слова и фразы.
Чаще всего дизартрия влечет за собой общее недоразвитие речи.
Ринолалия
У малышей с этим речевым недостатком нарушена функция носоглотки. Из-за этого произношение становится гнусавым, как будто при сильнейшем насморке.
Заикание или логоневроз
При заикании малыш по нескольку раз повторяет одни и те же слоги и слова.
Это происходит из-за чрезмерного напряжения мышц речевого аппарата и неверного дыхания.
Зачастую проблема кроется в психологических причинах (например, в испуге, чрезмерной хронической усталости, быстрой наработке словарного запаса и т.д.). В этих случаях дефект связывают с логоневрозом.
Обычно заикание возникает в период 2-5 лет, когда малыши (чаще мальчики) активно учатся разговаривать.
Алалия
Алалия — это сильное недоразвитие речи или полное ее отсутствие.
Такая патология обычно возникает в связи с родовыми травмами.
При нормальных слухе и умственном развитии у таких детей повреждены те части мозга, которые отвечают за развитие речи.
При моторной алалии ребенок понимает то, что говорят, но не может это воспроизвести.
При сенсорной алалии малыш не умеет понимать чужую речь.
С некоторыми дефектами речи у детей можно работать самостоятельно
Тахилалия
Этот дефект проявляется ускоренным темпом речи. Дети с тахилалией говорят примерно в 2 раза быстрее, чем ребята с нормальным развитием речи. При этом малыши могут повторять слоги или, наоборот, пропускать их.
Брадилалия
Это нарушение отличается замедленным темпом речи из-за того, что ребенку сложно издавать некоторые членораздельные звуки.
Дисграфия и дислексия
Часто эти нарушения встречаются вместе.
При дисграфии у детей есть сложности с письменной речью. Они не понимают звуковой состав слова и поэтому пишут с ошибками.
Дислексия — неспособность (или сложность в обучении) к чтению.
При этом виде нарушения интеллект у детей нормальный, но зоны мозга, отвечающие за функции чтения, недостаточно хорошо работают.
Афония и дисфония
Дисфония — это частичная потеря голоса, а афония — полная.
При этом дефекте ребенок не может говорить вообще или говорит только шепотом. Подобные нарушения возникают как по физиологическим причинам (например, из-за нарушения работы гортанного нерва), так и по психологическим (из-за чрезмерного волнения и т.д.).
Когда пора бить тревогу
К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал.
В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов.
В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша».
Стоит проконсультироваться с логопедом, если кроха до сих пор говорит односложными предложениями. Также надо обратиться к специалисту, если малыш неверно произносит звуки. Еще один повод для беспокойства — отсутствие в речи глаголов, местоимения «Я» и неверный порядок и форм слов в предложениях.
В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.)
Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков.
В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов.
При малейших сомнениях в развитии речи стоит обращаться к логопеду. Чем раньше начать действовать, тем быстрее получится исправить дефект.
Как исправить дефекты речи у детей
Обычно в 1,5 года детям рекомендуется побывать на приеме у логопеда. Специалист определит, в норме ли речевое развитие. При необходимости он посоветует комплекс упражнений для коррекции нарушений.
Выполнять рекомендации специалиста нужно ежедневно, но не «наседая» на кроху. Занятия должны приносить удовольствие. Для этого, например, можно делать логопедические упражнения вместе с игрушками.
Дефектолог или логопед?
Логопед исправляет легкие нарушения речи — например, косноязычие и логоневроз. Он также помогает правильно поставить звуки и наладить речевое дыхание.
Дефектолог необходим ребенку в том случае, когда нарушения речи имеют ярко выраженный характер — например, алалия или дизартрия. При таких дефектах проблемы есть не только в речевом аппарате, но и в нервных импульсах, сенсорном восприятии и т.д.
Дети со сложными дефектами, помимо нарушенной речи, страдают неустойчивым вниманием, слабой памятью и эмоциональными отклонениями. Дефектолог поможет решить проблему развития в комплексе.
Как родители могут работать с дефектами речи ребенка
Что могут сделать родители
- Необходимо своевременно (при первых признаках нарушения речи) обратиться за консультацией к логопеду.
