Как научить английскому языку ребенка с отставанием в развитии
Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития в классах коррекции (ЗПР)
В самом общем виде задержка психического развития – ЗПР — состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.
У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать внимание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие этого ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.
Учащиеся с диагнозом ЗПР характеризуются нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Обучаемость у них значительно снижена. На первом месте поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи. При изучении английского языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе». Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки. Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием, но надо признать уровень развития таких навыков несопоставим с нормативными учащимися. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения. В основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению. Основная цель изучения иностранных языков в таких классах — развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка у учащихся развиваются:
память
речь
восприятие
мышление
кругозор
Значение предмета для обучения обучающихся с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. В ходе изучения иностранного языка у детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи происходит формирование либо коррекция уже имеющихся представлений о стране изучаемого языка, ее культуре, искусстве, повседневной жизни. Средства иностранного языка позволяют эффективно развивать вербальную память, способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую информацию. В ходе занятий иностранным языком происходит коррекция уровня понимания словесных конструкций, увеличивается умственная работоспособность, усидчивость, развивается произвольное внимание, повышается уверенность в себе, способность к саморегуляции и контролю.
Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся, обучающихся по общеобразовательной программе. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования учитываются особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по предмету. В связи с особенностями развития детей с ЗПР обязательно вносятся изменения в общеобразовательную программу:
уменьшается объём учебной нагрузки (при сохранении количества отводимых часов);
уменьшается объем изучаемой лексики;
выбираются легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
подбираются упрощенные тексты;
снижаются требования к изучению иностранного языка.
Некоторые темы изучаются обзорно, так как материал усваивается медленно.
Основные виды деятельности обучающихся:
-участие во фронтальной работе;
-участие в эвристической беседе;
-выполнение устных упражнений;
-выполнение тестовых заданий;
-работа с текстом учебника или иного учебного пособия (подбор/поиск примеров);
-работа со справочниками и словарями (в том числе электронными);
-работа с раздаточным материалом (работа по алгоритму);
-работа в парах, в группах (составление/заполнение таблицы);
-работа с аудиодисками и видеофрагментами;
-участие в обучающих играх, в том числе компьютерных.
Технологии, используемые в обучении детей с ЗПР – технология развивающего обучения и технология обучения в сотрудничестве.
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, программа обучения английскому языку для детей с ЗПР, тем не менее, отличается от программы общеобразовательной школы.
Эти отличия заключаются в:
методических приёмах, используемых на уроках: o при использовании классной доски все записи учителем и учениками, сопровождаются словесными комментариями; o оказывается индивидуальная помощь обучающимся; o при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся.
коррекционной направленности каждого урока;
отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;
в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.
Параметры измерителей учебных достижений учащихся для детей с ЗПР аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
Конкретные задания разработаны с учетом клинико-психологических особенностей детей с ЗПР и их возможностей в получении образования. Применяются задания тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ЗПР текущие проверки овладения знаниями проводятся чаще, чем в школе общего назначения.
Новая лексика отрабатывается в предложениях и сочетается это с работой со словарем; в домашних заданиях выполняются не новые упражнения, а отработанные на уроке.
Аудирование текстов значительно сокращается. А также сокращается объем письменных упражнений, которые основаны на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, а оставшиеся тщательно разбираются или выполняются в классе.
Объем домашнего чтения значительно сокращен. Оно проходит на посвященных ему уроках, для домашней работы задания даются выборочно.
При обучении детей с ЗПР диалогической речи используются доступные для понимания обиходные ситуации, которые могут быть разыграны по ролям. Драматизация — это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности.
Специфика обучения иностранному языку в школе для детей с ЗПР предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур.
Особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения, с учетом лексики и грамматического материала, интереса детей данного возраста. Тексты для чтения желательно соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение.
Необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей этого возраста (возможные темы: «Любимые игрушки», «Животные — наши друзья» и т. п.). В лексический минимум можно не включать такие малоупотребительные слова, а расширить интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.
Контрольные работы в конце каждой четверти не исключаются, но упрощается их содержание. Это обусловлено слабостью формирования у детей с ЗПР навыков аудирования и устной речи. В место этого применяются задания тестового характера с выбором ответов после каждого раздела учебника. В целях проверки уровня усвояемости проводится контроль чтения.
Грамматика, посильная для преподавания в классе коррекции (5,6,7 классы):
Употребление артиклей дается в ознакомительном плане из-за его малой практической значимости.
Изучаются структуры с глаголами To be, to have; с оборотами there is (are); структуры с глаголами в Present Continious, Present Indefinite; модальными глаголами can may must; с глаголами в повелительном наклонении;
выражение единственного и множественного числа существительных; притяжательная форма существительных;
употребление количественных и порядковых числительных; личных, притяжательных, указательных местоимений; употребление прилагательных.
