Как оформлять карты индивидуального развития ребенка

Как оформлять карты индивидуального развития ребенка thumbnail

Ирина Земскова
Карта индивидуального развития ребёнка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кирилловский детский сад №36

Карта индивидуального маршрута

развития ребёнка

Фамилия, имя

Дата рождения

Домашний адрес

Телефон

Начата

2016-2017г. г.

Специалисты, работающие с семьей и ребёнком

Воспитатели группы: Земскова Ирина Сергеевна,

Музыкальный руководитель

Медицинская сестра

Заведующий детским садом

Общие сведения о ребёнке

Ребенок поступил поступил в детский сад в сентябре 2014г. До этого посещал детский сад ….

Характеристика семьи

Состав семьи Полная

Тип семьи Благополучная

Мать

Место работы

Отец:

Место работы

Другие члены семьи:

Родственная связь Ф. И. О. Возраст Место учёбы

брат

сестра

Кто занимается воспитанием ребенка: родители

Характер взаимоотношений родителей с ребенком – сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости и горя)

Результаты комплексной диагностики ребёнка

Семья (наблюдения специалистов).Семья благополучная, родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания. Между родителями и ребенком наблюдаются отношения взаимного уважения.

Ребёнок: Алексей

Педагогическая диагностика воспитателей группы:

* речь развита с дефектами, память на низком уровне,интерес к новому не всегда;

*средний уровень способностей к творческому преобразованию образов, импровизациям;

* развитие сенсорных способностей слабое;

*низкая обучаемость;

* слабо развита моторика рук;

*ждёт постоянной помощи со стороны взрослого,

* не всегда самостоятелен.

(по характеристикам мышление и память страдает)

Музыкального руководителя

Обладает слабыми музыкальными данными. У него не чистая интонация, слабо развито чувство ритма. Лёша эмоционально отзывчив, проявляет интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее. Активно выполняет все предложенные задания.

Психологическая диагностика

Алёша– мальчик общительный, дружелюбный, позитивный, легко идет на контакт со сверстниками и педагогами. Развитиеинтеллекта не соответствует возрастной норме: внимание произвольное, понимание инструкций взрослого не сразу, слабо развита активная речь ребёнка, имеются дефекты речи, скудный словарный запас. Низкая осведомленность в областях окружающего мира, не умеет устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выделять главное.

Мальчику свойственны слабо развитое воображение, слабое использование мимики, жестов, речи.

Познавательная активность средняя: любит рисовать, не любит выполнять задания на логику, рассказывать по картине. Хорошая координация движений, крупная и мелкая моторика.

В поведении Алёши — стремится придерживаться правил и социальных норм. Переживает из-за того, как его оценят взрослые, старается оправдать их ожидания.

Вывод

Необходимо проводить специальную работу по дальнейшему развитию способностей ребенка, объединяя усилия музыкального руководителя, воспитателей, родителей.

Индивидуальная программа развития ребенка

Актуальность: уровень освоения программы по развитию речи ниже среднего.

Цель индивидуального маршрута:

способствовать формированию грамматически правильной речи, её активизация и обогащение.

Задачи индивидуального маршрута:

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

2. обогащение активного словаря ребёнка;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

5. знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

6. формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

7. реализация самостоятельной творческой деятельности;

Работа воспитателей группы с ребенком

Дата Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Работа с родителями

Сентябрь-

Октябрь

Упражнения для развития фонематического слуха и развитияартикуляционного аппарата: «Оркестр»,

«Что звучит?»,

«Найди пару»,

«Тихо – громко»,

«Запомни слова»,

«Телефон»,

«Назови первый звук слова»,

«Сломанный телевизор»

Проговаривание

скороговорок,

артикуляционная гимнастика Создать условия для игры с другими детьми «Оркестр», «Что звучит?»

(музыкальные инструменты, мешочек или коробочка)

Рекомендовать маме Алёши проговаривать дома скороговорки и проведение самомассажа в домашних условиях

(картотека № 4, №5)

Ноябрь

декабрь

Обогащение словаря.

Подбирается лексический материал:

— слова обозначающие предметы;

— слова обозначающие качества и свойства предметов;

— слова обозначающие различные действия

Игра «Картина- корзина»,

«Едим, летим, плывём»,

«Что вы видите вокруг?»,

«Скажи какое?»,

«Высокий – низкий»,

«Найди точное слово»,

«Назови одним словом»,

«Кто у кого»,

«Давай искать на кухне слова».