- Важно четко выполнять требования специалиста и ежедневно заниматься упражнениями, которые он порекомендует.
- С самого раннего возраста нужно активно разговаривать с малышом — описывать ему свои действия, предметы вокруг и т.д.
- Важно побуждать ребенка говорить. Возможно, не стоит сразу «понимать», что хочет кроха — чтобы у него был стимул «достучаться» до «непонятливой» мамы, объяснив словом или фразой, чего он хочет.
- Большую пользу приносят совместное пение, чтение вслух, пальчиковые игры и логопедическая гимнастика.
- Полезно развивать артикуляционные мышцы перед зеркалом — например, показывать язык или качать им из стороны в сторону.
- Родителям стоит показывать правильный пример — говорить не спеша, отчетливо выговаривая все звуки.
- Не надо усердствовать с ранним развитием — это может перегрузить неокрепшую психику малыша.
- Необходимо избегать травм головы.
- Никогда не надо давить на малыша, склоняя его к занятиям.
- Не нужно ругать за неудачи.
- Важно хвалить ребенка за малейшие достижения во время занятий.
Упражнения для устранения дефектов речи у детей
Существуют несложные логопедические упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома самостоятельно.
Для решения отдельной речевой проблемы подходят определенные упражнения.
Они могут быть направлены на:
- формирование правильного речевого дыхания (например, дыхательная гимнастика);
- развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- отработку сложных в произнесении звуков (таких, как З, С, Р, Л, Ж, Ш, Щ).
Систематически выполняя комплексы логопедических упражнений, от простого задания к сложному, можно достичь ощутимых результатов и устранить речевые нарушения у ребенка.
Дефекты речи — довольно распространенная детская проблема. Причиной этому являются и родовые травмы, и наследственность, и дурной пример окружающих. Необходимо следить за развитием речи малыша и своевременно обращаться за помощью к специалистам — логопеду или дефектологу.
Важно как можно раньше начать работу с недостатками речи. При ежедневной систематической работе можно достичь ощутимого эффекта.
Ниже представлена таблица, по которой можно понять, соответствует ли речевое развитие малыша норме.
Таблица нормы речевых навыков по возрастам
Возраст | Речевые навыки, словарный запас |
1 год | 5-10 простейших слов, обозначающих близкого человека, предмет или действие: мама, баба, би-би, дай, бах и т.д. |
2 года | 300-400 слов, короткие предложения, использование глаголов, прилагательных. |
3 года | Около 1500 слов, использование местоимения “Я”, употребление предложений из 3-4 слов с основными частями речи (глаголы, прилагательные, наречия и т.д.) |
4 года | 1500-2000 слов, употребление предлогов и союзов, временных и пространственных понятий. Исчезает смягченное произношение согласных звуков. Ребенок умеет произносить шипящие (Ш, Щ и т.д.) и свистящие (С) звуки. |
5 лет | 2500-3000 слов. Употребление слов верное, без перестановки слогов и звуков. Использование обобщающих слов (юбка и кофта — это одежда и т.п.) |
6-7 лет | 3500 слов. Используются образные слова и выражения (например, «ни свет ни заря»), устоявшиеся фразы и поговорки. Ребенок может объяснить значение несложного слова и рассуждать о его происхождении. |
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Сложно передать радость родителей, когда ребенок вдруг произносит свое осознанное первое слово. Но увы, бывает и так, что долгожданная радость не наступает. В ход идут занятия с логопедами и дефектологами, медикаменты, лечебные процедуры. Чем раньше начинается лечение, тем быстрее прогресс. Но не всегда нарушения речевого развития поддаются полной коррекции.
Норма или нет?
Термином задержка речевого развития (ЗРР) врачи называют более позднее овладение устной речью детьми младше трех лет. У мальчиков она встречается в несколько раз чаще, чем у девочек. После трех лет появляются более конкретные диагнозы. «Задержка речи негативно влияет и на развитие психики ребенка, поэтому часто проблемы с речью и психикой идут рука об руку», — объясняет заместитель главного врача по медицинской части Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина Марина Сермус.
