Как стимулировать развитие речи у ребенка в 4 месяца

Как стимулировать развитие речи у ребенка в 4 месяца thumbnail

Словарный запас одно-полуторагодовалого ребенка состоит из 5-20 слов. Возможно, малыш уже произносит словосочетания из двух слов. Если же кроха не укладывается в эти рамки — не торопитесь паниковать. Просто узнайте, как вы можете стимулировать развитие речи у ребенка, из статьи ниже.

Как стимулировать развитие речи у малыша

Как вы думаете, когда надо начинать развивать речь малыша? Правильно, примерно на 30 неделе беременности. Ребенок уже слышит мамин и папин голос, значит, можно с ним разговаривать и петь ему песенки. Когда ребёнок рождается, он узнает голоса родителей, лучше успокаивается, когда их слышит, и вычленяет их из звуков, окружающих его. И начинается сложный и долгий процесс — овладение речью.

С рождения до 6 месяцев проходит предречевая фаза. Сначала малыш только кряхтит, плачет и кричит. Это важный этап: именно так развивается речевой аппарат, дыхательная система и голос (этим можно себя утешать, когда вы не можете успокоить малыша). Вскоре ребенок начинает не только различать голоса родителей, но и реагировать на них. Пока еще не на слова, а на интонацию. К двум месяцам появляется гуление, а к четырем — лепет. Теперь уже звуки, издаваемые малышом, похожи на человеческую речь — это подражание тому, что слышит ребенок.

Вторая фаза — становление звуков. Примерно с 6 месяцев до года малыш уже произносит понятные звуки и звукосочетания: «ба», «па», «ма», «да».

Третья фаза — становление активной речи. Она начинается примерно в год и длится до трех лет, иногда дольше. Малыш знает гораздо больше, чем может произнести. Именно сейчас появляются смешные словечки, которые родители охотно вспоминают потом всю жизнь. Нередко ребенок злится, если окружающие не понимают, чего он хочет. Речь формируется как звукоподражание. Малыш просто повторяет те звуки, которые произносит мама, папа или бабушка, так, как слышит.

Совет

Разговаривайте с ребёнком с самого раннего возраста. Пусть он слышит ваш спокойный голос, описывающий, что вы делаете. Буквально комментируйте каждое ваше действие.

Как же развивать речь малыша?

  • Не используйте «детский» язык. Получится, что между собой вы будете говорить «машина», а для малыша — «бибика». Ребенку будет труднее соотнести предмет и слово. А позднее ему придется переучиваться с сюсюкающего языка на «взрослый». Но называйте предметы одними и теми же, самыми простыми словами. «Машина», а не «автомобиль»;
  • Телевизор, планшет, компьютер говорить не научат. Поэтому смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда мама или папа комментируют их для ребёнка. Иначе планшет становится врагом речи: с ним говорить не надо, достаточно нажать на кнопку или на экран;
  • Занимайтесь физкультурой с малышом, развивайте крупную и мелкую моторику, делайте зарядку, пальчиковую гимнастику и массаж. Так вы стимулируете нервные окончания малыша, развивая мозг;
  • Иногда у ребенка не получается говорить, когда у него плохо развит речевой аппарат — губы, язык, мышцы лица. Делайте артикуляционную гимнастику — «гимнастику для язычка». Читайте ребенку каждый день, побуждая его договаривать последние слова в стихах. Говорите с малышом четко, не быстро, называйте и показывайте окружающие его предметы. Приглашайте в гости детей постарше, которые уже умеют говорить;
  • Следите, чтобы в рационе малыша было достаточно продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6;
  • Не спешите бросаться исполнять просьбу ребенка по указательному жесту. Дайте ему попробовать сказать вам, что он хочет.

Важно!

Самое главное: нельзя просто дать ребенку игру или игрушку и ждать, что он сам ее освоит и с ней разберется.

Совет

Если у малыша долго нет гуления и лепета, обязательно проверьте слух ребенка. Не пропускайте визитов к неврологу, если речь задерживается. Рекомендации специалиста помогут вам «разговорить» маленького молчуна.

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. И приходите в клуб Baby&me — там вы найдете секретные купоны на скидки и акции для родителей, полезные онлайн-инструменты и многое другое!

Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев и его продолжение в течение как можно более долгого периода. Компания Nestlé поддерживает данную рекомендацию.

Источник

Как стимулировать развитие речи ребенка?Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня
(детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
  • игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы
(для мам деток от 1,5 лет).

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики

10. Играйте в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

 P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте Ваши комментарии внизу страницы и расскажите, пожалуйста, об этой статье вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!

