Как помочь ребенку при замедленном развитии речи

Развитие речи у ребенка – сугубо индивидуальный процесс, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития.
С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит
стремительными темпами. Некоторые родители могут считать, что речевой процесс начинается, когда ребенок пытается произносить отдельные слоги и слова, но на самом деле уже для двухмесячного крохи существуют критерии, согласно которым развитие происходит нормально или в нем присутствуют отклонения.
2 месяца. Обычно в этом возрасте малыш произносит первые звуки. Ребенок начинает реагировать на голос родителей улыбкой. Если малыш чего-то хочет, для привлечения внимания к себе он использует крик или плач.
3-6 месяцев. Период «агуканья». У ребенка проявляется гуление (протягивание отдельных звуков, обычно гласных). Формируются первые навыки общения, малыш пытается копировать движения губ взрослых, может гулить без перерыва несколько часов. Интересно, что все дети в независимости от пола, расы и национальной принадлежности гулят одинаково.
6-9 месяцев. Появляется лепет или «лепетная речь». Из отдельных звуков ребенок начинает складывать подобие слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» и подобные звукосочетания. Ребенок с помощью лепета просто исследует конструкции языка, но родителям может казаться, что малыш таким образом зовет папу или маму. На самом деле, лепет только похож на настоящие слова, осознанная речь появится у ребенка чуть позже.
Примерно в этот же период малыш начинает откликаться на свое имя, понимать речь взрослых. Например, если спросить ребенка «где мама?», он повернет голову в ее сторону. Ребенок, подражая взрослым, учится интонировать — тихий лепет сменяется громким и наоборот.
9-18 месяцев. Появление первых слов. Обычно девочки произносят слова в возрасте 9-10 месяцев, мальчики — чуть позже, в 11-12 месяцев. Также многие специалисты замечают, что спокойные дети начинают говорить несколько позже эмоциональных и подвижных.
В этот возрастной промежуток начинает формироваться словарный запас, и к началу второго года жизни ребенок обычно знает и может произнести около 10 слов. Также пополняется и пассивный словарный запас — то есть те, слова, которые ребенок пока не может произнести, но уже понимает и реагирует на них.
В 1,5 года ребенок уже может произносить около 15-20 слов. Обычно это имена близких людей, обозначения членов семьи, названия животных и игрушек. Малыш уже способен составлять простые фразы, например, «дай мяч».
1,5-3 года. Ребенок уже знает примерно 40-50 слов. У ребенка появляется осмысленное понимание того, что говорят окружающие его люди. Малыш к 2-2,5 годам произносит несложные предложения, например, «я хочу гулять», «я иду кушать».
Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.
О задержке речевого развития у детей на разных этапах жизни можно говорить в следующих случаях:
- Ребенок не кричит в первые месяцы жизни, не гулит.
- К 9 месяцам отсутствует лепет, ребенок не пытается произносить слоги.
- К началу второго года у ребенка отсутствует активный словарный запас.
- Ребенок в полтора года не реагирует на простые просьбы и не понимает, что ему говорят.
- В два года речь ребенка нечленораздельна и непонятна .
- Двухлетний ребенок не может произнести предложение из двух слов.
Причины задержки речевого развития у детей
Нарушение речевого развития у детей часто связано с одним из следующих факторов:
Патологии, возникшие во время беременности или родов. Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:
- травмы матери во время беременности;
- вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
- внутриутробная гипоксия;
- состояние стресса у матери;
- наличие у матери инфекционных заболеваний;
- прием матерью некоторых видов лекарств.
Самым опасным осложнением непосредственно во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к мозговым клеткам.
Наследственность. Если у кого-то из родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
Обстановка в семье. Для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью. Дети с нарушениями речевого развития не обязательно живут в семьях алкоголиков или наркоманов, ведущих аморальный образ жизни и не занимающихся воспитанием ребенка. Часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении.
Заболевания. Особенно опасны для развития речи такие заболевания как менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.
Коррекционная работа
Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.
Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.
Кроме того, необходима работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом), не будут лишними арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия, взаимодействие с домашними животными.
Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.
Читайте другие интересные статьи на официальном сайте для мам.
Источник
![]() | Рейтинг Полезные рекомендации, которые помогут родителям устранить причины задержки развития речи |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Когда в полтора года родители приводят ребенка на медосмотр, педиатр спрашивает, какие слова он уже говорит. Родителям бывает неприятно признаться, что ребенок еще не говорит. Врачи рекомендуют в этом возрасте проверить развитие речи ребенка и сделать повторную проверку через полгода. Однако у многих здоровых детей бывает задержка, и это происходит по разным причинам. В большинстве случаев через небольшой промежуток времени ребенок начинает говорить. Однако если этого еще не произошло, родители могут использовать несколько способов, чтобы помочь ребенку заговорить.
Задержка развития речи может быть вызвана многими факторами, связанными со здоровьем и окружением ребенка. Часто это связано с проблемами со слухом. Многие родители не понимают, что у ребенка есть какие-либо нарушения слуха, пока не заметят задержку развития речи. В других случаях инфекции или накопление жидкости в ушном канале могут приводить к временному ухудшению слуха, и ребенок слышит все окружающие звуки приглушенно. Устранив проблемы со слухом, вы поможете ребенку развить речь.
Во многих случаях ребенок просто не заинтересован в том, чтобы говорить, или не испытывает в этом потребности. Если он успешно общается с помощью жестов или кивков головы, то не прилагает дополнительных усилий, чтобы начать говорить. Младшие дети в семье часто начинают говорить позже, чем старшие. Старшие братья или сестры хорошо понимают их знаки, поэтому им комфортно и без навыков речи.
В отдельных случаях задержка речи может быть признаком нарушений умственного, социального или эмоционального развития. Поэтому важно, чтобы ребенок находился под наблюдением врача, чтобы определить пробелы в развитии.
Какой бы ни была причина, есть простые способы помочь поздноговорящему ребенку развить речь. Это простые занятия, которыми родители могут заниматься с ребенком дома. Используйте их поочередно. Если тот или иной метод работает, продолжайте его использовать и добавляйте новые методы. Если в течение нескольких недель метод не приносит результата, попробуйте что-то другое, но не давите на ребенка. Используйте позитивное подкрепление и всегда хвалите ребенка за его усилия к освоению речи.
Читайте книги вместе с ребенком
Чтение вместе с ребенком полезно для него независимо от возраста и от того, страдает ли он от каких-либо расстройств или задержек развития. Младенцы и дошкольники, вероятно, не будут долго задерживать внимание на каждой странице. Они могут даже подталкивать вас к тому, чтобы вы быстрее перевернули страницу. На данном этапе ваша задача – не прочитать вместе с ребенком всю книгу, а привить ему интерес к чтению и побудить его к тому, чтобы он сообщал о происходящем. Если ребенок показывает пальцем на картинку, называйте, что на ней нарисовано: «Мяч! Ты нашел мяч» или «Корова, му-у-у». Не заставляйте ребенка читать, если он не хочет, но у него под рукой всегда должны быть книги с картинками.
Пойте
Песни вызывают воспоминания о событиях и связанных с ними эмоциями. Вспомните какую-нибудь песню из своего детства – и вы сразу же вспомните картины тех времен. Есть много развивающих детских песенок, в которых называются части тела, названия животных и т. д. Пойте их вместе с ребенком – это поможет ему запомнить новые слова. Например, когда вы поете песенку о частях тела, прикасайтесь рукой к голове, носу, рукам и т. д. Затем предложите ребенку показать, где находится голова или рука. Поощряйте ребенка, но сначала попросите его повторить слова, которые он только что услышал в песенке.
Можно включать ребенку песенки на компакт-диске или на видео, но лучше всего, если вы сами будете петь ему. Ребенку неважно, насколько хороши ваши вокальные данные – он по достоинству оценит то, что вы уделяете ему время, и лучше запомнит слова.
