Как помочь ребенку 6 лет в развитии речи

Как помочь ребенку 6 лет в развитии речи thumbnail

Последнее обновление статьи: 13.05.2019

Некоторые родители очень расстраиваются, когда наблюдают невнятную речь у своего 6-тилетнего ребенка. Папа и мама порой впадают в настоящую панику, когда их чадо не вписывается в нормы развития, но ведь не стоит забывать о том, что каждый малыш — индивидуальность. Все дети разные, один с легкостью может выучить длинное стихотворение, другому на это понадобится много терпения и времени, у кого-то нет проблем в речи, а другой ребенок с трудом произносит некоторые слова.

Поэтому не нужно паниковать, сначала необходимо четко определить проблему и уделять ей как можно больше времени. Существует специальные упражнения, множество простых игр и различных методик по исправлению недостатков в речи. Можно обратиться к специалистам: логопеду или дефектологу, а можно постараться и самостоятельно устранить проблему. Прежде чем приступить к упражнениям для говорения, необходимо понять особенности речевого развития у дошкольников.

Особенности произношения у детей 6 лет

Естественно, любому родителю хочется, чтобы к школе его чадо было полностью подготовлено, это же касается и правильного произношения слов. Порой учителю сложно разобрать, что говорит ученик, подобная ситуация может осложнить процесс обучения. Поэтому одной из главных стадий подготовки к школе должна быть его общеречевая подготовка. Родителям необходимо понимать, что процесс развития речи начинается с самого первого дня жизни ребенка до начала учебы в школе, здесь навыки говорения совершенствуются до 14-15 лет.

Необходимо научить дошкольника произносить слова неосознанно и спонтанно, для этого нужно научить свое чадо чувствовать, наблюдать за другими говорящими, слышать и слушать. Также необходимо создать для ребенка те условия, чтобы он пользовался своими чувствами и эмоциями, умел выражать языком то, что он чувствует в данный момент.

Развитие речи обусловлено следующими способностями:

  • управлять лицевыми мускулами;
  • понимать значения произносимых слов;
  • запоминать устойчивые словосочетания.

Общеречевая подготовка включает в себя не только навык устной речи, но и обучение детей восприятию и пониманию произносимых слов (аудирование).

Однако существует ряд проблем, которые не позволяют 5-6-летнему ребенку четко произносить слова, а также понимать смысл речи говорившего.

Проблемы речевого развития

У дошкольников существует ряд проблем, которые затрудняют четкое произношение:

