Как правильно рисовать с ребенком 2 лет дома для развития
Обучение малышей 2-3 лет рисованию – это не только важный период в развитии изобразительных навыков и воображения, но и для последующего формирования творческой личности.
Как научить ребенка рисовать?
Главным при обучении рисованию является создание «живого» образа и ярких впечатлений. Ведь все дети познают мир через игру. Ни один малыш не сел за парту добровольно и не стал выводить скучные закорючки. Поэтому немаловажным в этом процессе будет союз взрослого и ребёнка, основанный на взаимопонимании и уважении. Запомните, в творчестве вы не педагог, а друг ребенка. Не ставьте свои навыки и способности на пьедестал, а опуститесь до его уровня. Не учите, не советуйте «под руку», а покажите как нужно делать в начале занятия. А затем просто садитесь рядом и наблюдайте.
Нельзя заставлять малыша рисовать, это может отбить у него желание в дальнейшем!
Приступая к занятиям по рисованию с детьми 2-х лет, важно правильно подобрать время. Лучше отдать предпочтение первой половине дня, когда мозг ребенка ещё не перегружен информацией, а сил накоплено много. Отличительной чертой занятий в 2 года является тесная связь с окружающим миром, ведь в этом возрасте малыши очень любопытны и впитывают информацию, как губки.
Рисование с детьми в 3 года тоже имеет ряд особенностей. Как правило, малыши 3-х лет уже имеют определенные предпочтения в темах для игры и любимых героев. Поэтому, чтобы научить ребенка выполнять упражнения, приведенные ниже, нужно его заинтриговать. Рассказать интересную историю, например, про ёжика, а затем предложить помочь ему собрать яблоки.
Чем рисовать?
Многие родители ошибочно идут от простого к сложному. Дают ребенку в 2 года фломастер, предполагая научить его рисовать не прилагая усилий. Ведь фломастеры такие яркие и ими так легко рисовать! Но этот путь, наоборот самый сложный. Ведь потом придется переучивать ребенка держать карандаш правильно и учить нажимать на него, чтобы провести линию на бумаге. Прилагая усилия, при нажатии на карандаш с раннего детства, малыш тренирует ручку, развивает мелкую моторику. Ему будет легче даваться подготовка к школе, да и сама учёба. Поэтому лучше не давать малышу фломастер лет до 4-х, пока он полностью не овладеет навыком рисования карандашом.
Какие карандаши выбрать?
Тут единогласны все педагоги – трёхгранные. Они исключают возможность взять карандаш неправильно. Для малышей, которые только учатся держать карандаш, подойдут восковые трёхгранные карандаши, а деткам постарше – деревянные с мягким грифелем.
Итак, приступим к занятиям!
«Знакомство»
Цель: познакомить малыша с карандашами, правилами пользования, способами владения.
Материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.
Занятие
Возьмите лист бумаги и карандаш красного цвета. Нарисуйте большой и маленький круг. Ребенок с интересом будет наблюдать за процессом: он впервые видит, как на чистом листе бумаги появляется очертание знакомого предмета.
Предложите ему взять карандаш в правую руку.
Покажите, как нужно правильно держать карандаш большим, средним и указательным пальцами, не нажимая сильно на бумагу и не прорывая её.
Придерживая руку малыша вместе с карандашом, проведите форму круга. Отпустите его руку. Пусть он сам попробует повторить движения.
Конечно, воспроизвести с первого раза очертание круглой формы ребёнку будет сложно. Поэтому начните с простой линии. Пусть малыш самостоятельно разрабатывает руку, создавая свои маленькие шедевры.
Главное, чтобы его заинтересовал сам процесс, а результат обязательно порадует позже.
«Дождик»
Цель: научить рисовать штрихи, усиливая и ослабевая движения руки с карандашом.
Материалы: цветные карандаши, лист бумаги с изображением формы серого цвета — «тучи».
