Как театр влияет на развитие ребенка

Полезен ли ребенку театр или это простое развлечение? Расскажет психолог Ольга Полякова.
Да – театр это приобщение ребенка к высокой культуре. Но давайте посмотрим на эту форму детского досуга с психологической точки зрения.
В чем польза театра для развития ребенка?
1. ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРАВИЛАМ И НОРМАМ ОБЩЕСТВА
Первое полезное влияние театра на ребенка — это ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРАВИЛАМ И НОРМАМ ОБЩЕСТВА. Мы учим ребенка как себя нужно вести в театре, как одеваться, как разговаривать, когда можно ходить и кушать, а когда нужно сидеть тихо. Эти, казалось бы, элементарные нормы, для дошкольника являются важным этапом приучения к дисциплине, общественным правилам и самоконтролю поведения. На этой основе потом будут усваиваться и другие нормы, а также законы общества.
2. ТЕАТР УЧИТ НАС РАЗБИРАТЬСЯ В ЛЮДЯХ
Для детей, подростков, да и взрослых людей тоже театр является местом, где можно открывать, наблюдать и учиться понимать отношения людей. Наблюдать, не из-за занавески, а совершенно открыто, сосредоточенно, не боясь выражать свои эмоции. В театре мы наблюдаем и учимся понимать, как человек радуется, гневается, грустит, горюет, веселится. Как дружит, любит, сострадает, предает, обманывает и т.д. Сегодня наши дети очень много времени проводят с гаджетами и очень мало со сверстниками или взрослыми. Родители обращаются к психологам с проблемой: «Сын (дочка) не может общаться в классе, у него (у нее) нет друзей». Это и есть основы эмоционального интеллекта. Как утверждают некоторые психологи, именно эмоциональный интеллект является главным условием успешности в бизнесе, карьере, управлении людьми.
3. ТЕАТР УЧИТ НАС ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ И ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ
Видя, как актеры на сцене выражают свои эмоции, мысли, чувства, ребенок сопереживает героям, «входит в их шкуру» (как говорят психологи, идентифицирует себя с ними), а это учит ребенка правильно выражать свой собственный внутренний мир. Чтобы жить в гармонии с другими людьми, нужно не только правильно понимать других, но и окружающим дать возможность понять себя.
4. ТЕАТР ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ, САМОКОНТРОЛЬ И КОНЦЕНТРАЦИЮ
Наблюдая за театральным действом, ребенок должен следить за сюжетом, не отвлекаться, запоминать важнейшие события сюжета. Так ребенок начинает учиться контролировать и управлять своим познанием, поведением. А это важно детям, которые готовятся пойти в первый класс или учатся в первом классе. Окончательно способность полностью управлять собой – своим вниманием, мышлением, речью, воображением – будет сформирована к концу младшего школьного возраста, тем не менее, обратить на это внимание нужно уже после пяти лет.
5.ТЕАТР ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
По ходу действия, ребенок представляет себе, как может развиться сюжет дальше, что может произойти и «кто это прячется за кустом», а это важный этап формирования воображения. Позже подобные фантазии могут стать основой для творчества ребенка.
Всем приятных походов в театр! Ваш психолог — Ольга Полякова (https://vk.com/psycholog_polyakova)
Источник
Волшебный мир театральных постановок может раз и навсегда изменить взгляд вашего ребёнка на творчество. Именно поэтому нельзя пренебрегать им в процессе воспитания. Двери театра откроют вашему сыну или дочери не только вселенную образов и сравнений, но и вовлекут в социальную игру, познакомят с множеством новых понятий и внесут огромный вклад в процесс социализации.
Углубляясь в роль театра в развитии детей, следует отметить, что драматургия на протяжении многих веков представляет собой одну из основных ступеней развития мирового искусства. Задумавшись о том, как приобщить вашего ребёнка к этому сакральному пристанищу, вы вступаете на сложный путь окультуривания вашей семьи.
Роль театра в воспитании ребёнка
Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе.
Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития мировоззрения.
Зачем приобщать детей к театру?
Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра – основной вид деятельности.
Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры – мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе.
Уже в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Сына или дочь привлекают яркие костюмы, которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации. Ребёнок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами, Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя. Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации.
Дети начальной школы сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы, школьники моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир сказок.
Как заинтересовать ребёнка театром?
