Как научить читать ребенка с задержкой речевого развития

Как научить читать ребенка с задержкой речевого развития thumbnail

У детей с задержкой психического развития есть затруднения с усвоением информации. Именно по этой причине для их обучения разрабатываются индивидуальные образовательные комплексы с упражнениями, позволяющими овладевать навыками чтения и письма, начиная с восприятия образа буквы.

Методы обучения чтению детей с ЗПР

Чтение – это сложного типа психофизический процесс, основной задачей которого является расшифровка и понимание письменного сообщения. В этом процессе участвуют речеслуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы.

Обучение детей ЗПР с помощью азбуки и отдельных букв

Обучение с помощью азбуки и отдельных букв

Сегодня существует множество методик развития навыков чтения, которые направлены на:

  • развитие умения выделять смысл текста;
  • развитие навыков правильного чтения: проговаривание слов целиком, без «заглатывания» окончаний и искажений слогов и звуков;
  • распознавание знаков препинания и умение их интонировать;
  • увеличение скорости чтения.

Иными словами, работа ведется в двух направлениях: понимание прочитанного и технику чтения. И работа эта производится в четыре этапа:

  1. Графическое восприятие буквы.
  2. Понимание понятия «слог» и развитие навыка слогового чтения.
  3. Внятное чтение словами целиком.
  4. Чтение предложениями и понимание прочитанного.

Необходимо развить способность у ребенка с ЗПР познавать новое.

Необходимо развить способность у ребенка познавать новое.

Дислексия – это нарушение способности овладения навыкам письма и чтения при сохраненной способности познавать новое. Выделяются следующие ее виды:

  • Семантическая – характеризуется недоразвитым звуковым синтезом и нечеткостью понимания синтаксический связей в предложениях. У детей с ЗПР не в полной мере сформирована способность воспринимать слова, разделенные на слоги, восстанавливать и синтезировать их.
  • Аграмматическая – искажаются префиксы, суффиксы, окончания, заменяются морфемы.
  • Фонематическая – чаще всего дети с диагнозом ЗПР сложно воспринимают мягкие и твердые, глухие и звонкие пары звуков, в процессе чтения переставляются звуки, «проглатываются» окончания, пропускаются или добавляются звуки.
  • Оптическая – у ребенка нарушена функция оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Детям сложно конструировать изображение, найти различия или сходства, обычно возникают проблемы восприятия в чтении следующих букв: У-Ч, Ж-К, Х-К, Р-Ь, В-З, Д-Л, Т-Г.
  • Мнестическая – отсутствует навык устанавливать связь между изображением буквы и ее звуком, ребенок попросту не запоминает, каким звуком сопровождается та или иная буква.

Выработка навыка чтения у детей с ЗПР требует целенаправленного и кропотливого коррекционного вмешательства с участием таких специалистов, как: дефектолог, логопед, коррекционный педагог. Важно понимать, что работа всех этих профессионалов будет сведена на ноль, если в процессе коррекции не будут участвовать родители.

Упражнения

После диагностики ребенка с ЗПР на определение наличия навыков чтения, подбирается ряд упражнений. Мы выбрали самые простые, доступные и при этом эффективные:

  1. Игры с буквами.
    Ваш малыш не может запомнить, как выглядит та или иная буква? Существует много способов помочь ему, например: вылепите ее из пластилина (это касается большой, маленькой и прописной буквы), закрепите навык, выложив эту же букву из спичек, ниточек, вырежьте ее из цветной бумаги, нарисуйте, разукрасьте.
    Еще один вариант – раз в неделю распечатывать красочную букву (которую вы на данный момент учите) и размещать на видных местах, графическое изображение будет откладываться на подсознательном уровне.
    Также можно купить магниты, доски с выпуклыми буквами (изучение на тактильном уровне).
    Усложнить задание можно написав только отдельные детали буквы и попросить ребенка дорисовать недостающее. И важно, чтобы все действия проговаривались, так вы соедините визуальный и словесный метод обучения.
  2. Игра «Какой буквы не стало» – начинать рекомендуется из 3 букв, постепенно увеличивая ряд.Задача — несколько секунд наблюдать за изображениями, потом по памяти повторить последовательность. После взрослый убирает одну букву и необходимо восстановить первоначальный порядок изображений. Можно выкладывать целые слова, а потом терять 1 или несколько букв. Усложнять игру необходимо с учетом готовности самого ребенка.
  3. Игра на развитие тактильной памяти «Волшебный мешочек». В плотном мешочке размещаются металлические или пластиковые буквы, задача — вслепую определить, что за буква и назвать слова, в которых она встречается.
  4. Игра «Найди ошибку в написании» – взрослые осознанно делают ошибки в графическом изображении букв. Задача ребенка — определить какая из предложенных конструкций неправильная и исправить ошибку.
  5. Игра «Сложи слово» – предлагается набор слогов, из которых необходимо составить слова на определенную тематику, например, «Животные», «Сказочные персонажи» и т.д.
  6. «Ролевое чтение» – выберите текст, в котором есть разделение на роли, и в игровой форме проработайте интонацию с учетом знаков препинания. И процесс обучения будет не скучным, и интерес у ребенка точно появится.
  7. «Вставь гласную» – предлагается предложение, в котором есть только согласные буквы, нужно вставить гласные. Для того чтобы упростить задачу, задание подкрепляется иллюстрациями.
    И это только малая часть упражнений, которые можно выполнять с крохой дома самостоятельно. Важно понимать, что у детей с задержкой психического развития очень хрупкая психика, и учить заставляя, против воли ребенка, у вас не получится. Важно его увлечь, заинтересовать и учить только в игровой форме с поощрением за каждый успех.

Методы обучения письму детей с ЗПР

Дисграфия – это специфическое частичное нарушение навыка письма, при котором ребенок использует аграмматизмы, слова пишет сдельно, искажает звуко-слоговую структуру слова, заменяет или искажает буквы.

При диагнозе ЗПР наблюдаются нарушенные двигательные, зрительные и слуховые анализаторы, следовательно, овладеть навыками правильного и быстрого письма намного сложнее, чем ребенку без особенностей. Распознать проблему можно с самого начала:

  • не дописываются буквы;
  • нет заглавной буквы, знаков препинания, пробелов;
  • почерк неразборчивый;
  • на слух тексты не воспринимаются (диктанты всегда с грубыми грамматическими ошибками).

Существуют следующие типы дисграфии при ЗПР:

  1. Артикуляторно-акустическая – как произносит, так и пишет.
  2. Акустическая – замена фонем и звуков близкими по написанию и не восприятие мягкости звуков.
  3. Нарушение языкового анализа и синтеза – в письме пропускаются или переставляются целые слоги, слова не дописываются, добавляются лишние слоги или буквы, написание в одном слове сразу 2-3.
  4. Аграмматическая – письмо вне всяких правил грамматики — «солнечные день», «красивый кукла». Ребенку сложно овладеть знаниями о числах, родах, падежах.
  5. Оптическая – нарушение зрительного анализа и синтеза, иными словами сложно улавливать графические отличия букв, как результат: недописанные буквы, лишние элементы, пропуски соединений, зеркальное написание и прочее.

Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Упражнения

Для того чтобы развить навык письма, необходимо проводить комплексную работу, в которую должен быть вовлечен и психолог, и логопед, и педагог, и родители.

Первым делом проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза. На данном этапе дети учатся самостоятельно составлять предложения и даже маленькие рассказы по иллюстрациям, читать графические схемы предложений, самостоятельно их составлять, искать необходимое слово в предложение, составлять предложения с указанным словосочетанием.

