Как научить считать ребенка с задержкой развития

Как научить считать ребенка с задержкой развития thumbnail

У детей с задержкой психического развития есть затруднения с усвоением информации. Именно по этой причине для их обучения разрабатываются индивидуальные образовательные комплексы с упражнениями, позволяющими овладевать навыками чтения и письма, начиная с восприятия образа буквы.

Методы обучения чтению детей с ЗПР

Чтение – это сложного типа психофизический процесс, основной задачей которого является расшифровка и понимание письменного сообщения. В этом процессе участвуют речеслуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы.

Обучение детей ЗПР с помощью азбуки и отдельных букв

Обучение с помощью азбуки и отдельных букв

Сегодня существует множество методик развития навыков чтения, которые направлены на:

  • развитие умения выделять смысл текста;
  • развитие навыков правильного чтения: проговаривание слов целиком, без «заглатывания» окончаний и искажений слогов и звуков;
  • распознавание знаков препинания и умение их интонировать;
  • увеличение скорости чтения.

Иными словами, работа ведется в двух направлениях: понимание прочитанного и технику чтения. И работа эта производится в четыре этапа:

  1. Графическое восприятие буквы.
  2. Понимание понятия «слог» и развитие навыка слогового чтения.
  3. Внятное чтение словами целиком.
  4. Чтение предложениями и понимание прочитанного.

Необходимо развить способность у ребенка с ЗПР познавать новое.

Необходимо развить способность у ребенка познавать новое.

Дислексия – это нарушение способности овладения навыкам письма и чтения при сохраненной способности познавать новое. Выделяются следующие ее виды:

  • Семантическая – характеризуется недоразвитым звуковым синтезом и нечеткостью понимания синтаксический связей в предложениях. У детей с ЗПР не в полной мере сформирована способность воспринимать слова, разделенные на слоги, восстанавливать и синтезировать их.
  • Аграмматическая – искажаются префиксы, суффиксы, окончания, заменяются морфемы.
  • Фонематическая – чаще всего дети с диагнозом ЗПР сложно воспринимают мягкие и твердые, глухие и звонкие пары звуков, в процессе чтения переставляются звуки, «проглатываются» окончания, пропускаются или добавляются звуки.
  • Оптическая – у ребенка нарушена функция оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Детям сложно конструировать изображение, найти различия или сходства, обычно возникают проблемы восприятия в чтении следующих букв: У-Ч, Ж-К, Х-К, Р-Ь, В-З, Д-Л, Т-Г.
  • Мнестическая – отсутствует навык устанавливать связь между изображением буквы и ее звуком, ребенок попросту не запоминает, каким звуком сопровождается та или иная буква.

Выработка навыка чтения у детей с ЗПР требует целенаправленного и кропотливого коррекционного вмешательства с участием таких специалистов, как: дефектолог, логопед, коррекционный педагог. Важно понимать, что работа всех этих профессионалов будет сведена на ноль, если в процессе коррекции не будут участвовать родители.

Упражнения

После диагностики ребенка с ЗПР на определение наличия навыков чтения, подбирается ряд упражнений. Мы выбрали самые простые, доступные и при этом эффективные:

  1. Игры с буквами.
    Ваш малыш не может запомнить, как выглядит та или иная буква? Существует много способов помочь ему, например: вылепите ее из пластилина (это касается большой, маленькой и прописной буквы), закрепите навык, выложив эту же букву из спичек, ниточек, вырежьте ее из цветной бумаги, нарисуйте, разукрасьте.
    Еще один вариант – раз в неделю распечатывать красочную букву (которую вы на данный момент учите) и размещать на видных местах, графическое изображение будет откладываться на подсознательном уровне.
    Также можно купить магниты, доски с выпуклыми буквами (изучение на тактильном уровне).
    Усложнить задание можно написав только отдельные детали буквы и попросить ребенка дорисовать недостающее. И важно, чтобы все действия проговаривались, так вы соедините визуальный и словесный метод обучения.
  2. Игра «Какой буквы не стало» – начинать рекомендуется из 3 букв, постепенно увеличивая ряд.Задача — несколько секунд наблюдать за изображениями, потом по памяти повторить последовательность. После взрослый убирает одну букву и необходимо восстановить первоначальный порядок изображений. Можно выкладывать целые слова, а потом терять 1 или несколько букв. Усложнять игру необходимо с учетом готовности самого ребенка.
  3. Игра на развитие тактильной памяти «Волшебный мешочек». В плотном мешочке размещаются металлические или пластиковые буквы, задача — вслепую определить, что за буква и назвать слова, в которых она встречается.
  4. Игра «Найди ошибку в написании» – взрослые осознанно делают ошибки в графическом изображении букв. Задача ребенка — определить какая из предложенных конструкций неправильная и исправить ошибку.
  5. Игра «Сложи слово» – предлагается набор слогов, из которых необходимо составить слова на определенную тематику, например, «Животные», «Сказочные персонажи» и т.д.
  6. «Ролевое чтение» – выберите текст, в котором есть разделение на роли, и в игровой форме проработайте интонацию с учетом знаков препинания. И процесс обучения будет не скучным, и интерес у ребенка точно появится.
  7. «Вставь гласную» – предлагается предложение, в котором есть только согласные буквы, нужно вставить гласные. Для того чтобы упростить задачу, задание подкрепляется иллюстрациями.
    И это только малая часть упражнений, которые можно выполнять с крохой дома самостоятельно. Важно понимать, что у детей с задержкой психического развития очень хрупкая психика, и учить заставляя, против воли ребенка, у вас не получится. Важно его увлечь, заинтересовать и учить только в игровой форме с поощрением за каждый успех.

Методы обучения письму детей с ЗПР

Дисграфия – это специфическое частичное нарушение навыка письма, при котором ребенок использует аграмматизмы, слова пишет сдельно, искажает звуко-слоговую структуру слова, заменяет или искажает буквы.

При диагнозе ЗПР наблюдаются нарушенные двигательные, зрительные и слуховые анализаторы, следовательно, овладеть навыками правильного и быстрого письма намного сложнее, чем ребенку без особенностей. Распознать проблему можно с самого начала:

  • не дописываются буквы;
  • нет заглавной буквы, знаков препинания, пробелов;
  • почерк неразборчивый;
  • на слух тексты не воспринимаются (диктанты всегда с грубыми грамматическими ошибками).

Существуют следующие типы дисграфии при ЗПР:

  1. Артикуляторно-акустическая – как произносит, так и пишет.
  2. Акустическая – замена фонем и звуков близкими по написанию и не восприятие мягкости звуков.
  3. Нарушение языкового анализа и синтеза – в письме пропускаются или переставляются целые слоги, слова не дописываются, добавляются лишние слоги или буквы, написание в одном слове сразу 2-3.
  4. Аграмматическая – письмо вне всяких правил грамматики — «солнечные день», «красивый кукла». Ребенку сложно овладеть знаниями о числах, родах, падежах.
  5. Оптическая – нарушение зрительного анализа и синтеза, иными словами сложно улавливать графические отличия букв, как результат: недописанные буквы, лишние элементы, пропуски соединений, зеркальное написание и прочее.
Читайте также:  Психическое развитие ребенка на разных возрастных этапах

Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Упражнения

Для того чтобы развить навык письма, необходимо проводить комплексную работу, в которую должен быть вовлечен и психолог, и логопед, и педагог, и родители.

Первым делом проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза. На данном этапе дети учатся самостоятельно составлять предложения и даже маленькие рассказы по иллюстрациям, читать графические схемы предложений, самостоятельно их составлять, искать необходимое слово в предложение, составлять предложения с указанным словосочетанием.

На втором этапе проводится работа по развитию слогового анализа и синтеза:

    • определение гласных и согласных звуков в слове;
    • разбиение слова на слоги;
    • подсчет слогов;
    • определенное количество слов разграничить по количеству слогов;
    • из набора слогов составить как можно больше слов.

    На третьем этапе проводится работа над развитием фонематических навыков:

      • назвать количество звуков в слове и проговорить их все по порядку;
      • написать как можно больше слов, в которых, например, 5 звуков;
      • разделить слова по количеству звуков;
      • определить пропущенные в слове звуки и вставить их;
      • преобразовать слово из 3 звуков в слово из 4-х, например, рот-крот.

      Развитие чтения и развитие письма нужно проводить параллельно, чтобы графическое восприятие гармонировало со слуховым и зрительным.

      Нормы чтения для детей с ЗПР

      По окончанию начальной школы ребенок с ЗПР должен иметь навык чтения от 70 до 80 слов в минуту. Но при этом текст выбирается простой, без сложных по произношению слов, в предложениях не более 8 слов. Допускаются незначительные ошибки в произношении. По итогу прочтения ребенок должен в нескольких словах описать суть текста, определить главных героев.