Другие интересные статьи:

  • Как найти контакт с ребёнком? »
  • 30 способов спросить ребёнка «Как прошёл твой день в школе» так, чтобы ребёнок вам ответил. »
  • Что делать, когда ребёнок капризничает? »
  • Как помочь ребёнку быть самостоятельным? »
  • Фильм «Мел». Этот короткий фильм трогает до слёз! »
  • 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду »
  • Как правильно делать замечания ребенку? »
  • Как научить ребёнка читать в игре? Советы эксперта »
  • Как за 30 минут в день улучшить Ваши отношения с ребёнком? »
  • 60 простых способов стать ближе к своему ребенку »
  • К полному списку статей »

Источник

le>

Появление «комплекса оживления» – специфической эмоциональной реакции на взрослого – в 3 месяца задает «тон» последующему развитию. Ребенок проявляет себя по-новому.

Социальная линия развития, являясь главной у трехмесячного младенца, остается ведущей и на четвертом месяце, но теперь она может обогащаться более насыщенным и «деловым» эмоциональным компонентом. Ребенок реагирует не только на склонившееся над ним лицо взрослого, но и проявляет себя полно, «развернуто», как бы «ожидая» от взрослого каких-то действий и «готовясь» к ним (что-то говорят, поют, берут на руки, «играют» ручками и ножками, гладят и вкладывают в ладонь какие-то предметы, поворачивают на бочок и кладут на живот, поднимают вертикально, показывают игрушки и т. п.). И это понятно: ребенок исключительно беспомощное существо, и взрослый выступает как созидательная сила, обеспечивающая его взаимодействие с окружающим миром и двигательную активность. На этом этапе эмоциональное общение становится ведущей линией развития.

Не скупитесь на эмоции: ребенок на 4 месяце жизни начинает радоваться первым успехам и на удивление чутко откликается на ваше настроение. Вероятно, детьми движет инстинкт, который позволяет им различать базовые человеческие эмоции – радость, огорчение, удивление, страх и т. п. А вот оттенки этих чувств малышу предстоит еще долго осваивать на практике. И эта активная практика начинается на четвертом месяце жизни.

Можно сказать, общее развитие и речевые возможности крохи будут зависеть от вас, от того, насколько вы сумеете эмоционально обогатить его жизнь.

Подчеркнем, когда малыш находится в начале четвертого месяца жизни, актуальными для него считаются эмоциональное общение в системе «комплекса оживления», овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций). Моторное и сенсорное развитие, конечно, совершенствуются, но на этом этапе они идут вслед за эмоциональным.

Обратите внимание, что «комплекс оживления» возникает уже по «инициативе» крохи, который ищет глазами взрослого, прислушивается к его голосу и радостно смеется, когда его берут на руки.

На протяжении четвертого месяца вы действительно уже можете услышать смех малыша – чудную эмоциональную реакцию, которую кроха перенимает у взрослых. Значит, малыш «учится» эмоциям от родителей, копирует их. Чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы научите смеяться и его!

Вместе с тем, необходимо заметить: новации в проявлениях крохи возникают не преднамеренно, не по его замыслу. В  поведении ребенка действуют безусловные, ориентировочные процессы, и его реакции во многом рефлекторны, так как кроха еще очень мал. Осознанное реагирование будет постепенно формироваться у ребенка по мере овладения им речью.

Однако, чтобы малыш начал входить в контакт на том уровне, который ему доступен, необходимо создать определенные условия жизни и общения. Следует:

  • продолжать развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и незнакомые предметы (игрушки);
  • побуждать притягивать игрушку при «случайном» прикосновении, ощупывать;
  • обогащать «комплекс оживления» радостными эмоциями;
  • в процессе ухода за ребенком и в моменты игры побуждать его к смеху, проявлениям радости;
  • побуждать ребенка к речевой активности (вокализациям);
  • проводить подготовку к овладению самостоятельными поворотами с живота на бок, затем на спину.
  • Для развития речевых навыков рекомендуется:
  • создавать ситуации «вслушивания» в голос взрослого и собственные речевые проявления;
  • выводить ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление;
  • заложить в общении с ребенком первые речевые навыки в качестве средства коммуникации со взрослым.

Важно понимать, что эмоциональное общение с ребенком направлено на двусторонний контакт.

Примерные ситуации эмоционального общения

Утром, поднимая малыша после ночного сна, мама (взрослый) «здоровается» с ним: улыбается, ласкает, использует бодрящие, веселые интонации, обращения по имени и др., создавая крохе хорошее настроение.