К году ребенок осваивает около 10 слов в активном словаре, а к 2,5 годам учится строить простые предложения. Если ребенок серьезно отстает от описанной нормы, это повод обратиться к специалистам.
Нарушения речи могут проявляться либо в виде общего (или системного) недоразвития, либо в виде отдельных дефектов. Они влияют как на употребление речи (экспрессивная речь), так и на ее понимание (импрессивная речь).
Среди отдельных нарушений:
- неправильное произношение отдельных звуков или групп звуков;
- смешение звуков в речи;
- искажение структуры слов;
- бедность словаря;
- аграмматизмы (проблемы с пониманием и употреблением грамматических форм);
- трудности построения фраз и развернутого высказывания;
- заикание (не всегда является признаком задержки развития речи, но может ее сопровождать).
В школьном возрасте у детей с задержкой речевого развития порой возникают проблемы с письмом и чтением (дисграфия и дислексия соответственно).
Не ждите чудес
Во многих случаях специалисты могут помочь ребенку овладеть нормальной речью. Однако полная коррекция возможна далеко не всегда. Это зависит от причин задержки развития (физиологических или социальных), вида и тяжести «речевого диагноза», сложности структуры дефекта, уровня речевого развития ребенка на момент обращения к специалистам, возраста начала коррекционных занятий и их систематичности, комплексности воздействия.
Родители должны быть готовы к тому, что отдельные последствия, вероятно, окажутся неизлечимы при наличии у ребенка:
- грубых анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата;
- органического поражения мозга (если точнее, речь идет о центральных или периферических отделах речедвигательного и речеслухового анализаторов);
- интеллектуальной недостаточности;
- сложной структуры дефекта речи.
Это не означает, что нужно смириться с поражением. Наоборот, нужно радоваться любым победам, даже самым незначительным, на первый взгляд.
Опыт родителей
Мы нашли истории борьбы с речевыми нарушениями, которые показывают, что норма не всегда достижима, но многие трудности можно преодолеть. По просьбе родителей публикуем истории без упоминания персональных данных.
Проблемы с речью из-за гипоксии
Проблемы у ребенка начались с гипоксии при родах. Врачи определили раннее поражение центральной нервной системы. С двух месяцев у малыша начались обмороки, приступы слабости, стонущего плача, с трех — проявилась задержка моторного развития. До пяти лет мальчик плохо спал, а днем с большим трудом мог сосредоточиться на чем-то одном. Проблемы со здоровьем сказались и на речевом развитии: к 1,5 годам ребенок не заговорил, более того, пропали даже те звуки, которые появлялись в 6–8 месяцев.
Мальчику помогло наблюдение у психоневролога, который сначала назначил полное обследование, затем провел медикаментозное лечение и порекомендовал дневной стационар, где с ребенком занималась целая группа специалистов. С трех лет ребенок ходил в логопедический садик, его речь стала прогрессировать: словарный запас расширился до 30 слов, речь стала более отчетливее, через год появились простые предложения. В 8 лет мальчик ходил во второй класс обычной школы и уже бегло читал.
Что не удалось исправить: проблемы с произношением отдельных звуков, смешение противоположных понятий и родов существительных, трудности с пониманием из-за эмоциональности и недостаточной концентрации внимания.
Сенсорная алалия
Ребенок нормально развивался, начал говорить первые слова, но затем перестал и перешел на лепет. Позже мама заметила, что он пытается произносить целые фразы, но в мешанине звуков было сложно разобрать, какие. Максимум, что он мог произнести четко — последнее слово обращенной к нему фразы взрослого. В два года малыш говорил около 30 подражательных слов, в 3,5 — 80. При этом ребенок с трудом понимал обращенные к нему фразы. Симптомы указывали на сенсорную алалию. Медикаменты, выписанные неврологом, результата не дали, логопед в садике помочь не смог. Помогли занятия с мамой в игровой форме: с наборами предметов, тематическими лото, поделками, с 4,5 лет — со специальными пособиями. Ребенок стал расширять словарь, осваивать грамматические формы.
Что не удалось исправить: непонимание сложных фраз, неправильное употребление предлогов и приставок, неразличение близких по звучанию звуков.
