Как происходит процесс развития ребенка

Все дети разные, и стоит учитывать их индивидуальные особенности, чтобы процесс развития проходил эффективнее. Физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие должны проходить равномерно и параллельно. Это залог формирования здоровой личности.
Важно, чтобы малыш мог получать информацию, подходящую для его возраста. Сегодня, к сожалению, информационное поле представляет собой одну из опасностей для детей. Нужно следить, чтобы доступные ресурсы (телевизор, интернет) не повлияли пагубно на процесс развития ребенка. Чтобы организовать обучение, нужно подбирать материалы и темы, соответствующие возрасту крохи.
В 2-3 годика и в 5-6 лет программа совершенно разная. Развивается личность, интеллект, появляются новые интересы – нужно учитывать это, когда вы занимаетесь с малышом. В 1-2 годика активнее всего стоит сосредоточиться на речи малыша.
Развитие — всегда индивидуальный процесс
Существует огромное количество книг, теорий, методов развития детей. Однако родителям нужно помнить главное: их малыш индивидуален. Даже с раннего детства это уже личность, которой предстоит пройти собственный путь развития. Мы все уникальные, не похожие друг на друга – так и ваш ребенок не может быть вашей копией или таким, каким вы его представляете в мечтах. Индивидуальные черты присущи всем, и процесс развития будет проходить у всех малышей по-разному. Да, существуют некоторые каноны, временные рамки, возрастные особенности. Они присущи всем детям, но в разной степени.
Если ваш малыш как-то отстает от намеченного по книгам плана, это не повод волноваться: отставание на 2-3 месяца не является чем-то страшным. Например, соседский малыш в 10 месяцев уже встал на ножки, а ваш еще только ползает. Не думайте, что ваш кроха чем-то хуже, медленнее, не так развит – просто него все идет по-другому. Точно так же стоит относиться к тому, что дети развиваются быстрее, чем положено. К возрасту 2-3 года они все сравняются. Конечно, если у них нет медицинского диагноза «отставание в развитии».
Влияющие факторы
Путь развития вашего малыша подвержен влиянию трех основных факторов:
- Родители и семья
В какой семье воспитывается ребенок, таким он и вырастает. С первого дня жизни и еще очень долго он живет только с родителями. Это его единственные друзья, главные примеры для подражания. Ваше поведение кроха неосознанно копирует, учась думать, действовать и говорить, как родители.
- Окружение
Проходит время, и в его жизни появляются другие дети, взрослые. Тут тоже очень важно, кто они. Понятное дело, что малыши из благополучной семьи, которых воспитывают родители — правильная компания.
Но нельзя уберечь своего ребенка от общения с самыми разными малышами. Иногда хватает и 5 минут, чтобы кроха в парке выучил плохое слово от случайного товарища. Это тоже опыт общения, который ему предстоит получить. Но родителям нужно стараться следить за тем, с кем и как общаются их дети.
- Информационная среда
Раньше этот фактор влиял не так сильно. Теперь же информация доступная: телефон, телевизор, интернет — все это окружает детей с самого раннего возраста. Вы удивитесь, как быстро кроха может освоиться в вашем планшете или телефоне. Вы включали ему мультики, а уже через пару месяцев он попадает в интернет. Что он может увидеть там или услышать по телевизору, вы сами понимаете. Информационная среда оказывает сильное давление на процесс развития детей, особенно на их психическое и личностное развитие. Все это тоже должно быть под контролем родителей.
Основные направления развития
Развитие проходит по нескольким основным направлениям. Главное, чтобы все они гармонично присутствовали в жизни малыша.
Физическое развитие
Начинается с момента зачатия. После рождения малыш быстро растет. В первый год жизни его успехи просто поражают. Прирост роста составляет 23-25 см, а прирост веса составляет 4-5 килограммов – и это всего на 12 месяцев. Дальше прирост будет чуть меньше. Уже к 3-4 годам рост малыша составляет 95-100 см, а вес 12-14 кг.
