Как мультфильмы влияют на развитие ребенка
В последнее время одним из самых распространенных занятий детей дошкольного возраста стал просмотр мультфильмов. Но мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую-то поучительную познавательную идею, то сейчас тематика мультфильмов озадачивает. А телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир.
Как влияют негативные сцены мультфильмов на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка?
Сцена – агрессия. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».
Последствия просмотра сцены. Проявление жестокости, безжалостности, немотивированной злости и агрессии ребенком в реальной жизни.
Сцена – девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев. Нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. Плохие герои остаются безнаказанными, так как нет объяснения что хорошо, а что плохо.
Последствия просмотра сцены. Закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Формируется стереотип вседозволенности. Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми.
Сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, повторять которые в реальной действительности глупо, нецелесообразно и опасно.
Последствия просмотра сцены. Склонность к подражанию. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, порога чувствительности к опасности, что может привести к травме.
Сцены, где герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей.
Последствия просмотра сцены. Неадекватное формирование у ребенка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной идентичности.
Сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.
Последствия просмотра сцены. Негативное общение с близкими взрослыми и сверстниками: циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость, безжалостность. Развивается бездуховность, эгоизм, бездушие и жестокость.
Использование несимпатичных, а порой даже уродливых героев. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные – наоборот. Часто встречается, что все персонажи ужасны, уродливы и страшны вне зависимости от их роли.
Последствия просмотра сцены. У ребёнка нет четких ориентиров для оценки поступков героев.
Целующиеся принц и принцесса — это немного перебор для формирующейся психики ребенка. Герои целуются, фамильярничают и всем своим видом намекают на сексуальный подтекст. Мультипликаторы с каждым годом все больше и больше «раздевают» принцессу, чтобы сделать ее образ неимоверно притягательным.
Последствия просмотра сцены. Девочки формируют на основе такого образа стандарты своей фигуры и расстраиваются, если не получается быть похожими на свою любимую героиню-красавицу. Последствия могут быть самыми плачевными – девочки замыкаются в себе, комплексуют, а мальчики влюбляются только в заветных красавиц.
Безопасно ли смотреть современные мультфильмы с точки зрения сохранения психологического здоровья?
Исследования показали, что:
•быстрые с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывают гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к педагогу;
•яркие (с использованием контрастных, выделяющихся, «кислотных», неестественных цветов) мультфильмы впоследствии вызывают сильные переживания у детей;
•анализ рисунков, выполненных после просмотра современных популярных мультфильмов, показывает определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.
Вот некоторые специальные приёмы, часто используемые в зарубежных мультфильмах (в особенности японского и американского производства, способные ввести маленького зрителя в состояние гипноза:
а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и психика дошкольника;
б) такое же замечание следует отнести и к звуковым эффектам;
в) новизна и необычность также привлекает к экрану ребёнка, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
г) показ крупным планом лица мультипликационного героя является особо действенным фактором гипнотизации потому, что смотря на человеческое лицо маленький телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением, и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране;
д) эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением – этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в различных рекламных и программных заставках, а также в теле и кинофильмах;
е) прерывание мультфильмов на самом трагическом месте побуждает ребенка с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения;
ж) видеокомпьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов;
з) определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека: следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти, а после – снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации;
и) телевизионная съемка и последующий монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, то есть можно обратить правду в ложь, ложь в правду.
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребенка последствия.
Следует задуматься, если взрослый человек не в состоянии противостоять влиянию СМИ, то какую же опасность эта информация оказывает на детей. Дети открыто верят тому, что видят по телевизору, особенно дошкольники, ведь они верят в сказки. Мультфильмы, где кот издевается над мышкой, люди-роботы захватывают Землю; реклама алкогольных напитков и табачных изделий – все это пагубно влияет на формирующуюся личность. В фильмах часто используется ненормативная лексика, развратные сцены в любое время суток. Мозг при многократном повторении информации привыкает к ней.
Получается, что часто телевизор становится первым воспитателем наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей. Поэтому к выбору телепередач и мультфильмов надо подходить крайне осторожно:
– выбирать те мультфильмы и передачи, которые были бы ребенку не только интересны, но и полезны;
— заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных передачах, мультфильмах;
– при выборе мультфильмов учитывать возраст ребенка;
– каждый раз находить время, чтобы обсудить с ребенком то, что он посмотрел;
– необходимо помнить, что общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю;
– следить, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд;
– не позволять детям смотреть телевизор в плохо освещенной комнате и с близкого расстояния;
– не разрешать смотреть телевизор лежа и во время приема пищи.