Предпочтение письменной речи
Мальчик родился стремительно, раньше срока, и с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС. До года развивался по нижней границе нормы, говорил несколько слов, но без понимания смысла. После года речь пропала совсем, начался острый психоз. Ребенку поставили диагноз прогрессирующая шизофрения с неблагоприятным прогнозом, лечили нейролептиками. Позднее медико-социальная экспертиза показала, что шизофрении нет, но есть органическое поражение мозга из-за недоношенности и тяжелых родов, которое привело к эпилепсии, поражению речедвигательного анализатора и психозу. Медикаментозное лечение изменили, с ребенком стали заниматься в игровой форме. Мама смогла научить мальчика читать, писать и считать. К шести годам он освоил программу первого класса, знал таблицу умножения.
Что не удалось исправить: в шесть лет ребенок совсем не говорил. С мамой общался письменно. Позже написал такую фразу: «Я хорошо умею разговаривать письменно и этого мне хватает для общения и поэтому я не вижу необходимости учиться разговаривать ртом».
Источник
«Недостатки развития речи дошкольника и
их проявления в школе».
Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в речевом развитии. У ребенка может, например, несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживаться «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т.д. Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении.
Но дело резко меняется с началом обучения в школе, когда к речи предъявляются повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не поможет, к тому же ребенок как бы «не умеет» эти правила применять.
В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого — негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.
Рассмотрим примеры специфических ошибок у детей на письме и разберем их причины. Речь пойдет о некоторых основных группах специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил.
Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, букв л и р. В этих случаях ребенок пишет вместо шапка – сапка, калтина вместо картина, томик вместо домик, ден вместо день и т.д.
Почему же так происходит. А потому, что в устной речи ребенок называет мишку «миской», шапку «сапкой» из-за того, что у него нет звука «Ш» или он заменяет его другим звуком. В этом случае родители не позаботились, чтобы у ребенка были все звуки.
В нашем детском саду в этом плане проводится большая работа. Логопед ставит звуки и при помощи воспитателей автоматизирует и вводит в речь. Тут многие родители успокоились «У моего ребенка все звуки есть, и ему это не грозит». Но тут важно не только правильно произносить звук, но и уметь отличать его на слух от других. Такая работа очень важна в детском саду, логопед и воспитатели на своих занятиях учат различать звуки с помощью многочисленных игр и упражнений по развитию фонематического слуха у детей.
Следующей специфической ошибкой является слитное написание слов в предложении, пропуск гласных и согласных букв в слове, перестановка букв. Почему же происходят такие нарушения. Основная причина в том, что ребенок не овладел навыками анализа слова и просто не представляет себе их структуры. В детском саду детей учат определять количество слов в предложении, их последовательность, количество звуков в слове и их последовательность. С помощью разнообразных игр ребенок овладевает звуко-слоговым анализом.
Следующей специфической ошибкой являются, так называемые аграмматизмы, т.е. написание вопреки правилам грамматики русского языка. В этом случае ребенок не умеет согласовывать слова в предложении (например, «Вова сидит стул» вместо «Вова сидит на стуле») и не умеет правильно пользоваться родом, числом (например, «река покрылось льдом» вместо «река покрылась льдом»). Поэтому детском саду детей учат согласовывать разные части речи, правильно употреблять их в словосочетаниях, в связной речи.
А так же специфической ошибкой на письме является оптическое смешение букв, сходных по написанию – б-д, м-л, и-ш, п-т и др. Можно подумать, что ребенок не выучил буквы. Но здесь причина гораздо глубже – недостаточно сформированы пространственные представления («выше-ниже», «справа-слева», «ближе-дальше»). Логопед и воспитатель на своих занятиях уделяет большое внимание формированию пространственных представлений у детей.
Теперь вы знаете, какие бывают основные нарушения на письме у детей в школе, знаете, какая работа ведется в нашем детском саду, и, наверное, успокоились, решили, что очень хорошо, что с моим ребенком занимаются. Однако родителям нельзя расслабляться. Хочется верить, что среди вас нет равнодушных. Исправить недостатки на письме и чтении можно, но на это уйдет много времени. А, как известно, легче предупредить, чем исправлять последствия.
Источник