Рассказывайте ребенку, что вы делаете
Называйте ребенку все свои действия: «Мама готовит обед», «Мама ест красное яблоко, оно сочное и вкусное». Можно также говорить ребенку о том, что делает он: «Ой, ты упал», «Ты купаешься» и т. д.
Подобные разговоры с ребенком должны происходить естественно и непринужденно. Вам не обязательно весь день говорить ребенку, что вы делаете. Если ребенок играет, не стоит его отвлекать. Эта стратегия направлена на то, чтобы дать ему больше информации о словах и названиях предметов и действий. Если вы сомневаетесь, позвольте ребенку взять инициативу в свои руки. Если он занят игрушкой – не мешайте ему, просто поговорите вместе о ней.
Устанавливайте «слово дня»
Выберите какое-нибудь слово и часто повторяйте его в течение дня (разумеется, в контексте). Для этого лучше всего подходят короткие простые слова или имена (например: «вода», «мяч», «кошка» или имена членов семьи). Когда вы произносите слово, повторите его несколько раз и удерживайте зрительный контакт с ребенком во время разговора.
Мягко мотивируйте ребенка повторять выученные слова. Например, если вы держите мяч, а ребенок просит дать мяч ему, притворитесь, что вы его не понимаете. Это заставит его заговорить. Если в течение минуты ребенок не назовет слово или расстроится, отдайте ему мяч и позвольте играть дальше.
Собирайте пазлы
Пазлы, головоломки и стратегические игры учат ребенка решать задачи. Сами по себе пазлы не способствуют развитию речи, но они заставляют мозг работать по-другому.
Собирая пазл, разговаривайте с ребенком и рассуждайте вслух: «Этот элемент сюда не подходит, наверное, надо его повернуть». Если в рисунке на пазле есть буквы, слова или изображения животных или предметов, называйте их, когда соберете картинку.
Имитируйте звуки животных
Имитация звуков природы часто является первым шагом к освоению речи. Многие дети говорят «му», «гав», «мяу», прежде чем произносят первые слова («мама», «папа» и т. д.). Также они имитируют звуки автомобиля, поезда и т. д.
Если ребенку требуется время, чтобы начать говорить, начните со звуков природы. Читайте ребенку книги о животных. Если у вас есть домашнее животное, повторяйте звуки за ним и предложите ребенку сделать то же самое. При возможности сводите ребенка в зоопарк – там вы сможете увидеть больше животных и услышать их звуки.
Мотивируйте ребенка играть с детьми, которые хорошо разговаривают
Иногда дети лучше учатся у своих сверстников. Именно поэтому многие поздноговорящие дети начинают говорить, когда идут в детский сад или школу. Если у вас есть знакомые, у которых есть дети того же возраста, что и ваш ребенок, ходите вместе на детскую площадку. Если у ребенка есть старший брат или сестра, мотивируйте их играть с младшим братом.
Задавайте ребенку вопросы, которые предполагают развернутые ответы
Многие дети с задержкой речи общаются кивками или качанием головы. Они поняли, что этого достаточно, чтобы отвечать на вопросы и удовлетворить свои потребности. Иногда родителям приходится показывать ребенку несколько предметов, а он кивком или покачиванием головы дает понять, что именно ему нужно. Вместо этого попросите его назвать хотя бы первые несколько звуков названия предмета, который ему нужен.
Рано или поздно большинство детей начинают говорить и догоняют своих сверстников в развитии речи. Если к полутора годам ваш ребенок вообще не говорит, проконсультируйтесь с логопедом.
Тем не менее, после двух лет дети обычно начинают говорить. Используйте рассмотренные выше стратегии – и вы сможете помочь ребенку в этом.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.
Развитие ребенка
26.12.2017
Источник
Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Задержка речевого развития
Причины ЗРР
Органические причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:
- Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
- Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
- Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
- Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социальные причины
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.
Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Патогенез
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.
Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Развитие речи в норме
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:
- гуления (с 1,5-2 мес.);
- лепета (с 4-5 мес.);
- лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
- первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).
Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.
В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Симптомы ЗРР
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
- аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
- отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
- неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
- отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
- неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
- полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
- преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
- Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
- Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
- Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Прогноз и профилактика
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник