Как логопед может помочь ребенку в развитии речи

Как логопед может помочь ребенку в развитии речи thumbnail

Итак, перед нами новоиспеченные первоклассники. Робкие, непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присмотритесь повнимательнее: вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя?

О том, как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем помочь и что сказать родителям, рассказывает учитель-логопед с 15-летним стажем Марина Владимировна Хорева.

Массовая школа или «логопедическая»?

Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе.

Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности. Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда.

Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы. Обратите внимание, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений.

Нарушения речи, с которыми дети не могут учиться в массовой школе

Алалия. У ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка. При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.

Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо слишком ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы.

Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными. Признаки ОНР – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.

Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе

Задержка психического развития (ЗПР). Ранее этим детям ставили диагноз «задержка речевого развития». В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушены и звуковой анализ, и звукопроизношение. Он не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова. Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные ошибки, например путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же.

Неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР:

  • Аграмматизмы в речи: несогласования слов по роду, числу и падежу.
  • Нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает гласные в сложных словах и произносит слово как бы в укороченной форме.
  • Недостаточно связная речь: возникают трудности с составлением рассказа по картинке или с составлением развернутого ответа на вопрос.
  • Скудный словарный запас, односложные ответы на вопросы.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки. «Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение.

Ринолалия – нарушение устной речи, связанное с излишним или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве. На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие. Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.

Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д.

Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи?

Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение. Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, вы узнаете сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.

Что может насторожить учителя?

Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ученику повнимательнее, если он:

  • не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово;
  • не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «л» и «ль» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно и делать ошибки только на этапе анализа;
  • не может распознать букву по образу (оптическая дисграфия): естественно, на этот сигнал стоит обратить внимание, если вы точно знаете, что ребенку уже неоднократно показывали буквы;
  • систематически пишет приставки отдельно от слов, а предлоги – слитно;
  • пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом;
  • не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.

Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы. Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше. Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.

Что делать, если вы замечаете у одного из своих учеников нарушение речи?

Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны.

К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются.

Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д.

Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду.


5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда:

  1. Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».

  2. Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь. Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

  3. Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.

  4. На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта.


А вот чего учителю делать не стоит:

  • Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.

  • Делать выводы об интеллекте ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда.

  • Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.

  • Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.

  • Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

Источник

В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков? Как родители могут помочь в развитии речи? На эти и другие вопросы читателей «Ю-мамы» отвечает Дениза Раисовна, логопед медико-оздоровительного центр «Мамин клуб».

—Как узнать, требуется ли конкретному ребенку помощь логопеда? Перечислите основные ситуации, которые являются поводом для обращения к специалисту.

— Как правило, внимательные мамы сами замечают, если с ребенком что-то не так. Возрастные нормы относительны, поэтому не стоит сравнивать своего малыша с другими детьми. Но наблюдательными быть нужно. Назову некоторые моменты, которые однозначно должны насторожить родителей и заставить их как можно раньше обратиться к логопеду.

* Обязательно нужно показаться специалисту уже в возрасте двух лет, если были отклонения в течении беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.

* Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или мало подвижный корень языка, неправильный прикус и т.д.

* Почти наверняка есть проблемы с речью, если ребенок не гулит в младенчестве, если к году не произносит даже примитивные слова: «мама», «папа», если в его попытках обратиться к вам вы не чувствуете разных интонаций.

* Если ребёнок в возрасте двух-трех лет так и не заговорил, пользуется только звукоподражанием — это однозначно речевая задержка, необходимо обратиться к специалисту. Так же, если к 3-3.5 годам не сформированы предложения и активный словарный запас, ребенок только односложно отвечает на вопросы взрослых.

— Что делать, если ребенок отстает от возрастных норм? Как родителям реагировать на диагнозы?

— В первую очередь, не паниковать. Каждый ребёнок индивидуален, кто-то начинает говорить чуть раньше, кто-то — чуть позже. К примеру, бывают детки, которые все понимают, но молчат до двух лет, накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полно и связно, бывает, даже лучше сверстников.

