Как игра влияет на развитие внимания ребенка

Как игра влияет на развитие внимания ребенка thumbnail



В статье описан опыт работы по созданию условий для развития внимания ребёнка, посредством игровой деятельности. Игра – деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д.

Ключевые слова: концентрированное внимание, произвольное внимание, специальноорганизованные игры и упражнения, экспериментальная работа.

В дошкольном детстве закладываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать внимание, а конкретнее — произвольное, столь важное для ребенка данного возрастного этапа. Ребенку необходимо уметь сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить на нём интенсивное (концентрированное) внимание, с определённой скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей дошкольного возраста возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребёнок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной же обстановке ему ещё трудно так организовать свою психическую деятельность.

Насколько сильно и интенсивно ребёнок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам и случайным помехам определяет концентрация внимания. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, поэтому её важно развивать.

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Даже дети подготовительной группы ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности.

В настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдается тенденция к снижению развития внимания: рассеянность, частая отвлекаемость.

Одним из наиболее специфических и характерных видов деятельности, свойственных детям дошкольного возраста является игра. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Известные психологи (Л.С. Выготский, В.С. Мухина и другие) считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того чтобы дошкольник научился произвольно управлять своим вниманием, его надо учить рассуждать вслух. Под влиянием различных видов деятельности у ребенка в дошкольном возрасте развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость. Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность. Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза.

Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Игровая деятельность, отличается от других форм занятий ребенка, так как в игре создается мнимая ситуация. Это происходит в результате расхождения видимого и смыслового поля, которое появляется в дошкольном возрасте. Мнимая ситуация заключает в себе правила поведения. Ребенок вообразил себя матерью, а куклу — ребенком, значит, он должен подчиняться правилам материнского поведения. Любая игра с мнимой ситуацией есть игра с правилами, и любая игра с правилами есть игра с мнимой ситуацией. Например, играть в шахматы, значит создавать мнимую ситуацию, потому что фигуры могут ходить только так, как установлено правилами.

С этой целью для развития личности дошкольника, необходимо максимально использовать игру, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребёнка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

На базе МДОУ детский сад № 99 г. Волжского, мы провели экспериментальную работу, где в ходе эксперимента выяснили, что именно игра позволяет развивать все виды внимания и его свойства у детей. Она формирует умение сосредотачиваться, позволяет шире приобщать ребенка к жизни в доступных формах, что способствует более успешному усвоению учебного материала, а использование дидактических игр, игр- упражнений и заданий в различных видах деятельности создает оптимальные условия для развития личности ребенка, стимулирует познавательную активность и способствует умственному развитию. В ходе экспериментальной работы нами были проведены три серии экспериментов: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте приняли участие 10 детей 4-5 летнего возраста.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка в младшей группе

Цель нашей исследовательской работы заключалась в том, чтобы изучить влияние игр на развитие внимания дошкольников.

Для этого нами был изучен теоретический материал по вопросам формирования у детей дошкольного возраста такого психического процесса, как внимание; использования игр как одного из средств активизации познавательной деятельности дошкольников и, конкретно, развития внимания.

Нами были определены основные условия организации игровой деятельности и требования к ее подготовке; были рассмотрены структура, задачи, виды и этапы проведения игр. Проведенный анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые педагог должен опираться, используя систему приемов организации и развития внимания. В нашей работе в качестве главного средства развития внимания у детей была выбрана дидактическая игра. Данный метод работы был выбран нами, так как именно игровые ситуации активизируют деятельность дошкольников, делают их восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Именно дидактические игры вносят разнообразие и эмоциональную окраску в познавательную деятельность, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность. По нашему мнению, систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации познавательной деятельности дошкольников, положительно влияющим на развитие внимания и его составляющих.

Вторая часть нашей работы была посвящена изучению влияния игровой деятельности на развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста.

Наша экспериментальная работа включала три этапа:

1. Констатирующий;

2. Формирующий;

3. Контрольный.

Целью первого этапа нашей работы было определение первоначального уровня развития внимания у детей средней возрастной группы. Перед нами стояла задача определения его уровня развития у детей, принимающих участие в нашей экспериментальной работе. По ее данным было определено, что у многих детей достаточно низкие показатели: низкий уровень – 40%, Число детей со средним уровнем составило 50%. Высокие показатели развития внимания были определены только у 10% детей.

Формирующий этап нашего исследования был основан на использовании дидактических игр в целях повышения уровня развития внимания у детей средней возрастной группы ДОУ. Нами была разработана программа, основанная на использовании дидактических игр, направленных на развитие компонентов такого психического процесса, как внимание. Сюда нами были включены:

1. Игры на развитие устойчивости внимания: «Что изменилось?», «Куда расплываются рыбки», «Лабиринт», «Составь квадрат», «Колумбово яйцо».

2. Игры на развитие концентрации и объема внимания: «Нанизывание бусинок», «На витрине магазина», «Помоги Петрушке найти свой домик».

3. Игры на развитие объема внимания: «Найди два одинаковых предмета», «Выкладывание узора из мозаики», «Кто внимательнее?», «Недостающие детали».

