Как работать с ребенком над развитием связной речи
Умение на практике владеть родным языком в дошкольном возрасте считается одним из главных навыков и является основой не только воспитания, но и общения детей.
Над развитием связной речи нужно работать с раннего детства. Поговорим о том, какие методики помогут ускорить формирование связной речи у детей.
Связная речь: понятие и функции
Под связной речью понимают построенное на основе тематически объединенных и законченных отрезков структурное и смысловое целое. Охарактеризовать речь можно по ее главной характеристике — степени ясности.
Ведущая функция связной речи — коммуникативная. Она реализуется в двух основных формах: диалог и монолог. Как диалог, так и монолог имеют свои особенности, которые нужно принимать в расчет, выбирая методики, ускоряющие развитие речи.
Крайне важно, чтобы в процессе обучения дошкольников связной речи внимание уделялось развитию как монолога, так и диалога, которые станут основными способами практического усвоения родного языка. Показателем овладения связной речью в дошкольном возрасте станет целый ряд достижений ребенка, который будет в совершенстве владеть грамматическим строем языка, звуковым и словарным составами.
Роль связной речь в жизни дошкольника переоценить крайне сложно. Она необходима ребенку для налаживания связей с людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние на поведение в обществе, важна для становления его как гармоничной, целостной личности.
Развитие связной речи серьезно влияет на эстетическое воспитание детей. Постепенно овладевая навыками пересказывания и сочинения текстов, дети учатся говорить выразительно, обогащая речь художественными образами.
Этапы развития связной речи
Связная речь начинает развиваться параллельно с мышлением и имеет прямую связь с постоянно совершенствуемой деятельностью ребенка, изменяющимися формами общения с людьми.
В начале второго года в лексиконе детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для выражения потребностей. И лишь через полгода ребенок пробует применять слова, обозначая ими предметы. К концу второго года в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму.
После двух лет развитие связной речи проходит в ускоренном темпе. Дети начинают не только активно разговаривать – они лучше понимают взрослых, пополняют собственный словарный запас за счет услышанных у них слов. В этом возрасте ведущей является форма диалога, которая необходима детям для установления социальных контактов и развития общей предметной деятельности.
В три года дети практикуют простую форму диалога, отвечая на вопросы. Развитие связной разговорной речи в этом возрасте станет основой для формирования монологической речи в более старшем возрасте.
Детей 4 лет можно учить пересказывать, а также придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. У дошкольника к этому времени уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру изложения взрослого человека.
К окончанию дошкольного возраста, то есть к 6 годам, дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно. Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов.
Работая с детьми дошкольного возраста, педагог должен:
- привить навыки слушания и понимания речи;
- научить говорить в обществе других людей, слушать и понимать то, что говорят в их присутствии;
- научить выполнять просьбы по устному алгоритму (найти что-то на картинке и описать, принести что-то и рассказать об этом и пр.);
- научить давать развернутые ответы на вопросы;
- научить повторять песенки и слова героев из сказки, декламировать вместе с воспитателем стихи.
На протяжении всего дошкольного возраста педагог должен вести подготовительную работу для изучения монолога в будущем. В среднем дошкольном возрасте можно начинать давать детям пробовать себя в некоторых пока самых простых видах монолога.
Пересказ в жизни дошкольника: этап подготовки
На развитие связной речи у малышей дошкольного возраста умение пересказывать оказывает огромное влияние. В зависимости от возраста детям предлагают работать по тому или иному принципу, между тем можно выделить и основные приемы. К ним относятся:
- подготовительный
этап, на котором дошкольника располагают к восприятию текста; - первое чтение текста воспитателем;
- общение с детьми для получения ответов на вопросы по содержанию рассказа;
- составление плана пересказа;
- второе чтение текста;
- пересказ.
Обратите внимание, что план может иметь несколько интерпретаций и быть не только словесным, но и картинным, символическим или гибридным.
С младшими дошкольниками можно работать исключительно над подготовкой к пересказу. Детей важно будет научить узнавать ранее прочитанный текст, подталкивая их к пересказу, но пока не требуя выполнить его.
Обучение детей младшего дошкольного возраста пересказу
На четвертом году жизни педагоги должны уделять внимание чтению малышам знакомых с детства сказок, сюжет которых построен на повторении действий главных героев. Примером таких сказок являются «Теремок», «Рукавичка», «Колобок» и пр. Дети в этом возрасте способны запоминать хронологию действий героев после многократного ее повторения.
Дополнительно можно использовать кукол для инсценировки действий героев сказки. Такой подход упростит запоминание сюжета. Чтобы малыш смог пересказать сказку близко к тексту, он должен повторять во время чтения за воспитателем некоторые слова, заканчивать предложения.
Обучение пересказу средних и старших дошкольников
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо переходить к решению более сложных задач, чем в случае с младшими дошкольниками. Педагог должен обучить детей:
- понимать и запоминать не только знакомый, но и принципиально новый текст;
- воспроизводить близко к тексту диалоги героев рассказа;
- пересказывать, не меняя последовательности;
- слушать и вникать в пересказы сверстников, подмечая неточности.