      Совместное чтение становится интересным, отзывы

      Совместное чтение становится интересным.

      В копилке ребенка по окончанию 4-го класса должно быть как минимум 12 выученных наизусть стихотворений. Он должен спокойно читать скороговорки и обладать достаточным словарным запасом, чтобы выразить свою мысль развернуто.
      Также проверяется художественное чтение на усвоение навыка определения и трактовки знаков препинания.

      Статья в тему: Развитие речи у детей с ЗПР

      Чтение ребенка с ЗПР: отзывы о методиках обучения

      Как показывают тесты и исследования, порядка 50% учеников в начальной школе имеют проблемы с овладением навыков чтения. Такая тема не могла пройти стороной и социальные сети. Родители активно обсуждают на форумах и тематических сайтах, какие методы и упражнения были эффективными в их случае, а какие вызывали у ребенка только раздражение.

      Из всех отзывов можно сделать вывод, что обучение чтению ребенка в 1 классе должно проходить исключительно в игровой форме в легкой и непринужденной обстановке. Часто используются музыкальные азбуки, магнитные доски, деревянные буквы, раскраски и т.д. С каждым годом задания усложняются. И что отмечают практически во всех отзывах – это сочетание методов овладения навыками чтения с методиками овладения навыков письма. Большая часть детей к окончанию программы для ЗПР 4 класса освоили плавное чтение, навыки в полной мере соответствовали нормам чтения.

      В таблице отображены некоторые отзывы родителей, которые взяты с интернет-площадок: https://v7u.org/viewtopic.php?t=910&start=10, https://defectolog.ru/forum/105/https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/409512335/.

      ПоложительныеОтрицательные
      Мы начали ходить в специальную группу в садике, так как там кроме нянечки и воспитателя еще приклеплен логопед и психолог.

      Нам очень нравится, во-первых, проводится подготовка к школе (ребенок учится читать, писать, выражать свои мысли), обучение происходит в коллективе (учимся взаимодействовать).

      Я вот просто настаиваю на том, чтобы детки с особенностями посещали специальные учреждения, там все-таки работают специалисты. (Екатерина)

      ЗПР полностью поддается коррекции еще в дошкольном возрасте, просто нужно внимательно наблюдать за своим ребенком и своевременно определить проблему, а не списывать все на черты характера.

      И да, я против этих всех навешиваний ярлыков, это такие же дети, просто им несколько сложнее даются определенные навыки! (Тамара)

      У нас была полная беда сначала с овладением навыков самообслуживания, сын попросту не понимал, зачем проситься в туалет, зачем снимать обувь в помещении, почему на улицу нельзя пойти просто в том, в чем он находится дома (а на улице глубокая зима), зачем нужна ложка и прочее.

      Но потом эти проблемы начали усугубляться, так как вообще не развивалась речь, следовательно, ни о каком дальнейшем обучении не могло быть и речи. Но потом я в интернете увидела, что нам может помочь не только психолог детский, но и дефектолог. Да, работы было немерено, но времени тоже было немного, ведь активная познавательная деятельность у ребенка длится до 6 лет.

      И вот нам сегодня исполнилось 6 лет, мы полностью самостоятельны, свободно излагаем свои мысли (пусть краткими и простыми предложениями), читает небольшие тексты, считает до 10, и в рамках 10 умеет слагать и вычитать и прочее. ЗПР поддается коррекции, если тому нет более серьезных причин  нарушением ЦНС. (Оксана)

      Ну да, первый класс у нас прошел сложно, просто с боем давались элементарные азы, но я просто усиленно занималась с сыном дома и не разрешила переводить в специализированное учебное заведение, так как не считаю данную меру необходимой. (Марина)
      У нас сын начал проявлять интерес к чтению только на уроках труда, там очень талантливый педагог, который сразу поняла проблему и начала не проговаривать задания, а раздавать карточки с пошаговыми инструкциями.

