Как к естественному моменту развития ребенка

Готовность ребенка к школе — один из самых волнующих вопросов для современных родителей. Большинство из них хочет дать детям хорошее образование! Для этого предлагается осознанное и системное развитие ребенка порой не с рождения, а с момента планирования беременности. Неужели все так серьезно?
Раннее развитие ребенка: необходимость или миф?
В наше время всё чаще встречается мнение, что ребёнку необходимо раннее развитие. О его важности в СМИ существует масса публикаций педагогов и психологов, авторитетных в глазах родителей. Их главная мысль: ранее развитие ребенка жизненно необходимо! Естественно, что любящие взрослые готовы на всё.
Спрос рождает предложение. И мы видим в каждом городе, районе центры развития маленьких гениев. В детских магазинах нам предлагается несметное количество пособий по раннему развитию на любой вкус и кошелёк. Заботливые мамы с воодушевлением cкупают их, чтобы ежедневно заниматься с малышами или закреплять знания, полученные в школах для малышей.
Что же предлагается заботливым родителям в большинстве случаев под «соусом» раннего развития? Обучение счёту, чтению и письму, а также энциклопедические данные по всем направлениям, начиная от сотворения вселенной и заканчивая нанотехнологиями. Всё это преподносится с пометкой «0+».
Если мы придём на занятия по подготовке детей к школе, то увидим, что дошкольников учат считать, писать, читать и сидеть красиво за партой. Если ребёнок посещает детский сад, то с каждым годом в его расписании добавляется столько занятий, что в подготовительной группе почти не остаётся времени на прогулки и игры.
Почему же, несмотря на обилие школ и методических пособий, на усилия родителей и педагогов, вопрос о снижении уровня образованности современных школьников обсуждается не только у учительских, но и стенах министерства образования. Неужели новое поколение неспособно усваивать потоки полезной информации?
Дело в том, что «РАННЕГО» развития детей не существует в принципе. Есть понятие естественного развития человека. Мы с рождения наделены желанием познавать новое. Это стремление к помогает формированию навыков, которые необходимы для достижения желаемого. А новые знания становятся базой для дальнейшего развития ребенка. И так всю жизнь. Меняется только ведущая (главная) для конкретного возраста деятельность.
Как происходит развитие ребенка
В психологии есть понятие «литический период». Это время, когда интенсивно развивается определённая психическая функция (способность нашего головного мозга). По его окончании данную функцию развить практически не возможно. И если развитие было недостаточным, то другая психическая функция, зависящая от неё, тоже пострадает в своем развитии. И в этом как раз кроется секрет хорошей успеваемости ребёнка в школе. Но чтобы этот секрет раскрыть, давайте посмотрим, какие требования необходимы для успешного обучения.
Готовность к школе: что должен уметь ребенок
Чтобы ребёнок мог успешно учиться, у него должны быть развиты:
- воображение, чтобы ясно представить изучаемый материал, запомнить его, выполнять творческие задания, проекты и т.п., найти способ, как получить новые знания самостоятельно;
- произвольность, чтобы удерживать внимание во время занятий, преодолевать препятствия и трудности;
- умение общаться с одноклассниками и учителями;
- самооценка, необходимая для осознания своих возможностей и постановки новых учебных целей и задач.
Когда ребёнок шагнёт во взрослую жизнь, для успеха в различных сферах ему будут крайне необходимы:
- креативность, которая формируется на основе воображения;
- воля, появившаяся от произвольности;
- коммуникабельность, в основе которой лежит умение общаться;
- рефлексия – производная самооценки.
Как видите, про буквы и цифры здесь ни слова.
Игра — ключ к гармоничному развитию ребенка
Чтобы развить в необходимой степени вышеперечисленные способности, нужно позволить ребёнку пройти все этапы естественного развития. Для этого необходимо создать благоприятные условия в каждом литическом периоде. Главным, единственным, незаменимым и естественным условием развития ребёнка становиться, чтобы вы думали? Игра.
Не обучение в игровой форме, а настоящая игра. Связано это с ведущей деятельностью дошкольника. В среднем до 7 лет именно игровая деятельность ведущая. В зависимости от возраста она меняет свою форму и содержание. Давайте посмотрим, как именно игры формируют нужные для успешного обучения качества личности.
Воображение
Чтобы научиться придумывать, фантазировать нужно уметь оказываться в выдуманном мире, в окружении реальных и нереальных героев, с которыми могут произойти всевозможные события.
