Как педагогическая запущенность влияет на развитие речи ребенка
Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками. Специфическая диагностика выполняется психологическими методами: тестами на интеллект, мышление, внимание, память, проективными методиками и личностными опросниками. Если нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого-педагогической коррекции.
Общие сведения
Педагогическая запущенность рассматривается как фактор расстройств поведения, психологического развития. Другое название – «трудновоспитуемость», о детях говорят как о «трудных». В старшем возрасте используется синоним «социально-психологическая запущенность», предполагающий не только снижение познавательных функций и нарушения эмоционально-личностной сферы, но и социальную дезадаптацию: подросток не посещает учебные заведения, в дальнейшем не устраивается на работу, ведет «паразитический» образ жизни. Данные эпидемиологических исследований разнятся – количество «трудных» детей постоянно изменяется, зависит от общих социально-экономических условий. Наибольшая распространенность определяется среди мальчиков.
Педагогическая запущенность
Причины педагогической запущенности
Дефицит воспитательно-педагогического влияния возникает при определенных отношениях в семье, учебном заведении. К факторам формирования педагогической запущенности относятся:
- Семейные взаимоотношения. В семейном кругу ребенок получает первичный социальный опыт, на основе которого формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность появляется при недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях проживания, слабом образовательном и культурном развитии родителей, частых конфликтах, безнадзорности, неправильном стиле воспитания.
- Образовательная среда. Трудновоспитуемость развивается как результат ошибок организации образовательного процесса, плохих отношений с одноклассниками, учителями. Неуспеваемость в учебе, неуверенность формируются при невнимательном отношении к ребенку, игнорировании его психофизиологических и личностных особенностей, отсутствии элементов индивидуального подхода.
- Социальные отношения. «Трудные» дети имеют постоянные конфликты с педагогами, родителями, сверстниками. Психологическая изолированность, одиночество снижают тягу к посещению образовательного учреждения, ребенок начинает искать поддержку и самоутверждаться через асоциальные группировки.
- Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные особенности, наследственные черты, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педзапущенность или препятствовать ее формированию. В группе риска находятся дети с неустойчивым слабым типом нервной деятельности, неврологическими нарушениями, склонные к депрессивным и дисфорическим эмоциональным состояниям, имеющие заостренные черты характера, препятствующие адаптации.
Патогенез
Развитие ребенка детерминируется возрастными кризисами, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, ориентированностью на принятие опыта через общение, деятельность. Психические и физические способности заложены с рождения в виде задатков, их реализация определяется типом воспитания, жизненными обстоятельствами. Несоответствие условий среды задаткам ребенка приводит к искажению и деформации развития. Дефицит психологических и социальных стимулов – основа патогенеза педагогической запущенности. Она имеет прогрессирующий характер, со временем нарастает и расширяется отставание развития от норм возрастной группы.
Классификация
Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре стадии нарушения:
- Первая стадия. Соответствует периоду дошкольного детства. Обусловлена дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или излишней заботой, повышенной конфликтностью, противоречивыми требованиями матери и отца. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детского сада, неблагоприятного положения среди сверстников.
- Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. В основе лежат ошибки воспитания, приводящие к неадекватной самооценке, неуверенности, отсутствию интереса к познанию. Основные проявления – негативное отношение к школе, правилам поведения, режиму.
- Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, возникает тенденция к отклоняющемуся поведению, равнодушие к учебе.
- Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Закрепляется антиобщественный характер поведения, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в преступные группировки.
Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педзапущенности:
- Медико-педагогическая. Характеризуется негативными привычками, нежеланием и неумением соблюдать правила гигиены.
- Нравственно-педагогическая. Проявляется полным либо частичным отсутствием нравственности, нежеланием контролировать эмоции, учитывать чувства других.
- Интеллектуально-педагогическая. Основное проявление – трудности освоения школьной программы, отсутствие познавательного интереса.
- Нравственно-трудовая. Отсутствует желание трудиться, искажено представление о пользе труда.
Симптомы педагогической запущенности
Общими проявлениями педзапущенности являются недостаточная психическая развитость, необразованность, невоспитанность. Ребенок отстает от общепринятых возрастных норм и от собственных возможностей. Дошкольники не осваивают ролевую игру, не принимают правила, перенос функций персонажа недоступен. Предпочитают простые предметные игры – мяч, кубики. Пациенты чаще играют с детьми младших возрастных групп, интерес к взаимодействию слабый. Свойственна эмоциональная неустойчивость, неуверенность, внушаемость, ведомость. Из деструктивных качеств присутствует лень, рассеянность, апатичность, низкая организованность, безвольность.
