Как помочь ребенку с задержкой психоречевого развития

Как помочь ребенку с задержкой психоречевого развития thumbnail



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник

В кабинете невролога или психиатра малышу с 3 лет могут поставить диагноз ЗПРР, что означает задержку психоречевого развития у ребёнка. Что это за диагноз, на основании каких критерий и норм он ставиться и как родителям самостоятельно определить, что их чаду требуется помощь специалистов, давайте подробно разберём эти вопросы в статье.

Оглавление:

  • Что такое задержка психоречевого развития у ребёнка (ЗПРР) — Возможные прогнозы
  • Особенности речевого развития
  • Отличия ЗПРР от умственной отсталости
  • Как определить в домашних условиях задержку психоречевого развития у ребёнка
  • Как работать с ребенком при ЗПРР. Практические рекомендации по организации занятий дома
  • К кому обратиться за помощью
  • Заключение

Что такое задержка психоречевого развития у ребёнка (ЗПРР) — Возможные прогнозы

Ребенок с таким диагнозом не всегда имеет умственную отсталость и вполне обучаем. При этом он испытывает трудности с когнитивными функциями (памятью, воображением, вниманием, мышлением, умением обобщать, систематизировать полученные знания), творчески решать возникающие задачи. Эмоционально-волевая сфера, отвечающая за контроль над поведением, нередко страдает, отчего такие дети проявляют заторможенность или крайнюю неусидчивость. Развитие речи отстает в той или иной степени, иногда полностью отсутствует.

 Важно! Общее ощущение от общения с ребенком, с ЗПРР, что малыш отстает на 1-2 года во всех сферах жизни.

Степень отставания тоже может быть различной. Легкая или средняя степень задержки быстрее поддается коррекции. При должном подходе к обучению и воспитанию дошкольника, родители могут полностью исправить все его особенности и снять установленный диагноз. Тяжелая форма ЗПРР, часто имеющая дополнительные нарушения развития, служит причиной зачисления ребёнка в специализированное учебное заведение.

Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенка обижают в школе — 10 Советов родителям

Особенности речевого развития

развитие речи у детей задержкой психоречевого развития

В зависимости от возраста и степени ЗПРР, встречаются различные варианты нарушений различных речевых процессов.

 ЗВУКОВОЙ СТРОЙ

  — Звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы)

— Звукопроизношение сформировано недостаточно. У ребёнка наблюдаются фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения) звуков, фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным, смешения).

 ФОНЕТИКО — ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Способность слышать и различать звуки в своей речи и речи окружающих, а также способность правильно воспроизводить услышанное.

Фонематический слух

— фонематический слух развит недостаточно; дифференциация звуков, слогов, слов нарушена незначительно, ребёнок не всегда различает и правильно   употребляет сходные звуки, слоги и слова;

— фонематический слух не развит, дифференциация звуков, слогов, слов грубо нарушена; путает сходные звуки, слоги, слова.

 Звуковой и слоговой анализ

   — сформированы недостаточно (развиты в недостаточной степени), трудность представляет определение места звука в слове;

— не сформированы (неразвиты)

 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

 — недостаточен, ограничен (в пределах обихода);

— значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка, беден.

Строение слов

—  нарушено незначительно (сохраняется ритмический контур, ударение, число слогов);

—  грубо нарушено.

 ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

— грамматический строй речи сформирован недостаточно. Ребёнок отвечает с аграмматизмами, наблюдается нарушение порядка слов, использование аморфных частей слов, взаимозамены.

грамматических категорий; действует методом проб и ошибок, допускает аграмматичные предложения, пользуется словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний, владеет конструкциями типа: И.П.+ согласованный глагол, но в его речи отсутствуют оформленные предложные конструкции;

— грамматический строй речи не сформирован.

 СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 — пользуется развернутой фразой, связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична, недостаточно сформированы  грамматические  формы  языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, слоговая структура слов не нарушена, синтаксические конструкции фраз бедные.

— пользуется простой фразой, структурно нарушенная, аграмматичная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. предлоги употребляются редко (предлоги понимает не все.), слоговая структура слов нарушена;

— не сформирована, полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов).

ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ – ЭТО ДИАГНОЗ, В КОТОРОМ МОГУТ БЫТЬ ОТРАЖЕНЫ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО, НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ТАКИЕ КАК ДЦП, СИНДРОМ ДАУНА, СДВГ, АЛАЛИЯ, АУТИЗМ И Т.Д.

Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить – Инструкция для родителей

Отличия ЗПРР от умственной отсталости

задержка психоречевого развития у ребёнка (ЗПРР) как отличить от умственной отсталости

Дети, с диагнозом ЗПРР, имеют, в сравнении с умственно отсталыми, более высокий потенциал развития, таких высших психических процессов как: внимание, память, мышление, синтез и анализ.

