Как факторы окружающей среды влияют на развитие ребенка
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Марита Жиляева
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников
«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его
высокий уровень здоровья, вполне возможно». Академик Н. М. Амосов
Окружающая среда – один из факторов, влияющих на здоровье и образ жизни детей. Детский организм более чувствителен к изменению окружающей среды. Доказана прямая связь между здоровьем детей и различными факторами экологии.
Положительное влияние экологии. Большинство из нас всегда стремится к природе – в горы, в лес, к берегу моря, озера или реки, где чувствуется прилив сил. Окружающий ландшафт способен оказывать на эмоциональное состояние ребенка различное влияние. Пребывание на свежем воздухе и созерцание красот природы успокаивает нервную систему и стимулирует жизненный тонус. Не менее серьезное влияние на самочувствие детей и оказывают погодные условия. Всем хорошо известно, что воздух около текущей воды бодрит и освежает. Объясняется это тем, что в нем содержится большое количество отрицательных ионов, положительно влияющих на здоровье. Именно по этой причине свежим и чистым представляется воздух после грозы. Нельзя не отметить богатство лекарственных средств,которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.
Влияние плохой экологии на здоровье. Множественные факторы окружающей среды, оказывают влияние на организм ребенка, его физическое и умственное развитие, на дыхание, обмен веществ, кровообращение, процесс пищеварения и т. д. Качественные и количественные изменения в обмене веществ, спровоцированные изменениями в экологии, могут вызывать и нарушения в росте и строении организма.
Плохое экологическое состояние ухудшает здоровье детей, вызывая отравление токсинами и тяжелыми металлами, кроме того, провоцирует развитие гиперактивности у детей.
Воздух. Загрязненный воздух сегодня остается одной из главных проблем любого крупного города. Доказано, что проживание поблизости оживленных автострад повышает вероятность развития бронхиальной астмы у детей. Сажа, пыль и другие мелкие частички, содержащиеся в загрязненном воздухе, способны вызывать спазм бронхов и сильный кашель, они раздражают слизистую оболочку носа и могут спровоцировать появление аллергического насморка, и послужить причиной раздражения глаз, появления конъюнктивита.
Вода. Купание в загрязненных водоемах, в особенности, если это пруд со стоячей водой, способно привести к заражению контагиозным моллюском. Намного более трудно обходиться без водопроводной воды, имеющей
повышенную жесткость из-за чрезмерного содержания солей. С целью минимизировать негативное воздействие данных компонентов, желательно использовать дома фильтры для очистки воды. Вода — это жизнь, ведь без нее не может существовать ни одно живое существо. Нужно с рождения приучать ребенка к употреблению необходимого количества жидкости для здоровья и хорошего самочувствия.
Защитные меры. Чтобы свести к минимуму вредное влияние загрязненной экологии на здоровьедетей нужно следовать простым советам:
• проводите больше времени с детьми на свежем воздухе – за городом, в лесу. Чистый воздух – лучшее лекарство для легких;
• установите дома специальный очиститель воздуха, который собирает разные неблагоприятные примеси и пыль;
• регулярно проводите влажную уборку, спрячьте все книги за стекло на полку, избавьтесь от ковров, собирающих пыль;
• для питья лучше всего использовать только бутилированную воду. Желательно, готовить на воде, очищенной с помощью фильтра;
• максимально ограничить употребление продуктов, в которых содержатся стабилизаторы, консерванты и прочие добавки, оказывающие плохое влияние на состояние организма. Пища детей должна быть максимально простой;
• в районах с плохой экологией детям чаще назначают витамины, антиоксиданты, препараты, содержащие йод и кальций, иммуномодуляторы;
• защитить детей от электромагнитного излучения можно, ограничив время их пребывания перед компьютером, телевизором, использование мобильного телефона и т. д.
Подводя итоги, можно сказать, что для сокращения негативного влияния экологии на детей мы должны сами заботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки того природного баланса, в котором человечество способно существовать нормально.
Мы часто говорим детям фразу: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но как оказалось не всякая вода и не всякий воздух полезен и солнце в одном случае дарит здоровье, в другом попросту убивает. Поэтому, крайне необходимо научить детей правильному пониманию положительного и отрицательного влияния различных факторов среды на их здоровье. Научить их получать от природы только заряд бодрости и хорошего настроения.
Источник
Почему дети тупее своих родителей
Важными составляющими в формировании гармоничного развития детского организма являются определённые функций, которые способны не только физически развивать ребёнка, но и формировать его социальную среду и сознание. Именно окружающая среда, в основном, способна обусловливать воспитание и развитие детей, проявляя активные, систематические, целенаправленные действия, постоянно направленные на его непрерывное и динамичное развитие (психическое и физическое).
Организм современного ребенка постоянно подвержен разнообразным воздействиям (положительным или отрицательным) окружающей его среды. Это не только воздух, температура, освещение и состав воды, но и потребляемая им пища, окружающие его определённые виды растений и животных. Все эти перечисленные выше природные условия, существенно изменяемые человеком, очень влияют на физическое и умственное развитие каждого ребёнка.