Произвольность
Она развивается, когда дети учатся соблюдать определённые правила, сдерживают личные желания, чувства, учитывают общие интересы, действуя в паре или команде.
Умение общаться
Для этого навыка игра предоставляет все условия, где требуется умение договориться, обсудить, аргументировать свои действия, выразить свои желания, приниять точку зрения партнёра.
Самооценка
В адекватной самооценке, важно уметь смотреть на себя со стороны, узнать свои способности и интересы, понять то, как видят тебя со стороны партнёры по игре.
Игры, которые развивают: сюжетно-ролевая
Всё это с успехом развивается в ходе сюжетно-ролевых игр. Такие игры позволяют детям придумывать реальные и нереальные сюжеты: от строительства дома, покупок в магазине, до покорения замка грозного дракона и путешествия в прошлое. Дети устанавливают правила, изменяют их, корректируют, учатся совместно действовать, чтобы игра была интересной и динамично развивалась.
Но для такой сложной деятельности необходимо дорасти.
Созревание обычно происходит условно годам к 5. До этого дети осваивают умение организовать игру, быть её режиссером с различными предметами. Поэтому игра в возрасте 3-4 лет называется режиссёрско-предметной.
Игры, которые развивают: режиссёрско-предметные
В ходе такой игры для малыша не важно, что в руках у него просто палочка или кубик. Воображение помогает превратить их в слоника, богатыря или Дюймовочку, которым ребёнок в своём воображении создаёт подходящие миры, приводит к ним «друзей», из предметов, которые понравились. Действие игры разворачивается на столе, потом может переместиться на пол, затем на подоконник и на диван. Это позволяет ребёнку познавать и постигать ещё и пространство. В подобной деятельности ребёнок выступает и в роли режиссера, и в роли актёра, и в роли зрителя. А последняя роль становится основой развития его самооценки.
Но чтобы передать своим фигуркам качества героев, ребёнку необходимо иметь представления о них: он предварительно должен их «пропустить через себя». Для этого малыш проходит этап режиссёрско-образной игры.
Игры, которые развивают: режиссёрско-образные
Этот этап обычно протекает в возрасте 2,5 лет, когда ребёнок «примеряет» на себя различные образы. Можно сказать, что он играет в театре одного актёра. Мы видим, как кроха превратился в киску, также двигается, мяукает и просит молочка. А через некоторое время вместо киски пред вами воин, отважно сражающийся с врагами. Ещё пару минут, и воин «идёт» в школу или на работу.
Игры, которые развивают: предметные
Как видите, здесь без воображения не обойтись. Но и оно формируется не сразу после рождения. Это умение создавать в своей голове образы, а как их создашь, не познакомившись с источниками образов в реальности. Поэтому дети до трёх лет создают «банк образов». И задача взрослых обеспечить «приток капиталов», то есть позволить детям заниматься предметно-манипулятивной деятельностью, которая в глазах взрослых выглядит как игра.
Это весьма важный процесс. Когда ребёнок трогает, стукает, пробует, разбирает, экспериментирует, взаимодействует с предметами. Он не только знакомится и с ними. В его сознании формируется и образ предмета, и образ самого себя. Это фундамент для формирования самооценки и вообще рождения новой личности. Поэтому очень важно позволять ребёнку играть с предметами вместо заучивания букв и цифр.
Залог успешного развития ребенка
Правда, без одного очень важного условия малыш не станет познавать окружающий мир. Развитие ребенка и познание мира происходят из точки спокойствия. Обязательно нужно доверять миру. Это базовое доверие формируется как раз с момента рождения. Здесь главнейшим источником естественно развития является эмоциональное общение крохи с человеком, который о нём заботится. Обычно это мама. Поэтому лучше заменить развешивание карточек с цифрами и фигурами проявлением ласки, нежности к ребёнку. Пестование, поцелуи, улыбки и игра в «ку-ку» принесут гораздо больше пользы для успешного развития, чем приобретение абонемента в детский развивающий центр.
Теперь вы знаете секрет успешного обучения и развития. Развитие ребенка — это игра. Но не просто игра, а по правилам возраста и в соответствии с периодом развития ребёнка. Пусть наши дети играют и естественно развиваются на радость нам и для собственного счастья.