Младшие школьники психологически и нравственно не подготовлены к началу учебной деятельности. Эмоциональные особенности, личностные качества дисгармоничны. Педагогическая запущенность проявляется низкой школьной успеваемостью, конфликтностью при взаимодействии со сверстниками, учителями, отсутствием учебного интереса, пренебрежительным отношением к труду, показной грубостью. Интересы остаются в сфере игровой деятельности. Поведение вызывающее, но хулиганских поступков нет.
Подростки имеют проблемы при межличностном общении, внутренние конфликты. Учебная неуспеваемость закрепляется снижением когнитивной сферы: недостаточным уровнем интеллекта, неустойчивостью и рассеянностью внимания. Свойственна грубость, безволие, аффективные вспышки, сквернословие, вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Личностные черты заостряются, развиваются акцентуации характера, усложняющие социальную адаптацию и негативно влияющие на продуктивность деятельности. Нормы и правила поведения в обществе игнорируются. Часто возникают конфликтные ситуации с матерью, отцом, учителями, сверстниками.
Осложнения
При отсутствии психологической, педагогической помощи нарастает дезадаптация ребенка. У подростков и молодых людей педагогическая запущенность осложняется социальной. Ссоры с учителями, отставание от учебной программы дополняются отсутствием профессиональной ориентации, обедненностью интересов, увлечений, несформированностью практических навыков. Характерно глубокое отчуждение от семьи, коллектива сверстников. Становление личности происходит под влиянием асоциальных, криминальных групп. Наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок. В запущенных случаях перевоспитание происходит в детских исправительных колониях.
Диагностика
Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах психологического обследования. Ребенка дополнительно осматривает врач-психиатр, невролог для исключения соматических и психических патологий. Психодиагностика включает в себя:
- Проективные методики. Используются для исследования эмоциональной сферы, межличностных взаимоотношений, самооценки, иерархии ценностей дошкольников, младших школьников. Подросткам подобные методики показаны для выявления отрицаемых проблем, при подозрении на умышленное искажение результатов опросников. Представлены рисуночными и ассоциативными тестами, методами интерпретации ситуаций.
- Опросники. При нормальном развитии интеллектуальных функций применяются с 10-летнего возраста. Направлены на исследование эмоций, характерологических черт, привычных реакций в межличностном взаимодействии, ценностей. Используется опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), методика многостороннего исследования личности (ММИЛ, с 15 лет).
- Методики исследования познавательной сферы. Уровень интеллекта исследуется тестом Векслера, тестом Равена. Функции мышления – методом классификации, интерпретации пословиц, установления аналогий, определения общего и различного. Активное внимание – таблицами Шульте, корректурной пробой. Память – методикой «10 слов», пересказом текста.
Основным направлением дифференциальной диагностики является различение педагогической запущенности с задержкой психического развития, умственной отсталостью, психопатическим развитием личности. Ключевым моментом является патогенетический фактор – недостаточное, неправильное воспитание. Также учитывается наличие/отсутствие неврологических патологий, зрелость нервной системы (баланс возбуждения/торможения, церебрастенические, энцефалопатические проявления). Педзапущенность может быть сопутствующим диагнозом при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях поведения.
Лечение педагогической запущенности
Процесс устранения педзапущенности предполагает психолого-педагогическую и психотерапевтическую коррекцию. Параллельно осуществляется лечение неврологических, психических отклонений. Коррекционный процесс включает:
- Занятия с психологом. Цель – устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. Осваиваются навыки продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.
- Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Применяются методы внушения, самовнушения, убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно повышается самопринятие, корректируется самооценка.
- Социальную реабилитацию. Используется метод коррекции через труд, совместную деятельность. Под контролем наставника подросток включается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, нужности. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции, творческие студии.
Прогноз и профилактика
Педагогическая запущенность – обратимое состояние. При комплексной поддержке специалистов прогноз благоприятный (при отсутствии психических и неврологических нарушений). Основной способ профилактики – устойчивые семейные ценности, адекватный психофизиологическим особенностям ребенка стиль воспитания. Важна приверженность родителей здоровому образу жизни, их умение устанавливать доброжелательные отношения внутри и вне семьи. Требования должны присутствовать, но их стоит правильно оформлять (просьбы, рекомендации), обосновывать целесообразность. Необходимо стимулировать познавательную, творческую, социальную активность, организовывать разнообразный досуг.
Источник
Р.В. Овчарова определяет социально — педагогическую запущенность как состояние личности ребёнка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально — педагогическими условиями, в которых развивается ребёнок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его.
Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребёнка, вызывает определённые деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально — коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно — образовательной работы, следствием которых является несформированность ребёнка как субъекта учебно — познавательной, игровой и других видов деятельности. Её проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е.собственно педагогическую трудность ребёнка и слабо выраженную индивидуальность в учебно — познавательном процессе.
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально — этического характера влияют на уровень социального развития ребёнка, его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально — педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчёты в воспитательно — образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребёнка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.