  1. Логоневроз, т.е. простое заикание. Специалисты отмечают тот факт, что в современном мире становится все больше детей, страдающих заиканием. По мнению некоторых логопедов, нынешний ритм жизни, большое количество гаджетов, перегруженность новой информацией, пониженный иммунитет влияют на чистоту произношения слов у детишек 5-6 лет. Считается, что логоневроз начинает проявляться в 2-3-летнем возрасте, когда малыш только начинает строить свои первые предложения. Родителям стоит знать, что в домашних условиях детское заикание не лечится, здесь необходима совместная работа невролога и логопеда. При чем важно время обращения к специалистам, если в течение 6 месяцев после обнаружения проблемы папа и мама обращаются к специалисту, то заикание устраняется без ремиссии. Однако часто логоневроз со временем возвращается.
  2. Алалия, т.е. задержка в развитии речи. Данная проблема замечается у детей с нарушением работы некоторых участков головного мозга. Алалия не означает, что у ребенка есть задержка общего интеллектуального и психического развития, однако необходимо понимать, что неумение правильно и четко говорить может отразиться на процессе обучения и успеваемости по сравнению со своими сверстниками.Родителям на заметку: если 3-хлетний малыш ограничивается произнесением не более десятка слов, то его в обязательном порядке необходимо показать специалисту. При данной проблеме играет время, чем дольше мама оттягивает с посещением логопеда, тем сложнее пройдет процесс исправления проблемы.
  1. Дислалия, т.е. недостаток звуковоспроизведения, в простонародье называется картовость. Считается абсолютной нормой, когда малыши 3-4 лет не могут произносить шипящие или свистящие звуки, а также «р», «л» и пр., ведь в данном возрасте крохи только осваивают умение говорить. А вот у дошкольников невыговаривание отдельных звуков уже не является нормой, чаще всего данный недостаток связан с недостаточно подвижным языком. Обычно проблема устраняется простейшей операцией: подрезанием уздечки под языком. Хотя сейчас считается, что при дислалии достаточно использовать специальные упражнения, развивающие подвижность языка.
  2. Ринолалия, т.е. гнусавость. Данный недостаток обусловлен особенностями строения речевого аппарата человека, либо наличия наростов в носовых проходах. При обнаружении гнусавости у своего ребенка, родителям необходимо обратиться к логопеду и отоларингологу, только при их совместной работе можно решить подобную проблему.
  3. Дизартрия — это редкая врожденная патология, при которой человек не может контролировать лицевые мышцы, а также движение речевого аппарата. Заболевание требует серьезного и комплексного лечения.
  4. Аграмматизм — ситуация, когда малыш может путать окончания слов, предлоги, в при данной проблеме дошкольник не может в полной мере выражать свои мысли. Данное явление не является заболеванием, скорее всего происходит родительский недосмотр, если мама или папа недостаточно уделяют время общению с ребенком, коверкают произношение слов в разговоре с малышом (сюсюкают, подражают детскому лепету), то и развитие речи у детей также тормозится. Устранить данную проблему можно как в домашних условиях, так при помощи занятий с логопедом.
  5. Задержка психического развития. Данная серьезная проблема носит комплексный характер, могут наблюдаться небольшой словарный запас, аграмматизм, дислалия, одновременно у таких малышей наблюдается невозможность составления связного рассказа. В данном случае помимо логопеда родителям необходимо обратиться к психологу, неврологу и другим специалистам.

Каждая проблема в задержки развития речи малышей 6 лет — индивидуальна, однако вместе с врачами папа и мама могут также участвовать в формировании правильного говорения ребенка. Существуют множество методик и специальных упражнений, с помощью которых родители могут самостоятельно заниматься со своим чадом.

Дыхательные упражнения

Если дошкольник говорит плохо, то первое, с чего нужно начинать при формировании правильного говорения, является постановка дыхания. Правильное дыхание поможет ребенку произносить все слова плавно, неторопливо, с легкостью проговаривать любые, даже сложные звуки. От дыхания зависит многое, например, если малыш во время разговора недоговаривает какой-либо звук, то его будет довольно сложно понять. Как ни странно, но, во-первых, кроху необходимо научить правильно дуть. Существует несколько легкий и веселых игр, во время которых малышу 6-ти лет будет не только полезно, но и весело проводить время.

