Как наверстать упущенное в развитии ребенка

Как наверстать упущенное в развитии ребенка thumbnail

Педагогическая запущенность

Общее понятие

Педагогическая запущенность – это нарушенное развитие ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения. Запущенность у школьников и дошкольников проявляется в виде поведенческих отклонений, плохой учебы, отсутствия понимания нравственных ценностей. У ребенка отсутствуют интеллектуальные способности, он инфантилен, эмоционально неуравновешен, с трудом социализируется и совершает аморальные поступки. Запущенность школьников и дошкольников диагностируется специальными психологическими методиками. Дети проходят различные тесты, отвечают на вопросы анкет. Если причины педагогической запущенности не связаны с различными патологиями, нарушение корректируют педагоги и психологи. В целом, запущенность у школьников и дошкольников рассматривается как поведенческое расстройство. Статистические данные разнятся: ежегодно количество детей, у которых есть признаки педагогической запущенности, изменяется. Наиболее распространен данный вид нарушений среди мальчиков.

Симптомы

Педагогическая запущенность — это своего рода отклонение, которое может быть выражено в разной степени: легкая степень характеризуется слабой динамикой, потому сложно выявить проблему. Часто педзапущенность можно перепутать с вполне естественными для данного возраста капризами и отклонениями в поведении.

Диагностику проблемы может осложнять то, что внешние проявления могут быть не постоянными, а эпизодическими. Бывает и так, что ребенок вполне комфортно чувствует себя в семье, но не может адаптироваться в обществе (или наоборот).
  
Начальная степень — это легкие отклонения от нормы. Со временем они становятся все более заметными и проще диагностируются.

Выраженная степень педагогической запущенности характеризуется тем, что положительные свойства практически не проявляются, если на предыдущих этапах развития они не находили поддержки и подкрепления. На данном этапе понятно, что ребенок не может быть самостоятельным и принимать осмысленные решения.

Характер проявлений при педагогической запущенности: 

1

трудности, связанные с обучением (плохая успеваемость и медленное усвоение информации)

2

недостаточно развитые житейские навык,

3

самолюбие и конфликтность

5

искаженное отношение ребенка как к самому себе, так и к окружающим, что накладывает свой отпечаток на поведение

6

недоразвитие таких процессов, как запоминание, воображение, мышление

Специалисты

  • Педагог дошкольного или школьного образования
  • Логопед
  • Психолог
  • Психоневролог

Виды педагогической запущенности

Выделяют несколько видов запущенности педагогического характера. Они классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных отклонений. Основные виды педагогической запущенности:

  1. Медико-педагогическая. Проявляется в виде плохих привычек, отсутствия навыков гигиены.
  2. Нравственно-педагогическая. Характеризуется отсутствием нравственных понятий, контроля над эмоциями.
  3. Интеллектуально-педагогическая. Ребенок с трудом осваивает школьную программу. Интерес к знаниям у него отсутствует.
  4. Нравственно-трудовая. У детей нет желания трудиться, они имеют искаженные представления о пользе труда.

Механизм

Формирование ребенка сопровождается социальными ситуациями, возрастными кризисами, психическими и физическими особенностями. Он приобретает опыт через деятельность и общение с окружающими. Реализация заложенных при рождении психофизических способностей определяется жизненными обстоятельствами и типом воспитания ребенка. Если условия среды, в которой проживает ребенок, не соответствуют его задаткам, его развитие деформируется и искажается. Основа механизма формирования педагогической запущенности – дефицит социальных и психологических стимулов. Если не проводится коррекция, запущенность со временем прогрессирует.

Стадии развития педагогической запущенности

Развитие педагогической запущенности осуществляется в четыре стадии:

  1. Первая стадия развивается у дошкольников. Педагогическая запущенность формируется вследствие дефицита внимания со стороны родителей, педагогических ошибок воспитателей детского сада, плохих отношений со сверстниками.
  2. Вторая стадия характерна для дошкольников и младших школьников. Она формируется из-за недостаточной готовности к обучению, вследствие ошибок в процессе воспитания, педагогических причин, которые вырабатывают у ребенка неуверенность в себе и отсутствие интереса к знаниям. Дети негативно относятся к школе, не соблюдают режим, у них отсутствуют нормы поведения.
  3. Третья стадия запущенности без своевременной коррекции развивается в подростковом возрасте. Ребенок пренебрегает нормами и правилами, относится ко всему негативно и равнодушно, его поведение отклоняется в худшую сторону.
  4. Четвертая стадия формируется в подростковом и юношеском возрасте. Антисоциальный характер поведения закрепляется, человек становится грубым, агрессивным, часто попадает под дурное влияние преступных группировок.

