Как ускорить темпы развития ребенка
Кто из родителей не хочет иметь умного ребенка? Коэффициент интеллекта ребенка не всегда, хотя и зачастую, генетически зависит от интеллекта родителей. Кроме наследственности, на него оказывает влияние множество факторов: окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье ребенка и другие. Задача родителей — помочь ребенку в скорейшем и интенсивном развитии интеллекта.
Для самых маленьких:
1. Постоянно разговаривайте с ребенком. Даже если вам кажется, что ребенок вас не понимает. Ученые обнаружили прямую зависимость уровня интеллекта маленького ребенка от количества слов, которые он слышит ежедневно. Кроме того, чем больше вы разговариваете с ним, тем лучше и быстрее он научится говорить. Только постарайтесь говорить о понятных ребенку вещах – о его игрушках, знакомых ему предметах, одежде, а не о том, что вы собираетесь сделать в ближайшие выходные. 2. Читайте ему книжки, причем начинайте делать это уже с 6-8 месяцев. Даже если ребенок еще не в состоянии постичь смысл текста, он поймет принцип чтения – то, что в книге есть значки, которые можно читать, и картинки, которые можно рассматривать. Совместное чтение вырабатывает также тесную эмоциональную связь между ребенком и родителем, ведь это время целиком посвящено ребенку и только ему одному. Не менее полезно читать снова и снова одну и ту же книжку. Это хорошо развивает память, а какое удовольствие получает ребенок, когда может заранее предсказать, что произойдет на следующей странице! 3. Пользуйтесь языком жестов. Не бойтесь, что ребенок начнет из-за этого позже говорить. Язык жестов оказывает положительный эффект на развитие интеллекта, недаром считается, что мелкая моторика рук способствует быстрому развитию речи. Подсчитано, что интеллект детей, пользовавшихся к двум годам приблизительно 20 жестами, выше, чем у тех, кто этого не делал, и говорить они начинали раньше своих сверстников. Очень полезны также в этом отношении пальчиковые игры – «ладушки», «сорока» и др. 4. Не гонитесь за сложностью. Согласно исследованиям, самые простые игрушки – такие, как мячики или кубики – больше развивают мышление и воображение ребенка, чем навороченные дорогие игрушки. Например, кидая или катая мячик, даже самый маленький ребенок каждый раз делает это по-новому, приобретая новые навыки и узнавая для себя что-то новое. Игрушки, в которых надо нажать на кнопку, чтобы получить то или иное ответное действие, хорошо развивают навык следования инструкциям, но никак не воображение. И хотя ребенку может нравиться звук сирены в заводной машине, лучше, если он будет имитировать его сам, а машина будет ездить не только по кругу, но и туда, куда хочется ребенку. И шутка про «трудное детство и деревянные игрушки» ничуть не соответствует действительности, ведь простую деревянную игрушку можно, например, каждый раз красить в новый цвет. 5. Иногда оставляйте ребенка в одиночестве. Если ребенок получает достаточно эмоционального внимания, то нет надобности развлекать его целые сутки напролет. Ребенок, как и любой взрослый, обязательно должен иметь время, чтобы побыть одному. Ребенок должен научиться развлекать себя сам и учиться самостоятельно. Обеспечьте его книжками, игрушками, карандашами и будьте неподалеку, чтобы он мог в любой момент услышать ваш голос. Одно из важнейших условий умственного развития ребенка – хорошая память. Ребенок с хорошей памятью быстрее развивается, быстрее овладевает речью, отличается лучшей успеваемостью в школе.
Как улучшить память:
1. Вырабатывайте ритуалы. Определенные ежедневные ритуалы помогают ребенку быстрее запомнить последовательность действий в том или ином событии (купании, отходе ко сну, одевании и т.д.) и придерживаться ее постоянно. Если ребенок уже умеет разговаривать, при выполнении ритуала вы можете спрашивать его: «А что ты должен сделать после этого?» Чем раньше вы выработаете такой ритуал, тем быстрее ребенок начнет совершать его самостоятельно, без вашей помощи, по памяти. 2. Играйте в игры на запоминание. Это могут быть как настольные игры с карточками и игрушками, так и случайные вопросы. Например, проходя мимо дома кого-то из знакомых, вы можете спросить ребенка: «А кто в этом доме живет?», «Что находится у него в квартире?», «Какого цвета та или иная вещь в квартире?» 3. Поощряйте ребенка повторять действия за вами. Ребенок лучше запоминает действия, когда повторяет их, а не просто наблюдает со стороны. Если вы хотите чему-нибудь научить ребенка, например, строить башню из кубиков, в первый раз сделайте это сами, а потом обязательно попросите ребенка повторить. 4. Поощряйте ребенка вспоминать. Периодически возвращайтесь к какому-нибудь интересному для ребенка событию, например, походу в цирк или зоопарк, и спрашивайте о его впечатлениях и воспоминаниях. Когда ребенок то и дело возвращается в какое-то событие, он учится быстрее и четче вспоминать, что происходило в тот день, а также более ясно выражать свои воспоминания словами. В умственном развитии ребенка обычно выделяют 3 составляющих: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Причем для каждого из них существуют свои временные этапы, так называемые «окна возможностей», во время которых эти навыки развиваются особенно успешно.