Но думать, что всё придёт само со временем, и сидеть сложа руки в ожидании такого благополучного исхода тоже не стоит. Если впоследствии выяснится, что у ребенка все-таки есть какие-то проблемы, то лучшее время для их устранения и формирования будет уже упущено.

— Всё-таки, с какого возраста есть смысл заниматься с логопедом, в частности, ставить сложные звуки? Многие говорят, что до пяти лет в этом нет смысла.

— Действительно, если ребёнок в целом развивается нормально, то до пяти лет какие-то небольшие отклонения не пугают родителей. Они ждут, что ребенок со временем сам начнет выговаривать соноры, шипящие и свистящие. Бывает и так. Но порой к школе ребёнок приходит с задержкой речевого развития, не сформированным фонематическим слухом. Чувствуя, что говорит неправильно, он может начать стесняться и замыкаться, особенно, если сверстники его не понимают, дразнят.

Более того, до пяти лет ребенок все впитывает как губка, ему куда легче усваивать новое. Важно не упустить это золотое время.

Поэтому на вопрос, в каком возрасте обращаться к логопеду, я отвечу: в любом! Моим самым маленьким клиентам всего один год и три месяца. В особенности важно рано начать коррекцию, если есть грубые нарушения, о которых мы говорили выше.

— Наша читательница задает вопрос. Ребенку четыре с половиной года. Когда говорит медленно и старается, речь — разборчивая. Но если торопится, то многие звуки глотает или заменяет на другие. На занятиях малышу трудно усидеть на месте, он постоянно бегает и прыгает. Есть ли смыл продолжать работу с логопедом в этом возрасте или лучше отложить?

— Если в четыре с половиной года ребёнку сложно, то дальше может стать ещё сложнее, поэтому нельзя терять время. Очевидно, что дети до пяти лет менее усидчивые. Зато это сензитивный период, когда можно достичь наилучших результатов. Разумеется, занятия должны быть адаптированы к возрасту ребенка, состоять из разнообразной игровой, в том числе двигательной активности. В игре можно заложить многое для правильного произношения и восприятия.

Я сталкивалась с тем, что родители жалуются: «Мой ребёнок не усидчивый, он ни за что не выдержит сорок минут на занятии». А потом удивляются, когда их любимое дитя не хочет уходить даже после часа, проведенного с логопедом.

— Как вам это удается?

— Интересно подобранный дидактический материал, смена деятельности, доброжелательная атмосфера.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия логопеда в «Мамином клубе»?

— В первую очередь мы ориентируемся на комплексный подход к развитию ребенка. Логопед — отнюдь не узкопрофильный специалист, который занимается постановкой звуков. Основа моих занятий — это общий массаж и массаж речевого аппарата, пальчиковая, дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика, а также развитие фонематического слуха.

Игровой материал я подбираю, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Деткам, особенно маленьким или гиперактивным, нужна постоянная смена деятельности. К примеру, сначала массаж речевой зоны, потом полепить из пластилина, чтобы получить пусть небольшой, но результат. Потом попрыгать, сделать дыхательную гимнастику. Потом почитать и пересказать сказку. На протяжении всего занятия автоматизируется определенный звук.  После каждого действия я стараюсь хвалить ребенка: «Молодец, ты справился!» Переживание ситуации успеха мотивирует его на то, чтобы работать дальше.

А вообще, самое главное, как мне кажется, — любить ребёнка, всецело его принимать, искренне желать помочь ему. Когда ребёнок пришёл ко мне, это уже не только ребёнок мамы и папы, но и немножко мой ребенок.

— Вы упомянули массаж. Какую связь он имеет с логопедическими проблемами?

— Самую прямую! Массаж — это отличный способ пробудить весь организм, привести его в хорошую физическую форму. Причем в массаже нуждаются не только малыши, но и школьники с речевыми проблемами. Также полезны любые водные процедуры — обливания, занятия в бассейне. Благодаря им детки становятся спокойнее, снимается повышенный мышечный тонус, а результаты логопедической работы заметно улучшаются.

В «Мамином клубе» работает прекрасный массажист, открыт бассейн для деток с рождения до пяти лет. Мы рекомендуем обязательно сочетать занятия по развитию речи с этими общеукрепляющими процедурами.

Непосредственно на своих занятиях я также провожу массаж речевых зон. Он позволяет отлично подготовить губки, щечки и язычок к тому, чтобы правильно произносить звуки.

— Как родители со своей стороны могут помочь ребенку с нарушениями речи? Зависит ли результат работы специалиста от участия в процессе мам и пап?

— Помощь родителей очень важна. Зачастую родители приводят ребенка на занятия в центр только два-три раза в неделю, а в идеале нужно заниматься каждый день, поэтому мы даем детям домашние задания. Если родители добросовестно и регулярно выполняют с ребенком все упражнения, то результат гарантирован.

Важно создать для ребенка комфортные условия и благоприятный настрой на успешное занятие. Он должен получать удовольствие от своих побед, от своего результата. Родителям необходимо подбадривать, поощрять любознательность и усердие, потому что дети с радостью стараются повторить ситуации успеха.

Для создания спокойной атмосферы важно, чтобы и сами родители были терпеливы и заинтересованы.

— Появились ли в последние годы какие-то новые методы решения логопедических проблем?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Казалось бы, новые направления существуют. К примеру, сказкотерапия, пескотерапия. Но на самом деле подобные приемы использовались с незапамятных времён, просто не было таких красивых терминов. Во все времена детям рассказывали сказки, разными способами развивали мелкую моторику.

Некоторые родители склонны доверять методам нетрадиционной медицины. К примеру, иглоукалывание по су-джок. Конечно, можно пробовать что-то нестандартное, но нужно понимать, что чудодейственных средств не существует. Поэтому полагаться исключительно на одну методику нельзя. Всегда необходим комплекс разноплановых мер. В случае тяжелых нарушений его неизбежно придется дополнять медикаментозными средствами.

— Вернемся к вопросам наших читателей. Можно ли рассчитывать, что горловой «р» постепенно сменится на правильный звук?

— Такого не бывает. Если ребёнок заменяет «р» на «л», еще может произойти самопроизвольная коррекция. Но если «р» — горловой — работает спинка языка. Без помощи логопеда это не исправить.

— Какие ошибки на письме свидетельствуют о необходимости показать своего школьника логопеду?

— Письменная речь, так же как и устная, относится к сфере деятельности логопеда. Скорее всего, возникшим в школе проблемам предшествовали нарушения в произношении звуков, просто родители могли не придавать этому значения. Когда ребёнок произносил звуки с заменой, взрослые считали это милым и забавным. И только столкнувшись с проблемами в учебе, начали бить тревогу.

О логопедических сложностях свидетельствуют специфические повсеместно повторяющиеся ошибки: смешение букв, обозначающих звуки, сходных по начертанию («б» и «д», «л» и «м»), либо близких по звучанию (чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие, шипящие звонкие, глухие), пропуски букв, их перестановки, добавление лишних букв и слогов.

С каждым годом детей, у которых возникают подобные проблемы на письме, становится все больше и больше. К сожалению, в школах зачастую всех учеников оценивают по одной шкале и не учитывают, что дети с речевыми проблемами нуждаются в особом отношении. В идеале необходим школьный логопед.

— Может ли помочь логопед, если у ребенка есть серьезные неврологические заболевания, и он в возрасте трех лет практически не произносит никаких звуков?

— К логопеду нужно обращаться обязательно. Но ребенка со сложными диагнозами обязательно нужно наблюдать у нескольких специалистов: логопед-дефектолог, психолог и невропатолог, который назначит медикаментозное лечение.

— Есть ли смысл заниматься с логопедом, если ребенку предстоит делать хирургическую операцию, затрагивающую речевой аппарат?

— Занятия в этом случае нужны как до хирургического вмешательства, так и после него. До операции логопед поможет сформировать фонематический слух, который станет основой для дальнейшего развития речи.

— Стоит ли полагаться на то, что речевые проблемы ребенка решат в детском саду?