Причины возникновения педагогической запущенности

Причины возникновения педагогической запущенности отличаются. К основным факторам развития нарушений относятся:

  1. Взаимоотношения в семье. Первый опыт общения ребенок получает в кругу семьи. Именно здесь формируется его восприятие окружающего мира. Если родители уделяют ребенку мало времени, имеют слабое интеллектуальное и культурное развитие, не обеспечивают малышу благоприятные условия проживания, постоянно конфликтуют между собой или неправильно воспитывают чадо, у него может развиться педагогическая запущенность.
  2. Среда, в которой ребенок учится. Запущенность педагогическая может развиться из-за ошибок в организации процесса образования, в результате конфликтов с одноклассниками и педагогами. Если к ребенку относятся невнимательно, игнорируют его особенности, не осуществляют к нему индивидуальный подход, у него формируются комплексы, которые приводят к неуспеваемости.
  3. Отношения в социуме. Формирование педагогической запущенности также связано с постоянными конфликтами с окружающими людьми – сверстниками, педагогами, родителями. В результате этого ребенок замыкается в себе, не хочет посещать школу. Он начинает искать друзей среди асоциальных элементов.
  4. Индивидуальные особенности ребенка. Это ряд внутренних физиологических, эмоциональных, наследственных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие педагогической запущенности. Стоит учесть, что в группе риска находятся дети, у которых есть различные неврологические нарушения и слабый тип нервной деятельности.
Читайте также:  Стишки для развития ребенка до года

ДИАГНОСТИКА

Психолог

Диагностика педагогической запущенности осуществляется на основании следующих принципов:

  • изучение индивидуальных особенностей должно производиться в неразрывной связи с внешними факторами;
  • выводы должны быть объективными, а не основанными на личном отношении к ребенку или к членам его семьи;
  • личность должна изучаться не только в конкретный момент, но также и в предыдущие периоды жизни, с возможностью составления прогнозов будущего развития;
  • стоит рассматривать не только поверхностные проявления педзапущенности, но и уделять как можно больше внимания поиску причин, которые привели к текущему положению дел;
  • одним из важнейших принципов можно считать «педагогический оптимизм», который заключается в настрое на положительное разрешение проблемы, независимо от степени ее сложности;
  • профессионализм специалиста, осуществляющего диагностику, должен состоять в глубоких познаниях в области психологии, социологии и педагогики;
  • чтобы решить проблему, важно работать с ребенком не только в общем направлении, но также и по принципу его целеустремленности, принимая во внимание его желания и интересы.

КОРРЕКЦИЯ

Стоит определить причины, которые привели к возникновению педзапущенности.

Коррекция может осуществляться на основании следующих методов: коррекция выраженных дефектов поведения и характера (страхи, застенчивость, чрезмерное возбуждение и прочие отклонения); применение конкретных педагогических методик, которые помогают устранить внешние проявления (например, нервные тики), проблемы в обучении и развитии (плохое усвоение материала, недостаточное количество навыков и прочее), а также недостатки характера); привлечение ребенка к активной трудовой деятельности; перевод в другой коллектив; использование психотерапевтических методик, которые основаны на внушении, убеждении, гипнозе и психоанализе.

При первых признаках отклонений стоит принимать меры по их устранению. Педагоги должны проводить работу по следующим направлениям: профилактика возможных правонарушений; коррекция нравственных ориентиров; постоянные личные контакты в виде бесед, тренингов, диспутов и так далее; искусственное моделирование ситуаций, которые несут в себе воспитательную функцию; активное взаимодействие с родителями и другими членами семьи; привлечение внимания общественных организаций к проблемным детям; привлечение детей и подростков, у которых диагностирована педагогическая запущенность, к занятиям во внешкольных образовательных учреждениях.

Осложнения и последствия

Если педагогическая коррекция не проводится, отсутствует психологическая помощь, дезадаптация ребенка возрастает. У подростков запущенность педагогического характера осложняется социальной. Они становятся неуправляемыми, теряют ценностные ориентации и социальные установки. Перевоспитание подростков в этом случае часто осуществляется в детских исправительных учреждениях – колониях для несовершеннолетних.