Занятие
Обратите внимание ребёнка на изменение погоды в природе: то светит солнце, то набегают тучи, заслоняют солнышко и начинается дождик.
Покажите рисунок с силуэтным изображением серой тучи. «Что это? Туча. Пошёл дождь кап-кап-кап»
Возьмите синий карандаш и нарисуйте штрихи, то усиливая ритм дождя, то ослабевая.
Комментируйте свои действия движениями карандаша. «На дорожке появляются лужи». Нарисуйте овальной формы лужицы.
Предложите ребёнку продолжить рисовать, поощряя его стремление сначала усилить ритм штрихов, а затем ослабить.
Обращайте внимание на координацию движения руки.
«Шарики для мишки»
Цель: научить вращательным движениям, правильно держать в руке карандаш, не прорывая лист бумаги.
Материалы: цветные карандаши, белый лист бумаги с наклеенным мишкой и нарисованными ниточками для шариков.
Занятие
В качестве наглядного примера, покажите игрушку — мишку, который держит в лапке воздушный шарик красного цвета.
Спросите ребенка, какого цвета шарик? Дайте ему карандаш красного цвета, напомните, как правильно его нужно держать в руке.
Предложите малышу нарисовать шарики для мишки на заранее подготовленном листе бумаги с изображением животного.
Помогайте ребёнку, придерживая и направляя ручку с карандашом.
«Яблоки для ежа»
Цель: развивать сюжетно- игровой замысел, научить вращательным движениям.
Материал: лист бумаги с изображением аппликации ежа, цветные карандаши, ёжик – игрушка.
Занятие
Предложите ребёнку угадать загадку: «под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками».
Помогите ему справиться с заданием, рассказывая истории про ёжика и разыгрывая сюжет о том, как он на зиму запасает грибы и яблоки.
Покажите лист с изображением аппликации ежа без иголок.
Предложите ребёнку короткими штрихами нарисовать ежу иголки, затем яблоки и грибы.
Помогите ему, если он затрудняется изобразить эти предметы.
«Мои пальчики»
Цель: научить обводить предметы по контуру.
Материал: цветные карандаши, лист бумаги.
Занятие
Положите кисть руки ребёнка на лист бумаги и обведите её по контуру, называя каждый пальчик.
Предложите закрасить их различными цветами.
Затем попросите малыша повторить ваши действия самостоятельно.
В случае затруднения, помогите обвести контур кубика или другого предмета, удерживая его по центру и помогая ребёнку справиться с заданием.
«Кисточка»
Цель: познакомить с новым материалом: красками, кисточкой, научить правилам пользования красками.
Материалы: краска — гуашь красного цвета, кисти № 8-10, листы белой бумаги, баночка для воды, салфетки.
Занятие
Напомните, что вначале ребёнок учился рисовать цветными карандашами.
Теперь будет учиться рисовать красками.
Обратите его внимание на баночку яркого цвета и кисточку, которая состоит из палочки и мягкого ворса.
Покажите ребёнку, как надо рисовать.
Вначале окуните кисточку в краску, отожмите лишние капли о край баночки и нарисуйте на бумаге широкую линию.
Получилась «дорожка». Затем плотно прикладывая кисть к листу бумаги, изобразите её следы: «шагает по дорожке».
Совершайте круговые движения кистью – она «танцует». Нарисуйте круг и палочки вокруг – это солнышко.
Затем предложите порисовать ребёнку.
Для этого положите кисточку в его ручку, придерживая своей рукой, окуните кисть в краску, отожмите лишние капли о край баночки и проведите линию.
Делайте всё неторопливо и аккуратно, озвучивая свои действия.
Во время смены краски покажите, как следует промывать кисть в баночке с водой, а затем её осушить, прикладывая к бумажной салфетке.
Предоставьте ребёнку свободу движений, контролируя процесс.
Поощряйте к экспериментированию краской, закрашиванию поверхности листа красками разных цветов.