Напрямую воздействуя на физиологические функции, окружающая каждого ребёнка внешняя среда, способна непосредственно воздействовать на его обмен веществ, дыхание и даже уровень кровообращение, включая и постоянные процессы, происходящие в пищеварении. Ведь именно из-за количественных и качественных изменений в обмене веществ, вызванных различными природными условиями жизни ребёнка, происходят изменения даже в физическом развитии организма, нарушая его строение и рост, а порой и умственное развитие.
Ребёнок — Лицо Бога. Читает Сергей Стрижак
Роль организма в жизни каждого ребёнка
Необходимо учитывать, что уже с рождения малыша, его мозг призван отвечать за все, что происходит с его организмом и, в частности – за гармоничное развитие его духовности и уровня сознания. Современная наука утверждает, что мозг человека работает всего на семь процентов, а что же происходит с остальным и какова роль мозга вообще?
Природой так создано, что мозг дан человеку для того, чтобы он на протяжении всей своей жизни смог развивать свои интеллектуальные способности. Это позволяет постоянно развиваться и расширять врожденные способности на так называемом информационном (полевом) уровне, а не только физическом. В.Вернадский еще в начале двадцатого столетия говорил о том, что современный человек представляет собой совершенную квантовую систему, в которой присутствует постоянно развивающееся физическое тело и полевой вид структуры. А благодаря неразрывному единству этих двух составляющих человеческого организма, каждый индивидуум существует и развивается в виде сложной биоэнергоинформационной системы, в которой взаимодействуют биополевые структуры в виде – подсознания, сознания и сверхсознания.
Какова же роль каждой из биополевых структур в жизни развивающегося организма ребёнка, от чего они могут зависеть, и какое негативное влияния на них могут иметь современные информационные технологии, включая вездесущий интернет. Это вопрос скорее риторический, ведь на сегодняшний день данная тема практически не изучена полностью – можно только допускать определенные выводы по поводу всего происходящего.
Родившись, ребёнок, параллельно с постоянным совершенствованием всех двигательных функций, стремится развивать и свою определенную физиологией эмоциональную сферу. Возникающие у него элементарные чувства проявляются в виде эмоции и видны буквально уже с первого дня жизни.
Вначале проявляются лишь отрицательные эмоции, которые возникают в ответ на все неблагоприятные воздействия окружающей его среды на его тело, в виде – понижения температуры, переполнения кишечника, спазмов в пустом желудке, строгого тона матери или резкого звука, а так же неизвестных для него предметов . На раннем этапе развития, психика каждого ребёнка обусловлена, преимущественно, созреванием и дифференциацией определенных двигательных функций организма.
Все реакции родившегося малыша в первые дни его жизни и даже недели, преимущественно, выступают как двигательные (физические) реакции, проявляясь в виде – крика, двигательного беспокойства и плача. Всё это возникает как ответ на каждый раздражитель, который является в виде — холода, недостатка пищи, резкого изменения положения его тельца.
Уже с третьего месяца новорожденный ребёнок свою деятельность преимущественно внешне проявляет в виде игровой формы, где при игре своими ручками и ножками у него возникают первые эмоции, которые он демонстрирует как явное удовлетворение от выполняемых элементарных и постоянных движений. Благодаря этим игровым действиям у ребенка создаются предпосылки в постепенном формировании представлений о его теле. Со временем совершенствуя свои двигательные навыки, ребёнок создаёт условия для того чтобы можно было воспользоваться более усложнённой игровой деятельностью, где малыш использует доступные ему в обращении различные предметы (игрушки).
Обучение Детей. Разумное Человечество
Роль восприятия окружающего мира на развитие психики малыша
Непрерывное развитие психики у малыша является достаточно сложным процессом в созревании и усложнении всех психических функций и личности в целом, которые происходят под прямым влиянием определённых факторов. Это не только наследственно-биологические и социальные факторы (воспитание, обучение, влияние окружающей среды). В жизни каждого ребёнка развитие его психики находится в непрерывном процессе развития. Обычно развитие не всегда может протекать более равномерно – это происходит скачкообразно, где периоды медленного развития с постепенным созреванием, сменяются на периоды с бурным развитием.
Для каждого возрастного периода характерны анатомо-физнологические и психологические особенности ребёнка, при которых проявляются новые социальные потребности и определенные, характерные для данного этапа, взаимоотношения ребёнка с окружающей его средой.
Постоянное развитие всего организма ребёнка постепенно усложняет и углубляет его познания, при этом развивая и его умственные способности, формируя определённые отношение малыша к окружающему его миру – здесь и происходит уже непосредственное становление его личности как уже сформировавшегося человека.