За первый год он учится ползать, ходить, использовать свои ручки и пальчики, а к 4-5 годам уже свободно бегает, выполняет разные физические упражнения. С возрастом приходит координация, сбалансированность всех движений. Дети любят двигаться, а это, в свою очередь, помогает укреплять мышцы и кости. Физическое развитие практически всегда идет само собой.
Психика и эмоции
Эмоциональное и психическое развитие идут практически параллельно. Считается, что с 3-4 лет и до среднего школьного возраста идет активное развитие эмоций человека. В это время особенно важно, какие у него отношения с родителями, как его воспитывают. Очень многое он получает из окружающего мира.
Малыш, с которым родители были жестоки, агрессивны, вполне может перенять такое же холодное отношение к миру. Ему будут безразличны чувства и переживания других людей.
Хотя это совершенно не обязательно. Конечно же, агрессия, крики по отношению к ребенку — самое нежелательное поведение родителей.
Во время игр эмоции проявляются лучше всего. Когда крохе 2-3 годика, проще всего исправить ситуацию, скорректировать его поведение и отношение к другим людям. Психика активно развивается с самого рождения. Опять же все зависит от трех факторов развития малыша: семья, общество и окружение, информационное поле. Мир в семье, дружеские отношения, правильная развивающая информация станут почвой для нормального психического развития. Все самое важное в плане психики закладывается в раннем детстве.
Интеллект
Стимулом для развития интеллекта является познавательная деятельность. Это естественный интерес ребенка. Процесс развития невозможен, если данная функция нарушена. Малыш учится держать головку, чтобы осмотреться вокруг, увидеть, что собой представляет мир за пределами кроватки. Дальше он учится садиться, вставать, ходить и бегать. Развивается его мелкая моторика, чтобы он мог держать предметы, открывать и закрывать, раскручивать. Все это механизмы познания и изучения мира.
Чем больше интереса, тем быстрее развивается интеллект:
- увеличивается объем памяти, чтобы удерживать информацию;
- появляется опыт;
- повышается внимание (сначала внимание привлекает только яркое и интересное, но затем — нужное);
- повышается время концентрации (с 10-15 секунд у младенца до 40 минут у младшего школьника).
Для правильного развития интеллекта необходимы 3 условия:
- соответствует ли получаемая информация запросам и потребностям ребенка?
- как получается информация? От родителей, воспитателя, учителя или из личного опыта?
- умеет ли ребенок использовать полученную информацию?
Процесс правильного интеллектуального развития подразумевает, что у малыша, ребенка, школьника есть возможность получать качественную информацию. Что-то он узнает сам, а что-то из книг, от учителей и родителей. Умеет пользоваться знаниями, применять их на практике. Можно сколько угодно разучивать таблицу умножения, но, если никогда не использовать ее, эта информация бесполезная.
Речь
От 1 до 2 лет — вот самый активный период речевого развития. Процесс развития речи начинается очень рано. Сначала малыш просто слушает, запоминает звуки, затем делает попытки произнести разные звуки, простые слова. К 1 году кроха уже хорошо понимает простые слова родителей, видит связи между названием и предметом. Многие детки начинают говорить с 2-2,5 лет. Дальше этот процесс идет быстрее. Так, к 4-5 годам малыш уже строит предложения, связные тексты, практически не делает ошибок в падежах и спряжениях.
Чтобы процесс развития речи шел эффективнее, родители обязательно должны:
- предлагать ребенку участвовать в беседе, даже просто отвечая «да» и «нет»;
- описывать свои действия, функции и особенности предметов в разговоре с малышом;
- комментировать игровой процесс: «вот машинка поехала», «медвежонок лег спать»;
- помогать крохе расширить словарный запас, вводя новые слова и понятия;
- говорить с малышом, читать ему, петь. Все это помогает ему запомнить правильный порядок слов, произношение;
- аккуратно поправлять ошибки. Не нужно ругать малыша – просто произнесите правильный вариант слова или предложения.
