Как ускорить физическое развитие ребенка
Ребенок – это не маленький взрослый: он растет и развивается по своим правилам. Уже в момент слияния сперматозоида и яйцеклетки определяется, какой цвет глаз будет у ребенка и будет ли он красивым, как мама и умным, как папа. Педиатра же будут волновать совсем другие вещи: ежемесячная прибавка в росте и в весе, становление новых функций и навыков.
Важно, чтобы малыш развивался гармонично, чтобы вес и рост прибавлялись, как в учебнике, чтобы вовремя появлялись молочные зубы и первые слова, и чтобы физическое развитие соответствовало биологическому возрасту.
Что влияет на физическое развитие
Генетические особенности: у высокорослых родителей и ребенок, скорее всего, будет тянуться ввысь быстрее сверстников
Социальные факторы. В семье спортсменов вырастают активные и поджарые дети. А если единственное развлечение родителей по вечерам – плотный ужин перед телевизором, детям не избежать обидных дразнилок за лишний вес.
Нарушение деятельности желез внутренней секреции. В разном возрасте главными «ответственными» за рост, вес и пропорции тела оказываются разные железы. До конца 1-го года это вилочковая железа, затем ей на смену приходит щитовидка, а в 3-4 года наступает очередь гипофиза, который отвечает за выработку гормона роста. Нормальная деятельность гипофиза особенно важна для детей от 3-4 и до 11 лет. Нарушения приводят к карликовости, гигантизму и т.п.
Хронические заболевания. Рахит, гипотрофия или туберкулез замедляют «прирост и привес», ослабляют тонус мышц, нарушают осанку.
Ультрафиолетовые лучи, климат. Замечено, что нарастание массы тела и роста колеблется в зависимости от сезона.
Движение. Физическая активность способствует росту костей, а также усиливает обмен веществ.
Толстячок или манекенщица?
«Какой рост? А сколько весит?» – это, наряду с полом, первые характерные признаки нового человека.
Рост. Самый стабильный показатель физического развития ребенка. В первую очередь он зависит от питания, но не только. Если физических нагрузок слишком мало или, наоборот, слишком много, рост будет замедляться. Прыжки и игра в баскетбол и теннис малыша «вытягивают» ввысь. Наиболее интенсивно ребенок растет во время сна, особенно утреннего, поэтому если он хронически недосыпает или его будят слишком рано, это может негативно отразиться на длине его тела. Рост может «забастовать», если человечек лишен любви, ласки и чувства безопасности. В стрессовые периоды (такие, как адаптация к детскому саду) рост всегда замедляется.
На протяжении детства периоды ускорения роста сменяются замедлениями. Быстрее всего растет эмбрион – за 40 недель его длина увеличивается в 25 000 раз. После рождения самый «быстрый» период – 1-й год жизни, кроха прибавляет целых 25 см. Затем следует замедление: до 3-5 лет малыши напоминают пухлых ангелочков. И вдруг скачок – в 5-6 лет круглощекий карапуз превращается в вытянутого поджарого сорванца, а все одежки становятся ему коротки.
Масса тела. К выписке из роддома новорожденный теряет до 5% первоначальной массы тела. Но затем дитя быстро нагоняет упущенное: к 4,5 месяцам он удваивает вес, а к году – утраивает. Отклонение массы тела от нормы на 10% в ту или иную сторону не считается патологией.
Пропорциональность развития – это соотношение между массой тела и ростом. Педиатр также измеряет ежемесячно окружности головы и груди. И вот зачем. У новорожденных самой «широкой» частью тела должна быть голова. Но в 3-4 месяца должен наступить перекрест – окружности головы и груди должны на время сравняться, а затем окружность груди станет навсегда больше окружности головы. Если в 5-7 месяцев перекрест не наступил, это говорит о задержке развития. А если наступил слишком рано, значит, большой родничок закрывается слишком быстро, и мозгу некуда расти.
Моторное развитие
Двигательные умения – один из важнейших показателей физического развития.
1 месяц – малыш еще малоподвижен, но уже поднимает подбородок, если его положить на животик.
2 месяца – хорошо держит голову. Это умение очень важно – если оно запаздывает, искажается вся схема двигательного развития: у ребенка начинают неправильно работать мышцы, ответственные за сидение, хватание, ходьбу, нарушается работа вестибулярного аппарата.
3 месяца – переворачивается со спины на живот, играет пальцами рук.
5-6 месяцев – переворачивается с живота на спину, пытается садиться, захватывает игрушку, удерживает ее и ощупывает.
6-7 месяцев – сидит, сначала с поддержкой, позже – без нее, перекладывает предметы и бросает из на пол. Хорошо ползает.
8-9 месяцев – сам садится, стоит с поддержкой и пытается сделать первые шаги. Долго манипулирует игрушками, в зависимости от их свойств – например, катает или открывает.
10 месяцев – идет, держась рукой за манеж.