Влияние социального и педагогического окружения ребёнка на его речевое развитие (развитие письменной речи в частности)
Первые предпосылки для развития речи у ребёнка формируются в процессе общения со взрослым, начиная с младенческого возраста. Дети нашей категории растут и развиваются в достаточно неблагоприятных условиях. С момента рождения ( а часто и во внутриутробном развитии) они оказываются в стрессовом состоянии, в обстановке, когда полностью нарушен эмоционально необходимый физический контакт с матерью. Часто, уже с младенческого возраста, эти дети воспитываются в специальных детских учреждениях (Домах ребёнка, интернатах и т. д.). В результате дети растут тревожными, пугливыми, пассивными, у них задерживаются сроки нормального социально — эмоционального развития, что неблагоприятно отражается на формировании всех психомоторных функций и на доречевом и речевом развитии. Кроме того, недостаточность доречевого общения неблагоприятно отражается на формировании речи.
В возникновении речевых нарушений у детей большую роль играют ранние органические поражения мозга, сочетающиеся с неблагоприятными условиями воспитания и окружения ребёнка в первые годы его жизни. Особое значение имеет нарушение взаимосвязи матери с ребёнком в первые годы жизни. Известно, что нормальное доречевое развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речевой функции, возможно только при адекватном взаимодействии ребёнка с матерью. В основе созревания речевой функции лежит поступление из внешнего мира различных сигналов, прежде всего речевых. Источником их является взрослый, который общается с ребёнком. В связи с этим роль речевого окружения и общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Малышу недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Развитие речи ребёнка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружения. Речь развивается с помощью подражания, поэтому некоторые речевые нарушения (нечёткость произношения, заикание, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание членам семьи. Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, разлука с близкими, психотравмирующая ситуация в семье). Нарушения речи возникают также под влиянием общей физической ослабленности ребёнка, недоношенности, рахита, различных нарушений обмена веществ. Определённое значение имеют и наследственные факторы. Наследственная отягощённость среди заикающихся составляет 17,5%. Отмечается роль наследственных факторов в возникновении нарушений письменной речи (дисграфии) и чтения (дислексии).
Существуют критические периоды в развитии речевой функции, которые проявляются в повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности.
Первый критический период — 1-2 года жизни. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности, зон Брока. Любые неблагоприятные факторы могут отразиться на развитии речи ребёнка.
Второй критический период — 3 года, когда интенсивно развивается связная речь. Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения (упрямство, негативизм). В связи с этим сильно повышается ранимость нервной системы, в связи с неблагоприятными факторами могут возникать заикание, отставание речевого развития.
Третий критический период — 6-7 лет — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребёнка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникать и новые расстройства.
В возникновении речевых нарушений большая роль принадлежит неправильно сформированному строению речевого аппарата. Это аномалии нёба (высокое, плоское, расщеплённое), дефекты развития верхней и нижней челюсти (неправильный прикус), укороченная уздечка языка и верхней губы.
В заключение отметим такой неблагоприятный фактор как педагогическая и социальная запущенность. Речь — явление социальное, она развивается лишь под влиянием окружения ребёнка. Если ребёнок не получает достаточного речевого общения, то развитие его собственной речи будет отставать. Родители рады, если ребёнок подолгу сам занимается игрушками и не мешает им. Но при этом они не должны забывать каждый день почитать малышу, рассмотреть картинку и задать вопросы по ней, разучить потешку или стишок. Если же ребёнок явно отстаёт от сверстников по развитию речи, то необходимо не позже трёх лет получить консультацию логопеда и невропатолога.
Ребёнок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад (если посещает) и школу. И каждая среда создаёт массу социально — педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего.
Идеально благоприятная ситуация складывается в результате сочетания во всех трёх воспитательных средах отношения обучения и воспитания, личностно — ориентированного на ребёнка, и активной позиции самого ребёнка.
Крайне неблагоприятными для развития личности ребёнка является сочетание вреждебного отношения к ребёнку со стороны педагогов и родителей, авторитарного характера обучения и воспитания в семье, детском саду и школе и пассивной или противодействующей позиции ребёнка.
Социально — педагогическая запущенность берёт начало в раннем детстве примерно с трёхлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребёнка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. Кроме того, в это время происходит формирование нового вида общения на основе интенсивного развития речи. При неблагоприятной ситуации развития признаки и рпоявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование — симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребёнка, а в дальнейшем распространяются на личностный уровень.
В младшем школьном возрасте, в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и т.д. В результате ребёнок оказывается социально дезадаптированным. Всё это ещё более усугубляет отставание в речевом развитии, которое начинает сочетаться с выраженными нарушениями внимания и поведения. Поэтому данная категория детей составляет группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них начинают проявляться специфические затруднения при обучении чтению и письму.
письменный речь педагогический запущенность
Источник