употребление числительных в пределах 100;
употребление неопределенных местоимений some, any,
Высвобожденное время можно потратить на детальную проработку упражнений по чтению. Внимание следует уделить переводу, при этом дети осознают смысл прочитанного, у них исчезает страх перед незнакомым текстом. Конечно же, оценка выставляется с позитивным уклоном, чтобы поддерживать мотивацию к иностранному языку.
Сформированная мотивация — одна из основных движущих сил учения ребенка.
Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы.
Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, я решаю одну из основных педагогических задач на уроке — формирование учебных мотивов. С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, провожу коррекционную работу по формированию: активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса.
Для формирования активной позиции школьника использую словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Кроме того, обеспечиваю: ситуации личного выбора задания (мы голосуем, выбирая, какое именно задание будем выполнять); степень сложности задачи (полегче или посложнее, но тогда делаю внушение –«надо послушать учителя и тогда выполнить задание будет несложно»); число заданий (сколько заданий беремся выполнить?), а также создаю ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).
Для формирования положительного отношения к учению выделяю следующие направления в работе:
заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке;
постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности.
Для развития познавательного интереса использую следующие направления в работе:
избегаю в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка; не допускаю учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
использую содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулирую познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, занимательными упражнениями и т. д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы.
Работа с детьми с ЗПР направлена на образование навыка коллективной постановки целей, а затем навыка выработки – индивидуального целеполагания с соответственным эмоциональным настроем к данному процессу, практической деятельности и ее плодам.
На каждом уроке необходима частая смена видов деятельности, проведение физкультминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий.
Темп урока в классе коррекции заметно отличается от темпа урока в классе нормы. Я на уроках придерживаюсь принципа «лучше меньше, но лучше». Пусть за урок выполнили три задания, но дети поняли, как их выполняли.
Деятельность учащихся на уроке выстраивается поэтапно, обязательно сопровождается памятками, яркой красочной качественной наглядностью и чёткими выводами по завершению каждого этапа урока. На уроках отвожу значительное место практической деятельности своих учеников: это работа с таблицами, карточками, схемами (часто мы с ребятами вместе их готовим). Постоянно применяю метод повторения пройденного материала.
В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо ежеурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. Работая над темами урока, дети выполняют задания на чтение и самостоятельное составление зашифрованных писем, сканвордов, кроссвордов.
Каждый ученик хочет узнать о результатах своей работы как можно скорее. Осуществить проверку можно по-разному: самопроверка, верные ответы записаны на доске, взаимопроверка, проверка учителем. Учащиеся могут самостоятельно проверить и оценить свою работу, а учителю после анализа работы видно, что недостаточно хорошо усвоено детьми. С моими детьми отлично зарекомендовала себя оценочная таблица – на ватмане расчерчена таблица, в которой отражены этапы урока и предлагаемые задания, где плюсами отмечена активность КАЖДОГО ребенка. Наглядно это очень стимулирут учащихся.
Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии: ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.
Опыт показывает невозможность решения сложных вопросов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии без глубокой работы с родителями. Со всеми родителями провожу разъяснительную работу об особенностях психофизического и соматического состояния ребёнка, о необходимости оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии. Каждому родителю даю рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях детей.
Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Ученики коррекционных классов принимают посильное участие в школьных конкурсах – постеров, рисунков, а также в международных языковых конкурсах: «Кенгуру», «Инфоурок», есть победители.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я cтремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер.
Источник
Доклад «Приёмы обучения английскому языку обучающихся с ЗПР»
Так как мы столкнулись с реалиями, в которых учащихся с ЗПР становится всё больше, и они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития учебным предметам представляется актуальной и каждый учитель – предметник должен владеть приёмами, которые позволяют обеспечивать успешное обучением таких детей.
Для учащихся с ЗПР такой предмет учебного плана как английский язык является недосягаемой вершиной. Языковой барьер, то есть непонимание всего, пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому для учителя, работающего с такими детьми необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность.
В процессе обучения ИЯ учащихся с ЗПР целью ставится не практическое владение языком, а общее развитие детей. В первую очередь, стоит задача развития познавательной сферы: мышления, памяти, речи; а также активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи. Основная цель — развивающая, «не знания, а развитие».
Учитель ИЯ имеет право составить собственную программу для обучения таких классов или внести изменения в общеобразовательную программу:
уменьшила объем изучаемой лексики;
выбрала легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
подобрала упрощенные тексты;
снизила требования к изучению иностранного языка.
Для достижения поставленных целей и позитивных результатов деятельности в обучении и воспитании детей с ЗПР я использую игровые технологии, технологию дифференцированного обучения, технологию коллективного способа обучения, ИКТ – технологии, технологию личностно-ориентированного обучения.