В конце занятия промойте кисточку, рассмотрите и обсудите выполненные работы.
«Кто живёт в лесу»
Цель: научить двигательному ритму.
Материалы: лист бумаги, окрашенный в светло- серые тона с аппликациями силуэтов деревьев, кисть, краски, баночка для воды, салфетки.
Занятие
Вспомните про обитателей леса: зайцев, ежей, медведей, лис и волков. Почитайте стишки, загадки, напойте песенки.
Нарисуйте, на заранее приготовленном листе, кончиком кисти мелкие следы зайца, как он прыгает и бегает.
Крупные следы волка, который пробежал по лесу.
Затем всем ворсом кисти крупные мазки — следы медведя, как он по лесу идёт.
После показа приёма рисования предложите ребёнку самостоятельно нарисовать следы и рассказать кому, какие принадлежат.
«Снежок»
Цель: научить рисовать мазками в разных частях бумаги.
Материалы: синий лист бумаги, краска белого цвета, кисти № 8-12, баночка для воды, салфетки.
Занятие
Вспомните, как выглядят снежинки в зимнее время года, какого они цвета, как кружатся и опускаются на землю.
Напойте знакомые мелодии про зимнее время года.
Предложите ребёнку нарисовать белый снежок и сделайте несколько мазков.
На синем фоне белый снег будет смотреться очень эффектно.
Попросите ребёнка повторить мазки: в разных частях бумаги нанести мазками « падающий снег».
Важно помнить! Расширяя представление об окружающем мире, не забывайте поощрять малыша во всех его начинаниях.
«Салют»
Цель: использовать разные цвета красок, умение промывать кисть при смене краски.
Материалы: лист бумаги темно- синего цвета, краски разных цветов, кисть, баночка для воды, салфетки.
Занятие
Оживите впечатления увиденного праздничного салюта.
Покажите вместе, как взлетают огни ракет, поднимая вверх руки.
Затем нарисуйте белые полоски на темно- синем фоне ночного неба, имитирующие движение ракеты.
Огни салюта изобразите мазками красного и жёлтого цвета, ритмично нанося их в виде точек, пятен, полосок.
Во время смены краски напомните ребёнку, что следует промыть кисть в баночке с водой, осушить её, прикладывая к бумажной салфетке.
Комментируйте действия: «Вот зажглись огни ракет», «В небе вспыхнули огоньки, от которых стало светло, как днём»
Предложите ребёнку самостоятельно подобрать цвета для салюта и закончить праздничную экспозицию.
Отметьте старания малыша, восклицая: « Какая красивая панорама праздничного салюта!»
«Звонкая капель»
Цель: научить рисовать мазки и линии, аккуратно пользоваться краской, развивая воображение, сюжетно- игровой замысел.
Материал: лист бумаги, тонированный в голубой цвет, с изображениями домов, снегом на крыше, краски — гуашь, кисти, салфетки, баночка для воды.
Занятие
Во время прогулки обращайте внимание ребёнка за изменениями, которые происходят в природе: таяние снега, звонкая капель, ручейки на земле и пр.
Вспомните стихи русского поэта А.Н. Плещеева про весну:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Объясните ребёнку, что чем ярче светит солнышко, тем интенсивнее тает снег, начинается звонкая капель, от которой появляются лужицы и ручейки.
Предложите малышу изобразить всё это на рисунке: солнышко на небе, сосульки, которые висят на крышах домов, капельки воды и лужицы на земле.
Во время смены краски напомните, что следует промывать кисть в баночке с водой, затем осушить её, прикладывая к бумажной салфетке.
Повторяйте новые слова и выражения: «звонкая капель кап-кап-кап».
«Травка зеленеет…»
Цель: умение располагать сюжет на листе бумаги, проводить кистью неразрывные, наклонные и вертикальные линии.
Материал: лист бумаги, краски — гуашь, кисти, салфетки, баночка для воды.