Евгения Битова
- Дипломированный педагог, психолог, мотивационный тренер
- Мама четверых мальчишек
- Автор проекта: «Мамино время. Родительство в радость»
- Сайт Евгении https://happyparent.ru/
- Группа ВК https://vk.com/time_4_mom
Спасибо Евгении за столь подробный и содержательный рассказ о мифах и правде в развитии детей!
Источник
Все родители с нетерпением ждут и замечают, когда малыш впервые начинает улыбаться, четко произносит «мама» или делает первый шаг. Когда ребенок в первый раз сам садится на горшок, идет в детский сад, а потом впервые остается там без рыданий на прощание. Но есть и множество других значимых событий в жизни детей, которые легко можно пропустить — а они являются более значимыми, чем может показаться. MedAboutMe предлагает родителям список из двенадцати важных моментов и объясняет, что они означают в процессе развития ребенка.
Грудные дети и важные моменты их развития
3 месяца: развитие чувства юмора
В течение первых месяцев жизни ребенок — это сосущее, пачкающее подгузники и спящее существо, порой страдающее от колик и невнимания. Постепенно развиваясь, малыш начинает улыбаться и гулить, но в период от 3 до 6 месяцев груднички начинают дозревать до чувства юмора и смеются над тем, что кажется им смешным.
Мозг младенца начинает учиться обрабатывать информацию значительно быстрее, чем в период новорожденности. Кроха начинает реагировать на смешные рожицы, «угрозы» проглотить и хихикает в ответ на поцелуи в живот и пяточки.
После полугодия чувство юмора становится более утонченным: ребенок смеется над походкой, как у пингвинчика, использование игрушек не по назначению. Так, можно вызвать бурное хихиканье, положив плюшевого мишку себе на голову или в самом деле падать при прочтении стишка «идет бычок, качается». Поощряйте и создавайте такие моменты. Смех вместе с ребенком в этом возрасте помогает формировать зарождающиеся социальные навыки общения и взаимодействия.
Реакция на звуки: 4-5 месяцев
Дети начинают распознавать голоса родителей, особенно мамин, еще во время внутриутробного развития. Но в районе 4-5 месяцев младенцы начинают не просто узнавать, а пытаться активно двигаться в сторону маминого голоса и других интересных звуков.
Этот период знаменуется созреванием центров слуха в головном мозге, что позволяет грудничку определять, откуда исходят шумы, и двигаться в сторону нужного. Это хорошее время для особого материнского голоса — женщины используют этот прием неосознанно, повышая тональность и удлиняя гласные при обращении к малышам. Такое специфическое произношение является оптимальным для научения детей речи, и мамы точно знают, как надо говорить!
Копирование мимики: 6-8 месяцев
Улыбка — это, как правило, первая «рожица», которую малыш учится строить примерно в возрасте 6 недель. Но вот к 8 месяцам ребенок уже вполне может подражать взрослому, надувая щеки или складывая губы кружочком. Примерно в этом же возрасте дети могут начать подражать родителям в их привычном выражении лица: радостном, печальном, сердитом, депрессивном. Так, если взрослые выглядят веселыми, дети, скорее всего, тоже будут радостно улыбаться.
Речевое развитие ребенка: гуление и слоги от 6 до 10 месяцев
Вокализации — это ключевой этап в развитии умения разговаривать. Гуление и слоги — те блоки, на которых базируется речь. Появление многочисленных вокализаций, интонирования, слогов «бабаба», «нанана» и т. п. показывает, что развитие ребенка достигает стадии управления звукопроизношением и попыток общаться. Лепет прогрессирует, становится более сложным, по интонациям напоминает настоящую речь, с паузами и изменением тональности.
Поддержите своего малыша, заводите разговоры, спрашивайте и слушайте «ответы», комментируйте их, даже если смысл и непонятен. Такие предречевые тренировки помогают усвоить схему речи и особенности произношения.
Этапы развития малышей
Появление прилагательных: 18-24 месяца
Если раньше собака была собакой, а мячик — мячиком, то теперь наступает момент использования прилагательных. Большой красный мячик и белая пушистая собака означают, что ребенок не только видит объект и помнит его название, но и замечает, чем схожие предметы отличаются друг от друга.
Поощряйте использовать описания предметов, произносите больше прилагательных, это увеличивает словарный запас и развивает наблюдательность и умение систематизировать объекты.