Создать условия для игр с дидактическим материалом в речевом уголке

(разместить дидактический материал к игре «Назови одним словом» и «Найди точное слово») Рекомендовать игры для обогащения словаря

«Давай искать на кухне слова»

Январь

февраль Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Самомассаж кистей и пальцев рук, завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и замков, опознание предметов на ощупь, лепка из пластилина,

Перекатывание карандаша с гранями между пальцами Создать условия для развития мелкой моторики

(варежки с пуговицами, ребристые карандаши, пластилин, шнуровки и т. д.) Рекомендовать дома самомассаж с помощью массажного мяча.

Март-апрель Развитие словесного творчества

игра в рассказчика;

Деформированные слова;

«Продолжи стих»;

«Рисунок в несколько рук»

«Перевирание сказки»;

«Сказки на изнанку»

«Салат из сказок»;

«Карты на стол»

«Начало и конец» Создать условия для игр

«Придумывание историй»;

Игра «Зачем?»

Зачем детям — детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Познако

-мить маму Алёши с рекомен-

дациями Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей.

Май Упражнения на формирование грамматических умений и навыков.

Пересказ текста по вопросам,

«Заполни пропуски»,

Игра «Один – много», «Почини сломанные игрушки», «Накорми животное», «Кто самый наблюдательный»,

«Закончи предложение»,

«Приготовим сок»

Разместить в речевом уголке сюжетные картинки для составления рассказа и дидактического материала к играм

«Накорми животное», и др. Предложить родителям картотеку игр и упражнения на формирование навыков словообразования

(картотека №2)

Ожидаемый результат работы воспитателей с ребенком

В результате проведенной работы наблюдается повышение общих интеллектуальных умений, обогащение активного словаря ребёнка, развитие речевого творчества, овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие связной речи.

Динамика развития (сентябрь, октябрь):

на начальном этапе мониторинга показатели фонематического слуха находились на низком уровне, т. е. нарушено звукопроизношение 3-5 звуков. Речь, мимика и пантомимика были невыразительны. Замечены ошибки в различении звуков родного языка. После проведения индивидуальных занятий с воспитателем и работы родителей по рекомендациям, показатели развития фонематического слуха улучшились, т. е. сейчас нарушено произношение 2-3 звуков. Ребёнок обладает достаточно выразительной речью, мимикой и пантомимикой.

Источник

Заполнение карты индивидуального развития ребенка позволяет воспитателю следить за интеллектуальным и эмоциональным развитием своих воспитанников. Не все малыши любят ходить в детский сад. Среди инноваций, которые были в последние годы внедрены в отечественное воспитание, интерес представляет ФГОС ДО.

индивидуальная карта развития ребенка

Специфика нового подхода

Этот стандарт дает воспитателю возможность по-новому подходить к своей профессиональной деятельности в ДОУ. Помогает ему в этом и специальная карта индивидуального развития ребенка. Дошкольника воспитатель совместно с психологом, логопедом, иными специалистами изучает на протяжении всего периода его нахождения в детском саду. Их интересует особенности развития, достижения, индивидуальные особенности малыша. Такая карта позволяет отмечать динамику, своевременно вносить корректировки в индивидуальную развивающую траекторию, созданную для каждого малыша его наставником.

Ориентация образовательного процесса на среднестатистического ребенка, здоровье которого не отклоняется от возрастных особенностей, не позволяет малышам, имеющим отклонения в развитии, полноценно ощущать себя в окружающем обществе, демонтировать свои творческие и интеллектуальные способности и возможности.

индивидуальная карта развития ребенка в детском саду

Основная задача

Карта индивидуального развития ребенка с ОВЗ позволяет решать такие проблемы, обеспечивает личностное-ориентированный подход к дошкольному образованию.

Педагог фиксирует малейшие положительные изменения в речи малыша, его движениях, взаимоотношениях со сверстниками, помогает ему решать появляющиеся вопросы.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ помогает воспитателю своевременно выявлять отклонения в развитии малышей, подбирать эффективные методики для решения вопросов.

Основная задача, которую ставит ФГОС перед воспитателем, — создание приемлемой обстановки для полной реализации каждого ребенка.