Занятие
Наблюдая за изменениями в природе, вспомните, какими явлениями характеризуется весеннее время года.
Это тепло солнечных дней, пение птиц, зелёная травка.
Прочитайте стихи русского поэта А.Н. Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Во время прогулки обращайте внимание ребёнка на изменения окружающей природы.
Покажите картинки с соответствующим сюжетом.
Нарисуйте яркое солнышко с глазками и улыбкой, и зелёную травку неразрывными линиями.
Комментируйте ваши действия, объясняйте движение кистью, проводя наклонные и вертикальные линии.
Благодаря применению разных оттенков зелёного цвета: светлого и насыщенного, получается красивая лужайка.
Предложите ребёнку продолжить рисунок, помогая и направляя в случае необходимости.
«Цветы маме»
Цель: научить рисовать красками разных цветов, заполнять лист мазками, пятнами.
Материалы: открытки « С 8 Марта», краски – гуашь разных цветов, кисти, салфетки, баночка для воды.
Занятие
Покажите праздничные открытки « С 8 Марта», прочтите стихи, послушайте песни о маме.
Предложите ребёнку сделать праздничную открытку своими руками, вызывая положительные эмоции.
Приготовьте заранее листы бумаги с нарисованными опорными линиями «стебельками».
Возьмите кисть и спросите ребёнка: «Какого цвета будем рисовать цветок?» Он ответит, например « Красного».
На стебельках сделайте несколько мазков красного цвета.
Затем нарисуйте жёлтые шарики – это цветы мимозы.
И предложите ребёнку продолжить картинку, контролируя его действия и помогая при необходимости.
Сделайте праздничные открытки для бабушек.
Важно помнить! В процессе занятия эмоционально реагируйте на появления ярких цветов, поощряя стремления ребёнка к цветовому решению.
Литература:
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет
Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, академика РАЕН Л. А. Парамоновой,
2-е изд. перераб.- М. ОЛМА Медиа Групп, 2013- 512с.
Источник
Начинать творческое развитие малыша следует с 6 месяцев. В это время кроха еще не способен самостоятельно что-либо придумать, но с удовольствием повторяет движения за мамой, радуется первому успеху. Но особую значимость приобретает рисование для детей 2-3 лет, когда малыши уже понимают, какое действие им следует выполнить, и стараются следовать указаниям взрослого. Вот почему в этом возрасте творческие «уроки» с мамой должны проводиться на регулярной основе.
О пользе занятий
Несомненно, раннее обучение рисованию окажет на малыша исключительно благотворное влияние. Оно делает ребенка более эмоциональным, формирует и развивает чувство прекрасного, стимулирует трудолюбие, настойчивость и воображение. Также такие увлекательные «уроки» способствуют:
- развитию мышления и памяти;
- умению преодолевать трудности;
- общению со взрослым;
- пониманию поставленной цели;
- развитию мелкой моторики и сенсомоторной координации, что, в свою очередь, полезно для развития речи.
Ребенок учится правильно держать кисть, что укрепляет его пальцы и ладонь, готовит к постижению навыка письма. Одновременно с занятиями по рисованию дошкольник знакомится с цветами и запоминает их названия. Создаются условия для развития любознательной и творческой личности, которая стремится понимать окружающий мир, создавать нечто новое.
Кроме того, совместное творчество мамы и малыша помогает укрепить их эмоциональную взаимосвязь. Специалисты доказали, что работа с красками помогает избавиться от негативных эмоций как ребенку, так и матери. Вот почему рисованием можно и нужно заниматься.
Правила организации занятия
В своем пособии «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Дарья Колдина советует ориентироваться на следующие принципы построения занятий.
- От простого к сложному.
- Ключевая задача – привить любовь к рисованию, поэтому нельзя строго диктовать малышу, что и как делать. Лучше – помочь, подсказать ему, а не навязывать свою волю.