Мама, покормив малыша, аккуратно поднимает его вертикально в положение «на плечо». Другой взрослый (папа, бабушка, сестра и др.) стоит сзади и ласково разговаривает с ребенком, улыбается ему, показывает игрушку, приводит игрушку в движение и т. п.

Укладывая ребенка спать, мама или папа поют ему колыбельную, ласково поглаживая по спинке, слегка покачивая его.

Купая малыша, его осторожно опускают в воду, ласково разговаривают, употребляя слова-звукоподражания, соответствующие ситуации, например: «Куп-куп!», «Кап-кап!», «Шлеп-шлеп!» Или: «Кто-кто, кто плывет?», «С гуся вода, а с Алешки худоба!», «Да! Да-а-а!» и т. п.

Следует подчеркнуть, что все ситуации в жизни ребенка могут быть эмоционально «обыгранными», яркими, вызывающими у малыша интерес ко взрослому. Так формируются двусторонние контакты, потребность в них.

Пестование как прием народной педагогики на четвертом месяце, как и на третьем, по-прежнему имеет особое значение. Когда кроха еще не владеет самостоятельными целенаправленными движениями, взрослый как бы «играет» за него, действуя его ручками и ножками. Он ласкает малыша, сопровождая прикосновения пестушками, которые совпадают во времени с действиями взрослого. Приведем пример такого пестования.

Развитие речи: месяц 4

Потягунушки

Мама переодевает малыша после сна, ласково наклоняется к нему, улыбается, поглаживает ручки ребенка, потом сгибает попеременно его ножки, затем сводит и разводит ручки, как бы «играя» ими за ребенка. Свои действия она сопровождает словами:

«Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!»

На 4 месяце к ребенку следует обращаться по имени как можно чаще. Используются пестушки, которые может сочинить и сама мама. Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают мать и дитя к эмоциональным и речевым контактам.

Мишенька

К Мишеньке-Мише
Прибежала мышка,
Подарила зубок
И пшеничный колосок,
Чтобы звенел голосок:
«А-гу-у! А-а-гу-у-у!
Вот как «гукать»
Я могу-у-у! Гу-гу-у!»

Мама наклоняется над ребенком, читая нараспев, выделяя гласные, и затем делает паузу.

Взрослый утрированно выполняет артикуляцию гласных звуков, делает паузу и прислушивается к звукам, издаваемым ребенком, потом повторяет пестушку.

При втором и третьем прочтении мама «играет» ручками и ножками ребенка.

Развитие речи

Любушка

Гу-у-леньки – гули,
Гу-у-ли прилета-а-али,
Гули, гу-у-ли прилета-а-ли,
Громко ворковали:
«Любу-ушка-а, Любу-у-шка,
Любу-у-у-шка – голу-у-бушка!»
Кыш! Полетели!
На головку сели,
Любушке запели:
«Любу-у-шка, Любу-у-шка,
Любу-у-шка – гол-у-бушка,
Золотые перышки,
Кудрявая гол-о-вушка!» (Взаимодействие с ребенком аналогично предыдущему.)

Предречевое развитие на 4 месяце жизни малыша направлено на расширение вокальных возможностей, в частности, появление гуления – устойчивой членораздельной артикуляции гласных звуков, основы в овладении первыми речевыми навыками.

Для того чтобы вывести ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление, взрослый проводит специальные занятия по следующей схеме.

Вначале неоходимо удобно расположить малыша перед собой на пеленальном столе, так чтобы кроха хорошо видел говорящего взрослого и его артикуляцию. Далее мама называет ребенка по имени, вызывает «комплекс оживления».

В процессе эмоционального общения она четко произносит нараспев гласные звуки «а», «у», «и», «о». Подбирает фольклорные тексты, где эти звуки хорошо слышатся, находясь под ударением. Произносить слова нужно не торопясь, интонируя голосом. Затем взрослый делает паузу, давая ребенку возможность отреагировать на показ.

Во второй части игры-занятия мама старается активизировать малыша, повторяя тот или иной звук в его собственном исполнении.

Фольклорные тексты можно сочетать с разговором, повторением речитативом или пением. В конце игрового взаимодействия с малышом можно показать ему игрушку – персонаж, о котором шла речь, а также ввести звучание какого?нибудь музыкального инструмента (детский металлофон, балалаечка, бубен, дудочка и т. д.).

Чисто речевое взаимодействие должно длиться около 3 минут, если в игру-занятие вводятся игрушки и элементы пестования, то оно может быть продлено до 5 минут.

Примерные игры-занятия «Уж ты, ласточка!»

Задача

Активизировать в гулении гласные звуки «а» и «у», используя в игре-занятии фольклорный текст.