Мультфильмы могут быть нашим союзником и активным помощником, а могут превратиться в неотвратимое зло, которое мы сами пустили в свой дом. Никакой мультфильм не заменит ребенку живого общения со взрослыми, в котором он так нуждается. Необходимо помнить об этом!
По материалам: www.maam.ru
Рекомендуем всем родителям ознакомиться со списком хороших мультфильмов для детей разных возрастов и брошюрой “Детство под угрозой: вредные мультфильмы”.
Источник
Влияние мультфильмов на развитие ребенка. Как часто сегодня можно услышать от родителей и бабушек детсадовцев – «Господи, ну и мультики сейчас пошли – одни монстры да трансформеры». Как ни странно, они весьма правы – современная индустрия анимационных фильмов радует хорошим продуктом далеко не каждый раз.
Содержание:
- Влияние;
- Рекомендуются;
- Лучше не смотреть;
- Возраст;
- Время;
- Проблема;
- Полезность;
- Нравственность;
- Опасность;
Поэтому, когда малыш в очередной раз командным голосом заводит свое: «Мультики!», не стоит бездумно усаживать его перед телевизором. Найти первый попавшийся детский канал и второпях уйти, чтобы заняться нужными делами.
Влияние мультфильмов на человеческие качества ребенка?
Ведь далеко не все из них должным образом влияют на весьма хрупкую психику малыша.
Начнем с того, что ребенок в этом возрасте, словно губка, впитывает все, что видит на экране, пытается повторить в жизни, верит в реальность, которую проецируют режиссеры в мультфильме. Поэтому, если малыш смотрит мультики о сверх героях – ждите, что он захочет вскоре летать, иметь лазерный меч или другие нечеловеческие способности. Никто не говорит, что это плохо, просто стоит быть начеку – а вдруг он возьмет себе в голову, что тоже сможет пройти через стену, разгонится и ушибется.
Начнем с того, что мультфильмы, да и вообще телевизор или видео на компьютере ребенку в день можно смотреть не более полутора часов. Кроме того, это не очень полезно для глаз. Может по-настоящему вырвать малыша из реальности или стать для него вполне реальной зависимостью, без которой он будет капризничать, кричать, плакать, требуя вернуть «мультики».
Если вы, осознали, тогда можно переходит непосредственно к самому перечислению тех мультипликационных фильмов, которые не только не вырвут малыша из реальности, но и будут обучать его таким важным человеческим качествам как:
- Сострадание;
- Внимание к окружающим;
- Доброта;
- Признательность;
- Благодарность;
- Умение действовать рассудительно в сложных ситуациях.
Есть очень много мультиков, построенных на принципе – необходимо разрешить проблему. Их герои попадают в смешные, курьезные ситуации, из которых необходимо выйти достойно. Такой вид мультиков сможет развить у малыша понимание причинно-следственных связей, уверенности в себе, своих силах, взаимопонимание с другими людьми.
Какие мультфильмы рекомендуются к просмотру?
3 – 4 года:
- Здесь контекст ребенка в основном семья.
- Различные бытовые правила поведения.
- Жизнь, каких-то животных, растений.
- Модели поведения, усвоение гигиенических правил.
Для этого возраста продолжительность 10 -15 минут.
Интересный факт, очень важно для малышей показывать один и тот же фильм много раз. Они сами это просят, чтобы встретиться со знакомым героем, воспроизвести, что им показали.
Люди старшего поколения, которые утверждают, что советские мультики – бессмертны, абсолютно правы. Именно эти мультики, отчасти благодаря строжайшей цензуре, практически всегда преследовали цель поучительную:
- Объяснить ребенку разницу между хорошо и плохо;
- Можно или нельзя;
- Преподнести реалии жизни более мягким способом, отчасти даже шутя.
Кто не помнит смешных «Ну, погоди!», где проворный, смекалистый заяц всегда благодаря сноровке все время перехитрил угловатого, но сильного волка. Конечно, кроме таких поучительных мотивов, в этом многосерийном мультике существует ряд странностей, где волк много курит, иногда даже пьет, конечно, такие моменты не смогут научить вашего ребенка ни чему хорошему.
Винни-Пух, нашего производства, что диснеевский – настоящее произведение искусства. Наш учит детей, что нельзя никогда унывать, как это делает ослик, нужно вести активный образ жизни, есть поменьше сладкого, иначе не пролезешь в дверь при необходимости, как тучный медвежонок. Даже маленьких аспектам этикета – на день рождения обязательно нужно приходить только с подарком, чтобы сделать приятно близкому человеку.