  1. Мыльные пузыри. Дети просто обожают надувать пузыри, поэтому эти упражнения малыш будет выполнять с удовольствием. Целью является развитие мышц губ и умения плавно и сильно дышать. Чтобы усложнить задачу, необходимо не только надуть мыльный пузырь, но и воздушной струей не давать ему спуститься вниз.
  2. «Дуем на горячий чай». Достаточно просто заварить чашечку чая и попросить остудить напиток с помощью собственного дыхания.
  3. Пузырь. Это простейшая игра состоит в следующем, взрослый должен попросить ребенка изобразить пузырь, приговаривая: «Надувайся пузырь большой-пребольшой», а потом после фразы «Лопнул», малыш должен произнести звук «С», имитируя выходящий воздух.
  4. Листики. Родителям необходимо вырезать из бумаги листочки, привязать к ним нитку и подвесить, теперь нужно показать дошкольнику, как дуть на листики, чтобы они начали колыхаться, как на ветру.
  5. Кубики. Данное упражнение поможет развить диафрагмальное дыхание. Здесь нужна совместная игра детей и родителей. Оба ложатся на спину, кладут себе на живот кубик и стараются с помощью дыхания (вход и выдох только через нос), как можно выше поднять свой кубик.
  6. Воздушный футбол. Необходимо скатать небольшие комочки ваты, соорудить маленькие ворота, теперь нужно струей воздуха загонять маленькие мячики в ворота.
  7. Бабочка. Можно купить небольшую и легкую бабочку, привязать ее на ниточку, теперь с помощью воздушной струи необходимо заставить бабочки взлететь.
  8. Снежинки. Нужно вырезать из бумаги небольшую снежинку, положить ее на ладонь и показать малышу, как ее правильно сдуть с ладони. Главное, чтобы вдох был через нос, а выдох происходил через рот.
  9. Змейка. Заинтересовать ребенка можно еще одной игрой для проработки шипящих звуков. Игра проводится на ковре, ее смысл состоит в длительном произношении звука «Ш». Мама говорит: «Давай превратимся в змей! Вылезли змейки из своих нор и греются на солнышке! Змейкам нравится греться, они шипят от удовольствия! Ш-Ш-Ш-Ш». Необходимо постараться, чтобы малыш побольше набрал воздуха в легкие и дольше произносил звук. При шипении дополнительно вдох делать нельзя.
  10. И, конечно, прекрасным для развития дыхание у детей 5-6 лет будет простое надувание воздушных шариков.

 Артикуляционная гимнастика

Далее для постановки речи необходимо приступить к артикуляционной разминке, она включает в себя несколько несложных упражнений, которые помогут дошкольнику лучше управлять мышцами лица и речевым аппаратом.

  • Губы. Необходимо плотно сжать губы, вытянуть их вперед и зафиксировать данное положение. Не размыкая губ, ребенок должен улыбнуться. Повторить еще 2-3 раза.
  • Щечки. Отличное упражнение для проработки лицевых мышц у детей 6-ти лет. Малыш садится на ковер и поочередно надувает щеки, перемещая воздух из одной щечки в другую. Потом необходимо сильно надуть обе щеки. Повторить 5-6 раз.
  • Хомяк. При данной ролевой игре необходимо набрать воздух в рот и имитировать движения щек, как у жующего хомячка. Набрать воздух в обе щеки и перегонять его вверх и вниз, не делая дополнительных вздохов.
  • Маятник. Следующее упражнение поможет управлять не только лицевыми мышцами, но и языком. Губы плотно сомкнуты. Нужно провести языком сначала по верхнему ряду зубов, потом по нижнему ряду. Необходимо постараться провести по всем зубам.
  • Сластена. Мама говорит: «М-м-м! Сколько сладкого!» Сначала ребенку нужно поочередно провести кончиком языка по верхней и нижней губе. Потом малышу нужно нижней губой накрыть верхнюю, затем облизать верхнюю губу. То же самое проделать с нижней губой. Повторить несколько раз.
  • Верблюд. Следующее забавное упражнение направлено на укрепление челюстных мышц. Губы плотно сомкнуты. Необходимо вращать нижней челюстью, имитируя жевательные движения верблюда.
  • Ковшик. Необходимо открыть рот, улыбнуться, высунув при этом язык. Язык стараться сделать лодочкой. Положение фиксируется. Мама в это время должна считать от 1 до 10. Нужно строго следить за тем, чтобы была неподвижна челюсть, и губы не заходили за границу зубов.
  • Часы. Необходимо открыть рот и кончиком языка проводить от одного уголка рта к другому. Проделывать данную гимнастику в течение 1-2 минут.
  • Присоска. Нужно попросить ребенка громко почмокать, для этого ему необходимо всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбросить ее, раскрыв широко рот. Затем сделать наоборот: нижнюю губу всосать под верхнюю.
  • Лопаточка. Нужно открыть рот, губы растянуты в улыбке. Положить переднюю часть языка на нижнюю губу, удерживать данное положение. Маме необходимо следить, чтобы губы не напрягались, также нельзя широко улыбаться, чтобы нижняя губа ребенка не подворачивалась. Язык тоже не должен быть слишком высунутым, только прикрывать нижнюю губу. Боковушки языка касаются уголков рта. Кажется, что упражнение довольно сложное, но, если строго следовать инструкции, все получится.

