Как проверить уровень развития ребенка 4 лет

Как проверить уровень развития ребенка 4 лет thumbnail

Проведение обследования:

Выберите пункт, соответствующий хронологическому возрасту вашего ребенка. Причем, если малышу четыре года и пять месяцев, выбирается пункт, соответствующий четырем, а не четырем с половиной годам. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, на которые вы можете дать положительные ответы, и минусы, если ответы отрицательные.

4 ГОДА

Общая осведомленность. Назвать свое имя, фамилию, пол; вопрос о половой принадлежности
задавать в следующей форме: “Ты девочка или мальчик?”; (положительная оценка –
все названо правильно).

Общая понятливость. Назвать несколько показываемых предметов и обобщающее слово (как это можно назвать одним словом?); положительная оценка – правильно названо обобщающее слово (обувь, одежда, посуда, транспорт).

Концентрация внимания. Назвать три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3, 8, 5 — повтори); положительная оценка – правильно названы все три числа.

Практическое математическое мышление. Сосчитать 4 предмета (посчитай, сколько перед тобой кубиков); положительная оценка – сосчитал правильно и без подсказок.

Индуктивное мышление. Знание простейших геометрических форм: круга и квадрата (какой формы мяч?, какой формы окно?); положительная оценка – из трех вопросов два правильных ответа.

Опыт восприятия. Сравнить длину линий (подготовьте комплект из трех линий или полос бумаги разной длины, трижды покажите ребенку по две из них. Вопрос: “Какая длиннее?”); положительная оценка – при двух правильных ответах.

5 ЛЕТ

Общая осведомленность. Какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер); положительная оценка – все названо правильно.

Общая понятливость. Понимание простейших причинно-следственных отношений (почему мама стирает одежду?); задается один вопрос; положительная оценка – при правильном ответе.

Концентрация внимания. Использование знаний об абстрактных геометрических формах (посмотри внимательно и назови, какие есть вокруг нас круглые и квадратные предметы); два правильно названных предмета – положительная оценка.

Практическое математическое мышление. Сосчитать несколько предметов с переходом через десяток (до 15); ( сосчитай, сколько здесь кубиков).

Индуктивное мышление. Назвать назначение предметов обихода (за- чем нужен стол, стул, ручка, кастрюля?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями); положительная оценка – правильно объясняется назначение двух предметов.

Опыт восприятия. Различение основных цветов (какого цвета карандаш?”. Показывайте красный, синий, желтый); положительная оценка – при безошибочном ответе.

Интерпретация результатов :

Если вы не поставили ни одного минуса, уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.

Имеется два минуса и более – развитие малыша проходит своеобразно, несколько иначе, чем у большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Если минус только один – переходим к дополнительному обследованию.

Дополнительное обследование

Ребенок тестируется по пункту, который соответствует предыдущему возрастному периоду:
если крохе меньше четырех лет, тогда – минус полгода; если малышу больше четырех
лет – минус один год. Порядок проведения такой же, как и в основном обследовании.

Если среди ответов нет ни одного минуса, уровень психического развития соответствует возрастной норме.

Имеется хотя бы один минус – рекомендуется консультация психолога.

Р.S. Не забывайте: если вашему крохе недавно исполнилось четыре года, а он пока не научился, скажем, считать до четырех, не паникуйте.
Ведь для освоения этого навыка у малыша есть еще целый год!

Автор: Валерия КУКСА — детский психолог

Источник

Из журнала пользователя
Айша

13 января 2014, 17:38

Вашему малышу исполнилось 4 года, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

В 4 года ребенок должен уметь:

Внимание.

  • Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
  • Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка).
  • Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
  • Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
  • Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
  • Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
  • Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
  • Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
  • Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.
  • Мышление.

  • Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
  • Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
  • Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, кровать, шкаф, кресло.
  • Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
  • Находить пару каждому предмету.
  • Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
  • Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
  • Решать простые логические задачи.
  • Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
  • Память.

  • Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
  • Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.
  • Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
  • Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
  • Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
  • Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
  • Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
  • Пересказывать содержание услышанной сказки.
  • Запоминать содержание сюжетного рисунка.
  • Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.
  • Мелкая моторика.

  • Запускать мелкие волчки.
  • Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
  • Кистями рук делать «фонарики».
  • Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
  • Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
  • Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
  • Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
  • Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
  • Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
  • Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.
  • Математика.

  • Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
  • Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Показывать правую и левую руку.
  • Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
  • Показывать, что находится вверху и внизу от него.
  • Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  • Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  • Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
  • Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
  • Развитие речи.

  • Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
  • Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
  • После рассматривания предмета, сюжетной картинки или https://составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
  • Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
  • Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, посуда, обувь, одежда.
  • Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
  • Употреблять предложения с однородными членами.
  • Отвечать на простейшие вопросы.
  • Окружающий мир.

  • Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
  • Сказать, сколько ему лет.
  • Назвать город, в котором он живет; свой домашний
  • Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
  • Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
  • Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.
  • Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.
  • Различить и назвать погодные явления.
  • Назвать несколько профессий.
  • Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.
  • Ребенок 4 года: развиваем эмоции

    Психологи утверждают, что эмоциям ребенка, как и всему остальному, тоже надо обучать. И начинать воспитывать в нем мимику и жесты лучше всего, когда ребенку 4 года. С чего начать и как помочь 4-летнему ребенку освоить мир эмоций?

    Когда ребенку 4 года, малыш уже должен уметь улавливать настроение другого человека и сопереживать окружающим. Но научиться этому ему нужно помочь. Как?

  • Например, вместе рассматривать семейный альбом, обсуждая, какое настроение было у близких, что они чувствовали: удивление, испуг, радость…
  • Расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Это занятие не только учит понимать чувства и эмоции, но и укрепляет семейные связи и привязанности.
  • А еще можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя туча или злая волшебница; улыбнуться, как Буратино или хитрая лиса; испугаться, как заяц, увидевший волка, или котенок, на которого лает собака.
  • Попробуйте вместе изобразить усталость человека, выполнившего тяжелую работу, и т. п.

    Так, играя и фантазируя, вы психологически грамотно «потренируете» и воспитаете эмоции ребенка.


  • Подпишись на канал baby.ru в

    Другие статьи на эту тему

    Актуальные посты

    Источник

    Тесты для детей от 4 лет с картинками. Скачать бесплатно pdf и распечатать

    Что должен знать ребенок в 4 года

    В возрасте 4–5 лет нормально развивающийся ребёнок должен:
    1. Четко понимать различия между понятиями: «мало», «много», «ни одного», «больше», «меньше».
    2. Уметь считать и записывать цифры от 1 до 10.
    3. Знать соседние цифры в числовом ряду в пределах числа 10.
    4. Уметь ориентироваться на плоскости (выше, ниже, слева, справа).
    5. Знать и уметь применять простейшие математические действия «+1» и «-1».
    6. Решать простейшие математические тесты с использованием рисунка.
    7. Различать цвета предметов.
    8. Различать простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

    Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

    Представлены тесты на: счет до 10 (с картинками), сравнение предметов (длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже), сложение и вычитание предметов, написание цифр от 0 до 9, распознавание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, пятиугольник, ромб).

    Тест на счет от 1 до 10

    Сколько на рисунке треугольников?
    Фигурки
    Сколько на рисунке цветочков?
    Цветочки

    Сколько квадратиков на рисунке ? Покажи это число пальчиками. Назови цвета квадратиков.
    Фигурки

    Сколько овалов на рисунке? Покажи это число пальчиками. Назови цвета овалов.
    Фигурки
    Сколько кружочков на рисунке? Покажи это число пальчиками. Какого они цвета?
    КружкиКружки
    Сколько кубиков на рисунке?
    Кубики

    Тест на сложение

    Сколько перцев в квадратике слева? Сколько перцев в квадратике справа? Покажи эти числа пальчиками.
    Предметы

    Сколько кроликов в квадратике слева? Сколько кроликов в квадратике справа? Покажи эти числа пальчиками.
    Кролики

    Сколько яблок в квадратике слева? Сколько яблок в квадратике справа? Покажи эти числа пальчиками.
    Яблоки

    Сколько машин в квадратике слева? Сколько машин в квадратике справа? Покажи эти числа пальчиками.
    Машинки

    Тест на сравнение (длиннее – короче, выше – ниже, правый – левый, легче – тяжелее)

    Какая такса длиннее, верхняя или нижняя?
    Собачка

    Какая доска короче, нижняя или верхняя?
    Сравнение

    Какой диван длиннее, верхний или нижний?
    Собачка

    Какой автобус короче, нижний или верхний?
    Автобус

    Какая шляпа выше, правая или левая?
    Шляпа

    Какой забор ниже, левый или правый?
    Забор

    Что тяжелее, телевизор или початок кукурузы?
    Предметы

    Что легче, яблоко или олень?
    Предметы

    Тест на вычитание

    На столе лежало 3 помидора, 1 помидор съели. Сколько помидоров осталось?
    Вычитание
    На лугу паслось 5 коров. 2 коровы пошли домой. Сколько коров осталось?
    Вычитание

    На столе лежало 4 тарелки. З тарелки разбились. Сколько тарелок осталось?
    Вычитание

    Тест на сложение

    Стр. 1.

    Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

    Сложи два однозначных числа. Сумма чисел до 10.
    4 +0 =__2 +7 =__2 +4 =__
    1 +8 =__7 +0 =__2 +7 =__
    7 +1 =__1 +5 =__3 +5 =__
    9 +0 =__8 +1 =__2 +4 =__
    2 +0 =__4 +2 =__1 +7 =__
    2 +4 =__0 +4 =__1 +4 =__
    7 +1 =__9 +0 =__1 +3 =__
    6 +2 =__3 +3 =__2 +0 =__
    4 +0 =__8 +0 =__3 +3 =__
    7 +0 =__0 +7 =__2 +0 =__
    1 +3 =__5 +2 =__2 +5 =__
    6 +3 =__5 +1 =__3 +0 =__

    Стр. 2.

    Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

    Сложи два однозначных числа. Сумма чисел до 10.
    5 +2 =__3 +5 =__0 +0 =__
    9 +0 =__0 +5 =__0 +2 =__
    2 +2 =__7 +2 =__2 +7 =__
    8 +0 =__6 +2 =__3 +0 =__
    5 +2 =__0 +7 =__0 +1 =__
    8 +0 =__1 +8 =__2 +5 =__
    4 +5 =__6 +2 =__1 +0 =__
    0 +4 =__9 +0 =__1 +7 =__
    7 +2 =__7 +0 =__2 +3 =__
    6 +1 =__6 +0 =__2 +0 =__
    4 +3 =__7 +1 =__3 +5 =__
    6 +2 =__9 +0 =__3 +3 =__

    Стр. 3.

    Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

    Сложи два однозначных числа. Сумма чисел до 10.
    7 +2 =__0 +8 =__3 +3 =__
    8 +1 =__9 +0 =__2 +0 =__
    7 +2 =__6 +2 =__3 +2 =__
    6 +1 =__3 +0 =__3 +6 =__
    7 +1 =__6 +3 =__1 +7 =__
    5 +0 =__2 +0 =__2 +1 =__
    4 +0 =__2 +2 =__3 +5 =__
    1 +0 =__8 +0 =__3 +5 =__
    9 +0 =__8 +1 =__3 +1 =__
    0 +4 =__6 +1 =__2 +5 =__
    0 +5 =__7 +2 =__3 +2 =__
    1 +0 =__7 +0 =__2 +2 =__

    Тест на сложение и вычитание

    Стр. 1.

    Дата: ________________ ФИО: _________________________________ Оценка:_________

    Сложение и вычитание чисел до 5.
    00 =__1 +0 =__32 =__
    1 +2 =__31 =__4 +0 =__
    20 =__2 +1 =__43 =__
    5 +0 =__53 =__1 +0 =__
    55 =__2 +2 =__11 =__
    3 +0 =__00 =__1 +4 =__
    10 =__3 +2 =__53 =__
    5 +0 =__51 =__2 +1 =__
    54 =__5 +0 =__11 =__
    3 +2 =__20 =__4 +0 =__
    42 =__3 +1 =__11 =__
    2 +3 =__42 =__4 +1 =__

    Стр. 2.

    Дата: ________________ ФИО: _________________________________ Оценка:_________

    Сложение и вычитание чисел до 5.
    10 =__2 +2 =__30 =__
    0 +1 =__33 =__2 +0 =__
    43 =__5 +0 =__11 =__
    2 +3 =__10 =__2 +3 =__
    41 =__0 +1 =__32 =__
    4 +1 =__11 =__4 +1 =__
    20 =__5 +0 =__22 =__
    3 +2 =__54 =__2 +2 =__
    44 =__0 +2 =__43 =__
    4 +1 =__32 =__5 +0 =__
    00 =__2 +0 =__11 =__
    1 +2 =__51 =__5 +0 =__

    Стр. 3.

    Дата: ________________ ФИО: _________________________________ Оценка:_________

    Сложение и вычитание чисел до 5.
    55 =__2 +3 =__52 =__
    0 +3 =__22 =__3 +1 =__
    53 =__1 +2 =__20 =__
    5 +0 =__32 =__0 +3 =__
    21 =__2 +2 =__51 =__
    2 +2 =__10 =__5 +0 =__
    53 =__1 +4 =__22 =__
    4 +1 =__00 =__3 +2 =__
    41 =__0 +4 =__20 =__
    1 +2 =__00 =__5 +0 =__
    42 =__0 +1 =__21 =__
    0 +0 =__11 =__2 +3 =__

    Источник

    Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

    Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

    Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

    Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

    Критерии оценки:

    • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
    • Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.
    • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

    Цель: выявление общей осведомленности ребенка.

    Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:

    1. Покажи и назови, что растет на грядке?
    2. Покажи и назови, кто лечит детей?
    3. Покажи и назови, что растет на дереве?
    4. Покажи и назови, кто работает в магазине?
    5. Покажи и назови домашнее животное.
    6. Покажи и назови, кто готовит обед?
    7. Покажи и назови дикое животное.
    8. Покажи и назови, кто летает?
    9. Покажи и назови, что растет в лесу?

    Критерии оценки

    • Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
    • Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
    • Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.

    Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

    Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».

    Критерии оценки

    • Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
    • Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
    • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

    Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

    Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

    Критерии оценки

    • Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
    • Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
    • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

    Цель: исследование объема образной памяти.

    Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

    Критерии оценки

    • Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
    • Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
    • Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.

    Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

    Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

    Критерии оценки

    • Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
    • Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
    • Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.

    Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

    Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). …А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».

    Критерии оценки

    • Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
    • Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
    • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

    Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

    Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)

    Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

    Критерии оценки

    • Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
    • Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
    • Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.

    Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

    Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

    Критерии оценки

    • Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
    • Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на к