«В тридевятом царстве» — вовсе настоящее пособие, каким быть в этом мире не стоит. Весь сюжет крутиться вокруг маленького, но очень ленивого мальчика, принципом которого становится притча — «И так сойдет». Весь мультфильм этот парень, который прыгает от сказки к сказке, пытается обмануть законы природы, общества и получить все легким путем. Но, как говориться, в итоге, не добившись никаких результатов от волшебства, мальчуган понимает, что все нужно делать собственными руками, много учиться. В итоге, он даже замахивается построить настоящий дворец старухе из «Золотой рыбки».
Цикл серий «Простоквашино» нравится взрослым и детям за счет необычного сюжета – в попытках самостоятельности ребенок переезжает в деревушку Простоквашино, где обитает вместе с говорящим, хитрым и хозяйственным котом Матроскиным, верным другом и сотоварищем Шариком. Мультфильм показывает реалии жизни, что нужно заботиться о близких, хозяйстве, чтобы получить доход.
Однако в советском прокате немало было откровенно странных мультфильмов, значение которых понять не так просто. Например «Ежик в тумане», «Пластилиновая ворона» и прочие. Но, как говорится, каждому свое…
Что касается зарубежного проката, то тут точится множество споров. Бесспорно, лидирующее место в списке хороших мультиков заняла компания Уолт Диснея, особенно хороши ее творения девяностых годов: «Бэмби», «Синдерелла», «Синдбад», «Король Лев», «Гуффи», «Чип и Дейл», «Утиные истории». Приятные цвета, натуралистичность, мораль – это есть в качественных мультфильмах, которые сегодня стали классикой.
Приятны к просмотру пресловутый «Спанч Боб», «Даша-путешественница», «Денни Фэнтом», «Джимми Нейтрон» и другие мультфильмы, которые можно увидеть сегодня на Никелодеоне. Настоящий фурор произвел мультфильм производства канала «Аватар, легенда об Аанге, легенда о Корре», по мотивам которого даже снят полноэкранный фильм с многомиллионным бюджетом.
Из современного продукта, стоит обратить внимание «Маша и Медведь», где девочка откровенно выводит из себя могучего, но доброго медведя, который всегда терпит причуды Маши, ведь он горячо ее любит.
«Лунтик», «Фиксики» — достойные рисованные картины для просмотра.
Что, лучше не смотреть
Отсюда вытекает то, что нельзя, где дети ничего не понимают! Где и взрослым, разобраться трудно.
Не стоит демонстрировать ребенку «Футураму», «Симпсонов», «Южный парк». Эта анимация пропагандирует насилие, жестокость, человеческую тупость, наивность. Зачастую это делается сатирично, однако в таком возрасте малыш этого не поймет, будет воспринимать все за чистую монету.
В каком количестве можно показывать
В раннем возрасте дети прилипают к мелькающим картинкам. Они уже требует получения этого видео ряда. Родители легко уступают им. Дети начинают плакать, кричать, требовать, закатывая истерики. Без этого занятия они уже не могут спать, есть, не могут занять себя. Поэтому маленькое количество очень быстро перерастает — большое.
Эта проблема очень актуальна в настоящие дни, так как большинство родителей сажают своих детей уже 5 – 6 месяцев, как только они научаются сидеть.
Видимость, что ребенок застыл, уставившись в экран телевизора, планшета, компьютера, неотрывно следит за тем, что происходит.
Когда мы смотрим фильм (взрослые люди), наш мозг давно сформирован. Конечно, на нас оказывается влияние, но оно минимальное.
Но когда ребенок смотрит телевизор, его мозг только находиться в активной стадии формирования, развития, роста. Это означает, если он часто и подолгу смотрит быстро мелькающие картинки, то его мозг привыкает, что надо постоянно выделять вещество, чтобы тормозит восприятие.В будущем у такого малыша будет четко сформулирована привычка, не уметь быстро реагировать на то, что быстро происходит вокруг, уже в обычной жизни.
Очень удобно, ребенок моментально замолкает, успокаивается, не требует ни какого внимания к себе. Как бы находиться в безопасности, сидит и смотрит! Такая физическая безопасность таит в себе психологическую угрозу.
Время, которое может смотреть мультфильмы ваш ребенок
На самом деле Всемирная Организация Здравоохранения, не рекомендует смотреть мультфильмы до трех лет. Тому есть веские основания.
- Когда ребенку год. Желательно время, когда он смотрит телевизор, не превышало 25 минут.
- От 2 до 6 лет. Сохранить тенденцию, два раза в день, когда ваше чадо, что-то смотрит.
В наше время, есть множество различных серий мультфильмов, продолжительностью от 3 до 10 минут. Можно договоритесь с ребенком, что он смотрит несколько серий подряд в первой половине дня, а другую порцию во второй.
Он будет смотреть, их с увлечением. Ему будет, о чем поговорить со своими друзьями в детском саду, на улице, с вами.
