Как сказка влияет на развитие ребенка

Как сказка влияет на развитие ребенка thumbnail

Марина Щеткина
Влияние сказки на психическое развитие ребенка

Влияние сказки на психическое развитие ребенка

Главное предназначение сказочных историй – рассказать детям о мироустройстве, подготовить их к будущей взрослой жизни. Психологи также выделили несколько факторов воздействия сказок на развитие личности ребенка.

1. Волшебные истории формируют эмпатию – умение сопереживать. Узнавая о приключениях сказочных персонажей, ребенок переживает за их судьбу, борется вместе с ними против злых героев, а также учится преодолевать различные препятствия на пути к победе.

2. Сказочные истории играют значимую роль в полоролевом воспитании детей. Девочки усваивают модель будущей матери, хорошей хозяйки и подруги. Мальчики же осваивают другие роли: защитника слабых, сильного мужчины, кормильца семьи. Конечно, сказки для мальчишек и девчонок нужно читать детям обоих полов, поскольку разделение весьма условно.

3. Через сказки родителям проще объяснить своему чаду такие нравственные понятия, как «плохо» и «хорошо». Маленькие дети не любят и не понимают нотации и нравоучения, а в волшебных историях доступным языком рассказывается, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Можно сказать, что сказки прививают добро.

4. Влияние сказки на развитие детей очевидно – она совершенствует речь, а также воображение, детскую фантазию, поскольку малыш представляет себя на месте главного героя. Такое умение является новым этапом в жизни ребенка и основой для дальнейшего развития его творческих способностей.

5. Сказки расширяют кругозор детей, социализируют их в обществе. Мир двухлетнего карапуза существенно ограничен – мама с папой, бабушки да приятели по песочнице. Через сказочные истории кроха узнает о диковинных животных, волшебных странах, царевнах и царевичей, Кощее Бессмертном и Бабе-Яге.

Типы сказочных историй и их влияние на ребенка

Все существующие сказки можно условно разделить на два основных вида: авторские и народные. И те, и другие, безусловно, интересны для детей, поэтому давайте подробнее на них остановимся.

Народные сказки

Они сочинялись, менялись и трансформировались на протяжении нескольких веков, поэтому имеют важный философский смысл.

Прежде всего, детей следует познакомить со сказками своего этноса, чтобы приобщить к родной культуре. Но и ограничивать малыша только, к примеру, русскими сказками не следует, особенно в нашей многонациональной стране.

Народные сказки, в свою очередь, подразделяют на три главных типа.

1. О животных. Именно эти сказочные истории лучше всего учат маленьких детей. Для малышей животные не просто персонажи, а настоящие личности со своими умениями, достоинствами и недостатками. Почитайте своему карапузу такие сказки, как «Теремок», «Рукавичка», «Коза-дереза» и т. д.

2. Бытовые. Они рассказывают о семейной жизни, демонстрируют способы решения конфликтов. Главный герой с шутками да прибаутками преодолевает все препоны и добивается своей цели. Бытовые истории помогают воспитать в ребенке упорство, целеустремленность, стремление к справедливости. Яркие примеры таких сказок – «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка».

3. Страшные. Эти сказки вырабатывают у детей своеобразный иммунитет перед сложностями взрослой жизни. Конечно, подобные истории нужно дозировать и не читать перед сном, особенно если у вас подрастает эмоциональный ребенок, однако полностью изолировать малыша от них не стоит. Прочитайте с подросшими детьми следующие сказки: «Беглый солдат и черт», «Рассказ о ведьме» и др.

Авторские сказки

Этот тип сказочных историй также важен для развития детей, поскольку характеризуется большим разнообразием персонажей и неожиданными поворотами сюжета.

Авторские сказки можно условно разделить на несколько видов.

1. Волшебные. Сказки о волшебстве и чудесах, созданные писателями, отличаются от народных большей образностью и конкретностью героев, более четким и продуманным сюжетом. Наверняка и вы сами в детстве читали великолепные истории братьев Гримм, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена.

2. Обучающие (дидактические). Эти сказки, придуманные чаще всего педагогами, направлены на обучение детей без нотаций и уроков. Малышам таким способом гораздо проще и интереснее выучить буквы и цифры. Яркий пример таких историй – сказка «В стране невыученных уроков», раскрывающая важность знаков препинания.

3. Психокоррекционные. Через специально подобранные и сочиненные психологами сказки вы можете изменить поведение своего чада, заменив его неэффективный стиль поведения на более продуктивный. На этой особенности основано такое направление в психологии, как сказкотерапия. Специалисты через сказки работают со страхами, детскими обидами, помогают наладить взаимоотношения с домочадцами и сверстниками.