Развитие эмоций: от рождения до 18 месяцев
Психологи считают, что 80% успеха человека в его профессиональной карьере зависят от его эмоционального развития. Эмоции (такие как чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения с другим человеком и др.) начинают развиваться с самого рождения и часто зависят даже от того, как хорошо накормлен был младенец. Хорошо развитый эмоциональный фон человека формирует у него хорошие моральные стандарты. И хотя эмоциональное развитие продолжается в течение всей жизни, основы его закладываются в соответствии с младенческим опытом. Вот несколько правил, благодаря которым можно ускорить эмоциональное развитие ребенка: — Создайте вокруг ребенка благоприятную спокойную обстановку. — Чаще улыбайтесь. — Узнавайте и проговаривайте словами эмоции, испытываемые ребенком по тому или иному поводу. — Утешайте ребенка, если тот чем-то огорчен. — Объясняйте причину ваших отказов, а не просто говорите «нельзя!». — Хвалите ребенка за хорошее поведение. — Объясняйте ребенку, как его поведение влияет на окружающих.
Развитие речи: от рождения до 10 лет
Дети рождаются со способностью к изучению любого языка. Чем больше с ребенком общаются, тем быстрее и лучше он научится говорить. Взрослый человек, изучая иностранный язык, не может с такой легкостью овладеть грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает маленький ребенок. Вы можете ускорить овладение ребенком речью. Для этого: — Читайте ребенку книжки начиная с самого рождения, не обращая внимания на то, понимает вас ребенок или нет. — Всегда отвечайте на младенческий лепет и агуканье. — Показывайте ребенку окружающие вас вещи и называйте их. — Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз. — Объясняйте ребенку, что вы делаете в данный момент. — Разучивайте с ребенком стишки и песенки. — Начните учить ребенка иностранному языку, пока он еще маленький.
Математическое и логическое развитие: от 1 до 5 лет
Навыки решения проблем тесно связаны с навыками зрения, слуха и осязания. Как это ни странно, но, согласно исследованиям, зачастую развитие математических способностей зависит от хороших музыкальных способностей. Стимулируя эти навыки, вы можете развить у ребенка хорошие логические и математические способности: — Давайте ребенку играть с разными по форме, цвету и текстуре предметами. — Давайте ребенку слушать классическую музыку. — Давайте ребенку музыкальные игрушки и игрушки-пищалки. — Повесьте зеркало напротив детской кроватки. — Учите ребенка сортировать предметы по категориям (игрушки, изображающие животных, круглые предметы и т.д.) — Играйте в математические игры. — Купите ему конструктор.
Источник
Задержка роста у детей — состояние, когда у ребенка по какой–то причине или причинам снижаются темпы роста, характерные для его пола и периода жизни. При этом важно знать, что многие эндокринные, соматические, генетические и хромосомные заболевания сопровождаются задержкой роста, поэтому и возникают сложности в выявлении причины низкорослости и назначении адекватной терапии.
Но наиболее часто отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.
Критические периоды развития и снижение темпов роста
Рост считается одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.
Особенность детского организма — его интенсивный рост.
В течение второго месяца внутриутробного развития длина эмбриона увеличивается примерно на 1 см в сутки, в последние месяцы беременности скорость роста уменьшается до 1,5 мм в сутки. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз.
С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.
Выделяют три стадии темпов роста ребенка:
- I стадия — младенческий период (до двух лет), который характеризуется очень быстрым ростом. Его темпы, прежде всего, определяют благоприятное развитие плода во время беременности. За первый год ребенок вырастает примерно на 25 см, за второй год — на 10–12 см. В первые годы жизни процессы роста регулируются действием тиреоидных гормонов, которые обеспечивают окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС. В то же время высокий уровень гормонов щитовидной железы активно стимулирует секрецию гормона роста, то есть оказывает выраженный ростовой эффект.
- II стадия- период детства, характеризуется относительно постоянным ростом. Регулируется преимущественно гормоном роста. При недостаточности гормона роста нормальные показатели роста (5–7 см/год) могут снижаться до 3–4 см/год.
- III стадия — период полового созревания, он характерен подростковый ростовой скачок, обусловлен увеличением уровня половых гормонов, действие гормона роста также очень важно. Для девочек эта стадия начинается за год до менархе (12–13 лет), у мальчиков в пубертате (14–15 лет). Пубертатный скачок может варьировать в пределах 2–3 лет. Темпы роста могут достигать 8–12 см/год.