Игровая деятельность, у детей с задержкой психоречевого развития, вызывает стойкий и продолжительный интерес, в то время как, умственно отсталые дети быстро теряют интерес к игре, внимание их рассеивается.

Ребёнок с задержкой психоречевого развития достаточно легко может овладеть навыками изобразительной деятельности. Рисунки этих детей осмысленные, в них есть порядок, присутствует логическая составляющая. Умственно отсталому дошкольнику, без специального обучения, изобразительная деятельность остаётся недоступна. Его рисунки не логичны, пропорции нарушены.

Учебная деятельность у детей с ЗПРР, вызывает затруднения. Однако, при систематическом обучении, дополнительных занятиях, дети со многими заданиями справляются хорошо. При умственной отсталости любые задания вызывают трудности. Обучение, таких детей, проводится только по специальной коррекционной программе, в специализированной школе.

Возможно, вам будет интересно Развитие памяти и внимания у детей + Диагностика

Как определить в домашних условиях задержку психоречевого развития у ребёнка

 Анализ и синтез

 У ребенка страдают процессы мысленного соединения и разъединения, установления связей между частями и целым, вычленения признаков и т.д. Анализ и синтез являются основными мыслительными операциями, и именно здесь такой малыш испытывает немалые ограничения.

Задержка психоречевого развития у детей Задания на анализ и синтез

 Пример. Ребенку 3-5 лет предложено найти только те фигуры, из которых составлена картинка. Лишние элементы надо просто вычеркнуть.

Это могут быть задания на подбор потерянного блюдца от чашки, кармашка от платья, детеныша животного к его маме, где ребенок выбирает, опираясь на цвет или любой другой признак схожести.

В речи задержка проявляется в плохом понимании заданий, где даны два слова в определенной связи между собой, и к третьему надо подобрать четвертое по аналогии с ними.

 Пример. Дана пара слов: кресло – сидеть. Надо подобрать к слову «диван» аналог, отражающий суть действия, которое можно совершать с данным предметом.

Для детей 6-7 лет в качестве теста можно брать такие упражнения, как составление слов путем переставления букв или слияния первых слогов нескольких слов.

 Сравнение

 Выделение существенных и несущественных признаков предметов для выявления сходства и различия между ними вызывает затруднение у ребенка с ЗПРР. Здесь применяют популярные упражнения со сравнением двух картинок (что общего или чем отличаются), с нахождением самого маленького/большого предмета в линейке предложенных или поиском пары для предложенного изображения из нескольких вариантов.

задержка психического развития у детей Сравнение

Для проверки речи ребенку может быть предложено задание на нахождение созвучных слов, которые отличаются лишь одной буквой и одним звуком.

Пример. Галка – палка, мишка – мышка, Маша – каша, сор – вор и т.д.

 Сериация

 Дети 4-7 лет способны выставлять предметы или связи между ними в определенной последовательности, подробно объясняя связи между ними. Проверить ребенка на способность к сериации можно с помощью заданий: на заполнение пустой клеточки подходящим рисунком в предметном ряду и на выставление картинок в правильной последовательности в соответствии с происходящим.

 Ограничение

 Способность дошкольника к вычленению предмета из группы по отличающимся признакам (самостоятельно или по заранее оговоренным условиям) можно проверить с помощью простых заданий, таких как:

  • обведи красным карандашом только желтых птичек;
  • положи в корзину только синие шарики, а в вазу – серые;
  • вычеркни лишнее и поясни свой выбор.

 Пример. Ребенку предлагают из пяти предметов вычеркнуть лишний, где четыре позиции – это фрукты, а одна – овощ.

Речевое упражнение может содержать задание на выявление лишнего предмета в потоке перечисления нескольких позиций.

 Пример. а) собака – кошка – тапки – попугай – ворона; б) улица – проезд – бульвар – проспект – здание.

 Отрицание

 На основе противоположного признака выявляется лишний предмет или группа предметов, характерные черты которых не указаны.

 Пример. На картинке три девочки. Одна стоит в желтом платье, другая — в синем, третья — в красном. Ребенка просят найти девочку не в желтом и не в синем платье, затем не в синем и не в красном. Это довольно легкий уровень, подходящий для детей среднего дошкольного возраста.

 Обобщение

 Дошкольник с нормотипичным развитием должен мысленно уметь объединить предметы в группу по общему признаку или нескольким свойствам.

 Пример. На картинке изображены солнце, батарея, шерстяной шарф и печка. Ребенок должен назвать общий признак, то есть пояснить, что все изображенное, – теплое (греет).

В речи дети должны вычленять схожий элемент или структуру слов, к примеру: коса – коза, усы – узы, лечь – течь.

 Систематизация

 Данный процесс подвластен дошколятам 5-7 лет, когда устанавливаются определенные закономерности в выстраивание какой-то системы и расположения в ней предметов.

 Пример. Ниже приведены примеры подобных заданий.