Индивидуальная карта развития ребенка по ФГОС способствует созданию педагогом оптимальных условий для формирования и социализации, эмоционального, общефизического, интеллектуального и творческого развития личности.

индивидуальная карта развития ребенка в ДОу

Психологические аспекты

В возрасте от 3 до 7 лет наблюдаются масштабные психические изменения личности ребенка, которые влияют на последующую социализацию. Осуществляется процесс развития непрерывно, поэтому для малыша дошкольного возраста важно участие в его жизни не только воспитателя, но и семьи.

В настоящее время во всех ДОУ ведется индивидуальная карта развития ребенка. Она позволяет родителям вносить некие изменения в деятельность воспитателя, а также дополнительно заниматься с малышом по тем вопросам, которые ему даются сложнее всего на занятиях в ДОУ.

специфика заполнения карты развития малыша

Теоретические аспекты

Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду — это тот документ, который содержит основную информацию о достижениях малыша, его успеваемости. Если у малыша есть психические отклонения, педагог обязательно отмечает их.

Существуют определенные правила, согласно которым она ведется. К примеру, в разделе «Физические изменения» информацию указывает инструктор по физической культуре, ведущий непосредственные занятия с малышами. Воспитатель ведет «маршрут» (ИОМ).

Структура

Индивидуальная карта развития ребенка является тем документом, где присутствуют следующие разделы:

  • общая информация;

  • психические и физические изменения;

  • интеллектуальные достижения;

  • успеваемость;

  • творческие способности;

  • индивидуальный образовательный маршрут;

  • готовность к школьной жизни.

Общие сведения

Индивидуальная карта развития ребенка предполагает указание данных о самом воспитаннике, его семье. Отмечается наименование образовательной организации, сроки обучения, группа, воспитатель, дополнительные занятия, посещаемые ребенком. Также в данном разделе отмечают интересы, увлечения, основные достижения малыша.

Ежегодно в этом разделе отмечают вес и рост ребенка, группу здоровья, присутствие (отсутствие) хронических и острых заболеваний. Когда малыш только поступает в ДОУ, индивидуальная карта развития ребенка в детском саду заполняется на него частично. Например, отмечается уровень адаптации к дошкольному учреждению. Если проводятся спортивные соревнования (прыжки, выносливость, бег, метание), инструктор учитывает не только скорость передвижения малыша, но и его поведение во время испытаний. К примеру, при сдаче бега на 30 метров указывается не только время забега, но и изменение дыхания, координация движений, концентрация внимания.

Диагностируемые параметры

К ним относятся психические процессы: память, внимательность, речь, мышление. Также отмечаются личностные качества: темперамент, самооценка. Индивидуальная карта развития ребенка, образец которой представлен в статье, включает вопросы, касающиеся лидерских качеств.

Среди достижений, характерных для воспитанников детских дошкольных учреждений, отмечают творческие способности. Помимо основных разделов воспитатель может включать и подразделы, позволяющие составлять подробную характеристику ребенка.

карта индивидуального развития ребенка с овз

Пример составленной карты

Как должна выглядеть карта индивидуального развития ребенка? Образец заполнения предлагается ниже.

Петров Сережа, 5 лет. ДОУ «…», город …

Речевые навыки: имеет достаточный словарный запас, владеет связной разговорной речью, составляет рассказ по услышанной сказке.

Познавательные навыки: характерна любознательность, интерес к защите окружающей среды, логическое мышление.

Коммуникативные навыки: хорошие отношения со сверстниками, взрослыми людьми.

Творческие навыки: отлично владеет ножницами, аккуратно выполняет задания по ИСО, аппликациям.

Физическая активность: подвижность соответствует возрастным особенностям.

Карта индивидуального развития ребенка, образец заполнения которой предлагается выше, должна быть подписана воспитателем и иными специалистами. Обязательно проставляется дата заполнения разделов.

Образовательный маршрут

В карте учета индивидуальных особенностей дошкольника должен присутствовать подробный образовательный маршрут, а также рекомендации для последующего обучения и воспитания. Чтобы ИОМ получился грамотным, важно выделять конкретные промежутки времени, на протяжении которых он будет заполняться педагогом. К примеру, впервые такую карту педагог заполняет на малыша 3-4 лет, который первый раз пришел в ДОУ. Через определенный временной промежуток (1-2 месяца) воспитатель отмечает первые достижения малыша, выделяет его положительные и отрицательные качества. К примеру, дошкольник не любит делать аппликации (негативные параметры), легко составляет рассказ по услышанной сказке (положительные черты).