4. Игры на развитие переключения и распределения внимания: «Найди отличия», «Строители», «Найди героев передачи», «Куда идем мы с Пятачком», «Рыба, птица, зверь», «Запомни фигуры», «Что было бы, если…».

5. Игры на развитие слухового внимания: «Что мы слышим?», «Летает – не летает», «Исправь ошибки», «И я там был».

6. Игры на развитие избирательности внимания: «Поиск образцов», «Найди такого же котенка», «Найди слова, в которых есть слог образец», «Найди фигуры, из которых состоит домик», «Где чья собачка?».

7. Игры на развитие произвольного внимания: «Слушай команду», «Смотри на руки», «Что где лежит?», «Найди двух одинаковых животных», «Два гнома», «Вам барыня прислала», «Найди лишнее в рисунке».

В процессе проведения разработанной нами программы игр нами были отмечены положительные изменения: внимание детей стало более устойчивым, целенаправленным. Было отмечено снижение уровня рассеянности внимания у детей с низким уровнем и переход их в группу с более высокими показателями.

На заключительном этапе контрольного эксперимента мы провели повторную диагностику с целью определить результаты нашего предыдущего этапа работы, где была реализована программа игр, направленных на повышение уровня развития внимания у детей средней возрастной группы МДОУ детского сада № 99, включающих как комплекс игр, так и комплекс игр-занятий. Нами были получены данные, которые говорят о том, что составленный и реализованный на практике нами комплекс значительно улучшает показатели уровня развития внимания дошкольников. Возросло количество детей с высоким уровнем – с 10 до 40%, значительно сократилось количество детей с низким уровнем — с 40 до 10%. при этом дети данной группы (40%) перешли на более высокую ступень — средний уровень развития внимания.

Это позволяет сделать вывод и подтверждает нашу гипотезу, что систематическая, целенаправленная работа по развитию внимания и его свойств посредством дидактической игры дает свои положительные результаты. У детей значительно возрос интерес к дидактическим играм, они узнали много новых игр, научились выполнять правила, стали больше внимания обращать на инструкцию, проговаривая ее во время выполнения заданий. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно находили пути и способы самоорганизации деятельности: предварительная группировка предметов, принятие соответствующей позы, устранение отвлекающих моментов, повторение инструкции. Независимо от характера деятельности задание выполняли до конца, что говорит о развитии произвольности, устойчивости, концентрации внимания.

Из этого следует, что по результатам проведения повторной диагностики видна эффективность проведенной нами работы. Дети дошкольного возраста начинают применять приемы самоорганизации внимания; инструкция для дошкольников имеет значение для лучшего понимания и запоминания задания, которое повышает интерес к деятельности и повышает устойчивость внимания; и при помощи игр можно развивать внимание и его свойства.

Литература:

  1. Авраменко В.В. Возрастная психология: пособие. – Могилев, 2005.
  2. Анищенко О.А., Вяткина Л.А., Мащенко М.В. Развиваем в игре.- Мн., 2000.
  3. Гулякевич Г.Ф. Игры по ознакомлению с окружающим миром. – Мн., 1991.
  4. Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л.А.Венгер, В.В.Холмовской. – М., 1978.
  5. Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988
  6. Дьяченко О.М., Лаврентьев Т.Г Психологическое развитие дошкольника.- М.,1984.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
  8. Миронова Р.М. Вместе весело играть: Дидактические игры для детей ст. дошк. возраста. – Мозырь, 2003.
  9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте.- Екатеринбург, 1999.
  10. Мухина С.В. Развитие внимания, памяти и воображения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1974. № 2, с. 21-26.
  11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.
  12. Усова А.П Обучение в детском саду. 3-е изд.- М., 1981.
  13. Хрестоматия по вниманию.- М., 1976.
  14. Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей: Популярное пособие дляродителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1995.
Читайте также:  Развитие правильной речи ребенка дошкольного возраста

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая деятельность, внимание, возрастная группа.

Источник

Игры на развитие внимания у дошкольников.