Процесс развития речи на самом деле удивительный. Ведь когда мы учим иностранный язык, все кажется чужим, сложным. Малыши тоже не рождаются со знанием своего языка, а выучивают его, причем очень быстро.
Несколько советов для родителей
Дома, в садике или в школе – всегда необходимо учитывать возраст детей. Таким образом строится программа развития. Каждый возраст содержит свои особенности восприятия, а главное, для каждого возраста существуют свои потребности для развития и познания.
Детишкам 3-4 лет важно в этом возрасте:
- учиться общаться друг с
другом, дружить;
- решать простые конфликты, извиняться;
- играть совместно;
- различать формы, цвета предметов.
В возрасте 4-5 лет необходимо строить занятия таким образом, чтобы:
- малыши учились решать задачи, состоящие из 3-4 этапов;
- занятия должны быть направлены на развитие моторики рук;
- давалось более полное представление о мире вокруг: животные, растения, люди, города, семья.
Если речь идет о детях 5-6 лет, то для них очень важно:
- учиться писать буквы, считать, помнить числа;
- вкладывать эмоции в рассказ, стихотворение;
- ориентироваться в пространстве;
- классифицировать предметы по разным признакам;
- расширять словарный запас;
- учиться общаться, строить дружеские связи.
Дальше начнется школа, а там процесс обучения будет построен иначе: это более глубокие знания по необходимым предметам. Главное — подготовить ребенка, создать для него комфортные условия обучения. Тогда учеба и развитие будут ему всегда в радость.
Источник
Все живое на земле неминуемо проходит свои определенные стадии формирования и развития. Процесс развития ребенка – это тоже стадиальный процесс, который включает обучение, появление и закрепление у него основных жизненно важных физических, психических, речевых и других характерных навыков для каждого возрастного этапа его формирования.
Процесс развития ребенка охватывает следующие сферы его формирования:
-
Физическую (крупная и мелка моторика), когда ребенок учится управлять своим телом, выполняя крупные и мелкие движения. Например, полугодовалый малыш учится сидеть с поддержкой, годовалый делает первые шаги, держась за опору, а дошколенок учится прыгать. При помощи мелкой моторики рук и пальцев сначала он пытается брать небольшие предметы, держать ложку, потом начинает переворачивать книжные странички и рисовать кисточкой. Так происходит физическое развитие ребенка.
- Познавательную и умственную, когда детка познает окружающий мир и учится при помощи опыта и знаний решать проблемы. Если новорожденный малыш познает окружающую действительность при помощи зрительного восприятия, тактильных и оральных ощущений, то дошкольник к познавательному и умственному процессу начинает подключать мыслительный процесс, например, для решения простейших математических задач или собирания пазла.
- Эмоциональную и социальную, когда растущий человечек овладевает навыками общения с окружающими людьми, и учится контролировать и управлять собственными чувствами, эмоциями и желаниями. Например, новорожденный начинает улыбаться, а девятимесячная кроха учится махать ручкой на прощание, пятилетка знает, как играть в организованные игры в детском саду. Социальное развитие ребенка полноценно только при условии активного участия малыша в жизни взрослых.
- Речевую, когда детка учится понимать, воспринимать и использовать родную речь для выражения собственных мыслей и чувств. Если годовасик говорит только несколько простейших первых слов, называя родных, двухгодовалый карапуз уже покажет и назовет части тела и выдаст несколько простых связных предложений, а дошколенок сложными предложениями будет делать выводы и пытать родителей множеством вопросов!
Процесс развития ребенка, связанный с усвоением определенных навыков, ограничен временными рамками для каждого возраста. Так, одна из основных способностей маленького человечка – способность ходить самостоятельно, как правило, развивается у него в возрасте от девяти месяцев до полутора лет. Каждый последующий навык и умение в процессе развития ребенка является продолжением и логическим переходом от предыдущего. К примеру, дети сначала учатся ползать, и пытаются стоять вертикально, прежде чем начинают делать первые шаги. Происходит наслаивание одного навыка на другой.
