Как составить схему процесса развития ребенка
Светлана Белая
Использование схем на занятиях по обучению детей рассказыванию в старших группах
Одним из важных направлений образовательной деятельности ДОУ является обучение дошкольников рассказыванию, которое способствует развитию речи и логики мышления, воспитанию чувств и овладению родным языком.
К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Известно, что в раннем возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует, поэтому подача информации в виде зрительных образов наиболее эффективна для достижения результатов. Основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.).
Исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др. установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.
В процессе развития речи ребенка используются такие приёмы, как пересказ сказок и рассказов, составление рассказов по картинам или устное изложение какого-либо события из жизни.
Большое значение для формирования личности ребёнка имеет память, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек связано с работой памяти. Для улучшения памяти у детей необходимо воспитывать приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника, (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система различных приемов, облегчающих запоминание. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приёмы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.
Особое место в обучении детей рассказыванию занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и при этом способствует:
— развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
— перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы;
— развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть цветными, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная. Необходимо провести предварительную работу по обучению детей чтению символов.
Наиболее благоприятным материалом для обучения рассказыванию является сказка, т. к. её композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Забывая обо всём, дети погружаются в жизнь героев, черпая из сказок множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На примере сказки «Три поросёнка» рассмотрим этапы работы с мнемотаблицей.
Первый этап – чтение произведения. Дети знакомятся с содержанием сказки.
Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображённые на таблице картинки и символы.
Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев сказки.
Четвёртый этап – пересказ. После перекодирования выполняется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы. На более позднем этапе дети могут воспроизводить мнемотаблицу в своих тетрадях.
Мнемотаблицы можно использовать и в работе при составлении рассказов о временах года, сезонных явлениях природы. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». При этом дети пользуются условными обозначениями, характерными для каждого времени года. Например: дождь –, снег –, солнце –, дерево – .
Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу о весне, осени, зиме и рассказ о них.
Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «В» символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года.
Моделирование также используется в старшей группе на занятиях по обучению детей рассказыванию. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи – это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, средства внутритекстовой связи.
Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа.
Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка. Детям объясняются функции заместителей. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.
В работе со схемой-моделью выделяют следующие этапы:
— обучение детей умению заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;
— обучение изображению предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) – если дети умеют читать и писать;
— самостоятельное заполнение детьми схемы-модели с помощью знаков-символов, использование схемы-модели как план пересказа;
— закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.
Целесообразно использовать схемы-модели в процессе обучения детальному сравнению сходных предметов на основе сопоставления особенностей строения и качества предметов. Занятия по сравнению предметов полезны для развития умения будущих школьников точно использовать слово для характеристики особенностей предмета, развития логики мышления, связности речи при составлении описательного рассказа. Набор предметов для сравнения должен иметь достаточное количество сравниваемых признаков, как различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и пр.).
Пример модели-таблицы, где воспитатель предлагает детям сравнить сумку, портфель, ранец и рюкзак.
Вначале сравнивается цвет, затем форма, размер, части и материал.
С помощью предметно-схематических моделей формируются сложные родовые понятия, имеющие несколько существенных признаков (овощи, фрукты и пр.). Схематическое изображение каждого из признаков делает их осознаваемыми детьми и позволяет легко производить классификацию предметов.
Рассмотрим схему, условно фиксирующую внимание ребенка на трех существенных признаках понятия «овощи»: человек выращивает овощи на огороде для использования их в пищу.
В первой части занятия педагог рассматривает с детьми морковь, лук, огурец, капусту, уточняя их форму, цвет, величину, вкусовые качества. Спрашивает, чем они полезны, где растут, кто их выращивает, как заготавливают на зиму, что можно приготовить из каждого овоща, какие у детей любимые блюда.
Цель второй части занятия – отделить существенные для обобщения признаки от несущественных и обобщить группу предметов на основе существенных признаков. Здесь используется предметно- схематическая модель, ее картинки появляются постепенно, по мере выделения каждого существенного признака.
После вопроса о том, как можно назвать морковь, лук и огурец одним словом, воспитатель спрашивает детей: «Что же мы называем овощами?» Обычно дети самостоятельно называют 1-2 существенных признаков, поэтому от педагога требуется умение вести диалог дискуссионно и задавать дополнительные вопросы.
Например, дети самостоятельно выделили, что «овощи мы едим». «Правильно, – говорит воспитатель, и карточка с изображением соответствующей картинки появляется на доске. – Но этого мало, ведь мы едим рыбу, мороженое, а это разве овощи?» – «Овощи на огороде растут», – добавляют дети. «Верно,– продолжает диалог взрослый, поставив вторую картинку. – Но и этого мало. Они сами по себе растут, как сорная трава, или их кто-то специально выращивает?» Еще одна картинка из предметно-схематической модели занимает свое место. «Давайте посчитаем, сколько же существенных признаков у понятия овощи? Попробуйте сказать, что такое овощи, а схема вам поможет это сделать».
Используется схема и в процессе конструирования завершающей части образовательной ситуации: дети учатся подводить разные виды овощей (картофель, цветная капуста, редис, свекла, помидор, репа и т. д.) под понятие на основе учета всей совокупности существенных признаков и отводить от понятия «овощи» близкие понятия (грибы, ягоды, типичные фрукты: яблоко, груша, лимон).
Дальнейшая работа над родовыми понятиями в старшем дошкольном возрасте идет по линии дифференцировки, расчленения. Например, понятие «одежда» дифференцируется на зимнюю, летнюю, демисезонную, взрослую и детскую; «посуда» – на чайную, столовую, кухонную; «транспорт» – на воздушный, водный, наземный, подземный и т. д.