Для моих уроков английского языка характерны:
— выполнение заданий по нарастающей степени трудности;
— включение заданий, предполагающих использование различных анализаторов, т. к. мы обучаемся тем лучше, чем больше чувств мы используем при обучении.
Если говорить об особенностях работы учеников на уроке английского языка, то можно сказать следующее:
1) Ученики отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы. То есть заставить себя работать ребёнок почти не может, часто отвлекается. В моём случае дети постоянного говорят, что устают, слова не учатся, тексты не читаются. Времени на выполнение домашнего задания нет.
2) Дети имеют нарушения внимания. Очень тяжело сконцентрироваться на чём-либо. Например, проходим мы животных. Показываю я красивые цветные картинки, раз семь повторяю a tiger. Некоторые дети смотрят, куда только могут, но только не на картинку, а иногда создается ощущение, что смотрят «сквозь нее» (произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение).
3) Ученики обладают незрелостью механизмов памяти. Оперативная память, так нужная нам, работает крайне слабо. Хотя многократные повторения, основанные на эмоциональном восприятии предмета иногда помогают.
4) Отставание в развитии всех форм мышления. Тяжело устанавливают словесно-логические связи. У многих плохо развита речь.
При изучении ИЯ замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в речи, затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, а также возникают трудности при усвоении форм диалогической речи.
За счет специальных упражнений учащиеся лучше воспринимают новый материал и лучше запоминают старый. Использование таких приемов в структуре урока, как индивидуально, так и в малых группах. Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа способствует повышению уровня учебной деятельности школьников с ЗПР.
Учитывая психофизиологические особенности детей, я придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей, насколько возможно.
2. Частая смена видов деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многократное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Задания по 4-м видам речевой деятельности для детей с ЗПР должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе обучения ИЯ на начальном этапе обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивной и рецептивной лексики; формировать и развивать навыки и умения работы с текстом и больше внимания уделить изучению слов.
Специфика обучения английскому языку детей предполагает использование на уроках большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. Введение в урок элементов игры, даже в старших классах, повышает работоспособность детей и способствует развитию, коррекции познавательных процессов.
Большая часть программного материала при изучении ИЯ берется только в качестве ознакомления. Новая лексика отрабатывается в предложениях и сочетается с работой со словарем; на дом даются не новые упражнения, а отработанные на уроке.
Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а так же совершенствованию навыков чтения и устной речи. Сокращается объем письменных упражнений, остальные тщательно разбираются или выполняются в классе.
Изменяется объём лексического материала. Следует исключить малоупотребительную лексику, расширять словарный запас на основе интернациональных слов. С целью тренировки и лучшего запоминания следует использовать разнообразные лексические игры и большое количество иллюстративного материала.
На каждом уроке используется наглядный материал: опорные таблицы и схемы, пособия. Так при изучении темы «Цвета» может применяться пособие «Цветик — семицветик», время – циферблат. При изучении чтения открытых и закрытых слогов учащиеся с помощью учителя составляют алгоритмы запоминания правил.
Значительно изменён объём изучаемого грамматического материала. Исключён из изучения материал, представляющий для учащихся определённую сложность в усвоении и малую практическую значимость. (Следует помнить, что сложные грамматические конструкции и клише учащимися не будут усвоены, т.к. у них низкий уровень развития родного языка. Однако важно проводить эту работу с целью ознакомления.)
Аудирование необходимо практиковать на каждом уроке, но желательно, чтобы материал для слушания содержал знакомые языковые единицы в контексте изучаемой темы. Предварительно следует снимать трудности посредством пояснения, использования зрительных опор.
При обучении диалогической речи необходимо использовать доступные для понимания обиходные ситуации, представляемые для учащихся практическую значимость. Следует отметить важную роль такой формы работы как драматизация. С этой целью в качестве образца используется учебный диалог, который после тщательной проработки позволяют детям без труда составить подобные микродиалоги по образцу.
Обучение монологической речи следует осуществлять на знакомом материале с использованием логико-смысловых схем.
Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся. Контроль аудирования следует исключить ввиду слабости формирования данного вида речевой деятельности у учащихся с ЗПР.
Приемы работы с лексическим материалом на уроках английского языка
Я использую в своей работе приёмы мнемотехники, игру «Мемо», интерактивные упражнения, лексические тренажёры.
В работе с детьми целесообразно использовать картинки по разговорным темам, презентации, интерактивную доску с многочисленными подстановочными упражнениями.
Приемы активизации лексики следующие:
1) С большим интересом дети относятся к графическим рисункам. Пишу крупно слово на карточке, добавив какой либо графический символ (это один из приемов, взятых мною из мнемотехники), помогающий запомнить слово. Например, к слову look– над буквой «о» пририсовываем глазки, в слове «read» — внутри элемента буквы «d» рисую книжку, в слове «go» — внутри буквы «о» рисую схематически идущего человечка или пририсовываю ножки и т.д.