Известно, что после рождения детский мозг находится на начальной стадии его развития, его масса составляет четверть от массы мозга взрослого. Однако функции мозга развиваются очень быстро в течение первых лет жизни, поскольку он получает невероятное по объему количество информации.
Так как процесс развития у ребенка основных умений и навыков ограничен временными рамками, мы можем оценить, правильно ли развиваются наши собственные дети. Об основных этапах развития детей в разном возрасте, вы можете узнать со страниц нашего портала.
Безусловно, что не нужно забывать о том, что каждый маленький и подрастающий человек – индивидуален. У кого-то определенные навыки и умения проявятся чуть раньше или чуть позже, чем у их сверстников. Наверняка, вы слышали от знакомой с двумя детками разного возраста, что ее детки начали ходить в разное время. Все потому, что каждый человек уникален и может пройти собственный путь формирования и овладения основными навыками и умениями.
В любом случае, если у вас появляются сомнения по поводу нормального развития ребенка, не стесняйтесь консультироваться со специалистами (педиатрами, психологами, педагогами, логопедами), общайтесь с родителями на форумах по развитию детей и с друзьями.
Чтобы процесс развития ребенка был органичным и своевременным, позаботьтесь о том, чтобы ваш наследник получил достаточно внимания, заботы и любви. По сути дела не важно, сколько ему лет: выслушивайте его, обнимайте, интересуйтесь, чем он живет и о чем думает. Важно, чтобы растущий человечек чувствовал себя нужным и любимым родителями: общайтесь с ним, читайте вместе книги, обсуждайте насущные проблемы, и будьте для него положительным примером. Тогда процесс развития ребенка будет успешным и доставит вам много радости.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Источник
Весь процесс взросления ребенка можно разделить на несколько больших периодов. От самого зачатия и до 16-18 лет происходят колоссальные изменения. Каждый из этапов содержит свои ключевые моменты и важные детали.
Родители должны понимать, что часто поведение ребенка на той или иной стадии развития обусловлено внутренними изменениями. Человек растет, меняется физически и психологически. Все возрастные этапы развития ребенка приносят в его жизнь глобальные перемены. Меняются возможности, интересы и увлечения, а также и потребности ребенка. Родители должны помочь своему малышу пройти весь путь взросления.
Возрастные этапы
Развитие ребенка начинается сразу после момента зачатия. Клетки начали делиться — началась жизнь и развитие крохи. Выделяется 7 больших этапов в жизни каждого человека. Стоит отметить, что чем старше мы становимся, тем медленнее протекают все процессы. Например, интенсивность развития в первый период самая высокая. Встречаются две крошечные клетки, а через 5-6 дней уже получается зародыш. За этот период произошел колоссальный рост и усложнение организма.
А всего за 9 месяцев из крошечного неоформленного зародыша получается ребенок. Все его внутренние органы готовы сразу же начать функционировать. Пройдет еще 2 года — ребенок уже может ходить, бегать, говорит простыми фразами, понимает речь взрослых. Он испытывает эмоции, обладает способностью общаться, умеет что-то делать самостоятельно.
В самом начале для перехода на новый этап развития требовались всего лишь часы и дни. Далее этапы физического и психического развития занимают месяцы, годы. Чем старше ребенок, тем медленнее проходят изменения. Считается, что основное взросление идет до 16-18 лет. Затем настает уже взрослая жизнь.
Внутриутробный период
Занимает в среднем 280 дней. От момента зачатия и до самого конца — родов. Этот первый этап является чрезвычайно значимым. От того, как протекает беременность, зависит вся дальнейшая жизнь человека. Здесь важно все:
- наследственность;
- состояние здоровья матери;
- течение беременности (был ли сильный токсикоз, травмы, кровотечения);
- питание матери;
- как прошли роды.