Требуется сделать, чтобы серий не было слишком много. Не выработалась на постоянной основе привычка, замедлять восприятие.
Проблема современных мультфильмов
- Они отличаются быстрым темпом;
- Мельканием кадром;
- Потоком событий, не всегда понятным, но быстрым.
Эта скорость завораживает детей, они не могут оторвать взгляда от этого мелькающего потока впечатлений, непрерывного движения – просто не понимают смысла, что происходит.
В фильме должна быть всегда пауза, чтобы понять, немножечко предвидеть, что будет, самому включиться в сюжет. Чем быстрее, ярче фильм, быстрее блокируется, парализуется сама воля, сознание зрителя.
Современный фильм направлен, чтобы привязать, притянуть, парализовать активность зрителя.
Наше подрастающее поколение уставилось в экраны различных устройств, смотрит мультики уже с двух лет. Это занятие стало для них преобладающим, вытесняет игру, так называемые продуктивные виды деятельности:
- Рисование;
- Сочинение сказок;
- Лепка и т.д.
Все это уходит на периферию, главное внимание привлекает экран.
Детям, привыкшим к этому мельканию, трудно смотреть настоящие художественные произведения, сосредоточится. Они не удерживают хода события. Им кажется, он очень медленный, скучный, занудный. Поэтому, профессиональные современные фильмы для дошкольников скучны, не интересны. Они называют их отстой!
Существует ли понятие полезные мультфильмы
Начиная с трех лет можно говорить о некотором позитивном моменте фильмов:
- Расширить мир ребенка (познакомить с природными растениями, сюжетами, событиями), которые не доступны ему в реальной жизни.
- Мультфильм расширяет переживания малыша. Если он включается в события, переживает герою, то соответственно развивается его эмоциональная сфера.Он переживает те эмоции, которые не доступны в повседневной жизни.Самая главная эмоция – эстетическая, переживания чего-то красивого, важного. Возможно, ребенок, это не осознает, но происходит приобщение к эстетике наряду с книжками.
- Модели поведения героев. Персонажи, за которыми наблюдает малыш, совершают разнообразные поступки. Вот эти поступки (если происходит переживание), становятся некоторым образцом.
Представления (как плохо или хорошо), тоже могут, приходит с экрана.
Должны ли присутствовать нравственные основы
Фильм должен быть понятен ребенку. Причинно-следственная связь о событии понимается в дошкольном возрасте (примерно, 3 – 7 лет), она должна быть открыта.
- Почему это случилось;
- Куда идет герой;
- Чего он ждет;
- Что с ним приключилось?
Познавательный пласт, который должен быть:
- Узнаваемые события, понятно, что это сказка, волшебство.
- Открытость сюжета, близость темы для возраста ребенка.
Дети очень чувствительны, они моментально схватывают с экрана, как ведет себя главный герой. Герой должен нести позитивные модели (не обязательно веселые), оправданные и понятные.
В чем опасность чрезмерного просмотра медиа продукции
Зависимость от экрана у многих детей, к сожалению есть. Многих малышей уже надо лечить, так как без этого мультика, они не знают чем себя занять. Игры уже становятся не интересными. Они не любят рисовать, танцевать и т.д. Это уже не любовь, а зависимость! Так как, этот экран блокирует их инициативу, активность.
Создается пассивное состояние, из пустого взгляда. Смотрит, а ничего не остается. Что было, не понятно! Паралич активности, тормозит все! Мне постоянно нужен допинг. Я пассивный, а другие пусть вливают активность.
Вредное влияние на развитие ребенка
Исследования показывают, что просмотр мультфильмов раннего возраста, приводит:
- К нарушению развития мозга;
- Появляются нарушения в эмоционально-волевой сфере ребенка;
- Блокируется развитие речи;
- Формируется гиперактивность, отсутствие концентрации (болезнь нашего времени).
Эти серьезные проблемы связаны с чрезмерным просмотром телевизора, маленькими детьми. Они не могут оторваться от зрелища, так как это притягивает их (эффект гипноза), не понимают, что происходит.
Последствия
- Расторможенность, синдром дефицита внимания. (Половина детей, цифра ужасает).
- Задержка речевого развития. Все нормы по развитию речи, установленные психологами, повсеместно нарушаются. (Очень много детей в 3 – 4 года не говорит, речь примитивная).
- Аутизация – нарушение общения. Очень многие дети не нуждаются в сверстниках, в общении, ни хотят играть.
Заключение
Сказать, что будет в дальнейшем трудно, так как это первое поколение, растущее в условиях современной мультипликации, но они могут быть такими же жестокими, хладнокровными в повседневной жизни, как экранные герои.
Источник