Рассмотрим пример занятия по дифференциации понятия «транспорт».
В первой части образовательной ситуации закрепляется ранее сформированное у детей общее понятие «транспорт». Детям предлагается назвать изображенные на картинках предметы (легковая машина, автобус, лодка, велосипед, пароход, вертолет, товарный поезд, вьючная или запряженная лошадь с кладью или седоком и т. д.) и ответить на вопрос: «Для чего они используются людьми?» Уточняется понятие: «Все, что служит для перевозки людей и грузов, можно назвать транспортом».
В основной части образовательной ситуации формируется понятие о видах транспорта. Воспитатель переносит одну из картинок, например пароход, в круг, условно обозначающий морскую стихию, и спрашивает, какие еще картинки можно поместить в этот круг. Если дети называют и помещают в круг лодку, буксир, баржу, воспитатель спрашивает, что общего у всех этих предметов. При затруднении обращает внимание на условный значок и предлагает подумать, что он означает: «Где передвигаются и пароход, и баржа, и лодка?» Получив ответ, воспитатель вводит новое понятие: «Лодку, пароход, баржу и другие виды транспорта, которые перевозят людей и грузы по воде, называют водным транспортом».
Аналогично вводятся понятия «воздушный транспорт», а затем «наземный» и «подземный транспорт». Завершается образовательная ситуация разговором о том, почему людям нужны все виды транспорта и в чем преимущества каждого из них.
Таким образом, дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью. Использование схем на занятиях по обучению детей рассказыванию в старших группах сокращает время обучения и способствует развитию памяти, внимания, образного мышления. С помощью схем дети учатся перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы. Кроме того, при частичном или полном графическом воспроизведении схем в тетрадях развивается мелкая моторика детских рук.
Литература:
1. Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений — 128 с.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
4. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.- 160 с.
5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. — СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. — 64 с.
Источник
Гульнара Кирамова
«Использование опорных схем в работе с детьми»
Творчество зарождается и развивается в детстве. Это только так кажется, что ребенок – дошкольник такой уж фантазер, живущий в мире своих выдумок. На самом деле воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит так далеко, что мы не сразу можем увидеть за выдумками ребенка те впечатления, которые разбудили его фантазию. Но в простых случаях связь воображение ребенка с реальностью прослеживается очень четко. Поняв сам процесс выстраивания образов у дошкольника, выявив некоторые его закономерности, мы сможем не просто влиять на развития ребенка, а направленно формировать наиболее существенные его черты. Дети больше механически воспроизводят то, что полученные впечатления оказали на ребенка эмоциональное впечатление, оказалось особенно интересным. В целом воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым.
Многие исследование доказали, что основной развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.
У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, опорных схем, рисунков, чертежами) появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты, собственных действия, что является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Для развития умственных способностей большую роль играет обучение умению связно пересказывать услышанное и составлять собственные рассказы и сказки. У дошкольника можно сформировать умение связно пересказывать текст на основе обучения составлению его плана. В качестве такого плана могут выступать опорные схемы, фиксирующие последовательность наиболее существенных частей текста. Работа по обучению детей использованию схем в качестве плана пересказа ведется от простого к сложному.
Многим педагогам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми старшего дошкольного возраста по какой-либо теме (фрукты, времена года, животные и т. п. ,сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то, одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительное изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить это грамотно, по плану не в состоянии.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенка составление описательного рассказа, является, как уже было отмечено ранее, использование наглядных опорных схем.
Опорные схемы – это выводы, итог, суть материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны «рождаться» на глазах детей в моменты объяснения педагогам нового материала в виде рисунков, схем, таблиц. Цель опорных схем – это изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, облегчил запоминание.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. При организации образовательной деятельности в детском саду задействован в основном только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Опорные схемы заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными последовательными.
Опорные схемы и символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, уголки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко. Например, в деятельности по ознакомлению с окружающим миром, природой детям предлагается делать зарисовки символов на отдельных небольших листах бумаги разложить их по порядку и скрепить. Можно использовать лист в виде «книжки-гармошки». Как правило, дети дорожать своими «авторскими» книгами. В уголке книги можно отвести им место. Если вы решили оформить детскую работу, как книгу, желательно сделать обложку, где ребенок может написать ее название, своё имя (автор, а если не умеет писать, нарисовать, о чем она (животное, транспорту и т. д.).
Пример «записи» детьми тема «Овощи»: человек сажает в землю семена, ухаживает за ними, а потом собирает урожай овощей.
При ознакомлении с художественной литературой может применяться зарисовки последовательности событий, персонажей, характеристики героев.
Опорные схемы хорошо использовать при заучивание стихов.
Использование опорных схем и символов возможно и в бытовой деятельности, игре. Это могут быть обозначение последовательности трудовых действий, «запись» правил поведения в группе, схемы построек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека» и др.). Широкое применение символы и опорные схемы могут найти в играх драматизациях.
Таким образом, мы видим, что применение темы опорных схем способствуют: активизация и совершенствованию речи детей; формированию у детей логического образного мышления, а так же воображения и наблюдательности; умению дошкольников оперировать родовыми понятиями («животное», «человек», «фрукты» и т. п.); углублению знаний об окружающем мире, развитию коммуникативных навыков детей.
Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения воспитателя с ребенком. Всегда главным остается живое общение, мимика, жесты, эмоции.
Источник