      Понятно, что сразу прочесть не получилось, но начал пытаться настойчиво овладевать этим навыком. Многое все-таки зависит от мотивации и работы педагогов. (Галина)

      Я боялась отдавать дочь в инклюзивный класс, но через полгода, когда я видела результаты развития ее, я пересмотрела все свои страхи. Все-таки обучение по индивидуальным программам показывают колоссальный результат. (Света)

      Вывод

      Проблемы с чтением и письмом у детей с задержкой психического развития встречаются часто, так как этому способствует целый ряд специфических факторов. Но эти проблемы поддаются коррекции при титанической, постоянной и комплексной работе. Сегодня в сети интернет можно найти не просто методичку с расписанными занятиями, но и уже полностью разработанные карточки с описанием, которые достаточно только распечатать и использовать. В работе над развитием навыка чтения не забывайте о работе с психологом и логопедом.

      Читайте также:  Психологическое развитие ребенка это определение

      Видео — Дети с ЗПР

      Источник

      Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

      Сколько Господь должен дать терпения и любви? 4й класс, а уже хоть вешайся, не остается в голове ни математика, ни грамматика. Обнять и плакать? А впереди средняя школа… Простите, крик души.

      30.03.2017 14:32:28, Женевика (в системе Julkam)

      38 комментариев

      1. Заниматься с ним самой в дополнение к школе + др. специалистам.
      2. Полностью отойти от школьной методики от частного к общему, у наших детей это «не прокатывает», они «за кустами не видят леса». Подход должен быть «от общего к частному», т.е. сначала даете общее видение, не вдаваясь в подробности, потом какую-нибудь одну сторону разбираете и повторяете до тошноты. Например:
      Мы говорим — речь — части речи — самостоятельные (именные) и служебные- самостоятельные: имя сущ., имя прилаг., имя числительное, наречие, глагол, причастие и деепричастие; служебные: предлог, союз, частица + особая часть речи — междометие. Имя сущ — собств., нариц. итд,итп. Начинаем всегда с самого простого: Мы говорим — речь. Пока не выучит, не переходите к частям речи. Затем, когда все освоено, ежедневно 100500 раз проходите по всему дереву, пока у ребенка не начинает отскакаивать от зубов. Дальше идет усложнение задачи, уже опираемся на какой-нибудь знакомый подраздел и танцуем от него. Но регулярно повторяем всю конструкцию.
      3. В математике долго и мучительно считаем на пальцах. Потом, когда счет станет безошибочным и быстрым, накрываем пальцы газетой или полотенцем, считаем на ощупь, затем закрываем глаза и представляем пальцы в уме, затем просто считаем в уме.
      4. Применяем доступные виды дифференциации (или выделения). Например, разряды чисел: единицы зеленые, десятки желтые, сотни красные. Можно использовать тактильные, звуковые — это зависит от возможностей ребенка.
      5. Труд до седьмого пота, повторение до мозолей на языке. Никаких «обнять и плакать»! Нашим детям дано всё, просто подход должен быть ДРУГИМ. А там и интегралы с производными покорятся.
      31.03.2017 11:30:43, мама Жени

      очень интересно. я до многого сама дошла, методом набюлюдений и проб. но мои младше и у каждого приемного свои особенности. могли бы вы поделиться методиками, пособиями, картинками итд итп если на что-то есть ссылки или если есть что прислать на емаил. вот именно «от общего к частному» меня интересует и математика для другого. оба в началке. и сколько вы занимаетесь, если ребенок еще и школу посещает? у нас еще спорт и музыкалка, которые я бросить не позволю, потому как нужны для развития как воздух (с моей точки зрения). если поделитесь- можно в личку- то заранее спасибо!
      07.05.2017 15:49:30, Ata

      Вы на дому учитесь? или в школе? Непонятно как и где теперь реализовывать адаптивную программу.
      Про труд да все верно, терпение и труд…
      17.04.2017 15:31:33, Женевика (в системе Julkam)

      В школе, в 11 классе, класс малокомплектный
      17.04.2017 19:44:36, мама Жени

      Школа 717 подразделение 4
      17.04.2017 21:49:26, мама Жени

      п.3 Никак не получается уйти от счета на пальцах. «Долго и мучительно считаем». Уже 9-ый класса а до сих пор ошибается, даже в десятке когда считает на пальцах. Таблицу умножения выучили наизусть, но периодически забывает. Что делать с этим счетом? ГВЭ через два месяца…
      31.03.2017 13:37:19, Мама дочек

      Сейчас уже ничего. Сдать ГИА, как есть. А дальше — убрать калькулятор и прогу в телефоне.Только устно. Тренировать визуализацию счета на пальцах ( сначала под газетой, затем закрыть глаза и представлять, что считает на пальцах. Потом в голове. Переходить с одного этапа на другой только в том случае, если считает без ошибок.)К сожалению, в начале обучения навык устного счета убивается напрочь калькулятором.
      31.03.2017 14:30:00, мама Жени