Работа над дикцией

Правильная дикция, т.е. четкое и внятное произношение каждого из звуков, слов, начинает формироваться у ребенка постепенно, это происходит одновременно с совершенствованием самого речевого аппарата. Часто у детей 5-6 лет наблюдаются проблемы с дикцией, однако неясная речь может повлиять на будущий процесс обучения.

Плохая дикция у 6-ти летнего может серьезно повлиять и на поведение дошкольника в обществе: из-за смазанной речи малыш становит замкнутым, его поведение может сопровождаться приступами агрессии, т.к. многие люди просто не могут понять его произношение. Вследствие чего падает его желание познавать окружающий мир.

Вот почему родителям крайне важно, как можно раньше выявить проблемы с дикцией у своего чада, и своевременно обратиться к специалисту, а также в домашних условиях проводить с ребенком специальную гимнастику. Существует несколько способов постановки правильной дикции у детей 5-6 лет.

Во-первых, самым распространенным упражнением для постановки правильной речи являются скороговорки. Для начала родителям необходимо прогововаривать небольшие и несложные предложения. Чтобы ребенок сам простукивал себе ритм. Разучивание любых скороговорок должно проводиться в игровой форме. Да, учить данные словосочетания непросто, но существует ряд простых правил и действий, следуя которым можно добиться прекрасных результатов в поставке четкой дикции у дошкольника:

  1. в самом начале родителям необходимо постараться вместе с ребенком произносить скороговорку;
  2. произношение должно быть медленным и четким, по слогам;
  3. необходимо уделять внимание правильному произношению всех звуков;
  4. нужно объяснить смысл данной скороговорки, детям легче запоминать то, смысл чего они хорошо понимают;
  5. как только скороговорка выучена наизусть, ее нужно произнести без голоса, работают только губы, зубы и язык;
  6. потом слова проговариваются шепотом, с каждым разом темп говорения становится выше, голос громче.

Вот несколько простых скороговорок, которые прекрасно подойдут для поставки дикции у детей дошкольного возраста:

  • Синичка, синичка — воробью сестричка;
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик;
  • Кощея щами не угощают.

Помимо произношения скороговорок существует ряд упражнений, помогающий поставить четкую дикцию. Вот одно из них: гимнастика проводится на ковре, необходимо сделать вдох. И следом за одним из родителей произнести одну и ту же фразу с различной интонацией: вопрос, восклицание, повествование. Все гласные звуки пропеваются. Прекрасно, если мама или папа умеют играть на пианино, используя музыку, пропевать звуки намного легче.

Упражнение «Горка». Необходимо, взбираясь на горку, высоко произносить звуки, а скатываясь — низко. Например, ноооо-оооон, роооо-оооор, наааа-аааан и т.д.

Развитие слухового понимания

Чтобы речь ребенка была правильной, он должен следить за говорящим и понимать, все то, что ему пытаются донести. Прекрасно для развития понимания речи у детей подходит стихотворение К. Чуковского «Путаница», маме необходимо прочитать отрывок из произведения, а затем задать несколько вопросов о том, где ребенок нашел несоответствие смыслу. Например, разве хрюшки мяукают. Нет. А какие звуки издают поросята. Хрю-хрю.

Можно предложить малышу следующую игру: ему необходимо отгадать не только животное по произнесенным звукам, но кто это: взрослый или детеныш. Мама произносит звук «Мяу-мяу». Ребенок отгадывает, что это кошка. Далее родитель тихо и нежно произносит «Мяу». Малыш должен отгадать, что перед ним детеныш.

Существует парное упражнение на повторение: сначала мама шепотом произносит парные слова (ложка-ножка, нож-рожь, волос-голос, чайка-майка), а малыш должен также шепотом повторить все фразы.