Снимание подгузника: от 18 до 24 месяцев
Да, это не тот момент, о котором захочется написать в истории семьи. Но он также важен, и все дети делают это. Во-первых, это забавно и легко достижимо. Малыш может сам снять подгузник и статься голышом. Во-вторых, в познавательной активности присутствует и изучение связи причины и следствия: «я снял подгузник, мама побежала за мной, вот веселье!».
Ну а в-третьих, примерно в это же время дозревают функции, сообщающие малышу о дискомфорте пребывания в мокром подгузнике, и это знак, что кое-кто готов уже приучаться использовать горшок.
Забота о другом: 2-3 года
Это исключительно милая картинка: малыш, утешающий расстроенного друга. Дети в этом возрасте начинают проявлять альтруистические чувства и потихоньку понимать отличие себя от других людей. Цените и развивайте подобные проявления, моделируя ситуации («Мишка упал, давай его пожалеем») и читая соответствующие детские книжки.
Одна нога на ступеньке: от 2,5 до 3 лет
Однажды при подъеме или спуске о лестнице вы замечаете, что ребенок не наступает, как прежде, на каждую ступеньку двумя ногами, а ходит, как взрослый. Это значит, что крупная моторика совершила «рывок» в развитии баланса между верхней и нижней частями тела. Развивайте умение балансировать, покажите, как можно прыгать на одной ноге или ходить по линиям и бордюрам.
Развитие ребенка-дошкольника
Воспоминания о прошлых событиях: от 3 до 4 лет
Воспоминания ребенка в этом возрасте в основном связаны с сильными эмоциями, хорошими и плохими: как Дед Мороз приходил прямо в дом или испугала собака на улице. Способность вспоминать означает, что дошкольник развивает понятие последовательности событий и и сохраняет воспоминания, важные для обучения в будущем.
Конечно, поначалу все вспоминается нечетко и складывается в категорию «вчера». Помогайте развитию ребенка, комментируя и восполняя пробелы в памяти: «Верно, а еще перед приходом Деда Мороза мы слепили снеговика во дворе», рассматривайте фотографии и подарки, укрепляя память.
Первая маленькая ложь: от 3 до 5 лет
Конечно, мало кто захочет развивать качества, способствующие лживости. Но сама способность показывает, что ребенок достиг нового уровня рассуждений: он осознает, что потенциально может влиять на исход событий своими словами.
Большинство первых опытов маленьких врунишек связаны с попыткой избежать наказания: «Это не я съел конфеты» или «Он сам первый ударил!». Не стоит читать лекции о неприемлемом поведении, дошколята больше реагируют на действия, чем на слова. Объясните, что врать плохо, и это повлечет за собой такие итоги, как лишение привилегий, игрушки или тайм-аут в играх и общении.
Повторение ритма музыки: около 4-х лет
В этом возрасте дети научаются хлопать в ладоши в соответствии с ритмическим рисунком любимой мелодии. Это важно, так как свидетельствует о способности сосредоточиться, сконцентрироваться на цели и услышать общую ритмическую мелодию. А еще показывает неплохую координацию движений.
Помогайте ребенку услышать разные ритмы в других песнях, прохлопывать, простукивать их, использовать трещетки, бубен, дудочку. Это не просто развитие слуха, это основы и речи, и арифметики.
Самостоятельное одевание: от 3 до 5 лет
Младший дошкольник пытается стать независимым и начинает одеваться сам. О чем это говорит?
Чтобы полноценно одеваться, нужны хорошо развитые моторные навыки и чувство равновесия. В три года малыш может натягивать на себя штаны и футболки, а вот пуговицы, молнии и липучки осваиваются, как правило, не раньше 4-х. Помогайте малышу отстаивать свою независимость и развиваться физически, предлагайте несколько простых штанишек и футболок, и набирайтесь терпения, если он точно решил, что сегодня оденется сам.
Источник
С рождением ребенка в жизни родителей начинается совершенно новый этап – креативный. Ведь создание условий для жизни маленького человека – это творческое занятие! В современном мире так много теорий воспитания, что порой так легко утонуть в этом море различных подходов и методик.
Начинается настоящая гонка! Современные родители заняты постоянным придумыванием занятий для своих детей. Мы все время хотим их как-то занять и развлечь. Так дети перестают сами себя занимать, и им требуется все больше нашего участия. «Мне скучно. Что мне сделать?». Они требуют все больше и больше внимания, а у родителей нет столько сил и возможностей, чтобы удовлетворить все детские желания.