На втором этапе проводится работа по развитию слогового анализа и синтеза:

    • определение гласных и согласных звуков в слове;
    • разбиение слова на слоги;
    • подсчет слогов;
    • определенное количество слов разграничить по количеству слогов;
    • из набора слогов составить как можно больше слов.

    На третьем этапе проводится работа над развитием фонематических навыков:

      • назвать количество звуков в слове и проговорить их все по порядку;
      • написать как можно больше слов, в которых, например, 5 звуков;
      • разделить слова по количеству звуков;
      • определить пропущенные в слове звуки и вставить их;
      • преобразовать слово из 3 звуков в слово из 4-х, например, рот-крот.

      Развитие чтения и развитие письма нужно проводить параллельно, чтобы графическое восприятие гармонировало со слуховым и зрительным.

      Нормы чтения для детей с ЗПР

      По окончанию начальной школы ребенок с ЗПР должен иметь навык чтения от 70 до 80 слов в минуту. Но при этом текст выбирается простой, без сложных по произношению слов, в предложениях не более 8 слов. Допускаются незначительные ошибки в произношении. По итогу прочтения ребенок должен в нескольких словах описать суть текста, определить главных героев.

      Совместное чтение становится интересным, отзывы

      Совместное чтение становится интересным.

      В копилке ребенка по окончанию 4-го класса должно быть как минимум 12 выученных наизусть стихотворений. Он должен спокойно читать скороговорки и обладать достаточным словарным запасом, чтобы выразить свою мысль развернуто.
      Также проверяется художественное чтение на усвоение навыка определения и трактовки знаков препинания.

      Статья в тему: Развитие речи у детей с ЗПР

      Чтение ребенка с ЗПР: отзывы о методиках обучения

      Как показывают тесты и исследования, порядка 50% учеников в начальной школе имеют проблемы с овладением навыков чтения. Такая тема не могла пройти стороной и социальные сети. Родители активно обсуждают на форумах и тематических сайтах, какие методы и упражнения были эффективными в их случае, а какие вызывали у ребенка только раздражение.

      Из всех отзывов можно сделать вывод, что обучение чтению ребенка в 1 классе должно проходить исключительно в игровой форме в легкой и непринужденной обстановке. Часто используются музыкальные азбуки, магнитные доски, деревянные буквы, раскраски и т.д. С каждым годом задания усложняются. И что отмечают практически во всех отзывах – это сочетание методов овладения навыками чтения с методиками овладения навыков письма. Большая часть детей к окончанию программы для ЗПР 4 класса освоили плавное чтение, навыки в полной мере соответствовали нормам чтения.

      В таблице отображены некоторые отзывы родителей, которые взяты с интернет-площадок: https://v7u.org/viewtopic.php?t=910&start=10, https://defectolog.ru/forum/105/https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/409512335/.

      ПоложительныеОтрицательные
      Мы начали ходить в специальную группу в садике, так как там кроме нянечки и воспитателя еще приклеплен логопед и психолог.

      Нам очень нравится, во-первых, проводится подготовка к школе (ребенок учится читать, писать, выражать свои мысли), обучение происходит в коллективе (учимся взаимодействовать).

      Я вот просто настаиваю на том, чтобы детки с особенностями посещали специальные учреждения, там все-таки работают специалисты. (Екатерина)

      ЗПР полностью поддается коррекции еще в дошкольном возрасте, просто нужно внимательно наблюдать за своим ребенком и своевременно определить проблему, а не списывать все на черты характера.

      И да, я против этих всех навешиваний ярлыков, это такие же дети, просто им несколько сложнее даются определенные навыки! (Тамара)

      У нас была полная беда сначала с овладением навыков самообслуживания, сын попросту не понимал, зачем проситься в туалет, зачем снимать обувь в помещении, почему на улицу нельзя пойти просто в том, в чем он находится дома (а на улице глубокая зима), зачем нужна ложка и прочее.

