Как плавание влияет на развитие ребенка
Начать стоит, пожалуй, с того, что мы называем плаванием. Плаванье – по сути, является одни из способов передвижения в воде. Во время плавания, зачастую, выполняется зацикленный ряд действий: гребковые движения руками и различные движения ногами. Во время плавания задействованными оказываются абсолютно все группы мышц, что ведет ко всестороннему и гармоничному развитию организма, ведь в повседневной жизни мы практически не используем те или иные группы мышц, что приводится к их неразвитости, плавание же выравнивает эту ошибку.
Одновременно с развитием мышц и мускулатуры у ребенка развиваются такие навыки, как: силы, выносливость, ловкость, подвижность и быстрота. Так же всесторонне развивается сердечно — сосудистая и дыхательная система. А так же значительно улучшается работа опорно-двигательного аппарата. Плаванье всегда было и до сих остается одним из наилучших способов закаливания для детей, ведь вода ниже температуры тела, из-за чего телу постоянно нужно выделять энергию на его обогрев, а так же становится более стойким к резким сменам температур. Так и происходит закаливание.
Но как же именно влияет плавание на системы, находящиеся в детском организме и играющие важную роль?
Важно помнить, что у маленьких детей дошкольного возраста еще не завершилось формирование организма. В частности, в межчерепных костях сохраняются так называемые хрящевые зоны, которые являются крайне чувствительными и подверженными различного рода травмам. Конечно, опытный детский тренер разбирается в детской физиологией, и будет учитывать тот факт, что малейшие ушибы этих частей могут привести к серьезным травмам.
У детей активно развивается весь организм, а в частности – позвоночник. Связочный аппарат и межпозвоночные диски еще на ранней стадии развития, что объясняет невероятную пластичность и подвижность. В этот период важно обратить внимание на крепление и развитие позвоночника, чтобы в дальнейшем избежать его искривления и прочих неприятных ситуаций. Так же плавание предотвращает возникновение таких неприятных заболеваний, как, например, остеохондроз или плоскостопие. Тут важно выполнять правильные упражнения.
Так же стоит помнить, что мышечная система у детей развивается крайне неравномерно. Особенно в дошкольном возрасте. Занятия плаванием помогут задействовать все группы мышц для их гармоничного и целостного развития. Во время занятий в воде позвоночник выпрямляется принудительно, под тяжестью воды. Руки и ноги активно двигаются, разминаются суставы и на руках, и на ногах. Вообще, в любом стиле плавания, руки – это основная часть тела, которая в любом случае будет задействована больше других. Нет таких стилей плавания, при которых не использовались бы руки. Поэтому, если у вашего ребенка есть какие-то проблемы с руками, то вам точно стоит попробовать любой вид оздоровительного плавания.
Кстати, не зря плавание есть в обязательном списке вещей, которые находится на территории оздоровительных центров. Плаванием в оздоровительных целях занимаются люди всех возрастов и телосложений.
А вот если говорить про телосложение, то стоит упомянуть, что плавание помогает детям с лишним весом избавиться от него. Это происходит из-за давления воды и интенсивности движений, ведь организмом выделяется огромное количество энергии не только на все эти активные телодвижения, но и на обогрев тела, что существенно способствует сбросу веса. Однако, это будет хорошо отражаться на ребенке только в том случае, если потеря веса будет так же проходить с правильным режим питания и правильным режимом сна. Без этих двух пунктов вашему малышу станет только хуже, хотя вес он, может, и сбросит.
У ребенка дошкольного возраста происходит активное развитие и рост сердечно-сосудистой системы, отчего на данном этапе жизни стоит уделять серьезно внимание тому, чтобы развитие проходило равномерно и без сбоев. Детское сердце в таком возрасте крайне легко приспосабливается к различного рода нагрузка. Например, циклическими, из которых и состоит плавание.