С малолых лет дети ходят в развивающие группы, потом кружки, развлекательные центры, парки развлечений. Целая индустрия построена на том, что в выходные родители ведут детей «отдыхать». Зоопарки, аквапарки, дельфинарии, театры, кино.
Что в итоге получает ребенок? Кучу эмоций, впечатлений, новых желаний. Однако, он никогда не бывает доволен. Детям не нужны наши жертвы, за которые мы через 20 лет выставим счет: «Я тебя растила, кормила, столько всего вкладывала в тебя, а ты».
На самом деле, родителям нужно всего лишь прожить с ребенком простое настоящее детство. Шлепать вместе босиком по песку, ходить колесом на траве, устроиться в кроне любимого дерева и ощущать солнечное тепло в прикосновении зеленых листьев. Ребенку нужен контакт с мамой и папой. И контакт по возможности должен быть постоянным. Это не о том, что весь день нужно сидеть и смотреть на него. Контакт заключается в возможности ребенка в любой момент обратиться к родителям. С просьбой, с желанием поделиться чем-то, с болью.
Когда малыш рождается, его первым делом кладут на живот маме. Ему нужно продолжение контакта. И первое время он просит ее быть максимально близко. Спать вместе, носить в слинге, кормить грудью. Со временем такой плотный контакт трансформируется. Из телесного – в более эмоциональный. Двухлетнему малышу важно показать маме свои навыки, получить пожалелку после падения, помощь в сложной ситуации. Трехлетнему нужны ответы на все вопросы, помощь в установлении контактов с миром, обучение навыкам самообслуживания и помощи.
Детям нужно знать, что у них есть возможность в любой момент обратиться к маме. Если у ребенка есть это понимание, он не станет дергать родителей каждые пять минут. Потому что ему не нужно себе это доказывать. В современном мире родителям сложно обеспечить ребенку такой контакт. Мы пропадаем на работах с утра и до ночи. А в выходные нужно успеть переделать накопившиеся по дому дела. Родители начинают компенсировать свое отсутствие, «покупая» лояльность ребенка очередными развлечениями.
Находиться в контакте с ребенком – не так просто. Позволить ему выдергивать нас из важных дел для того, чтобы оценить рисунок. Или услышать его внезапное предложение о прогулке во время проливного дождя. Или даже просто заметить, что ему сейчас не по себе, — даже если он об этом не говорит. Если у него нет контакта – ему все время будет чего-то не хватать. Проще купить подарок, чем поговорить по душам. Проще отпраздновать день рождения в кафе, чем с душой испечь торт. Проще на выходные поехать в центр развлечений, чем вместе пойти в поход. Проще купить готовый дом, чем вместе его построить. Проще взять круглосуточную няню, чтобы она вырастила ребенка.
Чего же хотят наши дети?
Они хотят просто быть с нами. Иметь возможность учиться у нас. Быть в контакте. Какой бы искусственной ни становилась окружающая среда, родительская любовь остается настоящей. Почему бы родителям не начать делать то, что им самим интересно, вместе с детьми?
Наши дети хотят, чтобы мы были счастливы рядом с ними. Чтобы мама, сидящая в декрете, не чувствовала себя сурком. Чтобы папа не отказывался от своих хобби из-за них. Чтобы в отпуске отдыхали все. Чтобы им дали возможность быть значимыми и самостоятельными.
Важно определить точку перехода – когда у ребенка появляются свои интересы, своя жизнь, свои планы. И с этого момента дать ему личное пространство. Увидев опыт родителей, он будет осознавать, как можно исполнять свои желания так, чтобы всем от этого было хорошо.
В помощь родителям и на радость детям, были разработаны и сконструированы спортивно-игровые комплексы KIDWOOD из натурального дерева.
KIDWOOD – это уникальная система естественного развития детей:
- многофункциональный спортивный комплекс;
- игровая зона развития интеллектуальных и творческих способностей;
- сенсорная зона с элементами различной фактуры.
Ребёнок играет и развивается самостоятельно, естественно и гармонично, без особого участия взрослых. Ребёнок чувствует заботливые руки мастера, который обработал каждую дощечку и создал доброжелательное развивающее пространство. Как и все деревянные вещи, уголок KIDWOOD дышит и дарит естественное природное тепло.
Дети не хотят, чтобы ради них мы жертвовали своим счастьем, отношениями. Вместе со счастливыми родителями – ребенок становится счастливым. И ключевых слова здесь два – «вместе» и «счастливыми». И оба равнозначны.
Источник