      Боюсь, что мы так и застрянем на первом этапе, потому что даже он не получается.
      31.03.2017 14:55:00, Мама дочек

      У моей как раз никогда не было калькулятора. Телефон самый примитивный. И она не умела там найти калькулятор. И сейчас ну очень редко считает на калькуляторе. А навык никак не автоматизируется. Мучаемся все школьные годы. Даже на пальцах умудряется ошибаться в счете в первом десятке. А уж если в двух первых десятках, то почти всегда мимо.
      31.03.2017 14:53:57, Мама дочек

      1. Вернитесь на ступень ниже — счет до 5 — т.е. там, где считает безошибочно. Пусть считает на пальцах. Затем прибавляйте по 1 пальцу ( т.е. через сколько-то времени считает до 6 — одна рука и 1 палец, затем до 7 итд. Но основной принцип обязателен — идет опора на: палец — рука — две руки. Подключите Узоровские тренажеры — счет до 5, счет до 10, с переходом через 10, затем всё на время.
      2. Ошибка в счете с переходом через десяток объясняется тем, что у нас в школах неправильный подход к обучению других детей. Для наших должен быть ДРУГОЙ алгоритм, с четкой опорой на десяток (2 руки). Пример:
      8+7 = ?
      1) 8 добавляем до 10 (можно на пальцах — показываем 2 руки, отсчитываем 8 пальцев, до десяти остается незагнутыми 2 пальца. Но лучше через 10 считать, когда уже есть визуализация «опоры» — десятка) = 2
      2) 7 -2 =5
      3) 10 + 5 = 15.
      17 -9 = ?
      1) (вычитаемое) 9. Берем 10, отнимаем 9 =1
      2) 17 — 10 = 7 (потом этот пункт можно опустить, ребенку очевидно — берем десять)
      3) 7+1 =8
      Этот алгоритм заучивается наизусть — и вперед.

      Читайте также:  Диагностическим критерием первого уровня речевого развития является у ребенка

      3. Когда будет считать в столбик на бумаге, пусть ставит точки над тем разрядом который берет.

      31.03.2017 15:15:40, мама Жени

      Спасибо. Попробую со счетом до 5. У нас так все сложно, что даже если нас сидит трое за столом, дочка приносит четыре ложки. То есть мозг просто отказывается выполнять такого вида умственную работу.
      P.S. Дочка учится в бывшей 526 школе.
      31.03.2017 15:27:35, Мама дочек

      Мы тоже. В 11.
      31.03.2017 15:35:01, мама Жени

      Этот метод применим по всем дисциплинам. Я просто летом перекраивала курс и давала общее, а потом частности. В учебный год идет, так сказать, повторение.
      31.03.2017 15:18:52, мама Жени

      Да, в математике еще будет один камень преткновения — отрицательные числа. Вот здесь надо намертво вбить алгоритм определения знака ответа.
      31.03.2017 15:20:44, мама Жени

      Вы имеете ввиду использовать знак большего числа? У нас это вполне себе работает. И числовую прямую более-менее рисует и по ней считает. Очень плохо идут всякие абстрактные вещи. Еще хуже, если вдруг изменили постановку вопроса, даже не включается.
      31.03.2017 15:31:01, Мама дочек

      Ну, дай Бог! У нас по числовой прямой не считает, только в уме, с учетом знака бОльшего числа.
      Про абстракции даже не говорю. Очень трудно идет право, биология, обществознание, литература.
      31.03.2017 15:38:02, мама Жени

      Подскажите мне еще, пожалуйста, как натаскать дочку на решение заданий для ГВЭ. Это 10 самых простых заданий из ОГЕ. Мы делаем так. Решаем каждый день один вариант, состоящий из 10 заданий. Решает без подсказок и калькулятора, использует только таблицу квадратов. Сначала решает сама, потом разбираем вместе. Делаем так почти каждый день, начали в январе. За это время результат такой: правильно решает 1-2-3 примеров. На тройку должно быть минимум 4 верных ответа. Никак не улучшается результат. Я почти в отчаянии, осталось меньше двух месяцев.
      31.03.2017 15:54:15, Мама дочек