11-12 месяцев – стоит без поддержки, ходит за ручку или самостоятельно.
Развитию этих важнейших статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей.
Играть будем?
Достань шарик. Привяжите над кроваткой ребенка разноцветные воздушные шарики. Расстояние до глаз – не менее 50 см. Пусть пытается достать их руками и привести в движение.
Держи голову! Обхватите руками живот малыша, и удерживайте его на весу лицом вниз. Это заставит его поднимать головку. Эти упражнения повторяйте 3-4 минуты.
Где игрушка? Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Например, положите сбоку от ребенка яркую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот. Чуть позже стимулируйте игровую деятельность ребенка – постукивайте предметом о предмет, выкладывайте игрушки из коробки, бросайте ему мячик, помогайте переложить погремушку из руки в руку и т.п. Когда малыш начнет делать попытки встать на ноги, ухватившись за перекладину кроватки, держите над ним яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет. Когда он решит пойти, стимулируйте его призывными жестами или любимыми игрушками.
Гимнастика для крошек
Упражнения, направленные на развитие мышц, должны со временем усложняться, к гимнастике добавляются новые и новые элементы.
В 4 месяца, лежа на спинке:
попеременно сгибайте руки к плечам (8-10 раз)
поднимайте его прямые ноги вверх (4-5 раз)
попеременно сгибайте ноги в коленях («Велосипед») – (6-8 раз)
опускайте прямые ноги в сторону: сначала прямые ноги поднимаются вверх и опускаются направо, затем возвращаются в исходное положение, затем упражнение повторяется в другую сторону (3-4 раза).
В 6 месяцев можете попробовать добавить:
круговые движения ногами. Малыш лежит на спинке, а мама захватывает его голень, сгибает ножки, прижимая бедра к животу, а затем разводит согнутые ножки в стороны, выпрямляет их и сводит в исходное положение (3-4 раза).
С 8-9 месяцев к гимнастике лежа добавляются упражнения из положения сидя:
возьмитесь за кисти сидящего малыша, отведите его руки в стороны, опустите вниз, поднимите вперед (6-8 раз).
поднимайте руки малыша вверх одновременно (6-8 раз)
из положения лежа на спине разводите ножки крохи в стороны, слегка приподнимая над столом (8-10 раз).
вращайте каждую стопу по кругу, чередуя ноги и направления (3-4 раза на каждой ноге).
Как измерить малыша
Рост. Зафиксируйте на столе сантиметровую ленту нулевой отметкой вплотную к стене. Уложите выспавшегося, накормленного и спокойного ребенка так, чтобы макушка касалась стенки. Нежно выпрямите ему ножки и отметьте рост приставленной к ступням линейкой.
Вес. Измеряйте вес утром до кормления, но после «больших» и «малых» дел. Не делайте это ежедневно – достаточно еженедельного взвешивания (прибавка 150-200 г).
Окружности груди и головы. «Сантиметр» должен проходить под нижними углами лопаток на спине и на уровне сосков на груди, и по затылочным буграм и надбровным дугам – когда измеряется голова
Источник
Очень сложно представить, как можно играть с новорожденным, поскольку в первые дни и даже недели жизни ребенок, кажется, только ест, плачет, спит и пачкает подгузники. Тем не менее, существует ряд вещей, которыми можно заниматься с малышом не только для того, чтобы его развлечь, но и поспособствовать его физическому и интеллектуальному развитию. Выбор занятий, влияющих на развитие ребенка грудного возраста, и их продолжительность зависят от темперамента малыша.
Речевое развитие ребенка
Самое лучшее, что родители могут сделать для ускорения речевого развития ребенка – разговаривать с ним вслух как можно чаще. Хотя многим покажется странным разговаривать с новорожденным, который точно не понимает того, что ему говорят, ребенку нужен постоянный пример использования речи, чтобы заложить фундамент для дальнейшего речевого развития. Разговор – это и замечательное развлечение для малыша, даже если вы будете просто описывать то, чем занимаетесь в данный момент.
Развитие зрения ребенка
Зачастую новорожденные и более старшие дети готовы часами разглядывать черно-белые орнаменты или рисунки, а также лица окружающих и контрастные изображения. Чтобы помочь развитию зрения малыша, показывайте ему картинки в книгах, закрепите изображения на стенках кроватки или на игровом коврике.
Физическое развитие ребенка
Примерно около трех месяцев нужно начинать выкладывать ребенка на животик. Это упражнение поможет ребенку начать держать голову, укрепить мышцы и развить навыки, необходимые в дальнейшем, чтобы начать ползать. Некоторым детям нравится лежать на животе, некоторым не очень. Если ваш малыш принадлежит ко второй категории, вы можете увлечь его пением или игрой, чтобы ему было не так скучно. Помните, что оставлять ребенка одного в таком положении ни в коем случае нельзя, потому что он может задохнуться.