Прогноз

При условии своевременной коррекции педагогическая запущенность полностью проходит. Если у ребенка отсутствуют психические и неврологические нарушения, прогноз весьма благоприятный. Здесь важна комплексная поддержка различных специалистов и благоприятные условия в семье и окружении ребенка.

Профилактика педагогической запущенности

Профилактика формирования педагогической запущенности заключается в соблюдении целого комплекса рекомендаций. Педагогическую и социальную запущенность гораздо проще предотвратить, чем потом с ней бороться. Профилактика педагогической запущенности проводится в соответствии с нижеперечисленными принципами:

  1. Обязательно занимайтесь с ребенком и стимулируйте у него интерес к знаниям. Лучшая профилактика педагогической запущенности – это общение, обучение в игровой форме, разработка системы поощрений.
  2. Также в профилактику педагогической запущенности включена адаптация ребенка в коллективе. Его необходимо обучать трудовой деятельности.
  3. Взаимодействуйте с ребенком. Общайтесь с ним, анализируйте вместе его поведение, проводите коррекцию его действий, критикуйте (но критика должна быть конструктивной). Во взаимоотношениях с малышом должны присутствовать доверие и взаимоуважение!
  4. Также профилактика запущенности должна включать стимуляцию активности. Развивайте у него чувства любви, стыда, сострадания, приводите положительные примеры, мотивируя его на деятельность, просите о чем-нибудь.

Вы предполагаете, что у вашего ребенка педагогическая запущенность? Не нервничайте, обратитесь к специалистам. Они установят точный диагноз и дадут массу полезных рекомендаций о том, как скорректировать особенности детей. Своевременная коррекция, а также профилактика развития педагогической запущенности обязательно помогут справиться с ситуацией.

Педагоги центра НЕАПЛ помогут в коррекции нарушений. Записывайтесь к нам на консультацию, и мы обязательно сделаем все, чтобы скорректировать особенности ребенка и полностью устранить проблему.

Подпишитесь на нашу расcылку

Будьте в курсе последних новостей и акций

Источник

Педагогическая запущенность – это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии. Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок будет постоянно иметь проблемы с социализацией.

Читайте также:  Как конструктор лего влияет на развитие ребенка проект

Что такое педагогическая запущенность

Что такое педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов.

Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном, психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии.

Оно мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет общение с ними.

В целом, педагогическая запущенность в психологии — это расстройство поведенческого спектра, поэтому поддается коррекции. Если этого не делать, то ребенок может оказаться просто изолированным от общества.

Виды педагогической запущенности

Виды педагогической запущенности

В зависимости от того, каков характер проявления тех или иных отклонений, разделяют следующие виды педагогической запущенности:

  1. Медико-педагогическая. Имеются плохие привычки, нет навыка и желания соблюдать правила личной гигиены.
  2. Нравственно-педагогическая. Характеризуется полным или частичным отсутствием нравственных понятий, отсутствием контроля за проявлением эмоций, безразличием к эмоциям и чувствам других людей.
  3. Интеллектуально-педагогическая. У ребенка нет интереса к новым знаниям и открытиям, желания учиться, он с трудом усваивает школьную программу.
  4. Нравственно-трудовая. Ребенок не испытывает желания трудиться, его знания о пользе труда значительно искажены.

Диагностика

Диагностика педагогической запущенности

При комплексной психолого-педагогической диагностике проводится обширный анализ разных аспектов личности ребенка с целью определить уровень деформации и дисгармонии различных сторон и качеств личности. Эти нарушения помогут выявить методики и приемы для дальнейшей работы.

Диагностика социально-педагогической запущенности детей проводится с помощью специальных психологических методик. К ним относятся:

  1. Проективные методики. Это тесты, рисунки и задачи, которые помогают интерпретировать внутренний мир и восприятие ребенком себя и окружающих. С их помощью можно исследовать эмоциональную сферу, взаимоотношения с коллективом, самооценку и градацию ценностей дошкольника или младшего школьника.
  2. Опросники и анкеты. Эти методики могут использоваться с 10-летнего возраста испытуемого. Таким способом могут быть исследованы эмоции, черты характера, способы действий в различных ситуациях, ценности.
  3. Методики, исследующие познавательную сферу. Проверяется уровень интеллекта, функции мышления, способность удерживать внимание.