Детей старшего дошкольного возраста пересказу, который ускорит развитие связной речи, можно обучать согласно следующей методике.
- Начинать занятие со вступления, которое позволит настроиться на восприятие рассказа, стихов или сказки.
- Воспитатель зачитывает произведение, не упоминая о необходимости его запоминания, чтобы дети получили возможность целостного его восприятия.
- Проводится беседа по содержанию текста с наводящими вопросами педагога, направленными на понимание детьми сюжета, хронологии событий, характеров героев и отношения к ним. Обязательно должны быть вопросы об описании того или иного события автором, о словах, с помощью которых он это делает, вопросы поисковой направленности, а также проблемного характера, начинающиеся словами «Как?», «Почему?», и так далее. Дошкольник должен пытаться отвечать развернуто, применяя сложноподчиненные предложения.
- Разрабатывается план пересказа.
- Произведение повторно перечитывается.
- Пересказ.
- Дети вместе с педагогом оценивают пересказы друг друга.
Если текст короткий, то дошкольнику поручается пересказать его полностью, а длинные произведения дети пересказывают поочередно.
Работа с детьми в подготовительных к школе группах более целенаправленная и сложная. Детям может быть предложено из нескольких произведений выбрать наиболее понравившееся для пересказа. Кроме того, старшим дошкольникам может быть поручено окончить незаконченный рассказ своими словами, что опять же оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи.
Методика обучения детей младшего дошкольного возраста рассказу по картине
Младших дошкольников обучают составлению текста по картинке только на подготовительном этапе, так как в возрасте трех лет развитие связной речи малышей пока оставляет желать лучшего. Подготовительный этап будет включать в себя:
- осмотр картины или иллюстрации;
- ответы на вопросы педагогов по ее содержанию.
Описывать можно как картинке, так и отдельные игрушки или предметы, причем не только дома, в детском саду, но и на прогулке или в гостях. Очень важно, чтобы, работая над описанием картинки или предмета, малыш был в хорошем настроении и проявлял заинтересованность. Вызвать соответствующий работе эмоциональный настрой позволят поговорки, забавные тематические песенки или потешки. Также можно пойти на небольшие хитрости, привлекая к процессу других детей, взрослых или даже игрушки.
Рассказ по картинке детей среднего и старшего дошкольного возраста
В среднем дошкольном возрасте развитие связной речи переходит на принципиально новый уровень по сравнению с уровнем младших дошкольников, поэтому с такими детьми уже можно практиковать навыки рассказа по картинке. Схема работы в этом случае будет следующей:
- Подготовительный этап для выхода на нужный эмоциональный настрой (с привлечением игрушек, песнями и стихами).
- Неспешное знакомство с картинкой.
- Ответы на вопросы по содержанию картинки.
- Пример рассказа педагога.
- Детский рассказ о картине.
В процессе пересказа педагог должен оказывать всяческую поддержку детям, подсказывая и подбадривая. Как только дети освоят рассказ по сюжету картинки с ответами на вопросы по ней, можно будет переходить к следующему этапу — составлению поэтапного плана.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, можно постепенно приучать их к самостоятельному составлению рассказа, не копирующего образец преподавателя. В этом возрасте развитие связной речи позволяет детям применять сложные литературные образы, в процессе составления разделять рассказ на основные части:
- завязку;
- кульминацию;
- концовку.
Внимание дошкольников нужно обращать не только на передний план, но и на задний, а также на отдельные элементы картины, состояние погоды и явления, стремясь анализировать детали.
Важно в этом возрасте научить детей понимать сюжетную линию, обращая их внимание на то, что в данный момент изображено на картине, а также на возможное развитие событий и на предшествующие настоящим события.
Тренируя развитие связной речи у детей, педагоги должны попутно работать над формированием ее грамматического строя, пополнением словаря, а также совершенствованием интонационной выразительности.
Дошкольников старшего возраста можно обучать составлению рассказа по картинке согласно нижеописанной схеме:
- Подготовка к восприятию сюжета картинки.
- Углубленное рассмотрение картинки с ответами на наводящие вопросы педагога.
- Совместное с педагогом составление плана.
- Рассказ дошкольника, у которого наиболее развита связная речь, в качестве примера.
- Рассказы остальных детей.
- Оценка рассказов детьми и педагогом.
В группе по подготовке к школе у детей практически не возникает проблем с пересказом по картине. В ходе занятий особое внимание уделяется лексико-грамматическим упражнениям с целью подбора сравнений, определений, подходящих словосочетаний, антонимов, синонимов и пр. Детей в этом возрасте нужно учить придумывать предложения на заданную тему, меняя интонации во время их произношения.
Описательные рассказы и сравнительные описания для развития речи
Работа с младшими дошкольниками по составлению описательных рассказов сводится к подготовке. Детям показывают игрушки и предлагают их рассмотреть, задают вопросы касательного внешнего вида игрушки, ее функций, материала изготовления, а также знакомых песен и сказок с участием героев, похожих на игрушку. На заключительном этапе воспитатель составляет описательный рассказ об игрушке, увлекая им детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, дети пока сами не составляют рассказ, но уже практически к этому готовы, так как знают, с чего и как начинать.