- Поддержание интереса малыша посредством различных форм и методов.
- Постоянное использование новых заданий.
- Дети любят слушать сказки, с сочувствием относятся к главным героям, что и следует использовать для мотивации. Так, если задание «нарисуй круг» малышу неинтересно, непонятно и будет выполнено, скорее всего, без удовольствия, то формулировка «давай поможем сказочному персонажу, изобразим для него волшебные яблоки» даст конкретную установку. И отзывчивый кроха с большим старанием будет помогать.
- Сочетать занятия рисованием с чтением ребенку стишков, потешек, небольших сказок, а также с активными и ролевыми играми. Все это поможет создать необходимый настрой.
Занятия лучше проводить один-два раза в неделю не более 10 минут, это позволит научить ребенка рисовать и не утомить его. От родителя требуется проявление терпения, искреннее желание научить ребенка новому, готовность чутко реагировать на изменение состояния крохи. Важно в любом случае поддерживать малыша: хвалить, если что-то у него получается хорошо, подбадривать, если результат пока не радует.
Этапы обучения
Для наилучшего успеха в процессе обучения основным приемам рисования малышей 2-3 лет нужно придерживаться такой последовательности.
- Знакомство с красками, кисточками и прочими материалами для творчества.
- Подражание. На этом этапе родитель заранее готовит фон и формулирует задание, ребенок же должен повторить его. Это может быть обучение закрашиванию: мама рисует дорогу и движущийся по ней автомобиль, закрашивает коричневым только часть «дороги», давая ребенку установку – очистить путь от снега, чтобы машина смогла проехать. Ребенок учится не выезжать карандашом или кистью за контур, действовать аккуратно.
- Большая самостоятельность. Ребенок пробует воплотить на бумаге собственный замысел или же выполнить просьбу взрослого.
Порой малышу бывает трудно совершать необходимые движения, тогда на помощь придет прием «рука в руке»: мама берет руку малыша в свою и управляет ею. Постепенно участие взрослого следует сокращать.
Подготовка материалов
Рисуя с детьми 2-3 лет, мамам предстоит проявить фантазию, использовать самые нестандартные способы и приемы, чтобы малыш не утратил интереса.
Есть множество видов красок, которые помогут превратить каждое занятие в веселье.
- Пальчиковые краски.
- Обычная акварель с набором кисточек.
- Мелки. Ими можно рисовать на асфальте во время прогулки – и весело, и полезно.
- Восковые карандаши.
- Фломастеры и маркеры.
- Штампы-печати, которые погружаются в чернила или краску и оставляют на бумаге фигурный оттиск. Его несложно раскрасить.
- Обычные губки для мытья посуды. Взрослый предварительно обрезает их до необходимого размера, ребенок будет погружать инструмент в краску и использовать такую необычную «кисть» для закрашивания фона.
При выборе поверхности для будущего рисунка для детей можно также поэкспериментировать.
- Лист бумаги А4 – самый простой, привычный и потому популярный «холст» для творения юного художника.
- Грифельная доска, на которой можно рисовать мелками, а затем стирать нарисованное, помогает также скорректировать возможные ошибки.
- Лист ватмана, расположенный на полу (его с успехом заменит кусок белых обоев), поможет создать большую композицию. Такое «масштабное рисование» очень полезно для развития мышления ребенка.
- Кусок фанеры.
- Старая или приобретенная специально для этих целей однотонная футболка.
- Картон.
Нет пределов для полета фантазии – главное, чтобы сам малыш получал истинное удовольствие от того, что он делает. Очень интересно предложить и коллективное творчество, давая возможность нескольким детям создать масштабное полотно, – это поможет научиться работать в команде.
