Как осуществляется культурное развитие ребенка
юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности
За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии. Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника становиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.
Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.
Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.
Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.
Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.
Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.
Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.
Бодалев А. А. Личность и общение. -83.
Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 69.
Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.
Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 84.
Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 83.
Источник
Культурное развитие детей очень важно для каждого родителя. Ведь без чувства прекрасного и правил этикета ребенку будет сложно социализироваться в обществе. Интересно то, что только от мамы и папы зависит, насколько воспитанным и интересным вырастет их малыш. Так что за культурное развитие ребенка в семье отвечает старшее поколение.
Взрослые, которые довольны своей работой, досугом и вообще своей жизнью обычно воспитывают счастливых детей. Если родители живут активно и деятельно, если они постоянно читают, смотрят хорошие художественные и документальные фильмы, ходят на выставки, в музеи и театры, занимаются общественной деятельностью, то у них не возникнут проблемы культурного развития ребенка. Однако и в данном случае прививать культурные привычки следует организованно, планомерно и используя различные методические пособия.
С ранних лет родители должны заниматься культурным развитием детей дошкольного возраста. Мамам и папам следует прививать детям такие хорошие качества как милосердие, уважение к окружающим, доброта, тактичность. Одним из условий культурного развития ребёнка является прививание навыков правильного поведения на улице, в общественном транспорте, гостях, школе, на природе. Дети должны понять, что культурные люди должны вежливо и воспитанно вести себя не только при чужих людях, но и дома с родственниками. Родители должны объяснить, что культура должна быть в душе, её нужно, как росток, посадить, чтобы она возросла. Ребёнок с детства должен различать, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а чего нельзя.
Обучение культуре должно проходить с ранних лет, ещё до того, как научить малыша читать и писать. Как только он начал говорить, уже тогда можно обучать его «волшебным» словам: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания. Ребенок буквально с молоком матери должен впитать азы вежливости. Чтобы малышу было интереснее изучать и понимать правила культуры, можно обучать его в игровой форме. Тогда он быстрее будет воспринимать новую информацию и легче научится.
Несколько советов, как привить правила культуры ребенку
- Когда ребенок тнаходится в дошкольном возрасте, читайте ему сказки, в которых прослеживаются отношения добра и зла, в которых главные герои общаются со сверстниками, взрослыми, животными.
- Чем старше становится ребенок, тем более сложные произведения нужно выбирать. Читайте книги про борьбу и человеческие отношения.
- После каждого чтения обсуждайте с ребенком прочитанное. Спросите его, что хорошего сделали герои, что плохого. Кто из них положительный персонаж, а кто отрицательный. Попросите сына или дочь аргументировать своё мнение.
- Выбирая сказку на ночь, обратите внимание на её слог и язык. Ведь чем интереснее повествование, тем богаче будет словарный запас вашего ребенка. У него увеличится лексикон и разовьется образное мышление.
- Маленькие дети всегда являются «почемучками». Родители должны быть готовы к тому, что их сын или дочь будет постоянно спрашивать у них про окружающий мир: Почему небо голубое? Как самолет летает и не падает? Зачем цветы распускаются? У мамы и папы должны быть готовы ответы на все вопросы. Если же вы сами чего-то не знаете, не бойтесь признаться в этом вашему ребенку. Предложите ему узнать что-то вместе. А после этого почитайте энциклопедию или посмотрите познавательный видеоролик.
- Посещайте культурные места: театр, музей, выставку, галерею, цирк, зоопарк, океанариум, кинотеатр. Когда ребёнок ещё маленький, его следует водить в те места и на те представления, которые соответствуют его возрасту, чтобы он понял, что к чему. Чем старше становится сын или дочь, тем на более сложные спектакли и фильмы ребенка можно позвать. Также учитывайте тот факт, что просмотр драматургической пьесы в театре дастся сыну или дочери сложнее, чем просмотр мультфильма в кино. Но всё равно, после любого просмотра, обсуждайте с ребенком увиденное. Ведь культура – это не только просмотр интересных и познавательных вещей, это ещё и умение обсудить увиденное, рассказать свою точку зрение, аргументировать своё мнение. Уже в начальных классах можно отправляться с первоклассником в музеи и галереи, тем более интерактивные. Придумайте игры, которые помогут увлечь ребенка в месте изобразительных и скульптурных шедевров. Родители должны постараться, чтобы их дети извлекли из этого посещения максимум пользы.
- Больше гуляйте за городом, в городе, парках, лесу. Ведь даже просто проходя по улицам, можно отметить культурное и некультурное поведение граждан. Обращайте внимание малыша на действия прохожих и обсуждайте с ним, кто что делает правильно и неправильно. Главное – не устраивать нудные лекции. Общение с ребенком должно проходить легко и продуктивно.