Очень важно при проведении этой диагностики разграничить педагогическую запущенность и возможные патологии развития. Исключить их может невропатолог или врач-психиатр. Детей с подозрениями на нарушение развития и поведения отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). И чем меньше сопутствующих диагнозов и нарушений развития, тем более благоприятный прогноз дадут специалисты.

Проблемы диагностики

Данные о количестве детей с признаками педагогической запущенности меняются каждый год, но статистика показывает, что это нарушение более распространено среди мальчиков.

Такие колебания данных происходят из-за того, что диагностировать проблему довольно сложно.

Во-первых, появление педагогической запущенности может быть не постоянным, а эпизодическим. Например, ребенок не имеет проблем с поведением и комфортно себя чувствует в семье, но не может адаптироваться в обществе, или наоборот.

Во-вторых, это нарушение имеет различные степени выраженности. Так как первая стадия педагогической запущенности отличается легкими отклонениями от нормы, ее легко спутать с проявлениями кризиса, свойственного данному возрасту.

Признаки

Признаки педагогической запущенности

Педагогическая запущенность как главная причина трудновоспитуемости учащихся имеет свои признаки. Самый главный из них — девиантное поведение. Это могут быть вредные привычки, драки, хулиганство и поведение, которое вызвано невоспитанностью детей.

Кроме этого, существуют и другие признаки:

  • отставание в развитии от сверстников;
  • поведение, свойственное детям более младшего возраста;
  • невоспитанность, незнание социальных и житейских норм;
  • трудности в обучении (низкая успеваемость и проблемы с запоминанием и усвоением новых знаний);
  • специфические черты характера (самолюбие, обидчивость и конфликтность, резкие и частые перепады настроения);
  • неадекватная оценка окружающих и самого себя, что негативно отражается в поведении;
  • слабо развитые познавательные процессы: запоминание, воображение, мышление, память.

Стадии развития

Диагностика помогает определить не только признаки и виды педагогической запущенности, но и стадию ее развития. Для этого необходимо обратить внимание на возраст и проявляющиеся у ребенка симптомы.

Различают четыре стадии данного нарушения:

  • Первая стадия. Возникает у дошкольников и связана, прежде всего, с неопределенным стилем воспитания, когда родители устанавливают для ребенка противоречивые требования, не обеспечивают достаточное количество общения, ласки и заботы или, наоборот, излишне опекают малыша. В детском саду сюда могут добавиться ошибки воспитателя, который воздействует на воспитанника, не учитывая его индивидуальных особенностей.
  • Вторая стадия. Возникает у детей предшкольного и младшего школьного возраста. К недочетам воспитания добавляется недостаточная подготовленность к школе: проблемы с самооценкой, равнодушие к новым знаниям. Все это не позволяет сформировать положительное отношение к школе и нарушения правил поведения.
  • Третья стадия. Развивается у подростков, когда они начинают искать свое место в обществе, оценивают себя на основе мнений других людей. Это приводит к негативизму, равнодушному отношению к учебе и правилам поведения.
  • Четвертая стадия. Относится к подростковому и юношескому возрасту. Пренебрежение нормами и правилами, принятыми в обществе, перерастает в грубость и антиобщественное поведение. Часто такие дети присоединяются к асоциальным и антисоциальным группам людей.
Читайте также:  Физическое развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте

Причины

Педагогическая запущенность чаще всего возникает под влиянием следующих причин:

  1. Взаимоотношения в семье. Свой первый социальный опыт ребенок получает в семье. Именно от ее психологического климата зависит дальнейшее восприятие картины мира. Если в семье нет взаимного доверия, гармонии, любви и взаимопонимания между родителями, то дети вырастают замкнутыми, тревожными, раздражительными и непослушными. Часто влияет и то, как много времени родители уделяют ребенку: занятые построением карьеры и зарабатыванием денег мама и папа уже не находят сил на общение и игры. Иногда это происходит просто от нежелания общаться с ребенком, если он не был запланирован. Также имеет значение стиль жизни родителей, уровень их культурного и интеллектуального развития.
  2. Образовательная среда. Педагогическая запущенность может развиваться из-за неправильно построенного процесса обучения, недопонимания с учителями, плохих отношений с одноклассниками. Если учитель не использует индивидуальный подход к ученику, вызывает у него чувство стыда, неуверенности в своих знаниях и умениях, занижает оценки, то ребенок закрывается в себе, начинает еще хуже учиться.
  3. Отношения в социуме. Еще больше ситуация усугубляется, когда гармоничные отношения не складываются не только с родителями и учителями, но и со сверстниками. Непринятие в коллективе, издевки и высмеивание вызывают чувство одиночества и нежелание посещать школу. Ребенок пытается найти друзей и стать частью какой-либо асоциальной субкультуры.
  4. Индивидуальные особенности. В педагогике это совокупность психофизиологических, личностных, эмоциональных и наследственных факторов. Они также могут способствовать возникновению педагогической запущенности. Также в группу риска попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, неразвитыми социальными навыками, имеющие острые черты характера, низкую самооценку и слабый тип нервной деятельности.