Созревание определённых психических функций происходит достаточно последовательно и определяется соответствующими этапами, где:
- первым этапом является развитие в основных двигательных функциях (начиная с момента рождения и до одного года);
- вторым этапом развития являются более сложные двигательные функций, где происходит и созревание чувственной сферы (в период с одного года до трех лет);
- третьим этапом созревания выступает эмоциональная сфера (в период 3 – 12 лет);
- четвёртым этапом созревания выступает мыслительная деятельность (после двенадцати лет).
Эти этапы не означают, что формирование каждой психической функции должно начинаться и завершаться строго в указанные периоды по определённому возрастному времени. Начало формирования для нового психического качества (новой функции) всегда закладывается в предшествующем этапе развития, еще до начала нового этапа, на котором психическая функция только созревает. Приведенная последовательность определённых стадий в психическом созревании является лишь условной – её можно брать только за основу.
Пякин В. В. Дети и мультфильмы. Чтение сказок детям. Диафильмы
Роль социальной экологии в формировании сознания ребенка
Современные специалисты, которые непосредственно занимаются экологическими проблемами, влияющими на здоровье детей, в условиях «организованного» детства (в виде детских садов и школ), вместе с работниками образования и медицины, смогли разработать простые и весьма надежные, а так же информативные и достаточно доступные методики. Они позволяют определять функциональное здоровье для каждого ребёнка. Это поможет получить необходимый аттестат здоровья для ребёнка, который называется еще экологическим паспортом здоровья.
Внедряя постоянный мониторинг здоровья детей в систему образования – такой подход к детям поможет сформировать надёжную базу для внедрения профилактической медицины, которая станет основой для системы образования по всей стране. Для развивающегося организма ребёнка, который постоянно активно формируется и совершенствуется, влияние окружающей среды не только на его здоровье, но и на сознание, является определяющим фактором в его развитии сознания, по сравнению с уже полностью сформированным организмом у любого взрослого человека.
Ведь кроме окружающей среды, на формирование личности ребёнка существенное влияние оказывает социальная экология, выступающая в виде семьи малыша, жизненных условий, привычек родителей и даже социальной гигиены.
У нас есть шанс спасти детей! Владимир Базарный
Отрицательно влияет на ребёнка не только низкое качество самого питания, но и постоянные стрессы. Ведь всё, что происходит в его окружении (обществе), способно напрямую влиять на здоровье развивающегося ребёнка, и не только на физической. Можно даже сказать, что состояние ребёнка представляет объективное, естественное и биологическое определение, выступающее в виде индикатора не только экологического благополучия в обществе.
Системное развитие ребёнка и формирование его сознания
На сегодняшний день показатели здоровья современных детей держатся на цифре в пределах 60 %, а то и выше, в то время как относительно здоровых детей дошкольного и школьного возраста в стране в два раза меньше от средних показателей.
В наше время очень важна тема экологической безопасности для здоровья каждого ребёнка. Ведь, изменяя определённые условия жизни, всегда можно напрямую воздействовать и на умственное, и физическое развитие современных детей. Применяя трудовое воспитание и физические упражнения, а так же рационально организуя обучение, питание и быт для каждого ребёнка, можно целенаправленно изменить умственное и физическое развитие каждого молодого человека.
Систематический физический труд, и проведение тренировок в виде физических упражнений и занятий спортом, смогут неуклонно совершенствовать функции в органах чувств и всей нервной системы, повышая физическую и умственную активность, и изменяя общее строение всего организма (скелет, скелетные мышцы, внутренние органы) и его реактивность.
Реактивность проявляется способность организма существенно изменять все физиологические функции под воздействием внешней среды. Это проявляется как защитные реакции, которые призваны противодействовать вредному влиянию окружающей среды, при существенных изменениях всей жизнедеятельности организма. Ведущую роль реактивности отводят социальным условиям, которые и определяют эти функции развивающегося детского организма.
Реактивность у каждого ребёнка с возрастом постепенно совершенствуется и это обуславливается развитием его нервной системы. Но, необходимо учитывать и свойства наследственности и наследственной предрасположенности, где может проявиться, как физическое, так и умственное воспитание детей, основанное на благоприятных или неблагоприятных условиях жизни. Стоит учитывать и воздействие неблагоприятных условий окружающей ребенка среды, которые способны влиять не только на физическое и умственное развитие малыша, и его здоровье, но и на учение, а так же поведение и непосредственно на сознание.
Мировоззрение человека | Как изменить?
Именно благодаря социальным и экономическим условиям в воспитании ребёнка (в быте, жилище, питании, труде, физических упражнениях, предупреждении всевозможных болезней) формируется его сознание. При этом необходимо учитывать и местные условия (пищу, климатические и географические факторы и профессионально-производственные навыки), которые оказывают непосредственное влияние не только на физическое развития ребёнка, но и на его восприятие окружающего мира, а так же на формирование сознания. Учитываются так же условия жизни ребёнка, ресурсы и степень адаптации организма, а так же индивидуальные различия, что оказывают влияние на природное формирование сознания ребенка.
Источник