      Но потом эти проблемы начали усугубляться, так как вообще не развивалась речь, следовательно, ни о каком дальнейшем обучении не могло быть и речи. Но потом я в интернете увидела, что нам может помочь не только психолог детский, но и дефектолог. Да, работы было немерено, но времени тоже было немного, ведь активная познавательная деятельность у ребенка длится до 6 лет.

      И вот нам сегодня исполнилось 6 лет, мы полностью самостоятельны, свободно излагаем свои мысли (пусть краткими и простыми предложениями), читает небольшие тексты, считает до 10, и в рамках 10 умеет слагать и вычитать и прочее. ЗПР поддается коррекции, если тому нет более серьезных причин  нарушением ЦНС. (Оксана)

      Ну да, первый класс у нас прошел сложно, просто с боем давались элементарные азы, но я просто усиленно занималась с сыном дома и не разрешила переводить в специализированное учебное заведение, так как не считаю данную меру необходимой. (Марина)
      У нас сын начал проявлять интерес к чтению только на уроках труда, там очень талантливый педагог, который сразу поняла проблему и начала не проговаривать задания, а раздавать карточки с пошаговыми инструкциями.

      Понятно, что сразу прочесть не получилось, но начал пытаться настойчиво овладевать этим навыком. Многое все-таки зависит от мотивации и работы педагогов. (Галина)

      Я боялась отдавать дочь в инклюзивный класс, но через полгода, когда я видела результаты развития ее, я пересмотрела все свои страхи. Все-таки обучение по индивидуальным программам показывают колоссальный результат. (Света)

      Вывод

      Проблемы с чтением и письмом у детей с задержкой психического развития встречаются часто, так как этому способствует целый ряд специфических факторов. Но эти проблемы поддаются коррекции при титанической, постоянной и комплексной работе. Сегодня в сети интернет можно найти не просто методичку с расписанными занятиями, но и уже полностью разработанные карточки с описанием, которые достаточно только распечатать и использовать. В работе над развитием навыка чтения не забывайте о работе с психологом и логопедом.

      Видео — Дети с ЗПР

      Источник

      Расстройства обучения и ЗРР

      речь, чтение, письмо и грамотность

      Что такое расстройства обучения?

      Расстройства обучения — это нарушения развития навыков чтения, письма и грамотности. Все это является речевыми проблемами. Задержка речевого развития (ЗРР) ребёнка может привести к более поздним проблемам с чтением и письмом. У ребёнка с расстройством обучения также могут быть проблемы с математикой или социальными навыками. Расстройства обучения не являются показателем того, насколько человек умен. Люди, у которых диагностированы подобные нарушения, в большинстве своем обладают средним или даже высоким интеллектом.

      Одним из самых распространенных расстройств обучения является дислексия. Дислексия, охватывает специфические проблемы при чтении, в то время как термин «расстройство обучения» является более широким, так как включает в себя еще и связь между письмом и речью. Многие дети, испытывающие трудности с чтением, сталкиваются с этими проблемами. Это делает «расстройство обучения» оптимальным термином для описания подобных нарушений. Другие термины, которые вы можете услышать, — это «языковые трудности с обучением» или «специфическое расстройство обучения». 

      Что является причиной расстройств обучения? 

      Проблемы с обучаемостью происходят из-за нарушений в развитии мозга. Большинство детей приобретают эти расстройства с рождения. Расстройства обучения также могут передаваться по наследству. 

      Каковы симптомы расстройств обучения?