Развитие обоняния ребенка
Когда ребенку исполнится четыре месяца, начинайте развивать его обоняние, давая возможность почувствовать различные запахи. Например, можно воспользоваться специями, чтобы ребенок получил новые ощущения: потрите в пальцах палочку корицы и дайте малышу понюхать вашу руку. Если ему понравилось новое ощущение, проделайте то же самое с ванилью, мятой и другими ароматными приправами. Будьте осторожны в процессе игры, чтобы специи не попали в рот или в глаза ребенка.
Развитие двигательных и координационных навыков ребенка
В течение первых нескольких месяцев жизни малышу интересно совершать разнообразные движения, однако он не понимает, как контролировать свое тело. Чтобы помочь ему развить навыки координации и начать лучше чувствовать свое тело, вы можете делать малышу массаж. Так он быстрее поймет, как справляться с собственными конечностями. Чтобы массаж принес максимум пользы, делайте его тогда, когда ребенок расслаблен, например, после кормления, и прикасайтесь к нему осторожно и ласково. Дотрагиваясь до разных частей тела, называйте их, например, так: «Это твоя нога. Скоро ты будешь ходить ножками».
Материалы по теме:
… loading images
Источник
Вы здесь:
В первый год жизни активное физическое развитие малыша является залогом развития его интеллектуальных способностей. При стимулировании двигательной активности ребенок быстрее проходит этапы от самостоятельного сидения до уверенной ходьбы без помощи взрослого.
Если ваш малыш уже уверенно сидит с прямой спинкой можно начинать учить его ползать. Кладем ребенка на ровную поверхность (пол или матрац), переворачиваем его на живот и раскладываем перед ним яркие игрушки. Для облегчения задачи можно взять широкую доску, положить на нее малыша и слегка наклонить вниз. Ему будет легче перемещаться под действием силы гравитации. Когда ребенок почувствует, что он может самостоятельно дотянуться до игрушки – ему будет хотеться сделать это снова и снова, ведь чувство любопытства – основная движущая сила развития малыша.
Когда физическое развитие малыша позволит ему вставать на четвереньки, нужно стараться расширить его пространство для движения. Сажать ребенка в манеж или кроватку нужно как можно меньше, когда он уже устал или маме необходимо заняться своими делами. Достаточное количество свободного пространства нужно ребенку для свободы физического и интеллектуального развития. Если ребенок пытается встать на четвереньки – нужно поддержать его, помочь освоить состояние равновесия. При этом также можно стимулировать положение на четвереньках путем расположения ярких игрушек чуть выше головы ребенка, пытаясь до них дотянуться – он будет самостоятельно вставать на четвереньки.
Когда малыш уверенно встает на четвереньки и ползает – встать ему в полный рост уже не составит труда. Для этого необходимо ставить рядом с ребенком стул, на который он может опереться при попытках самостоятельной ходьбы. Рядом с ним следует поставить еще один стул и расположить на нем какую либо яркую игрушку. Пытаясь дотянуться до нее малыш — делает свои первые шаги. Затем можно начать водить малыша за ручки, безопаснее будет держать его ручки на уровне плеч. Чтобы ускорить развитие равновесия при ходьбе, нужно стараться водить ребенка по прямой линии.
Когда ребенок сможет без посторонней помощи пройти несколько метров, нужно стараться стимулировать его новый навык. Во время прогулки лучше перемещаться пешком. Воспользоваться коляской нужно, только если ребенок устал. Сначала пеший маршрут должен быть коротким, с каждым днем расстояние самостоятельного перемещения можно постепенно увеличивать. Если ребенок устал и просится на руки – его можно взять, пронести несколько метров и снова попробовать идти пешком. Если при этом рассказывать малышу об окружающих его предметах и событиях – дорога пролетит незаметно. При таких ежедневных пеших прогулках ваш малыш к двум годам сможет самостоятельно пройти до пяти километров. В процессе уверенной ходьбы нужно учить малыша сначала ходить быстрым шагом, а затем и бегать. Бегать можно за мамой, догонять гуляющую во дворе собаку и т.д.
Каждый период своего развития малыши переживают в индивидуальном режиме, четких временных стандартов не существует. Насильственно ускорять физическое развитие не стоит, ведь в каждый период формирования своего физического развития каждый малыш осваивает определенные навыки. При этом вырабатываются определенные шаблоны поведения, и пробелов здесь быть не должно. Для перехода на следующий этап своего физического развития ребенок должен созреть, и не только в плане укрепления мышечной системы и развития моторики. Каждый этап физического развития формирует определенные пространственные понятия. Например, если ребенок пропускает этап ползания, то возможно в дальнейшем у него будут затруднения в пространственном ориентировании или в написании букв (буквы могут изображаться в «зеркальном» виде).
Так или иначе, чем активнее родители стимулируют физическое развитие ребенка, тем большую нагрузку получает головной мозг. Процессы формирования и созревания коры головного мозга при активном физическом развитии у ребенка ускоряются, и как следствие – интеллектуальный уровень ребенка повышается.
Источник