— В дошкольных учреждениях работают хорошие специалисты, но они очень ограничены во времени. Как правило, детей берут на занятия всего два раза в неделю, причем одно занятие — групповое, другое — индивидуальное продолжительностью 15-20 мин. Что можно успеть за этот время? К примеру, у меня 10-15 минут уходит только на массаж речевого аппарата.

Поэтому, если у ребенка есть сложности, не стоит рассчитывать, что с ними удастся полностью справиться в детском саду. Либо к работе придется очень активно подключаться самим родителям, либо обращаться в специализированные центры, где логопед сможет оказать индивидуальную помощь.

— Как выбрать хорошего логопеда?

— Мне сложно выделить конкретные критерии. Думаю, самое лучшее — ориентироваться на отзывы других мам. Наблюдать за результатами. И, конечно, учитывать, как ваш ребёнок относится к специалисту, насколько ему комфортно с ним. Дети не принимают фальшь и, наоборот, чувствуют, если им хотят помочь.

— Современные дети много времени проводят перед телевизором и активно пользуются гаджетами. Как это сказывается на развитии речи?

— Переизбыток мультфильмов и других телевизионных программ приводит к тому, что дети перестают понимать, что они смотрят. Я считаю, что нужно выбирать только хорошие добрые мультики, при этом ограничить время их просмотра. И самое главное — обсуждать с ребенком то, что он увидел: как он понял сюжет, кто из героев ему понравился и т.д.

То же самое касается и гаджетов. Да, полностью обойтись без них в нашем веке сложно. Да, сейчас немало интересных развивающих программ. Но использование электронных устройств можно разрешать только в очень-очень разумных пределах! В противном случае ребёнок теряет чувство реальности, страдают и зрение, и речь, и память.

— Поделитесь проверенными методами профилактики речевых нарушений. Каким правилам нужно следовать с пеленок, чтобы в будущем пришлось меньше обращаться к логопедам?

— Как я уже говорила, важно с грудничкового возраста заниматься общефизическим развитием: массаж, бассейн, гимнастика, закаливание и т.д. Создавайте для растущего ребенка возможность много двигаться. Обязательно делайте пальчиковую гимнастику и развивайте мелкую моторику — ведь ручки — это второй орган речи. Очень полезно играть в мяч, раскрашивать карандашами, делать дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.

Сейчас и в интернете, и в литературе много информации о том, как делать артикуляционную гимнастику. Только помните, что очень важно выполнять упражнения правильно и четко, непременно делайте это перед зеркалом. Определенные виды массажа речевых зон можно провести в домашних условиях с помощью зубной щетки.

Для развития речи очень важно, как родители общаются с ребенком. Разговаривают ли они с ним с самого рождения или молча кормят и кладут в кроватку? Читают ли они ему книжки? Поют ли песенки? Насколько правильно сами произносят сложные звуки?

Не бойтесь пользоваться полноценной взрослой речью, когда общаетесь с малышом. Поверьте, невозможно сформировать “богатый” словарный запас, если всю жизнь слышишь одни «уси-пуси». Объясняйте, что значат сложные слова, помогайте украсить речь интересными оборотами. Одним словом, не упрощайте все, не бойтесь идти вперед. И вскоре ваш ребенок начнет самостоятельно строить красивые правильные предложения.

— Ваши пожелания родителям.

— Любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть. И при этом помогайте развиваться, становиться более уверенными в себе, смелыми и сильными! Чистая и правильная речь всегда способствует этому и помогает быть успешным в жизни.

В свою очередь специалисты «Маминого клуба» будут рады видеть ваших деток на занятиях. Мы стремимся создать максимально комфортные условия и предлагаем полный комплекс услуг для гармоничного развития. Но главное, мы всех деток принимаем с любовью, радуемся их непохожести и ищем свой подход к каждому маленькому человечку.

«Мамин Клуб» ждет маленьких гостей и их любящих мам по адресу:

г. Екатеринбург, улица Мира, 44б. Тел. (343) 379 07 97.

Сайт: www.maminclub66.ru

Источник