- Занимайтесь спортом. Физическая культура тоже играет большую роль в развитии детей. Ведь занятия спортом приучают к дисциплине, ответственности, формируют характер, укрепляют силу духа. Что уж говорить о колоссальной пользе для здоровья.
- Занимайтесь благотворительностью. Необязательно самим отдавать кучу денег и показывать это ребенку. Можно просто объяснить ему, что есть дома, где дети живут без родителей, им не так повезло. Если вы всё понятно расскажете, то малыш сам захочет отдать пару игрушек и кофточек в детский дом. Расскажите ребенку, как это здорово – помогать людям. Как прекрасно быть человеком, который всегда готов прийти на помощь ближнему.
Источник
Многие родители стремятся воспитать из своего чада будущего музыканта, танцора или художника, однако далеко не каждый ребенок становится таким в будущем. Более того, некоторые дети воспринимают занятия в специализированных кружках как каторгу, испытывая отвращение к навязанному родителями «хобби».
Как же быть, дабы вместо привития культурного развития не вызвать у ребенка стойкую антипатию к нему?!
Во-первых, обязательно учитывайте интересы ребенка, отдавая его в музыкальную школу или хореографическую студию. Если Ваше чадо не горит желанием стать известным пианистом, а Вы настаиваете на том, чтобы отдать его в музыкальную школу – из этого вряд ли будет толк. К тому же, навязывая ребенку свое мнение, Вы легко можете сломить его еще не сформированный характер, а так же рискуете стать неумолимым тираном в глазах сына или дочки. Стоит ли такое самодурство теплых дружеских отношений с ребенком? Вряд ли!
Важно помнить, что реализовывать свои детские мечты с помощью родного ребенка против его воли – кощунство, поэтому, если Вы в детстве мечтали стать балериной, но этого не случилось — не стоит заставлять дочь вставать на пуанты. Она – не Вы, а поэтому в праве самостоятельно решать, какому увлечению отдать предпочтение.
Во-вторых, предоставьте сыну или дочери выбор, предложив им заниматься одновременно в нескольких кружках. Спустя пару занятий, Ваше чадо сможет сделать свой выбор в пользу одного-двух кружков, чего вполне достаточно для того, чтобы обеспечить культурное развитие ребенка в полной мере. Потребность в посещении других секций отпадет сама собой.
Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте следует приучать ребенка к культурной жизни? Ответ достаточно прост – чем раньше, тем лучше. Тот факт, что беременным женщинам рекомендуют слушать классическую музыку, говорит о том, что еще до рождения, дети способны воспринимать прекрасное.
Для самых маленьких существует множество центров раннего развития, где детвору учат делать первые шаги в познании культурного мира. Рисование, пение, разучивание элементарных стишков – это и есть те азы, при помощи которых осуществляется культурное развитие ребенка.
Знакомя малыша с культурной жизнью, ему стоит объяснять, что любое проявление прекрасного заслуживает на уважение. Естественно, у ребенка должно быть свое мнение на счет того, что является прекрасным, однако в любом случае культурную деятельность других следует ценить и уважать. Его интересы могут существенно отличаться от Ваших, и это вполне нормально. Не стоит биться в агонии, если Ваше чадо не разделяет Вашего восторга от прослушивания классической музыки. Быть может, ему ближе хореография или актерское мастерство. Дайте сыну или дочурке право самостоятельно расставить приоритеты при выборе увлечений, а не диктуйте их «из-под палки».
Маленькому человечку полезно бывать в театре. Пусть это будут детские представления, однако уже в юном возрасте ребенок будет знакомиться с культурой. Помимо этого, ребенку следует читать книги и стихи, соответствующие его возрасту. Так, литература станет еще одним способом сблизить ребенка с культурным миром.
Ко всему вышесказанному хочется добавить, что культура заключается и в умении вести себя должным образом. Галантность и доброжелательность украшают человека, о чем, несомненно, стоит сказать малышу, дабы он обладал этими ценными качествами. Помните, что культурное воспитание ребенка в детстве сделает из него успешного человека в будущем.
На самом деле, способов приучить ребенка к культурной жизни огромное множество, главное в этом деликатном деле – никаких ультиматумов! Читайте вместе книги, разучивайте стишки, напевайте песенки, учитесь рисовать, а потом объясняйте друг другу, что изображено на вашем рисунке. Приучайте малыша здороваться при встрече со знакомыми, говорить спасибо и пожалуйста, уступать место старшим и уважать возраст. Элементарная культура общения еще никому не помешала, согласитесь!? Успехов Вам!