      По-моему, проблема в переключении. Попробуйте сначала сделать первые номера во всех вариантах — карандашом. Проработайте ошибки. Сотрите карандаш, прорешайте еще раз самостоятельно. Затем только вторые номера. Потом 3, затем 4. Потом сотрите ответы и пусть по-новой решает уже подряд 4 номера из варианта.
      31.03.2017 20:48:33, мама Жени

      где учитесь?
      У моего тоже самое, еще и осложнено тем, что началка заканчивается, продолжения не будет, куда идти не представляю(
      30.03.2017 14:58:53, Марсианка

      привет, Оль!
      написала тебе.
      проверь почту 🙂
      01.04.2017 12:54:16, мама особого ребенка

      Если хоть как-то тянет программу, через ПМПК адаптированную программу в массе.
      31.03.2017 14:11:10, ivmarg

      программу тянет еле-еле, но даже не в этом проблема. Учительница говорит, что на свою тройку учится может, но в классе никому не дает учиться и сам не учится
      31.03.2017 14:29:48, Марсианка

      Тогда в большом классе тяжело будет. Я своего вывела в этом году в малокомплектный класс. С одним выходным днём в неделю. Справку взяла у психиатра. Иначе не выдерживает. Но мой -тихий.
      31.03.2017 15:22:13, ivmarg

      а малокомплектный где нашли? )
      У него сейчас малокомплектный, и то караул, про обычный даже и не думаю
      31.03.2017 15:56:16, Марсианка

      Мы переехали к малокомплектному классу, чтобы не проводить весь день в дороге. Думаю, что бум делать в средней школе?
      04.04.2017 11:34:25, ivmarg

      круто)
      в средней, видимо, то же, что и в началке. Класс переведут в том же составе дальше, если дети местные ( в смысле школа по месту жительства). Ну может добавят из других классов до кучи. Будет человек 20-25. Если дети не местные, то могут как нас, отправить учиться по месту жительства. У нас одна мама это называет отправить на х…)))
      04.04.2017 11:46:54, Марсианка

      После началки всех распределят в массу (
      04.04.2017 21:52:52, ivmarg

      В обычной школе рядом с домом, Хотим в коррекционный класс в среднюю школу. Будем пытаться в инклюзивную, но это возить, если нет на домашнее. В обычной совсем не тянет(
      30.03.2017 16:16:36, Женевика (в системе Julkam)

      Ну значите еще не так все плохо у вас, раз в обычной)
      Инклюзия же сейчас везде. И даже берут. В нашей дворовой эти дети сидят учатся вместе со всеми, только не все контрольные пишут. Мне это совсем не подходит. Кроме когнитивки еще и поведенческие особенности, не сможет в классе из 25 чел.находиться
      30.03.2017 16:21:38, Марсианка

      Да взяли бы, но нереально ей, самооценка падает, друзей нет( Тоже хочу в малокомплектный класс.
      30.03.2017 16:33:51, Женевика (в системе Julkam)

      нету болльше малокомплектных. Наша школа последняя осталась. В следующем году всех отправляют по месту жительства( Мы хоть началку успели отучиться
      30.03.2017 16:53:55, Марсианка

      Да? не знала( А в Ковчеге? только в началке малокомплектные? Каждый родитель снова проходит весь путь, нет системы(
      30.03.2017 17:08:48, Женевика (в системе Julkam)

      Ковчег работает ,все в порядке.
      30.03.2017 18:43:32, Svetik_anik

      про ковчег не знаю. Не была там, мне очень далеко туда. Я на севере. Сейчас дорога до колы час занимает, все очень устаем. В инклюзии есть только один плюс, что детей не нужно возить далеко и это правильно. А то у нас получается, что здоровые учатся рядом с домом, а мы больных таскаем на другой конец Москвы.
      Про ковчег слышала, что он сильно испортился. Но не ручаюсь за достоверную информацию. Еще 1708 хвалят, но я никак не могу решиться на пятидневку(
      30.03.2017 17:14:02, Марсианка

      Поэтому и пошла рядом с домом на началку. А на пятидневку не хочу, у нас до кучи дцп и эпи, буду волноваться) На ПМПК где-то на Войковской рекомендовали, но нам далеко, мы в Новокосино
      30.03.2017 18:30:41, Женевика (в системе Julkam)

      так у вас там детская личность есть. Не уверена в правильном названии. Очень хвалили, но насколько помню, там тоже только началка(
      30.03.2017 18:53:18, Марсианка

      Источник