Другие способы постановки правильной речи

Помимо вышеуказанных упражнений существует несколько способов развития четкого говорения у детей дошкольного возраста.

  1. Разучивание коротких стихотворений, небольших рассказов. Для этого маме необходимо несколько раз перечитать произведение, а потом делать смысловые остановки, чтобы ребенок сам произнес следующую фразу.
  2. Также малыша можно увлечь описыванием предметов или действий других людей. Например, маме можно встать возле окна и попросить описать все, что ребенок видит за окошком, рассказать, чем занимаются люди, во что одет тот или иной человек. Так малыш научится связно строить свою речь, научится самостоятельно описывать предметы.

Все предложенные упражнения проводить очень легко, так дошкольник в игровой форме сможет правильно выстроить свое произношение. Родителям нужно помнить, что возраст 5-6 лет — это время, когда происходит завершение и закрепление развития речевого аппарата. Конечно, многие проблемы с речью можно будет откорректировать и позже, но ближе к 8-10 годам для этого понадобиться уже больше времени и усилий. До того, как малыш еще не пошел в школу, с ним прекрасно заниматься и в домашних условиях. Правильная и внятная речь — залог успешного обучения в будущем, легкого общения в обществе. Человек, который говорит правильно и четко, всегда открыт новому, быстро сходится с окружающими людьми, любознателен. Поэтому, если мама или папа обнаруживают недостатки в произношении у своего ребенка, необходимо сразу же начать исправлять данную проблему. Чем меньше лет малышу, чем проще поставить речь.

Источник

13.10.2015,

Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Речевое развитие ребенка в 6-7 лет

Подготовка ребенка к школе вышла на финишную прямую. Еще чуть-чуть и ваш дошкольник станет первоклассником. А, значит, все навыки и умения, необходимые для успешного освоения школьной программы, должны быть отточены до совершенства.

Естественно, развивать ребенка и потихоньку готовить к школе лучше всего с самого раннего возраста. Но если по каким-то причинам вы не находили времени и сил на упражнения с ребенком, то сейчас особенно важно уделить внимание занятиям, чтобы избежать проблем при обучении.

В каждом классе есть несколько детей, которые явно отстают от сверстников по школьной программе, читают медленнее всех, решают примеры неверно и, в целом, как будто не понимают, как и что делать на уроках правильно. Над такими учениками часто подтрунивают учителя и одноклассники. И даже если «неуспевающие» не показывают своих эмоций по поводу школьных неудач, в глубине души они очень переживают, что не могут справиться с уроками. Неуверенность в себе зарождается у ребенка очень быстро, особенно, в начальных классах школы.  Поэтому  обязательно готовьте своего дошкольника к предстоящим учебным нагрузкам!

Особое внимание обратите на развитие речи ребенка. Ведь учителя в школе при оценке знаний по «устным» предметам (чтение, окружающий мир, английский язык и почти все предметы, которые появляются в более старших классах) ориентируются прежде всего на то, как ребенок пересказывает материал, выступает с докладом и насколько полно и без стеснения отвечает на уроке.

Есть дети, которые всё понимают и знают ответ на вопрос учителя, но не могут или боятся сказать ответ. На вопрос преподавателя молчат или начинают что-то невнятно говорить. Педагоги воспринимают это как незнание, а ребенок думает, что учитель его не любит и занижает оценки. Поэтому задача родителей детей, которые через год пойдут в школу: целенаправленно развивать речь, умение пересказывать и выступать перед публикой.

Так же обратите внимание! Поступление в школу – сильный стресс для детей. Если ваш ребенок склонен к заиканию, заикается или раньше заикался, постарайтесь максимально подготовить своего дошкольника к предстоящим нагрузкам, создайте спокойную доброжелательную атмосферу дома и постарайтесь избавиться от заикания еще до школы.

Показатели речевого развития детей 6-7 лет

  1. В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает от 3500 слов (в 7 лет словарный запас может достигать до 7 000 слов).
  2. Дошкольник активно использует образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивает грамматически верные предложения (склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу).  Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
  3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.
  4.  Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
  5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.