Знакомя малыша с культурной жизнью, ему стоит объяснять, что любое проявление прекрасного заслуживает на уважение. Естественно, у ребенка должно быть свое мнение на счет того, что является прекрасным, однако в любом случае культурную деятельность других следует ценить и уважать. Его интересы могут существенно отличаться от Ваших, и это вполне нормально. Не стоит биться в агонии, если Ваше чадо не разделяет Вашего восторга от прослушивания классической музыки. Быть может, ему ближе хореография или актерское мастерство. Дайте сыну или дочурке право самостоятельно расставить приоритеты при выборе увлечений, а не диктуйте их «из-под палки».
Источник
Автор: Филянова Любовь Владимировна.
Культурное развитие ребенка
Многие родители стремятся воспитать из своего чада будущего музыканта, танцора или художника, однако далеко не каждый ребенок становится таким в будущем. Более того, некоторые дети воспринимают занятия в специализированных кружках как каторгу, испытывая отвращение к навязанному родителями «хобби».
Как же быть, дабы вместо привития культурного развития не вызвать у ребенка стойкую антипатию к нему?!
Во-первых, обязательно учитывайте интересы ребенка, отдавая его в музыкальную школу или хореографическую студию. Если Ваше чадо не горит желанием стать известным пианистом, а Вы настаиваете на том, чтобы отдать его в музыкальную школу – из этого вряд ли будет толк. К тому же, навязывая ребенку свое мнение, Вы легко можете сломить его еще не сформированный характер, а так же рискуете стать неумолимым тираном в глазах сына или дочки. Стоит ли такое самодурство теплых дружеских отношений с ребенком? Вряд ли!
Важно помнить, что реализовывать свои детские мечты с помощью родного ребенка против его воли – кощунство, поэтому, если Вы в детстве мечтали стать балериной, но этого не случилось — не стоит заставлять дочь вставать на пуанты. Она – не Вы, а поэтому в праве самостоятельно решать, какому увлечению отдать предпочтение.
Во-вторых, предоставьте сыну или дочери выбор, предложив им заниматься одновременно в нескольких кружках. Спустя пару занятий, Ваше чадо сможет сделать свой выбор в пользу одного-двух кружков, чего вполне достаточно для того, чтобы обеспечить культурное развитие ребенка в полной мере. Потребность в посещении других секций отпадет сама собой.
Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте следует приучать ребенка к культурной жизни? Ответ достаточно прост – чем раньше, тем лучше. Тот факт, что беременным женщинам рекомендуют слушать классическую музыку, говорит о том, что еще до рождения, дети способны воспринимать прекрасное.
Для самых маленьких существует множество центров раннего развития, где детвору учат делать первые шаги в познании культурного мира. Рисование, пение, разучивание элементарных стишков – это и есть те азы, при помощи которых осуществляется культурное развитие ребенка.
Знакомя малыша с культурной жизнью, ему стоит объяснять, что любое проявление прекрасного заслуживает уважение. Естественно, у ребенка должно быть свое мнение на счет того, что является прекрасным, однако в любом случае культурную деятельность других следует ценить и уважать. Его интересы могут существенно отличаться от Ваших, и это вполне нормально. Не стоит биться в агонии, если Ваше чадо не разделяет Вашего восторга от прослушивания классической музыки. Быть может, ему ближе хореография или актерское мастерство. Дайте сыну или дочурке право самостоятельно расставить приоритеты при выборе увлечений, а не диктуйте их «из-под палки».
Маленькому человечку полезно бывать в театре. Пусть это будут детские представления, однако уже в юном возрасте ребенок будет знакомиться с культурой. Помимо этого, ребенку следует читать книги и стихи, соответствующие его возрасту. Так, литература станет еще одним способом сблизить ребенка с культурным миром.
Ко всему вышесказанному хочется добавить, что культура заключается и в умении вести себя должным образом. Галантность и доброжелательность украшают человека, о чем, несомненно, стоит сказать малышу, дабы он обладал этими ценными качествами. Помните, что культурное воспитание ребенка в детстве сделает из него успешного человека в будущем.
На самом деле, способов приучить ребенка к культурной жизни огромное множество, главное в этом деликатном деле – никаких ультиматумов! Читайте вместе книги, разучивайте стишки, напевайте песенки, учитесь рисовать, а потом объясняйте друг другу, что изображено на вашем рисунке. Приучайте малыша здороваться при встрече со знакомыми, говорить спасибо и пожалуйста, уступать место старшим и уважать возраст.
Элементарная культура общения еще никому не помешала, согласитесь!?
Успехов Вам!
Источник
Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста
Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:
— приобщение детей к культуре своего народа;
— развитие национального самосознания;
— воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
— развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Этнокультурная компетентность — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для:
— целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;
— воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.
Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы:
— изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;
— знакомство с русскими народными игрушками и играми;
— создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду).
Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни — потягушечки», «Кашку варили».
Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».
В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках — они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.
В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
Источник