Как научить азам
Самый простой прием, с которого необходимо начинать обучение, – это рисование тычком. Для этого потребуется крупная кисточка с коротким ворсом, а также густая гуашь. Родитель заранее готовит фон – это может быть зленый луг, на котором малыш будет ставить ярко-желтые тычки – цветы; тучи, из которых будет идти дождь – синие пятна; схематичное изображение домов – на этом фоне ребенок сможет нарисовать разноцветный салют. Можно нарисовать новогоднюю ель, задача ребенка – украсить ее всевозможными шарами.
Далее мама показывает малышу пример, после чего дает ему кисть и краску, подсказывает, помогает словами. Первый тычок лучше сделать вместе, взяв руку ребенка в свою. При помощи пальчиков несложно нарисовать точки – капли дождя.
Далее задача усложняется, ребенку необходимо показать, как рисовать примакиванием. Для этого на кисть набирается краска, после чего на лист бумаги переносятся отпечатки: следы зверей на снегу, листва на деревьях, различные орнаменты. С этим вполне справится ребенок в 2 года.
Рисование штампами – еще более интересное занятие. В качестве штампа используется поролоновая губка, ватная палочка или даже палец ребенка. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. Ребенок погружает штамп в краску, после чего ставит на лист бумаги отпечаток. В такой технике можно нарисовать красивые бусы, звездное небо, снеговика, украсить новогоднее дерево.
Более сложные задания
Когда ребенок постиг азы, можно приступать к обучению рисованию прямых линий и геометрических фигур. Взрослый показывает, как это делается, а малыш повторяет. Чтобы процесс не стал скучным, важно правильно организовать занятие. Для этого на одной стороне листа взрослый рисует животное (или наклеивает картинку), на другой – его любимое лакомство. После этого предлагает малышу «покормить» зверька, проведя линию от животного к корму. Также можно изобразить несколько домиков, в которых живут различные сказочные персонажи, и попросить кроху провести дорожки, по которым герои будут ходить друг к другу в гости.
В 2-3 года дети с удовольствием раскрашивают, поэтому родители могут подготовить специальные картинки, чтобы ребенок сделал их цветными, соблюдая контуры. Наконец, можно смело использовать трафареты, которые малыш будет обводить, а уже потом – раскрашивать. Такие формы работы очень хорошо улучшают мелкую моторику. Большинство детей учатся обводить контуры ближе к 3 годам, но и в 2 можно включать трафареты в творческие занятия. Например, предложить крохе закрасить внутреннее пространство при помощи небольшого валика и краски.
В этом возрасте можно показать малышу, как использовать стирательную резинку, чтобы исправить недочеты в рисунке. Для этого обыгрывается интересный сюжет, например: мы нарисовали дорожку, но наступила зима, выпал снег, и вся тропинка стала белой. Рассказывая историю, взрослый стирает карандашную линию, затем дает ребенку сделать то же самое.
Нестандартное рисование
Любой процесс обучения в младшем дошкольном возрасте должен проходить в игровой манере, поэтому и рисование возможно самое разнообразное.
- Для улучшение мелкой моторики следует предложить малышу порисовать пальчиком на рассыпанной по столу манке или муке. Положительные эмоции гарантированы!
- Летом можно рисовать мелками на камнях, улучшая полезный навык даже на прогулке.
- С удовольствием дети разукрашивают изделия из слоеного теста – это гораздо интереснее, чем работа с привычными книжками-раскрасками.
- Рисование цветным льдом повеселит и маму, и малыша. Предварительно следует заморозить воду различных цветов, приготовленную с помощью простой акварели, а после – предложить ребенку лист ватмана, на котором он при помощи «красок» сможет изобразить фигурки или линии.
Обучение юного художника подарит радость и ему самому, и родителям, но главное – помнить, что ребенок должен получать удовольствие, развиваться. Поэтому не стоит ругать его за неудачу, а тем более кричать или нервничать. Такое поведение «наставника» только перечеркнет дальнейшее стремление к прекрасному. Гораздо эффективнее помочь малышу, подсказать ему, порадоваться успехам, пусть и незначительным.
Источник