Как только кроха появляется на свет, начинается совершенно новый возрастной этап.
Неонатальный этап
Возможно, этот возрастной период самый трудный. Сейчас очень важно, чтобы первый месяц за малышом был правильный уход. Это те самые 4 недели после рождения. Обязательно важно соблюдать режим питания. Кроха кушает каждые 2-3 часа и днем, и ночью. Сейчас он лишь спит, ест, плачет. Организм набирается сил, получает максимум питательных веществ из маминого молока.
Это незаметно, но идет активное психическое развитие. Кроха впервые видит предметы, людей, цвета. Он ощущает запахи, слышит голоса, привыкает к ним. Все это анализируется и усваивается во сне. Сейчас нужно обеспечить для крохи комфортные условия:
- оптимальная температура в комнате +22 С;
- часто проветривайте помещение;
- свет в комнате крохи должен быть неярким;
- 2 раза в день (утром и вечером) нужно купать кроху в проточной теплой воде;
- следите за состоянием кожи (нет ли покраснений, сыпи, опрелости).
К вам будет приходить врач или медсестра для проверки состояния малыша. В этот период лучше всего, если рядом с крохой будут находиться только родители и ближайшие родственники. Его иммунная система пока очень слабая – даже легкая простуда может стать серьезной угрозой для него.
Грудничковый период
Проходит с начала 5 недели (30-го дня) и до 1 года. Сейчас ваш ребенок стремительно меняется. Он растет каждый месяц на 2-3 сантиметра, прибавляет в весе. Происходит изменение его тела: вытягиваются ручки и ножки, увеличиваются внутренние органы. Пальчики становятся подвижными и ловкими. К 3-4 месяцу начинают резаться зубки.
Кроха сам себя тренирует. Все вокруг такое интересное – нужно скорее научиться держать головку. Сначала всего на пару секунд, затем 2-3 минуты. Шейка крепнет. Затем малыш делает попытки сесть. Так изучать мир гораздо проще. Далее – ползание. Уже к 1 году многие малыши могут легко вставать на ножки, ходить, держась за ручку мамы.
Происходят изменения в его эмоциональном развитии. К 3-4 месяцу кроха уже будет одаривать маму с папой своей улыбкой. Его лепет становится все более эмоциональным, разнообразным. Малыш узнает родных и знакомых людей. Он любит играть, у него появляются любимые игрушки, с которыми не хочется расставаться.
Ясельный период
От 1 года до 3 лет. Главная задача этого периода — подготовить малыша к походу в садик. Конечно, не все пойдут в него, но суть в том, чтобы сделать ребенка чуть-чуть самостоятельнее. Сейчас он уже может кушать более взрослые блюда. Меняется внешний вид крохи: уходит детский жирок, тело принимает более взрослые очертания.
Повышается сопротивляемость организма к инфекциям. К 3 годам все основные прививки уже сделаны. Это значит, что иммунная система работает гораздо эффективнее. Дети становятся очень активными, подвижными. Они проводят за играми практически все время. Чем старше кроха, тем более сложными становятся игры.
Меняется представление ребенка о себе. Теперь формируются многие личностные качества. Вы уже можете понять, какой характер будет у вашего крохи: может ли он идти на компромисс, станет ли отстаивать свое мнение. Потихоньку дети становятся все более самостоятельными. Главное — появляется желание научиться чему-то, действовать без помощи мамы. Все это очень пригодится ему в садике, а потом и в школе.
Стремительно развивается речь ребенка. Чтобы она была правильной, нужно чаще разговаривать с ним, читать сказки, книжки. От вас он перенимает произношение, артикуляцию. Важно следить за тем, что и как вы говорите. Кроха быстро учит новые слова.
