Как лепка влияет на развитие речи ребенка

Как лепка влияет на развитие речи ребенка thumbnail

Лепка из глины ребенком

Одним из сложных процессов для каждого ребенка является развитие речи. У одних детей первые слова появляются достаточно рано, у других намного позже. Чтобы речевая активность у ребенка была в норме, с ним обязательно необходимо заниматься, побуждать к разговору, стараться учить его новым словам и фразам, но не перегружать чрезмерно его психику.

Речь ребенка по своему формированию схожа с этапами развития человечества в целом: появлением жестов, возгласов, определенных слов и в последствие словесной речи. И так как речь человечества формировалась благодаря труду, речевая активность ребенка тоже зависит от его деятельности и увлечений. Если его окружают множество предметов, круг понятий малыша соответственно расширяется. А, если в игре ребенка есть определенные ограничения, словарный запас заметно беднеет.

Немаловажным фактором в процессе формирования речи играет контакт со взрослыми. Многими учеными уже доказано, что речевые центры, расположенные в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами, исходящими от пальцев рук. В связи с этим лепка из глины будет только способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, а в последующем и речи. Начальные слоги появляются благодаря освоению ребенком тонких движений рук, а от дальнейшей тренированности пальчиков будет зависеть уже последующее развитие речи.

Тренировать моторику рук необходимо продолжать и в возрасте трех-пяти лет, чтобы подготовить малыша к школе. А здесь занятия лепкой будут как раз заменять пальчиковые игры. Благодаря освоению этого искусства, уровень интеллекта ребенка будет зависеть не от хорошего владения ножницами или карандашом, а от умения выполнять точные движения руками.

Глина помогает развить всевозможные стороны личности ребенка:

  • Маневренность и силу пальцев;
  • Координацию движения рук;
  • Развитие речи;
  • Моторику рук.

Ребенок лепит из глины

При изготовлении собственной поделки ребенок получит схожий эффект, что и на массаже. А если у него присутствуют дефекты речи, можно изготавливать отдельные части скульптуры, а потом соединять их в единое целое, при этом делать акцент на объяснении происходящего. Объяснив свои действия, попросите малыша, чтоб и он прокомментировал свои. Перед началом лепки можно поинтересоваться у него, что он хочет слепить, какого размера, конфигурации и как это желает украсить. С удовольствием малыш познает новые области искусства. Кроме того, стимулирование речи ребенка отлично скажется на словарном запасе школьника.

После завершения лепки, необходимо попросить ребенка, чтобы он проанализировал свой труд, дал оценку изделиям своих друзей, рассказал о полученных впечатлениях.

Необходимо сказать, что кроме развития речи, лепка оказывает психотерапевтическое воздействие. Когда малыш изготавливает фигурки животных, дает им забавные клички, разыгрывает сюжет из сказок или мультфильмов, он учится строить взаимоотношения. А тем более, когда эта игрушка создана своими руками, ребенок к ней бережно относится. Группе деток можно предложить слепить разных персонажей, а после занятий лепки разыграть спектакль. Таким образом, ребятишки будут взаимодействовать друг с другом, грамотно формировать и излагать свои мысли и идеи. Групповая коллективная работа благотворно повлияет на развитие речи, восприятие ребенка, поскольку умение решать общие задачи в коллективе – важнейший элемент для будущего ученика.

Источник

Светлана Сергань
«Пластилинография как способ развития речи ребёнка»

Психолого-педагогический портрет группы воспитанников.

Дети посещают логопедическую группу МАДОУДСКВ №15 станицы Старо-минской и имеют III уровень речевого развития. Дошкольники III уровня речевого развития могут более свободно общаться с окружающими. Их речь развернутая, фразовая с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Важно заметить, что у некоторых речь понятна только близким взрослым. Самостоятельное общение остается затрудненным. Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий. Нарушено звукопроизношение.Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение, недифференцированное произнесение звуков, смазанное произношение некоторых звуков. Слоговая структура сложных слов и слов со стечение согласных – нарушена. Страдает и речевая активность – дети неохотно пользуются речью для достижения своих целей, общения. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Важно отметить, что у всех детей группы отмечается пониженный уровень развитияосновных свойств внимания: недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имеются специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом выполняют операции сравнения, обобщения. Эти дети, неловки, движения их плохо координированы недостаточно развита моторика рук. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», — писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например,такими: игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Необходимо отметить, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики. Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт — отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции дошкольника шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

В процессе своей работе привлекала родителей к активному участию в процессе по развитию мелкой моторики и развития речи ребёнка.

«Пластилинография как способ развития речи ребёнка»

Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая дошкольниками именно при рисовании пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь в этот мир начинается в душе человека. Художественное творчество — это во многом работа, исходящая от сердца. Настоящим художником может стать только тот, кто всей душой проникается искусством и приложит максимум усилий для совершенствования своего мастерства. Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения.

В прямом смысле это касается работ с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук мастера. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает повышенный интерес к творческому процессу и приносит удовлетворения результатами, побуждая к последующей деятельности.

Каждое новое творческое для ребёнка – это не просто умение, навыки, опыт; это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Как лепка влияет на развитие речи ребенка

Новизна представляемого педагогического опыта.

Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраст способствует:совершенствованию качества развития моторных умений детей с нарушением речи; развитию тактильных ощущений;расширению представлений детей об окружающем мире;

у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки;дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;в работах детей преобладают новизна и оригинальность;у детей появился повышенный интерес, творческая активность;

Как лепка влияет на развитие речи ребенка

алое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.

Новизна моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

Как лепка влияет на развитие речи ребенка

Источник

Родительское собрание «Влияние лепки на развитие речи дошкольников»

СП д/с «Аленушка», «Солнышко» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина.

Педагог дополнительного образования Павлова Людмила Павловна

Детское объединение «Юный скульптор» 1, 2 год обучения

Цель:

Установить доверительные отношения между родителями группы.

Сформировать положительный настрой и устойчивый интерес к лепке.

Задачи:

• Познакомить родителей со свойствами и возможностями использования пластических материалов для развития мелкой моторики у детей раннего возраста;

• Познакомить с простейшими приёмами лепки;

• Научить создавать простейшие поделки из пластилина;

• Познакомить с пальчиковыми играми для раннего возраста.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук»«Все дело в его руках»«Дать волю рукам»«Глаза боятся, а руки делают».

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что у большинства детей, поступающих в д/с, слабо развита мелкая мускулатура рук, не сформирована координация движений руки и глаза. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с первой младшей группы).

Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметила, что один из них отдаёт предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, учитель г. Москва, другие — теневому театру (А. В. Мельникова, г. Краснодар, третьи лепке, конструированию (3. И. Богатеева, г. Ульяновск).

Я решила использовать в своей работе по развитию мелкой моторики руки нетрадиционные техники лепки.

Лепка – это создание объёмных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, снега и других.

Специалисты в Китае утверждают, что игры с участием пальцев и рук приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Они утверждают, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца – на сердце.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребёнка каждого из пальчиков, помогайте ребёнку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребёнком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться.

Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры.

1. Сжимать и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые мягкие игрушки. «Ты утёнок не пищи, лучше маму поищи!».

2. Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого; а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

«Вот дедушка, вот бабушка, вот папочка, вот мамочка, вот деточка моя, а вот и вся моя семья!»

3. На первые 2 строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами 7 строчки пальцами другой руки брать мизинец и слегка покачивать. В конце хлопнуть в ладошки.

«Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, всех накормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала – он много шалил, тарелку разбил!».

4. Пальцами правой руки здороваться с пальцами левой руки, похлапывая друг друга кончиками. В конце помахать друг другу ладошками.

«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – всех я вас приветствую!».

5. Указательный и средний пальцы ходят по ладошкам.

«Топ, топ, топ, топают ножки. Мальчик ходит по дорожке».

6. Упражнение «Цепочка». Все пальчики попеременно соединяем с большим, поворачивая при этом руки. «Пальчики перебираем и цепочку получаем!».

Недоразвитие мелкой моторики влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Все это говорит о том, что с детьми, у которых слабо развита мелкая моторика рук, целесообразно проводить специальную работу по развитию навыков лепки с помощью нетрадиционных методик.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы: занятия, совместная деятельность воспитателя с детьми, свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Пластичные материалы представляют большие возможности для развития и обучения детей. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объёмных поделок.

В своей работе я использую следующие техники лепки:

Лепка из солёного теста (тестопластика);

Пластилинография.

Для развития мелкой моторики рук очень полезна лепка из солёного теста. Кристаллики соли, которые находятся в тесте, раздражают нервные окончания пальцев и тем самым воздействуют на участки мозга, которые отвечают за формирование речи.

Игры с солёным тестом особенно полезны для детей с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. Они обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребёнка; подготавливают руки к работе с более тугим материалами (пластилином и глиной, активизируют мелкую моторику рук; способствуют развитию воображения памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка; формируют эмоциональный и речевой контакт с взрослыми; стимулирует пониманию речи и активную речь самого малыша; приручают ребенка к аккуратной работе за столом.

Знакомя детей с лепкой из солёного теста, я предлагаю детям:

1. Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).

2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски, шарики ладошкой и каждым из пальчиков.

3. Делать отпечатки ручек детей, пальчиков, палочек.

4. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).

Я использую следующие приемы лепки:

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской фор-мы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Что же такое – пластилинография? Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, что позволяет наиболее приблизить изображение к реальному образу.

Занимаясь с детьми лепкой, я всегда стараюсь сделать занятия интересными и доступными.

Много внимания в своей работе я уделяю коллективным поделкам. Коллективное выполнение работы способствует формированию у дошкольников навыков совместной деятельности. Что очень важно на пути подготовки к школе. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, необходим целый ряд умений: учёт мнения партнёра, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательств взрослого, оценить отношение партнёра к порученному делу и др.

Интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнёра (подравнивают края, подделывают детали, другие договариваются делать то, что у них лучше получается. Если у кого-то не получается, то ребята стараются поддержать друг друга.

Таким образом, применение в работе нетрадиционных техник лепки способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь развивает речь и мышление ребенка. А самое важное – дети чувствуют себя первооткрывателями, создателями чего-то нового и получают огромное удовольствие от результатов своего труда.

Ребята с удовольствием рассказывают о своих работах-поделках, о последовательности выполнения, почему именно так украсили, придумывают интересные истории и небылицы, что способствует развитию монологической речи, фантазии и умственной деятельности.

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям органично развиваться, а нам – педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Источник