При этом необходимо определять нормы ростовых показателей и уровни роста по центильным таблицам.
При выраженных отклонениях от нормы (очень низкий рост — ниже 3-й перцентили или ниже 2 стандартных отклонений (< –2,0 SDS)), а также значительное снижение темпов роста — необходима консультация детского эндокринолога.
Конституциональная задержка роста
В большинстве случаев низкорослость у детей связана с особенностями роста и развития и имеют наследственный характер.
Конституциональная задержка роста и полового созревания или синдром позднего пубертата — это одна из самых распространенных форм задержки роста.
Показатели продукции гормонов соответствуют возрастных норм, костный возраст незначительно (в среднем на 2 года) отстает от хронологического, поэтому позднее закрытие зон роста в данном случае являются благоприятным фактором, улучшающим прогноз в отношении роста во взрослой жизни.
Причины этого состояния до конца не изучены.
Этот вариант низкорослости встречается у детей обоего пола, но чаще у мальчиков. При этом отец и/или ближайшие родственники по отцовской (женской) линии этих детей имеют те же особенности развития.
Длина и масса тела при рождении не отличаются от таковых у здоровых детей.
Наиболее низкие показатели темпов роста имеют место в первые годы жизни, и, следовательно, наиболее выраженная задержка роста наблюдается у детей в возрасте 3–4 лет.
С 4–5 лет темпы развития восстанавливаются (5–6 см в год), но, имея исходно низкий рост, дети остаются в школьном возрасте низкорослыми. При этом отмечается более позднее вступление в пубертат — обычно половое развитие и пубертатный скачок в росте запаздывает у этих детей на 2–4 года, проявляется как отсроченное пубертатное ускорение роста.
Эти подростки резко отстают в своем развитии от ровесников.
В период, когда у сверстников темпы роста значительно увеличиваются (в среднем в 11 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков), дети с конституциональной задержкой полового и физического развития продолжают расти с прежней или даже слегка замедленной (до 4 см в год) скоростью.
В большинстве случаев дети не нуждаются в лечении, но требуют обследования и наблюдения детского эндокринолога.
Кроме ежегодного мониторирования темпов роста, определения «костного» возраста, определения ИФР -1 (инсулиноподобного фактора роста), который определяет выделение гормона роста, гормонов щитовидной железы, а после 11-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков – половых гормонов и их регуляторов.
Семейная низкорослость
Это довольно частый вариант задержки роста, который характеризуется наследственной предрасположенностью — родственники детей с подобным вариантом задержки развития имеют низкий рост.
Задержка темпов роста отмечается уже с раннего возраста, а скорость соответствует нижней границе нормы.
При рождении дети имеют нормальные показатели роста и массы тела, но темпы после 3–4 лет составляют не более 2–4 см в год, в редких случаях в допубертатном периоде скорость роста достигает 4–5 см в год.
Принципиальным является то, что «костный» возраст этих детей обычно соответствует или лишь незначительно отстает от хронологического, а вступление детей в пубертат практически соответствует нормальным срокам, но темпы его также находятся на нижней границе нормы.
Конечный рост таких пациентов достигает 151 см у женщин и 163 см у мужчин, что, как правило, укладывается в диапазон допустимых колебаний целевого роста (среднего роста родителей).
Секреция гормона роста у детей не изменена, как и другие функции гипофиза, признаков эндокринной патологии не выявлено.
При молекулярно-генетическом обследовании патологических изменений генов не выявлено.
Но при этом необходимо провести полное обследование ребенка — диагноз «семейная низкорослость» можно ставить только в тех случаях, когда исключены все другие причины, приводящие к задержке роста (дефицит гормона роста, заболевания, которые сопровождаются низкорослостью и другие). Обязательно определяется ИФР-1, патологии эндокринной системы, исключить тяжелые соматические заболевания (сердца, почек, ЖКТ, печени, обменные и генетические патологии).
Важно исключить соматотропную недостаточность — гипопитуитаризм – дефицит гормона роста в связи с повреждениями гипоталамических или гипофизарных структур, нарушением периферической чувствительности к действию гормона в результате патологии рецепторного аппарата, синтез биологически неактивного гормона роста.
Это наиболее тяжелая форма низкорослости, которая лечиться введением гормона роста.
Причины задержки роста при врожденной и приобретенной соматотропной недостаточности
Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.
Средовые факторы
Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..
Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.
Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:
- рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
- минимализировать прием лекарственных препаратов;
- следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
- уменьшить двигательные и эмоциональные нагрузки.
Генетические факторы
Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть — генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.
В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.
Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.
Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов (сложная беременность, прием лекарственных средств, прием алкоголя или наркотиков, курение, частые стрессы в период вынашивания малыша). Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.
Внешние факторы после рождения
Наиболее частой причиной приобретенной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.
Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом — сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.
Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.
Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста — глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.
Источник