Дошкольный период
Длится с 3 до 7 лет. Если кроха идет в садик, значит, для него уже началась «взрослая» жизнь. Это еще не школа, но тут можно многому научиться. В первую очередь, общаться с другими детьми и взрослыми. Дома ваш ребенок может диктовать некоторые правила:
- кушает то, что ему нравится;
- придумывает правила игры;
- всегда выбирает для себя те игровые роли, которые ему нравятся;
- почти всегда с ним соглашаются.
В садике ситуация другая. Там раскрывается социальная составляющая личности крохи. Сумеет ли он найти общий язык со всеми или же будет дружить только с определенными детьми? Станет лидером или будет следовать чужим правилам?
Общение, совместные игры стимулируют развитие мышления. Необходимо принимать решения, основываясь на своем опыте. Так происходит быстрое интеллектуальное развитие. Конечно, родители и воспитатели помогают, но основной прогресс дети делают самостоятельно. Сейчас очень важно поддерживать в них познавательный интерес ко всему.
Данный этап развития подготавливает ребенка к следующему: близится 1 класс и школа. Тут уже нужно быть полностью уверенным в своих силах. Ходит кроха в садик или нет, его необходимо приучать к самостоятельности. Ребенок должен:
- кушать сам;
- знать правила личной гигиены (как мыть руки, чистить зубы);
- знать, как правильно обращаться к взрослым;
- следовать правилам поведения.
Это все важно, особенно для правильного психического развития малыша. Если ограждать его от всех обязанностей, следовать лишь его желаниям, то вы получите инфантильного и эгоистичного ребенка. Это серьезно тормозит правильное интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Младший школьный возраст
Время с 7 до 13 лет. Укрепляются кости, меняются зубы. Сейчас ребенку необходимо потреблять достаточно кальция, фосфора, витаминов. Их можно получить через:
- фрукты: бананы, яблоки;
- мясо: говядина, нежирная свинина;
- молочные продукты: молоко, йогурты, творог, ряженка;
- крупы и орехи: гречка, геркулес, рис, фундук.
Ребенок заметно прибавляет в росте, вытягивается. Бывают потери веса, но это обычно связано с активной жизнью, постоянным движением.
Поход в первый класс — всегда стрессовая ситуация. Тут все новое, да еще появляется много обязанностей, уроков. Сейчас лучше не нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий. Чаще бывайте на свежем воздухе.
Период младшего школьного возраста связан с активным психическим развитием:
- совершенствуется память;
- появляются разносторонние интересы;
- улучшается внимание;
- повышается концентрация (ребенок может удерживать внимание на одной теме 30-40 минут).
Кроме того, малыш начинает смотреть на себя с социальной точки зрения. Какой он? Чем может заинтересовать других, чем понравиться? Дети в этом возрасте самокритичны, но их мнение часто меняется.
Старший школьный возраст
Этот этап очень важен. С 12-13 до 16-18 лет идет активное изменение организма. Пубертатный период приносит в жизнь ребенка радости и проблемы. Изменяется тело. Подросток может быстро похудеть или набрать вес. Тело становится немного непропорциональным. Сейчас время для активной работы эндокринной системы: надпочечники, гипофиз начинают выделять все больше гормонов. Какие-то вещества только-только поступают в кровь. Ребенок меняется, его организм становится все более взрослым. Из-за гормональных перепадов может сильно «скакать» настроение.
Сейчас организм переживает стресс – «гормональный бум». Ему нужна поддержка: витамины, правильное питание. Лучше всего исключить жирные и острые продукты, снизить потребление мучного. Включите в рацион больше свежих овощей и фруктов.
Очень важно то, что человек меняется психологически. Ребенок осознает свое место в мире, у него появляются долгосрочные планы. Теперь он начинает оценивать свое поведение со стороны, изменяются его ценности. Это говорит о том, что произошел качественный скачок интеллектуального и психического развития. Конечно, в 16-17 лет подростки еще не всегда готовы к самостоятельной жизни. Но они уже прошли огромный путь развития. Этот возрастной этап считается заключительным. Дальше — взрослая жизнь.
Источник