Работать с дошкольниками среднего возраста можно по следующей методике:
- Знакомство с игрушкой.
- Вопросы педагога о ее внешнем виде, размере, форме, функциях.
- Рассказ воспитателя в качестве образца.
- Рассказ-пример дошкольника, способного строить связные предложения на основании вопросов.
- Рассказы нескольких детей из группы.
- Оценка рассказов педагогом.
Во втором полугодии педагог вводит план рассказа-описания. Технология в этом отношении несколько изменяется за счет составления плана, по которому дети должны будут составить рассказы.
Со старшими дошкольниками работать над составлением описательных рассказов можно исключительно по плану по следующей схеме.
- Проводятся лексико-грамматические тематические упражнения.
- Знакомство с предметом или игрушкой.
- Вопросы педагога касательно внешнего вида предмета или игрушки, его/ее функций, признаков и пр.
- Составление плана рассказа совместно с детьми.
- Пример рассказа одного из детей, хорошо умеющего говорить связно.
- Рассказы нескольких ребят из группы с последующей оценкой их устных творений как педагогом, так и «одногруппниками».
Работать над составлением рассказов-описаний можно по разным схемам, как предлагая детям составить его от начала и до конца, так и распределяя его между несколькими детьми, работая по «цепочке». Дополнительно в процесс можно добавить элементы игровой или театральной деятельностей.
С детьми старшего дошкольного возраста из подготовительной группы схема работы та же, но дополнительно могут быть использованы описания сравнительного характера при знакомстве с двумя объектами.
Любимые темы дошкольников
Чтобы развитие связной речи проходило по заданному плану, нужно дать возможность детям рассказывать о том, что представляет для них интерес в том или ином возрасте. Так, дошкольники в среднем возрасте с большим удовольствием рассказывают о домашних питомцах, игрушках, путешествиях. Работать с ними можно, практикуя коллективное рассказывание согласно намеченной сюжетной линии.
В старшем дошкольном возрасте дети могут получать не меньшее удовольствие от рассказов на тему природы, а также рассказов-инструкций о том, как что-то нужно сделать своими руками, рассказов-сравнений о временах года, праздниках и так далее.
Источник
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Обобщение опыта работы)
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.
Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создании разных видов творческих рассказов, заучивании стихотворений, а так же составлении рассказов по картине.
Чтобы достигнуть высоких результатов при работе над развитием связной речи детей, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распостраненное предложение;
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- Употребление не литературных слов и выражений;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- Трудность в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
- Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников — очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. С помощью мнемотехники решаю следующие задачи:
- Развитие связной и диалогической речи;
- Развитие умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
- Содействовать решению дошкольниками изобразительных задач сказочного, игрового, экологического характера и др.
Мнемотаблицы — схемы помогают детям выстраивать:
- строение рассказа;
- последовательность рассказа;
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
А также служат:
- для обогащения словаря;
- при обучении рассказыванию (творческих и описательных рассказов);
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов (в данный момент работаю над проектом).
Так же для развития связной речи использую различные дидактические игры: речевые, настольно-печатные, которые развивают также внимание, логическое мышление, навыки самопроверки.
Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приемов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа веселого колобка» для составления описательных рассказов.
Модельные схемы можно применить и в других видах деятельности (продуктивная, экспериментирование, театральная деятельность).
В связи с введением новых ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Интеграция — одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методом преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста. Интегрировать могут различные образовательные области. Примером является работа над проектом в младшей группе «Ай да Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!», где четко прослеживалась взаимосвязь речевого и познавательного (экологического) развития.
Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс, и другую, интегрированную НОД.
Таким образом, интеграция всех видов деятельности во время проведения НОД и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной связной речи дошкольника.
Так же в работе по развитию связной речи детей стараюсь привлекать и родителей своих воспитанников. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Цель такого вовлечения родителей в работу по развитию речи детей, повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с родителями.
Задачи:
1. Вовлечь родителей в процесс развития детей
2. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей
3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.
Консультации, беседы, развлечения, круглые столы и т д — это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Предоставляю родителям информацию — стенды, брошюры, методические рекомендации, для дальнейшего использования в домашних условиях.
Таким образом систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, д/и, упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работы с родителями воспитанников дает свои результаты:
- Связная речь соответствует критериям программы и стандартам;
- Словарный запас из пассивного (в основном), превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе;
- Дети активнее стали работать на занятиях. У них повысилась наблюдательность, внимание, память, усидчивость, повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;
- Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они стали с желанием общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
- Появился интерес к заучиванию стихов;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Итак, обучение детей для меня — это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Я буду и дальше работать в этом направлении, т. к. связная речь является одним из важных критериев развития способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Литература:
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
- М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
- М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новосёловой;
- А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;
- А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
- Минеева Ю. В., Салихова З., Левшина Н. И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2.
- Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.5-37.
Источник