Внимание — это психический процесс, который обеспечивает концентрацию сознания на каком-то объекте. Оно помогает из большого потока информации выделить наиболее важную , для человека. Учитывая психические процессы ребенка и при этом участие или неучастие воли, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное (ещё его называют пассивным) возникает спонтанно, оно не зависит от намерений человека, у произвольного же есть сознательная цель. Непроизвольное внимание в период старшего дошкольного детства доминирует над произвольным, ребенок еще не умеет управлять своим внимание и чаще всего оно зависит от внешних впечатлений. Ребенок еще быстро отвлекается, не может долго концентрироваться на одном объекте. В возрасте 5-6 лет у детей начинает появляться произвольное внимание уже не по указке взрослого, а под влиянием самоинструкции (дошкольник регулирует этот процесс при помощи внутренней речи). Произвольное внимание возрастает по мере развития его главных свойств (концентрация, объем и др.) и к семи годам дети уже удерживают свое внимание на интеллектуально важных для них объектах. Старший дошкольный возраст характеризуют такие психические процессы ребенка, как переход от непроизвольного внимания к произвольному. Для психики ребенка это очень важный и значимый период. В это время дети могут удерживать внимание на какой-либо картинке около десяти минут, переключать его с одного предмета на другой, разделять между несколькими предметами. Во время игр, например, дети могут играть уже с несколькими игрушками. Это свидетельствует о том, что увеличивается объем внимания. В период дошкольного детства психические процессы ребенка таковы, что устойчивость внимания еще невелика, дети не могут долго задерживать интерес на одном и том же предмете, но к старшему дошкольному возрасту устойчивость существенно увеличивается. Это видно на примере игр. Если в младшем дошкольном возрасте дети могут играть в одну и ту же игру всего полчаса, то в старшем это время увеличивается до двух часов. Ребенок под руководством взрослого может выполнять довольно неинтересную для него работу, если он понимает, что это дело нужное и его нужно обязательно закончить. Он не отвлекается, даже , на более интересную для него работу, пока не закончит начатое. Бывает и так, что поначалу неинтересная для дошкольника работа заинтересовывает его и становится увлекательной. Развитие свойств внимания в старшем дошкольном возрасте связано с изменением организации жизни. Кроме игры появляются такие виды деятельности, как учебная и трудовая. В качестве заключения выделим особенности внимания, характерные для этого возрастного периода: возрастает объем внимания (ребенок уже способен воспроизводить до нескольких предметов сразу); возрастает устойчивость за счет интереса к учебе и познавательной деятельности; у детей мало практического опыта, поэтому способность к быстрому переключению, а также распределению развиты слабо; Длительное время удерживать внимание в этом возрасте ребенок еще не может, но эта характеристика уже на порядки выше, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста — внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой, под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки. Произвольное внимание развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь.

Внимания требует любая игра, однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач.

Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

Упражнения и игры для тренировки внимания, многие из которых не требуют специальной подготовки и которые могут проводиться, где угодно, широко известны: выкладывание по образцу, картинки «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Вычеркни букву», «Что перепутал художник?» и др. Главное, систематичность, разнообразие и увлечённость взрослых и детей.

Игра «Раз, два, три — говори!»

Задача игры:

Научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности, а другие – волевых усилий.

Описание игры:

В качестве игрового материала используются картинки, отражающие предметное окружение ребенка (вещи, животные, одежда, деревья и т. п.).

Взрослый предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы называть. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем». Перед последним словом (говори) выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый называет картинку, получает ее. Необходимо иметь дубликаты картинок на тот случай, если сразу несколько детей дадут правильный ответ.

Затем игра меняется. Отгадывать предлагается не всем детям одновременно, а двум-трем. Группы формируются в порядке очередности.

Правила игры:

1. Прежде чем дать ответ, нужно внимательно посмотреть на картинку и вспомнить, как называется изображенный предмет.

2. Называть предмет можно только после слов: «Раз, два, три — говори!»

Читайте также:  Школьное обучение и развитие ребенка

Игра « Поставь пальчик.»

Задача игры:

Развитие целенаправленного внимания.

Описание игры:

Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет воспитатель. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

В начале игры детям предлагается посмотреть все картинки, назвать изображённые на них предметы. После этого приглашается пара детей, перед которыми раскладываются все картинки. Объясняют правила игры. Затем произносят слова: «Кто из вас раньше найдёт и укажет пальчиком, где находится яблоко?» Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку дается возможность «отыграться», но если он и на этот раз не найдёт картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми.

Правила игры:

1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовёт предмет. Запрещается снимать палец со стола раньше времени.

2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.

3. Победителя называют все участники игры.

Игра « Прятки с игрушками»

Задача игры:

Развитие у детей устойчивости внимания.

Описание игры:

Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», — говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?». Победителю даётся какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.

Правила игры:

1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.

Игра «Отзовись, не зевай!»

Задача игры:

Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания.

Описание игры:

Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка – позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети.

Правила игры:

1. Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.

2. Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.

3. Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры-до времени – это секрет каждого ребенка.

Игра « Найди ошибку»

Задача игры:

Развитие слухового внимания и памяти.

Описание игры:

1 вариант. Взрослый просит слушать внимательно и медленно читает стихотворение, потом предлагает детям сказать, что повар положил и куда.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьет поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет (О. Григорьев)

2 вариант. Прослушать стихотворение-путаницу и сказать, что в нем неправильно.

Тёплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет? (Л. Станичев)

Правила игры:

1. Не выкрикивать ответ, пока стихотворение не будет прочитано до конца.

Игра «Зачеркни кружок с точкой»

Задача игры: Развитие распределения внимания.

Описание игры:

На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.

Игра «Слушаем и хлопаем»

Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.

Описание игры:

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

Еще несколько игр на развитие внимания и памяти.

Игра «Что появилось?»

Взрослый ставит на стол несколько предметов: кубик, маленькую игрушку, чашку, свечку, песочные часы и др. Дети смотрят на предметы в течение 1-2 мин. Затем просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов ещё несколько. Просит повернуться одного из детей и назвать, что появилось. Потом этот ребенок снова отворачивается. Для каждого из детей – разные дополнительные предметы.

Источник