      Данные трудности могут включать в себя проблемы с:

      • четким выражением своих мыслей. Нужное слово вертится на языке, но все никак не приходит в голову. Речь ребенка запутанная и трудная для понимания (например, переполнена такими словами как «эта штука», «ну типа» в попытках заменить слова, которые не удается вспомнить). Также ребенок может часто «экать», пытаясь тянуть время, пока он не вспомнит нужное слово;

      • запоминанием новых слов, которые ребенок слышит (например, во время урока) или читает (в учебниках и книгах);

      • восприятием указаний или заданных вопросов, адресованных к ребенку;

      • воспроизведением конкретных последовательностей цифр (ребенок не может запомнить номер телефона или адрес);

      • пониманием и запоминанием деталей сюжета книги или материалов, пройденных на уроке;

      • чтением и восприятием информации;

      • запоминанием слов и рифм;

      • определением сторон (ребёнок не в состоянии запомнить, где право, а где лево). В связи с этим у него возникают трудности с чтением и письмом, так как в обоих случаях необходимо четко различать направления;

      • запоминанием и написанием букв и цифр;

      • запоминанием алфавита;

      • соотнесением звуков и букв алфавита, что является причиной возникновения трудностей при чтении;

      • соблюдением точного порядка букв при чтении слова;

      • соблюдением порядка цифр во время математических расчетов;

      • правописанием;

      • запоминанием таблицы умножения;

      • способностью определять время по часам.

      Как диагностируются расстройства обучения?

      Среди людей, наблюдающих за ребенком с данными нарушениями, помимо родителей, учителей и психолога, должен быть логопед. Логопед может оценить навыки ребенка в слуховом восприятии, речи, чтении и письме. Логопед может тестировать различные навыки детей в завистимости от их возраста.

      При работе с детьми дошкольного возраста логопед может сделать следующее:

      • Собрать информацию о языковой обстановке в доме ребенка. Например, есть ли в доме книги и журанлы, как часто ребенок видит, как члены семьи пишут что-то, читают ли ребенку книги и т.п.

      • Наблюдать за ребенком во время занятий;

      • Оценить способности ребенка к восприятию устных и письменных указаний к действию и умение следить за информацией на доске, за своим распорядком дня и др.;

      • Определить, может ли ребенок узнавать часто встречающиеся логотипы и знаки;

      • Следить за тем, как ребенок держит книгу и переворачивает страницы (правильно ли он это делает);

      • Определить, распознает ли ребенок свое имя и может ли он его написать;

      • Оценить почерк ребенка и то, насколько он аккуратен;

      • Определить, может ли ребенок узнавать и/или правильно писать буквы;

      • Дать ребенку задание хлопать каждый раз, когда он встречает определенные буквы в тексте;

      • Оценить способность ребенка в понимании письменных текстов;

      • Оценить способность ребенка к рифмованию слов. Для этого можно задавать вопросы о том, рифмуются ли два слова, либо дать список слов и предложить выбрать среди них те, которые рифмуются с данным словом.

      При работе со школьником логопед может также воспользоваться некоторыми из следующих методов:

      • Наблюдать за тем, как ребенок читает учебники или воспринимает на слух информацию во время уроков (может ли он это делать);

      • Оценить способности школьника к восприятию фонетических особенностей разных слов и проведению между ними аналогий;

      • Дать ребенку задание составлять слова из слогов и звуков;

      • Проверить, способен ли ребенок делить слова на слоги и/или звуки (например, в слове кот один слог, но три звука – к-о-т);

      • Оценить рабочую память ребенка, давая ему задание повторять постепенно увеличивающиеся последовательности слов, чисел, букв и звуков.

      При работе с детьми любого возраста логопед также может провести комплексную оценку языковых навыков и навыков мышления ребёнка.

      Мышление включает в себя способность планировать и организовывать свою работу и уделять внимание деталям.

      Помогите своему ребёнку быстро и навсегда стать успешным учеником! 

      Как можно корректировать расстройства обучения? 

      Коррекция будет зависеть от того, что нужно конкретному ребёнку. Например, если ученик может читать слова, но не может понять смысл прочитанного, ведется работа над пониманием текста. Если ученику младших классов трудно различать разные звуки, составляющие слова, коррекция будет сосредоточена на развитии фонематического восприятия.