6-7 лет – один из самых благодатных периодов, когда ребенок уже говорит хорошо и много, ему есть что сказать, а взрослым интересно его слушать. В семьях, где папам было сложно выстроить общение с маленьким ребенком, потому что «ну о чем мне с ним говорить?», именно в этот период большинство отцов начинают с удовольствием разговаривать и играть с детьми.

Как развивать речь ребенка в 6-7 лет?

Чтение книг как способ развития речи

  1. Основным источником развития речи ребенка 6 лет, как и в более младшие периоды, остается общение со взрослыми.
    Разговаривайте с дошкольником как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы. Темой для разговоров могут быть совместные посещения театра, цирка, выставок. Такие мероприятия не только разовьют речь, но и расширят кругозор ребенка.
  2. Рекомендуем пересмотреть домашнюю библиотеку и дополнить книгами, соответствующими возрасту. Как правило, дети 6 лет предпочитают книги о жизни животных (особенно манят динозавры), приключенческие повести (например, Николай Носов «Незнайка на луне») и детские детективы. Посетите вместе книжный магазин или интернет-магазин (ссылка на лабиринт?)-здесь возможно целесообразнее было бы обзор написать по нескольким книгам для старших дошкольников и выберете, что понравится дошкольнику.
  3. Посетите детскую библиотеку. Конечно, они сейчас не так популярны, как во времена нашего детства, но именно атмосфера библиотеки может заинтересовать ребенка в самостоятельном чтении. К тому же сейчас во многих детских библиотеках созданы все условия, чтобы увлечь детей книгами (удобные читальные залы, новые красочные книги и даже игрушки).
  4.  Разнообразьте совместное времяпрепровождение играми на развитие речи. Особенно полезными будут упражнения на увеличение словарного запаса.
  5. Научите ребенка пересказывать и без стеснения говорить на публике.Ораторское искусство – навык, который пригодится и сослужит верную службу на протяжении всей жизни.Освоить выступление на публике вам поможет игра «в школу».
    Попросите ребенка выучить стихотворение или подготовить небольшой пересказ. И предложите поиграть: «Давай мы потренируемся. Представь, что я учительница, а папа – ученик, ты вышел рассказывать к доске стихотворение».  Папа для пущей убедительности может вести себя как типичный ученик, а вы сделать голос, как у учительницы и вызвать ребенка к доске.

Вот несколько игр, которые будут интересны вам и вашему ребенку:

Дети 6-7 лет

  • Придумываем сказку.

Предложите ребенку придумать вместе сказку. Сначала вы говорите одно предложение, затем ребенок говорит свое предложение, продолжая ваш сюжет. И так по очереди, по одному предложению вы придумываете сказку.

  • Сказка по пословице.

Выберете с ребенком пословицу, обсудите ее смысл. Затем и вы, и ребенок по отдельности придумываете сказку, чтобы основная мысль соответствовала значению пословицы.

  • Откуда пошло выражение?

В русском языке есть очень много ярких и интересных высказываний-метафор (например, конь не валялся, выше крыши, гол как сокол).  Во многих случаях происхождение таких высказываний не известно – а, значит, есть повод придумать вместе с ребенком возможные варианты событий, которые привели к появлению таких высказываний. Выберите с ребенком одно высказывание (можете посмотреть в сборнике русских пословиц Даля), объясните его значение. И по отдельности придумайте и расскажите историю, в которой могло зародиться это высказывание.

  • Игра в слова.

Игроки по очереди называют слово на последнюю букву предыдущего слова. Или можно изменить правила и говорить все слова только на определенную букву.

  • Настольные игры.

Используйте готовые настольные игры, направленные на развитие речи. Например, Эрудит, Тик-Так Бум, Диксит, Имаджинариум и другие.

Будьте уверены, все ваши усилия, направленные на развитие дошкольника, принесут результат в виде отличной учебы в школе и хорошего эмоционального состояния ребенка.

Источник