Признаки хороших сказок

Иногда родители, листая книгу с детскими сказками, хватаются за голову. В волшебных историях кипят нешуточные страсти: мама с папой прогоняют своих чад в лес, старая ведьма пытается их зажарить, но они сами сжигают ее в печи и т. д. Согласитесь, подобный сюжет больше походит для триллера, а не для сказки для дошкольников.

Однако специалисты уверены – такие истории имеют право на существование, поскольку учат детей бороться со своими страхами.

И все же выбирать сказки для малышей нужно вдумчиво, руководствуясь советами сказкотерапевта, доктора психологии Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Она выделила три признака «правильных» сказок.

1. 1. Добро всегда сильнее зла. Этот принцип формирует у ребенка нравственные ориентиры. Однако данное правило не распространяется на истории-предупреждения, в которых лиса съедает непослушного Колобка, мышка разбивает яичко (ценный дар, возможность, теремок разрушается из-за непрошеных гостей.

Читайте также:  Роль общения со взрослыми в развитии ребенка реферат

2. 2. Приятные и положительные герои. Современные сказки и мультики часто выводят на центральное место разных монстров, чудовищ или излишне сексуальных персонажей. Не стоит читать или смотреть подобные произведения, поскольку главные герои должны учить малыша доброму и вечному.

3. 3. Красивый стиль изложения. Отдавайте предпочтение сказкам (в том числе и народным) в авторской обработке. Приятный язык, доработанный сюжет помогают воспитывать в ребенке эстетический вкус и развивают детскую речь.

Безусловно, сказки оказывают огромное влияние на психологическое развитие детей, но не следует гоняться только за воспитательным эффектом.

Для малыша прослушивание и чтение волшебных историй – это увлекательнейшее занятие, которое должно, прежде всего, приносить удовольствие.

Источник

Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

сказки и ребенок

Когда наступает возраст сказок

Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.

Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм — то, что нужно для развития речи.

Потешки кликабельные:

Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.

Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.

Читаем также: «Сказка на ночь» или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?

Влияние сказок

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

сказки для маленьких

Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.

Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.

Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, «вырабатывает иммунитет» к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея «унисекс-воспитания», девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам шесть месяцев

персонализированные сказки для воспитания детей

Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.

Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>

Какие сказки читать детям

Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?

Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.

  • Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
  • Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

  1. Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
  2. Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
  3. Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.

Читаем далее: 

  • Сказки на ночь — приятный ритуал перед сном
  • Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
  • Влияние музыки на развитие ребенка
  • Влияние современных гаджетов на детей
  • Значение игры в жизни ребенка

Влияние западных мультиков на детей

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник

Влияние сказок на развитие ребенка

Сказки — это поставщики большой части детских впечатлений, стимул для развития фантазии, способ знакомства с окружающим миром. Чтение сказок влияет на интеллектуальное развитие ребенка, обогащение его словарного запаса. В русских народных сказках есть уникальные речевые обороты, которые передают народную мудрость и составляют часть речевой культуры.

Как влияют сказки на развитие ребенка

Во всех сказках есть положительные и отрицательные персонажи, но добро всегда побеждает зло. Сильные, отважные богатыри защищают слабых и беззащитных принцесс. На примере этих героев дети знакомятся с понятиями добро и зло, любовь и коварство, смелость, отзывчивость, дружба.

Русские народные сказки, такие как «Три богатыря», «Финист ясный сокол», «Василиса прекрасная» рассказывают, как жили люди в древние времена, какие могучие, легендарные герои были на Руси, какие совершали подвиги. Для детей сказки — это реальный мир вместе со всеми персонажами. А так как детям свойственно подражать, то они стремятся быть похожими на знаменитых героев. Поэтому мальчики любят сражаться на мечах, а девочки, даже вырастая, не перестают мечтать о прекрасных принцах.

Читайте также:  Динамика развития речи ребенка дошкольного возраста

В сказках ребенку показывается, что такое хорошо, и что такое плохо. Например, в сказке «Морозко» есть две героини, противоположные по характеру. Наглядно показывается, как хорошо быть доброй, трудолюбивой, отзывчивой, скромной. Как плохо быть ленивой, наглой, злой.

Авторские сказки известных писателей и поэтов имеют множество ярких образов и неповторимый сюжет. Сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане…» рассказывает о коварстве, любви и смирении, о том, что нельзя плохими поступками добиться счастья, о том, что нужно уметь прощать.