Чтобы карта индивидуального развития реализовывалась, давала желаемые результаты, важно отмечать на ней (2-3 раза в неделю) психологический, интеллектуальный, физический рост дошкольника. Также в карте отмечаются рекомендации для родителей, соблюдение которых способствует положительной динамике саморазвития ребенка.

Для фиксации изменений в коммуникативных навыках педагог ежедневно задает ребенку определенные вопросы: «Расскажи, как это называют», «Поясни, что за звуки ты услышал». В рамках работы с родителями своих воспитанников педагог предлагает варианты для закрепления пройденного материала в домашних условиях.

как вести контроль за развитием ребенка

Значимость индивидуальных карт

Благодаря информации, указываемой в картах, возможно своевременное выявление и корректировка психического и эмоционального состояния малыша. Они позволяют воспитателям оказывать своевременно поддержку и помощь детям, прогнозировать психические заболевания, подбирать методики для адаптации дошкольников к урокам в начальной школе.

Лист динамики индивидуального роста малыша

Проявляется ИПС в следующих моментах:

  • форма, в которой малыш использует информацию (символы, образы, слова);

  • путь обработки сведений (ассоциативные связи, интуиция, логика);

  • скорость переработки;

  • условия и продолжительность качественной познавательной деятельности;

  • вариант и результативность управления познавательным процессом;

  • распределение репродуктивных и продуктивных вариантов познавательной деятельности;

  • способы и условия устранения неудач, достижения успеха;

  • факторы, которые влияют на мотивацию дошкольника

Индивидуализация ведется по трем направлениям:

  • учебная работа;

  • формы занятий;

  • время взаимодействия

Она необходима на протяжении всего занятия. Воспитатель подбирает оптимальные способы выявления творческих способностей каждого ребенка, вооружившись инновационными методиками воспитания и обучения.

карта индивидуального развития ребенка образец заполнения

Как может выглядеть карта выпускника детского сада?

Пример ниже.

Фамилия, имя.

Тип нервной системы: стабильный. Преобладает левое полушарие головного мозга.

Скорость деятельности: в начале дня энергичен, к концу дня темп работы снижается. Работоспособность ярче всего проявляется в первой половине суток (до обеда).

Основная репрезентативная система: кинестетическая, аудиальная. Отмечается средняя мотивация к процессу приобретения новых знаний, умений, навыков.

Способности: ярче всего проявляются математические способности. Способен выявлять связи между отдельными элементами, выстраивать логическую цепочку, находить правильный алгоритм решения конкретной задачи.

Коммуникативные навыки: не обладает лидерскими качествами, испытывает проблемы в общении со сверстниками.

Основные рекомендации: равномерное распределение учебных и физических нагрузок в течение дня для снижения тревожности, нервозности ребенка. Поддержка родителей, проведение свободного времени в кругу семьи, стимулирование любой инициативы, проявляемой малышом.

Составленная характеристика с указанием конкретных проблем данного малыша — это возможность избежать проблем при его поступлении в начальную школу. Именно поэтому в рамках новых ФГОС ведется тесное взаимодействие между воспитателями, детскими психологами, учителями начальных классов.

Подведем итоги

При составлении индивидуальной карты развития на ребенка его наставник пользуется определенной схемой:

  1. Детский психолог осуществляет предварительную диагностику познавательных и личностных качеств ребенка, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, проводит встречи и беседы с малышами, их родителями, воспитателем. На базе полученной информации им составляется первичная карта по форме, утвержденной в ДОУ.
  2. Воспитатель совместно с детским психологом разрабатывают развивающий маршрут для дошкольника, доводят его до родителей (законных представителей).
  3. Если в процессе реализации ИОМ появляются трудности, воспитатель своевременно вносит изменения в индивидуальную карту дошкольника, меняет методы и приемы развития и воспитания.

Новые образовательные стандарты, введенные в систему дошкольного образования, способствовали индивидуализации развития каждого малыша, проведению ранней диагностики одаренности.

Источник