Содержание игры-занятия

Сосредоточив взгляд ребенка на своем лице, мама артикулирует гласный звук «а», замолкает на 10–15 секунд, давая возможность малышу откликнуться. Затем читается нараспев песенка, в которой особо выделяются звуки «а» и «у»:

«У-у-уж ты, ла-а-а-сточка,
Ма-а-ла пта-а-а-шечка,
Ты лети, лети из-за моря.
Принеси ты на-а-а-м золотые клю-ю-чи,
Золотые клю-ю-ю-чи,
Клю-ю-ю-чи весенние.
Ты за-а-амкни зиму-у-у,
Зиму-у-у холодну-у-ю,
Принеси весну-у-у-у,
Весну-у-у красну-у-у!»

Взрослый может этот фольклорный текст пропеть, выделяя гласные звуки «а» и «у» (на мотив русской народной песни «Ах ты, душечка, красна девица»).

«Звонкий колокольчик»

Задача

Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивая голову в сторону звучащего предмета, фиксировать на нем взгляд, делать попытки захватить игрушку.

Материал

Колокольчик мелодичный, укрепленный на шнурке (40–50 см).

Содержание игры-занятия

Малыш лежит в манеже или кроватке на спине. Боковые стороны завешаны. Взрослый на расстоянии 1 м начинает звенеть колокольчиком. Сначала тихо, чтобы не испугать ребенка, потом погромче, побуждая его повернуть головку в сторону звучащего предмета, т. е. определить, где находится источник звука. При появлении реакции со стороны крохи мама отодвигает ткань с одной стороны и звенит, чтобы ребенок увидел звучащую игрушку.

Далее мама поворачивает малыша на живот и звенит колокольчиком в манеже, но сильно его не раскачивает, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд на звучащем предмете. Когда кроха зафиксирует взгляд на игрушке, взрослый поворачивает его вновь на живот и опускает на шнурке колокольчик, который легонько касается его рук. Мама создает ситуацию, побуждающую ребенка притянуть к себе предмет, а затем сделать попытку захватить его. С этой целью колокольчик осторожно придвигают то к одной, то к другой руке малыша. Свои действия взрослый сопровождает словами: «Ко-о-локо-о-льчик! Во-о-т како-о-й коло-о-о-ко-о-льчик!»

По-прежнему для ребенка весьма значимыми являются игры-занятия на развитие мелкой моторики рук. Физиологически они способствуют развитию речевых навыков малыша.

«Кольца с колокольчиками»

Задача

Побуждать малыша выпрямлять руки над грудью, притягивать игрушки, захватывать их и удерживать не менее 20 секунд. Обогащать чувственный опыт ребенка, подбирая предметы различные по физическим свойствам, а также позволяющие дифференцировать положение большого пальца малыша при захватывании игрушки.

Материал

Кольца диаметром 12–15 см, обвитые ленточками разной фактуры. Во внутреннюю поверхность кольца укрепляют колокольчики так, чтобы при захватывании кольца рукой колокольчик начинал раскачиваться, издавая звон.

Содержание игры-занятия

Ребенок лежит на спине. Взрослый вызывает «комплекс оживления», ласково разговаривает с малышом, показывает кольцо с колокольчиком, встряхивает, извлекая звон, дает возможность рассмотреть игрушку, имитирует голосом издаваемый звук: «Динь-динь! Динь-динь!».

Приближает колечко к руке малыша, пропускает четыре пальчика внутрь кольца. При этом большой пальчик малютки непроизвольно отводится. Затем то же проделывается и со второй ручкой. Так взрослый «учит» ребенка захватыванию предмета ладонью.

Взрослый укрепляет колечко с колокольчиком на шнурке и опускает над малышом на уровне его груди и полусогнутых рук. Ребенок начинает «играть» с колечком, действуя с ним двумя руками, пытаясь притянуть и захватить предмет.

Мама меняет колечки, которые отличаются и по цвету, и по фактуре поверхности. В процессе игры-занятия взрослый разговаривает с малышом, имитирует звук колокольчика.

В заключение следует заметить, если взрослые в течение четвертого месяца уделяли достаточное внимание ребенку, общались с ним, выполняли рекомендации по речевому развитию, то к концу месяца малыш порадует вас своими успехами:

  • у крохи появляется эмоционально-выразительная, интонационно насыщенная, яркая речевая реакция – гуление;
  • ребенок гулит часто, откликаясь на разные ситуации. Как правило, начинает гулить сам или через 1–3 минуты после побуждающих действий взрослого, общения с ним.

Источник