2) Изучая глаголы, мы обязательно сопровождаем изучение слова с показом действия, которое оно обозначает, соединяя различные виды восприятия. Слово записано на доске — я его произношу, а ученики «показывают» перевод движением, а потом только вербально переводят слово. Способ этот называется «моторно-мышечный»
3) «Методика наращивания слова». Сначала я пишу на доске «скелет слова» из гласных и ученики пытаются вспомнить и дописать нужные буквы.
4) Пытаемся вспомнить слова, путем замены или добавления 1-2 букв, например: See-sea-tea-teach-teacher. Это сложное задание и, как правило, я пишу нужные слова на индивидуальных листочках, перепутав их последовательность, в ходе выполнения данного задания очень хорошо повторять и правила словообразования.
5) «Методика наращивания предложений». Учитель говорит простую фразу, например: «Kate has got a mother.» Ученики друг за другом не только повторяют фразу, но и «наращивают» ее, добавляю по 1 слову. «Kate has got a mother, a brother, a grandmother…..»
В качестве физкультминутки я использую лексические подвижные игры.
— ученики по очереди выбегают к доске и соединяют слово с его переводом, с ошибками. в качестве перевода «everyevening» использую «каждое утро»), такие «ошибки» необходимы, так как позволяют тренировать произвольное внимание, слабо развитое у учеников.
6) Вычеркни цифру
расставить буквы в правильном порядке (unscramble the word),
нахождение новых слов в змейке (word snake),
вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
игры «снежный ком» (snowball),
— проведи линию от картинки к слову
— раздели слова на смысловые группы (одежда, посуда, животные).
— соедини половинки слов stu dent, sis ter, win dow.
— составь знакомые тебе слова из разрезанных букв
— найди рифмующие слова
7) «Chainword».Учитель пишет на доске любое слово. Затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Каждое слово ученики переводят на русский язык (устно). Выбывают из игры те, кто не смог в отведенное время (5-10 сек.) вспомнить нужное слово.
8) «Составь фоторобот»
Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.
Ведущий: I can`t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall/ Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно 10-15% новой лексики. После многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных учителем, эти слова становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться. Лишь активно отработав лексический материал, я перехожу к работе с текстом.
Развитие умений чтения
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка. Во главу угла выходит формирование и отработка навыков чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов как блоков, а так же различными наглядностями.
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до — текстовый этап (pre — reading), активное чтение (while — reading), послетекстовый этап (post — reading). До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания: составление диаграмм, подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание аудиозаписи текста, хоровое повторение, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку, чтобы снять умственную усталость. Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана: соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение всевозможных таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным выбором (multiple choice), определение верного-неверного высказывания (true or false). Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.
Упражнения для развития аудирования
1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя
Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. Д. Ученик выполняет действие.
2. Повторение фразы или предложения
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.
3. Повторяемость предложений, но с включением новизны. Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.
Такие коррекционные упражнения вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности
Развитие грамматических умений
Учащиеся с ЗПР испытывают большие трудности при изучении временных структур. При изучении грамматического материала я также огромное внимание уделяю изучению лексики, и лишь хорошо отработав лексический материал, я перехожу к ознакомлению с новым грамматическим материалом на базе этих слов. Лишь хорошо зная лексику, учащиеся смогут понять, почему в одних случаях «do and have» переводятся, в других нет.
Обучение грамматике также происходит через игру, так как дети ещё не знают по-русски названия частей речи и членов предложения. Поэтому слово “глагол” я заменяю словом “действие”, “существительное” – “название” и отрабатываю их по картинкам.
Для объяснения спряжения глагола to be я рассказываю учащимся сказку: “Жил-был король to be и было у него трое верных слуг: am, is и are. Самым привилегированным был слуга am, он прислуживал лишь одному господину I. Is прислуживал трём …..
Игра “Есть ли действие?” Я говорю по-русски ряд предложений и прошу хлопнуть тогда, когда действия нет.
«Волшебное зеркало». К зеркалу подходят звери — игрушки (по одному). В волшебном зеркале отражаются несколько зверей. Детям нужно сказать, кого они видят и в каком количестве: — I see a dog. — I see five dogs.
3. «I can’t see». На столе стоят несколько игрушечных зверей. Дети закрывают глаза, а одна игрушка «убегает ». Учащимся нужно ответить, какой из игрушек не хватает, и кто из зверушек остался: — I can see… — I can’t see…
На своих уроках я использую различные грамматические тренажёры, интерактивные упражнения. Является полезным для учащихся с ЗПР сочетание урока английского языка с музыкальной деятельностью, изобразительной деятельностью, физической деятельностью, театральной деятельностями.
Источник