задержка психоречевого развития у детей Навыки систематизации

Для определения речевых навыков по систематизации у детей 5-7 лет используют задания на составление рассказа по картинкам, которые предварительно надо пронумеровать.

 Умозаключение

 Из любого события ребенок способен сделать логический вывод, вычленяя одно или несколько суждений по определенным правилам. Выделять можно и положительные, и отрицательные моменты.

 Пример №1. Объясни, что хорошее и плохое происходит при: просмотре телепередач, поездке на транспорте, метели, дожде и т.д.

 Пример №2. Найди неверное суждение и исправь его.

  • Солнце светит, потому что жарко.
  • Прилетели грачи, поэтому наступила весна.
  • Мама принесла хлеб, потому что ходила в магазин.
  • Курица снесла яйцо, потому что цыпленок вылупился.

 Пример №3. Для детей, имеющих начальные математические навыки (счет до 10 и сравнение «больше-меньше»), существуют упражнения подобного плана:

  • Лжезагадки. В пруду плыли пять пчелок, две нырнули. Сколько осталось на воде?
  • Подумай и ответь. Чего в огороде больше – огурцов или овощей? Чего на кухне меньше – чашек или посуды?
  • Найди к каждому предмету образующую пару. Сапоги, шляпа, ноги, голова.
  • Закончи предложение логически верно. Если папа выше мамы, то мама …(ниже папы). Если черная ваза шире белой, то белая… (уже черной).
  • Реши задачку. Две сестрички съели две банки варенья. Сколько съела каждая девочка?

 Классификация

 Ребенок в 3 года и старше способен распределять предметы в группы по каким-то общим признакам, то есть классифицировать. Он может это делать как с помощью картинок, так и на слух.

Пример. Необходимо назвать, ряд из четырех предметов, одним словом (животные, посуда, растительность, канцелярские принадлежности).

задержка психоречевого развития Задания на классификацию

Можно давать ребенку задания, где объединены несколько процессов, например, обобщение и классификация или сравнение и умозаключение.

 Внимание и память

 Способность концентрировать сознание на чем-то одном и тем более удерживать в памяти образы – сложная задача для детей с задержкой. Для проверки и тренировки данных функций можно воспользоваться предложенными ниже заданиями.

  • Посмотри на картинку, запомни все предметы. Далее взрослый закрывает исходник и предлагает ребенку перечислить все, что он увидел.
  • Механизм действий тот же, но задание усложняется тем, что надо найти пропавший или вновь появившийся элемент.
  • Повтори несколько слов в точной последовательности.

Для тренировки внимания, хорошо подходит собирание пазлов. Начинать лучше с разрезных картинок, где совмещаются 2-3 детали. Для тех, у кого с этим проблемы, актуальны деревянные или картонные изображения с исходником на панно, то есть учащийся накладывает детали на уже нанесенный рисунок.

Как работать с ребенком при ЗПРР. Практические рекомендации по организации занятий дома

Задержка психоречевого развития ЗПРР у ребёнка

В первую очередь взрослый должен создать психологически благоприятный климат для занятий. Время занятий только тогда, когда малыш хорошо себя чувствует и настроен на контакт. Желательно выбирать первую половину дня. Длительность урока составляет от 5 до 30 минут для 3-5-летнего ребенка и до 45 минут для дошкольника старшего возраста. Любое занятие проводите в игровой форме, так как основным видом деятельности до 10 лет является игровая.

Нельзя требовать от ребенка выполнения слишком сложной задачи. Любое упражнение начинаем с примера и разъяснений. Не стоит злиться и ругаться, если приходится повторять одно и то же несколько раз. Дети с ЗПРР отличаются тем, что долго усваивают информацию. Чтобы заставить ученика думать, не делайте поспешных выводов за него и не заставляйте механически заучивать материал. Лучше вычленить блоки проблем (например, слабое ассоциативное мышление) и проработать их, привлекая не только книжные образы, но и суммируя личные жизненные впечатления дошкольника.

 Важно! Основная задача – выстроить цепочку действие – слово – образ.

Для детей с задержкой развития необходимо создать условия для формирования связи между наглядными и словесно-логическими формами мышления, то есть заложить начало развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Создавайте динамичность окружающей среды путем собственного воздействия ребенка на предметы и события, чтобы преодолеть статичность восприятия, которая так свойственна проблемным детям. На основе этого начинает формироваться правильная речь.

К кому обратиться за помощью

Задержка психоречевого развития у ребёнка Занятия с психологом

Главными помощниками родителей такого малыша станут не столько врачи, сколько педагоги и современные коррекционные методики. Обязательно возьмите консультацию психолога, нейропсихолога, (дефектолога) и логопеда. Не отказывайтесь посещать их занятия и выполнять домашние задания!

Возможно, вам будет интересно Все секреты Су-Джок терапии для развития речи детей

Нетрадиционные методики, такие как Томатис, микротоковая рефлексотерапия, мипроп