Неспроста на протяжении многих поколений театр называют храмом вдохновения – это таинственное место, полное неизведанного. Начиная красивым зданием и женщиной, проверяющей билеты на входе, и заканчивая мистичными превращениями, возникающими на сцене.
Главное, что должны понимать родители, театр – не одноразовое приключение, а длительная практика, требующая последующей рефлексии вне зависимости от возрастного показателя. Поэтому, если вы всерьёз решились подойти к вопросу о приобщении ребёнка к театральной сфере, наберитесь терпения, тщательно изучите репертуар и спрогнозируйте, когда и на что вы вместе сходите в следующий раз.
С каждым походом в театр ребёнок всё сильнее будет привыкать к этой атмосфере, дискомфорт от того, что нужно красиво и опрятно выглядеть, сойдёт на нет, а спокойное поведение начнёт ему нравиться, так как он будет частью той роли, которую он примеряет на себя, переступая через порог.
Спектакль не заканчивается аплодисментами, он заканчивается в тот момент, когда вы с ребёнком в спокойной обстановке обсудите то, что происходило на сцене. Без этого посещение театра несёт в себе только развлечение. А для того, чтобы обратиться к глубокой театральной
составляющей, очень важно анализировать и учиться делать выводы по произведению. Из самого простого детского спектакля всегда можно вынести целый букет образов и вопросов для анализа: что такое дружба, почему важно быть услышанным.
Зачем детям самим играть в спектаклях?
Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.
Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.
Источник
Татьяна Шалаева
Влияние театра на развитие личности ребенка
Влияние театрального искусства на формирование
личности ребёнка.
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы, когда «основной целью образования сегодня становится предоставление учащимся возможности проектировать собственное будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного выбора»; когда «задачей школы становится создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности учащегося»*; в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, так как прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности*** Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов»
Для детей, подростков, да и взрослых людей тоже театр является местом, где можно открывать, наблюдать и учиться понимать отношения людей. Наблюдать, не из-за занавески, а совершенно открыто, сосредоточенно, не боясь выражать свои эмоции. В театре мы наблюдаем и учимся понимать, как человек радуется, гневается, грустит, горюет, веселится. Как дружит, любит, сострадает, предает, обманывает и т. д. Сегодня наши дети очень много времени проводят с гаджетами и очень мало со сверстниками или взрослыми.Родители обращаются к психологам с проблемой: «Сын (дочка) не может общаться в классе, у него (у нее) нет друзей». Это и есть основы эмоционального интеллекта. Как утверждают некоторые психологи, именно эмоциональный интеллект является главным условием успешности в бизнесе, карьере, управлении людьми.
ТЕАТР УЧИТ НАС ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ И ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ
Видя, как актеры на сцене выражают свои эмоции, мысли, чувства, ребенок сопереживает героям, «входит в их шкуру» (как говорят психологи, идентифицирует себя с ними, а это учит ребенка правильно выражать свой собственный внутренний мир. Чтобы жить в гармонии с другими людьми, нужно не только правильно понимать других, но и окружающим дать возможность понять себя.
ТЕАТР ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
По ходу действия, ребенок представляет себе, как может развиться сюжет дальше, что может произойти и «кто это прячется за кустом», а это важный этап формирования воображения. Позже подобные фантазии могут стать основой для творчества ребенка.
Источник
Театр борисова капковВлияние театра
на социальное развитие ребёнка
Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод о работе мысли. Таким образом, одна из важнейших функцией театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.
Нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыка восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складывают нравственные основы, представления, поступки человека.
Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека в дошкольный период – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.
Воспитание театром– это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к её традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса.
Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение социальному опыту. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Образное яркое изображение социальной действительности, явлений природы, знакомит детей с окружающим миром во всём его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.
Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Дети вполне в силах уяснить, что в вымышленных обстоятельствах надо действовать по-настоящему, как в жизни. В этом сила театрализованной деятельности как метода, что дети способны в процессе занятий почувствовать удовольствие от веры в правду своих действий, которые убеждают на сцене других, но ещё больше его самого в том, что он это может. Театр открывает перед ребёнком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Проживая ту или иную роль, ребёнок точнее, острее осмысливает нравственный смысл самих жизненных явлений, получает модель общественного поведения.