Плавание является аэробным видом физической активности, который вызывает активное увеличение в крови гормона под названием соматотропин. Гормон этот отвечает за рост тела, а увеличивается его содержание в 15-20 раз. Это приводит к тому, что рост ребенка увеличивается вместе с мышечной массой тела.
Плавание – это прекрасный способ закалки организма. Регулярные занятия плаванием вырабатывают в организме повышенную стойкость не только к низким температурам, но и к резким сменам температуры. С чем это связано? Просто вода в бассейне по правилам на несколько градусов холоднее воздуха, из-за чего организму вынужденно приходится приспосабливаться к таким температурным режимам. Это ведет к повышению иммунитета, к более стойкому перенесению разных температур организмом. Дети, которые занимаются плаванием, обычно намного легче других переносят разного рода сезонные заболевания. Например, грипп. Так же, они меньше всех подвержены вирусным инфекционным заболеваниям. Вода оказывает положительное и успокаивающее воздействие не только на организм, но и на психику ребенка. Тренировки повышают эмоциональную устойчивость и даже тренируют черты характера.
Что мы можем сказать в заключении
Систематические занятия плаванием, вкупе с общим спортивным образом жизни, правильным режимом сна, правильным питанием и грамотным тренером – являются гарантом грамотного и гармоничного развития организма вашего ребенка. Плавание отлично закаляется организм, развивает мышечную систему, дыхательную систему и сердечно-сосудистую систему. Плавание развивает и укрепляет, кости, суставы, иммунитет.
Если вы решили отдать своего ребенка на плаванье, то предварительно рекомендуем вам ознакомиться со статьями, посвященными правильному выбору тренера и секции, это поможет вашему ребенку быстро влиться и коллектив и получать максимальную пользу от занятий водными видами спорта.
Источник
Консультация родителей ДОУ: «Влияние занятий плаванием на организм ребенка». (плавание)
Как плавание влияет на организм ребенка
Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка.
При плавании развиваются все группы мышц. Совершенствуются физические качества: выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений.
Позвоночник у ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию.
При плавании происходит разгрузка позвоночника, значительно уменьшается вес тела, снижается ассиметричная работа паравертебральных мышц за счет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия для выполнения движений, снижает давление на эпифизарные зоны роста тела позвонков, улучшает кровоснабжение костных структур и мягких тканей. Поэтому плавание является эффективным укрепляющим и корректирующим средством для опорно-двигательного аппарата.
Непрерывная работа ног с постоянным преодолением сопротивления воды, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста – соматотропина – в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы.
Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создает облегченные условия для работы сердца, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
При плавании вдох и выдох затруднены, так как при вдохе приходиться преодолевать давление воды на тело, а при выдохе – сопротивление воды. Поэтому дыхательные мышцы со временем укрепляются и развиваются. В результате увеличивается жизненная емкость легких и объем грудной клетки.
Плавание на задержке дыхания, погружения под воду, ныряние на дальность с доставанием тонущих предметов со дна бассейна, тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.
Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, и другим изменениям внешней среды. Повышаются защитные свойства иммунной системы крови – увеличивается сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.
Водная среда оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышая эмоциональную устойчивость.
Надо заметить, что плавание полностью исключает травмы всего опорно-двигательного аппарата.
Заключение:
В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы, осуществляется коррекция нарушений осанки, лучше развиваются физические качества, осуществляется общее укрепление организма. Ребенок становиться более здоровым и положительно эмоциональным.
Рекомендуем посмотреть:
О роли плавания для детей
Оздоровительное плавание
Психологическая подготовка в спорте
Консультация для родителей детского сада по ПДД. Безопасность детей
Источник
Влияние плавания на организм ребенка.
Рассмотрим, как влияют занятия плаванием на некоторые жизненно важные системы детского организма.
Костная система ребенка.
Активно развивается позвоночник ребенка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обусловливают его высокую эластичность и подвижность. Правильное и своевременное укрепление костной системы при помощи плавательных движений позволит избежать искривления позвоночника и плоскостопия.