      Индивидуальные программы всегда соотносятся со школьной работой. Поэтому материалы для коррекции напрямую связаны с тем, что ученик проходит в классе (например, учебники используются для заданий, связанных с чтением, заданные темы для сочинений используются для письменных заданий, устные задания для практики речи). Ребенка учат применять вновь разработанные языковые навыки на примере классных заданий. Чтобы лучше помогать ребенку, логопед может сидеть рядом с ним во время занятий в классе.

      Помощь в развитии устной речи также может быть объединена с поддержкой развития письменной речи. Например, можно дать ученику послушать историю, а после попросить его письменно ответить на вопросы по ней. Можно попросить его дать устный, а затем письменный пересказ истории.

      Навыки артикуляции (произношения) также необходимы для развития письменной речи. Например, чтобы ребенок тренировал произношение слов для улучшения произношения определенного звука, его могут попросить прочитать некоторые слова из предоставленного списка.

      Логопед консультируется и сотрудничает с учителями в целях разработки стратегий и методов помощи ребёнку в классе. Например, логопед может помочь учителю придумать, как обьяснить новый материал на уроке так, чтобы ребёнок смог его понять.  Логопед может также показать учителю, какие стратегии планирования следует использовать ученику для организации и концентрации на письменных заданиях.

      Логопед консультирует педагогов и родителей, чтобы продемонстрировать и научить их языковым упражнениям, обещающим успех. Он может:

      • Объяснить важность совместного чтения и продемонстрировать, как это правильно делать. Например, логопед может показать, как можно улучшить способности ребёнка к увеличению словарного запаса, если просить ребёнка назвать предметы на иллюстрациях к истории и объяснять, что на них происходит. 

      • Показать, как отточить навыки понимания, задавая вопросы, связанные с сюжетом истории и прося ребёнка предсказать, что может случиться дальше.

      • Попросить ребёнка пересказать историю своими словами или обыграть историю в виде небольшой сценки. 

      • Научить, как повысить понимание ребёнком окружающих его знаков и символов (например, через узнавание часто повторяющихся знаков) и направлений текста (например, показать как держать книгу и читать слева направо и сверху вниз)

      • Продемонстрировать стратегии для обучения буквам и связанным с ними звукам. 

      • Показать, как учителя и родители могут моделировать речевые задания (например, читая вслух журналы и газеты, расклеивая по дому бумажки с буквами и словами или раскладывая повсюду материалы для чтения, чтобы они были постоянно доступны).

      Насколько эффективна коррекция расстройств обучения?

      Чем раньше диагностированы проблемы с задержкой речи, тем эффективнее будет их коррекция. Многие дети, имеющие расстройства обучения, за лечение которых взялись слишком поздно, обычно очень неуверены в себе из-за постоянных академических неудач и разочарований. Расстройства обучения, от которых не пытаются избавиться, могут привести к серьезной потере уверенности в себе, паническому страху школы и к депрессии. 

      Применение современных научных разработок коррекции задержки речевого развития позволяет быстро и эффективно помогать детям с расстройствами обучения. Ярким примером такой методики является программный комплекс Fast ForWord, который разработан нейрофизиологами и специалистами развития речи из США. Занятия в программах Fast ForWord развивают участки мозга, ответственные за речь, чтение, письмо и основные когнитивные навыки человека и таким образом раз и навсегда устраняют первопричины расстройств обучения.

      Источник

      Теперь Вы можете быстро и навсегда устранить расстройства обучения, не выходя из своего уютного дома!

      В этом Вам помогут занятия по неврологической методике Fast ForWord. Используя принцип пластичности мозга, эти занятия воздействуют на корень проблем расстройств обучения и быстро помогут Вашему ребенку стать успешным учеником.

      Запишитесь на пробные занятия в программе Fast ForWord, не откладывайте помощь своему ребенку!

      Полезная статья? Поделитесь с друзьями!

      Источник