Театральная деятельность также играет роль в развитии речи детей. Если у ребёнка есть проблемы с выразительностью речи, если она монотонна, дошкольник «глотает» буквы, окончания слов, торопится, изобилует вводными словами, не умеет делать логических ударений и так далее, а также если есть страх выступать перед аудиторией, то это может сказаться на его успешности в школе, ВУЗе, служебной карьере в будущем. В процессе подготовки спектаклей можно помочь детям сформировать правильное и чёткое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, развивать воображение, умение представить то, о чём говорится, расширять словарный запас.
Таким образом, театральная деятельность в дошкольном возрасте является хорошим помощником для воспитателей и родителей для всестороннего развития ребёнка.
Материал подготовлен воспитателями группы «Солнышко» (ГБДОУ №9)
Борисовой С.Л. и Капковой Т.Л.
Источник
Как известно, на формирование детской личности оказывает воздействие множество разных факторов: это и школа, и семья, и социальная среда. Все, что с самого детства окружает ребенка, влияет на то, с каким багажом ценностей, убеждений и знаний он придет во взрослую жизнь. Долгом родителей является своевременная помощь ребенку в гармоничном его развитии. Детская театральная студия – та же школа жизни, которая послужит не только источником информации, но и поводом для размышлений о сущности бытия.
Театр – настоящая школа жизни
Приобщая ребенка к театру, вы прибегнете ко всем ресурсам его организма. Дело в том, что для того, чтобы работать в спектакле, ему понадобятся психические, интеллектуальные, физические, эмоциональные и нравственные ресурсы. Но зато какую отдачу он получит в процессе работы над этюдом – неподдельное удовольствие.
Все мы понимаем, что наши дети должны уметь проявлять свои чувства, а также понимаем и то, что они еще должны уважать чувства других людей. Играя в театральной студии различные роли, ребенок невольно вынужден вживаться в них, чтобы, как говорится, на своей шкуре понять характер и личность своего персонажа. Что это дает? То, что в дальнейшем уже в повседневной жизни, оказавшись в похожей ситуации, он легко смоделирует эту ситуацию из театра, в результате чего сможет лучше понять мысли, действия и мотивы своего собеседника.
Куда отдать ребенка в 7 лет, испытывающего трудности в общении
Увы, актерское мастерство в наших общеобразовательных школах сегодня детям не преподается, а жаль. Ведь необходимость в этой дисциплине, пожалуй, не уступает той же математике или русскому языку. Вот и приходится родителям голову ломать, как стать актером ребенку, если он испытывает трудности в общении.
Всем родителям, желающим видеть своего ребенка уверенным в себе в самых разных ситуациях и легко устанавливающим контакты, хочется посоветовать отдать его обучаться актерскому мастерству. Занятия помогут ему справиться со своими внутренними проблемами, раз и навсегда избавиться от комплексов, а также научиться чувствовать себя свободно и уверенно даже перед целой публикой.
Ребенок также научится правильно и грамотно говорить, четко и внятно произносить слова и обретет навык правильного донесения до окружающих своих мыслей и чувств.
Куда отдать девочку в 7 лет найти себя в окружающем мире
Наверное, все мы понимаем, насколько важно школьнику младшего возраста научиться ориентироваться в сложном окружающем мире, чтобы не теряться в нем, а, наоборот, сделать так, чтобы он стал для тебя все больше и больше раскрываться. Мы недоумеваем, куда отдать девочку в 7 лет, чтобы научить ее всему этому, а ведь помощь можно найти в театральной студии для детей. Именно она поможет малышам разобраться во всем этом, а также найти для себя много новых друзей и жить интересной и яркой жизнью.
С самого рождения ребенок начинает познавать мир через игру. В театральной студии он найдет то же самое, только игры уже станут немного посложнее. Теперь им придется сыграть себя в самых разнообразных ситуациях, что позволяет внутренне подготовиться к абсолютно любой жизненной ситуации.
Посещая занятия актерским мастерством, ребенок начинает самостоятельно вести беседы, а также понимать и даже прогнозировать поведение окружающих. Он учится перевоплощению и адаптации к предложенным условиям. Все это впоследствии успешно применяется в реальной жизни. Кроме этого, у ребенка появляется немаловажное осознание ощущения внутренней свободы. Его словарный запас значительно увеличивается, становясь намного богаче, чем у его ровесников. Речь становится четкой и связной, а умение использовать правильную интонацию найдет свое применение в обычной школе.
Загрузка…
Источник