Волшебные и бытовые сказки не только влияют на развитие ребенка, но и имеют воспитательное значение. После прочтения каждой сказки можно поговорить с ребенком, спросить, кто из героев больше понравился и почему, как можно поступать, что делать нельзя.

В сказке передаются из поколения в поколение не только мудрость народная, но и неповторимые речевые обороты, например: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «жили-были», «подобру-поздорову». Эти слова создают сказочную атмосферу, переносят ребенка в другую волшебную страну, в Тридевятое Царство. Наряду с общеупотребительными словами эти речевые обороты обогащают речь ребенка.

В дошкольном возрасте развитие речи идет через игру, общение со взрослыми. Сказки дают детям большое количество новых слов, красивых литературных словосочетаний, которые можно потом использовать.

У родителей дома часто принят один постоянный стиль речи, ежедневное общение идет, в основном, на бытовые темы. Сказка открывает перед ребенком волшебный многогранный мир с приключениями, путешествиями. Ребенок узнает о разных странах, о злых колдунах, прекрасных феях. Пополнение словарного запаса идет незаметно и увлекательно. Главное читать ребенку регулярно и с интонацией. Тогда он сам быстрее научится не только сопереживать героям сказки, но и выражать свои эмоции, желания, мечты. А ведь это тоже имеет большое значения для полноценного развития ребенка.

Развитию речи способствуют инсценировки сказок. Дети на утренниках показывают по ролям отрывки из сказок или сказку целиком. Заучивая роли героев, они тренируются в произношении новых слов, обогащают свой словарный запас, что положительно сказывается на развитии ребенка.

Разыгрывать сценки из сказок можно и дома всей семьей, на праздниках перед гостями или родственниками. Сказки при этом выбирают соответственно возрасту детей, чтобы им было не слишком трудно играть своих персонажей.

Как благодаря сказкам развивается воображение у детей

Волшебные сказки наполнены чудесными персонажами: Баба Яга, Леший, Водяной, Кощей Бессмертный. Они часто страшные, но не всегда злые. После прочтения сказки можно предложить ребенку нарисовать главных героев — Иванушку и Аленушку, изобразить тех, кто им помогал, тех, кто заколдовывал.

Колдунью, фею, Золушку или кота в сапогах можно лепить из пластилина, делать аппликации. Это развивает воображение ребенка, способствует развитию памяти. Если малышам рисовать героев еще сложно, можно просто разукрашивать.

Изображение полюбившихся героев приковывает внимание детей к мелочам, они задумываются, как выглядит тот или иной персонаж, какого он цвета, во что одет, какое у него выражение лица. Ребенок воображает все это, у него развивается фантазия и творческое мышление.

Фантазируем вместе с родителями

Сказки можно не только читать, но и придумывать самим. Если сказка закончилась, а малыш требует еще, можно предложить ему самостоятельно придумать приключения для полюбившихся героев. О том, как они путешествуют, сражаются с ведьмами и колдунами, встречаются с гномами или попадают на другую планету.

А можно придумать и совсем новых персонажей, сочинить свою собственную сказку. И каждый вечер перед сном рассказывать о его новых похождениях.

Когда ребенок не хочет идти в детский садик, родители могут предложить каждый день по дороге в сад придумывать новые сказки с любимыми персонажами. Или вместе с ребенком придумать героя, назвать его, придумать, как он выглядит, где живет, и каждый день придумывать разные истории о нем. Это очень хорошо развивает фантазию, активирует словарный запас, закрепляет знания об окружающем мире, стимулирует развитие ребенка.

Чтение сказок может быть не только ежедневным ритуалом перед сном. В течение дня тоже интересно почитать любимые сказки. Некоторые из них ребенок будет просить перечитывать по много раз. Это тоже полезно, повторение развивает память. Потом можно предложить ребенку пересказать сказку своими словами. Или вместе с родителями взять куклы и мягкие игрушки, распределить между ними роли сказки и инсценировать ее.

Любимые сказочные персонажи остаются в памяти детей на долгие годы. Некоторые из них влияют на формирование черт характера. Сказки о животных, например, прививают любовь ко всему живому, учат состраданию, предотвращают проявление жестокости.

Дети, которым часто читают сказки, раньше учатся говорить, умеют в раннем возрасте выражать эмоции словами, их речь выразительна и разнообразна. А родители вместе со своим ребенком могут снова окунуться в эту волшебную страну детства и вспомнить любимых сказочных героев.

Источник