Мышечная система ребенка.
Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка так же, как и его скелет, несовершенна. Мышцы составляют лишь 20 – 22%от веса всего тела. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверхности бедер, мелкие мышцы глаз, стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышцами ног. В основном идет развитие длинных мышц. От их состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости у ребенка.
Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. Следовательно, плавания является средством профилактики и лечения нарушений осанки.
Сердечно-сосудистая система ребенка.
У ребенка дошкольного возраста (по сравнению с периодом новорожденности) размеры сердца увеличиваются в 4 раза, что приводит к интенсивному формированию сердечной деятельности. Усиление сердечной деятельности у ребенка происходим за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Не6большой объем сердца, малая величина выброса крови в единицу времени не позволяют детскому организму увеличить потребление кислорода, однако сердечная мышца ребенка обильно снабжается кровью за счет широких просветов сосудов и быстрого кровообращения. Расширяют функциональные возможности сердца детей также хорошая эластичность сосудов и невысокий уровень артериального давления. Поэтому в данном возрасте сердце сравнительно выносливо и быстро приспосабливается к циклическим упражнениям, к которым относится и плавание.
При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребенка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия для деятельности правого предсердия и правого желудочка. В результате преодоления нагрузок, которым организм детей подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, а также равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения.
Дыхательная система ребенка.
У детей дошкольного возраста верхние дыхательные пути относительно узки, а так как слизистая оболочка богата лимфатическими сосудами, то при неблагоприятных условиях дыхание детей быстро нарушается. Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловливают частое и неглубокое дыхание. Ритм его у детей неустойчив и легко нарушается. К тому же поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в легких ребенка.
Плавание является лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный момент. В отличие от обычного двухфазного, в воде осуществляется дыхание трехфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднен тем, что он выполняется в воду. Все это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Поэтому только хорошая техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.
Нервная система ребенка.
Нервная система в этот возрастной период также претерпевает существенные изменения. Особенно интенсивно развиваются большие полушария мозга. Это сопровождается сложной перестройкой мозговых функциональных отношений, что свидетельствует о готовности мозговых структур к осуществлению психической деятельности и выполнению упражнений, относительно сложных по координации движений.
Изменения происходят и в основных нервных процессах. Увеличивается возможность тормозных реакций. Это повышает способность ребенка подчинять свое поведение внешним требованиям.
В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
Пищеварительная система ребенка.
Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.
Терморегуляция ребенка.
Рекомендуемая температура воды в детских бассейнах обычно ниже температуры тела ребенка, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхождении в холодную воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием и постепенного снижения температуры воды от занятия к занятию время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь, закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а, следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.
Психологическое влияние плавания.
На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка – скольжения на воде. Этот навык – базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах.
Значительная морфологическая перестройка мозговых структур у дошкольников сопровождается еще более существенными изменениями в активности головного мозга и отражается на его психических функциях. Дети начинают стремиться к выполнению ответственных поручений и обязанностей. В их поведении появляются осознанные нравственные мотивы. Впервые ребенок начинает осознавать себя как личность. Он уже может оценить свои поступки и действия окружающих, с общепринятыми нормами поведения. Дети начинают придавать большое значение оценкам, которые дают их поведению взрослые и сверстники; начинают выбирать среди товарищей образцы для подражания и сравнения. В этом возрасте складывается самооценка.
Произвольность поведения выражается на только во внешних действиях, но и во внутренних процессах – восприятии, внимании, мышлении, воображении. Поднимаются на новую ступень умственные возможности детей: умение рассуждать, последовательно мыслить, делать обоснованные выводы. Развивается образное мышление и начинает формироваться логическое.
Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Но, впервые попав в воду, ребенок чувствует себя неуверенно, скованно, поэтому со стороны педагога требуются такт и участие, чтобы не вызвать страх и неприязнь к воде. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому правильно организованные занятия способствуют развитию у них волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.
Таким образом, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.
Источник