Коррекция

детский психолог

После определения причин педагогической запущенности психолог составляет план коррекционной работы. Он включает в себя следующие направления:

  • Индивидуальные занятия с психологом. Их целью является гармонизация личности ребенка, проводится работа над проблемами страха, застенчивости, управления эмоциями. Специалист помогает освоить навыки взаимодействия с окружающими, моделирует с ребенком различные ситуации. При выявлении проблем с когнитивными функциями делается упор на их стимуляцию и развитие (чем раньше диагностирована проблема, тем выше шанс ее устранить).
  • Сеансы психотерапии. С помощью методов внушения и убеждения ведется работа над самооценкой, взаимоотношениями с окружающими, адекватной реакцией на различные ситуации. Такие сеансы могут проводиться как индивидуально, так и с группой людей.
  • Социальная реабилитация. Под контролем старших ребенок включается в совместную деятельность, учится налаживать контакты. Привлечение к активной трудовой деятельности, участие в спортивных и творческих объединениях создает ощущение своей нужности, значимости и полезности. Также проводится работа с классным коллективом. Это может быть работа по его сплочению, совместному созданию комфортной атмосферы для всех участников или, наоборот, перевод ребенка в другой коллектив.
  • Работа с родителями. Проводятся семейные консультации, сеансы психотерапии, направленные на качественное изменение микроклимата в семье и организацию общей семейной деятельности. Даются рекомендации по составлению режима дня ребенка. При необходимости специалисты ведут контроль за их соблюдением.
  • Работа с педагогическим коллективом. Педагоги должны быть проинформированы об особенностях ребенка, согласно которым составляется индивидуальный план работы. К ученику необходимо применять особые методы, оказывать помощь в освоении образовательной программы. Желательно снизить психологическую и когнитивную нагрузку, следить за тем, чтобы он не переутомлялся.

Если вовремя не начать процесс коррекции педагогической запущенности детей, то дезадаптация начнет прогрессировать. И чем старше становится ребенок, тем больше усугубляется ситуация: запущенность становится еще и социальной, подросток становится неуправляемым, теряет все ценностные ориентиры и установки. С такими нарушениями он попадает в детские исправительные учреждения — колонии для несовершеннолетних.

Профилактика

комфортный психологический климат в семье

Гораздо проще заняться устранением предпосылок к возникновению педагогической запущенности учащихся, чем дожидаться стойкого нарушения. Для этого существует целый комплекс мер. Профилактика педагогической запущенности предполагает принятие следующих мер:

  1. Создание комфортного психологического климата в семье и обозначение семейных ценностей.
  2. Создание условий обучения, которые соответствуют особенностям и потребностям конкретного ребенка.
  3. Стимулирование самостоятельности и интереса к какому-либо виду деятельности, вовлечение в совместные дела.
  4. Сбалансированный стиль воспитания. Доверительное общение с ребенком, разбор различных ситуаций, внимание к его мыслям и чувствам, конструктивная и аккуратная критика его действий там, где это действительно нужно.
  5. Стимуляция активности и мотивация к деятельности, создание условий для самореализации.

Педагогическая запущенность — это в педагогике явление, с которым можно справиться. Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть. Но стоит помнить, что самое большое влияние на развитие этого состояния оказывает семья. Поэтому основным способом профилактики является благоприятная атмосфера в семье и доброжелательные отношения между ее членами. Родители должны стимулировать любые начинания своего ребенка, поддерживать и развивать его познавательную, социальную и творческую деятельность, а любые требования и претензии высказывать спокойно и конструктивно.

Источник